Преподобный стефан махрищский

Молитва преподобному святителю Стефану, игумену Махрищскому, чудотворцу

Главная » Все молитвы » Молитва преподобному святителю Стефану, игумену Махрищскому, чудотворцу

Икона Образ Преподобный Стефан, Махрищский чудотворец

Молитва преподобному святителю Стефану, игумену Махрищскому, чудотворцу

Всеблаженне и Преподобне Отче Стефане, прославленный угодниче Пресвятыя Троицы, престолу Ея предстоя с лики святых ангел и всех святых, помяни нас, в бедах и скорбех припадающих к цельбоносному твоему гробу и молящихся тебе: услыши молитвы наша и принеси к престолу Триипостасного Бога, прося у Него нам богатыя милости, здравия душам и телесем нашим, наипаче же отпущения грехов, благодати и спасения. Ты бо, имея дерзновение к Нему, можеши умолити Его, да подаст нам в житии нашем благая и вся, яже на пользу нашу и во уготовление к вечному животу. О, благий и верный рабе Божий, истинный учениче Христа, избранный сосуде Святаго Духа, Чудотворче Стефане! Молим тя усердно: сотвори нас грешных причастники бытии благодатных дарований, ими же тя Бог обогати, и буди нам по Бозе наставник к богоугодному житию, утишитель бури страстей, помощник в скорбех и бедах, и заступник от враг видимых и невидимых; да и мы, богоугодно прешедше поприще сея жизни, твоим предстательством и богоприятными твоими молитвами, будем наследницы царствия Божия и сподобимся вкупе с тобою предстояти престолу Царя славы. Ему же подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Стефану, Махрищскому чудотворцу, составленная игуменом Саввой

О великий угодниче Божий, отче наш преподобный Стефане! Веруем убо, аще ты и многими веками от нас отдаленный, но любвеобильным твоим духом не отлучаешься от места земнаго твоего подвига, ты с нами грешными всегда пребываешь; мы же, благодарящее о сем Господа, благоговейно покланяемся святым твоим мощам и любезно целуем твой образ. О великий наш ходатай, веруем твоему о нас предстательству и просим тебя со слезами умиления: моли Господа Вседержителя, всем предстоящим во святом храме сем и на всяком месте призывающим тебя на помощь, даровать в настоящей жизни оставление грехов, мир душевный, благое жительство, вожделенное здравие и многия лета; а в будущем веке, удостой нас чад своих узреть тебя лицеем к лицу и услышать о нас вожделенный твой глас: Се аз и дети их же ми дал еси, и да сподобимся купно с тобою предстать престолу Царя небесного и улучить радость конца неимущую, аминь.

Тропарь преподобному Стефану Махрищскому

Тропарь, глас 8:
Православия ревнителю,/ благочестия наставниче и чистоты,/ ищущим спасения путеводительный светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ преподобнаго Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре,/ ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси/ и пустыни населил еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:
Чистотою душевною божественно вооружився,/ блаженную жизнь совершил еси,/ в пустыню, яко в рай, вселився,/ благодать приял еси от Бога/ исцеляти различные недуги приходящим к честней раце твоей,/ и души молитвою возводити к божественной высоте,/ темже имеяй дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся преподобне Стефане, постников удобрение.

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче наш Стефане, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Акафист святому Стефану, игумену Махрищскому, чудотворцу …

Источник: http://vsemolitvi.ru/index.php?id=prayers/stefan-mahrishchskij

27 ИЮЛЯ — ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО СТЕФАНА МАХРИЩСКОГО

При изучении жития одного из самых сильных святых нашего Отечества, а именно преподобного Сергия, игумена Радонежского, становится очевидным достаточно важный факт: безмерно велико было количество людей, так или иначе взаимодействовавших с подвижником при его земной жизни.

Это не только родственники, друзья, ученики, коллеги, но и представители различных сословий, случайные субъекты, а также многочисленные собеседники. В число последних входил среди прочих и преподобный Стефан Махрищский.

Вам ни о чем не говорит это имя? Тогда настоящий материал просветит вас, познакомив с житием указанного святого, память которого чествуется Православной Церковью ежегодно 27 июля.

Жизнь преподобного Стефана Махрищского в Киево-Печерской Лавре.

Преподобный Стефан Махрищский был родом из Киева. Он появился на свет в начале XIV века в благочестивой семье.

Обратите внимание

Родители будущего святого жили в соответствии с христианскими обычаями и догмами, потому были людьми богобоязненными. По данной причине как только сын вступил в пору отрочества, они пожелали обучить его Закону Божьему.

Так Стефан Махрищский познакомился с премудростью книг духовного содержания. В итоге он преуспел и в чтении, и в письме.

Будущий подвижник рано возлюбил Бога всем своим сердцем и принял монашеский постриг с тем именем, которое уже нам известно (о мирском, увы, сведений не сохранилось). Он подвизался на служение в Киево-Печерской Лавре.

Там подвижник постепенно приучился к воздержанию от мирских страстей, строгому посту, непрестанной молитве, кротости, смирению, одним словом – ведению иноческого образа жизни без малейшего ропота.

Братия монастыря прониклась к Стефану Махрищскому искренним уважением и любовью, покоренная его послушанием и добротой сердечной.

Среди современников подвижника, также служивших Богу в стенах Киево-Печерской Лавры, были такие святые, как затворники Лаврентий и Руф, диакон Макарий, святитель Арсений Тверской, преподобный Силуан схимник, воин Тит, святитель Дионисий Суздальский и др. Почти все они на сегодняшний момент почивают в Дальних пещерах древнего монастыря.

Своя обитель.

Жизнь Стефана в Киево-Печерской Лавре продлилась до середины XIV-го столетия. Затем святой покинул родные стены и отправился в Москву. Историки полагают, что такой поступок Стефана Махрищского был вынужденным, вызванным начавшимся к тому времени притеснением православных христиан на юге Руси униатами.

Пришедший в Москву подвижник получил благословение митрополита Феогноста, после чего стал пустынножителем. Он мог бы жить в любом из московских монастырей, тем более, что сделать сие подвижника уговаривал неоднократно великий князь Московский Иоанн Иоаннович Кроткий, но выбрал подвиг уединения, поселившись в дремучем лесу.

Это место находилось в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского, располагаясь на берегу речушки Махры в Кинельской области. Стефан поставил здесь крест, срубил для себя келью, устроил огородик. Скоро прознали про местожительство святого люди из окрестных деревень и потекли к преподобному нескончаемым потоком.

Важно

Одни приходили за мудрым советом, другие за благословением. Некоторые захотели обустроиться рядом со Стефаном, дабы разделить с ним тяготы жизни отшельника, и получили на то разрешение старца.

Спустя короткое время святитель Московский Алексий благословил подвижника на освещение храма во имя Святой Живоначальной Троицы и возведения при данной церкви монастыря.

Соответственно, Стефан Махрищский получил повышение, став иеромонахом и игуменом новой обители.

Со своей стороны уже упомянутый выше князь Московский Иоанн дал подвижнику разрешение на пользование землей и пожертвовал немалые суммы на строительство монастыря.

Так как обитель, управляемая героем данной статьи, находилась недалеко от монастыря, которым заведовал Сергий Радонежский, естественно, что между святыми установился близкий контакт. Имея общие убеждения, они крепко подружились. Часто преподобные посещали друг друга, подолгу беседовали, находя взаимное утешение в таких разговорах.

Однажды, расстроенный притеснениями собственной братией, игумен Троице-Сергиевой Лавры отправился к Стефану в Махрищскую пустынь. Встретить его вышли все монахи обители во главе с наставником.

Оба святые попросили друг у друга одновременно благословение, после вошли в церковь и по совершении молебна провели много времени в душеспасительных разговорах. Преподобный Сергий несколько дней жил в Махрищской обители. Затем он с одним из иноков последней отправился на поиски подходящего места для возведения монастыря.

И нашел-таки: обитель спустя какое-то время выросла на берегу реки Киржач. Ее преподобный Сергий назвал в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В новой обители игумен Радонежский прожил три года.

Совет

Преподобный Стефан тоже сталкивался с подобного рода проблемами. Он стал жертвой гонения со стороны крестьян деревни Юрцово – те боялись, что подвижник отнимет у них земли. Эти люди выгоняли святого из Махрищской пустыни, угрожая убийством. Все смиренные увещевания подвижника были бесполезны.

И тогда он сделал, как ему велели: поручил монастырь иноку Илии, а сам ушел из родной обители ночью, взяв с собой ученика своего Григория. Долго шли они, пока, наконец, не остановились в удельном княжестве Авнежском. Там, на реке Сухоне Стефаном Махрищским была основана Троицкая Авнежская пустынь.

В этом добром деле святому помогли пожертвования богатого местного землевладельца Константина Димитриевича, который в дальнейшем стал монахом обители Кассианом.

Слава о новоявленном монастыре разнеслась во все концы земли русской. Прослышал об устроении обители и сам князь Димитрий Донской. Он пригласил Стефана в Москву и пожаловал подвижнику земельные угодья.

Также есть сведения о многочисленных беседах, происходивших между князем и старцем.

Кстати, именно Димитрий Донской способствовал возвращению Стефана в его родную Махрищскую пустынь, где святой исполнял долг игумена до конца своих дней.

Кончина святого преподобного Стефана Махрищского.

Будучи уже убеленным сединами глубоким старцем, Стефан Махрищский осознал, что вскоре душа его покинет бренный мир. Перед смертью преподобный успел дать наставление братии и при свидетелях поручил управление монастырем священноиноку Илие. Святой скончался 14 июля (н.с. 27 июля) 1406 г. Тело его предали земле у стены срубленной им церкви.

Во время погребения от мощей преподобного исходил дивный аромат, из чего братия поняла: их духовный отец – святой. Это осознание укрепило в монахах веру в Бога и стремление продолжать дело старца, выполняя в точности наставления подвижника. К сожалению, последнее строго осуществляли лишь первые преемники святого: игумены Илия и Николай.

Обратите внимание

Мощи преподобного были обретены при строительстве на месте уничтоженного как-то пожаром храма аналогичной церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Над ними соорудили каменную церковь в честь святого, само тело положили в раку. С тех пор люди получают множество исцелений от мощей Стефана Махрищского.

Икона преподобного Стефана Махрищского защищает от врагов, тех, кто открыто выражает вам свою неприязнь и от тех, о ком вы не знаете. Это значит, что святой образ отведет от вашего дома грабителей и недоброжелателей. А всех членов Вашей семьи икона защитит от влияния пагубных страстей.

Святой преподобный Стефан Махрищский покровительствует нареченным именами Стефан и Степан.

Перед иконой святого Стефана Махрищского просят об исцелении.

Молитва, обращенная к преподобному, облегчает страдания больных эпилепсией, параличами. Икона помогает при различных нарушениях речи, а также защищает от врагов, тех, кто открыто выражает вам свою неприязнь и от тех, о ком вы не знаете.

Тропарь преподобному Стефану, глас 8

Православия ревнителю,/ благочестия наставниче и чистоты,/ ищущим спасения путеводительный светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ преподобнаго Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре,/ ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси/ и пустыни населил еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Стефану, глас 8

Чистотою душевною божественно вооружився,/ блаженную жизнь совершил еси,/ в пустыню, яко в рай, вселився,/ благодать приял еси от Бога/ исцеляти различные недуги приходящим к честней раце твоей,/ и души молитвою возводити к божественной высоте,/ темже имеяй дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся преподобне Стефане, постников удобрение.

Величание преподобному Стефану:

Ублажаем тя, преподобне отче наш Стефане, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Молитва преподобному Стефану:

Всеблаженне и Преподобне Отче Стефане, прославленный угодниче Пресвятыя Троицы, престолу Ея предстоя с лики святых ангел и всех святых, помяни нас, в бедах и скорбех припадающих к цельбоносному твоему гробу и молящихся тебе: услыши молитвы наша и принеси к престолу Триипостасного Бога, прося у Него нам богатыя милости, здравия душам и телесем нашим, наипаче же отпущения грехов, благодати и спасения. Ты бо, имея дерзновение к Нему, можеши умолити Его, да подаст нам в житии нашем благая и вся, яже на пользу нашу и во уготовление к вечному животу. О, благий и верный рабе Божий, истинный учениче Христа, избранный сосуде Святаго Духа, Чудотворче Стефане! Молим тя усердно: сотвори нас грешных причастники бытии благодатных дарований, ими же тя Бог обогати, и буди нам по Бозе наставник к богоугодному житию, утишитель бури страстей, помощник в скорбех и бедах, и заступник от враг видимых и невидимых; да и мы, богоугодно прешедше поприще сея жизни, твоим предстательством и богоприятными твоими молитвами, будем наследницы царствия Божия и сподобимся вкупе с тобою предстояти престолу Царя славы. Ему же подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Мученица ирина египетская

Молитва преподобному Стефану, Махрищскому чудотворцу, составленная игуменом Саввой:

О великий угодниче Божий, отче наш преподобный Стефане! Веруем убо, аще ты и многими веками от нас отдаленный, но любвеобильным твоим духом не отлучаешься от места земнаго твоего подвига, ты с нами грешными всегда пребываешь; мы же, благодарящее о сем Господа, благоговейно покланяемся святым твоим мощам и любезно целуем твой образ. О великий наш ходатай, веруем твоему о нас предстательству и просим тебя со слезами умиления: моли Господа Вседержителя, всем предстоящим во святом храме сем и на всяком месте призывающим тебя на помощь, даровать в настоящей жизни оставление грехов, мир душевный, благое жительство, вожделенное здравие и многия лета; а в будущем веке, удостой нас чад своих узреть тебя лицеем к лицу и услышать о нас вожделенный твой глас: Се аз и дети их же ми дал еси, и да сподобимся купно с тобою предстать престолу Царя небесного и улучить радость конца неимущую, Аминь.

Источник: http://regeneratione.ru/pravoslavie/voprosy-i-otvety/27-ijulja-den-prepodobnogo-stefana-mahrishhskogo/

Преподобный Стефан Махрищский

27 июля – память преподобного Стефана Махрищского

В Александровском районе Владимирской области, на рубеже Московской и Владимирской Руси есть старинное село Махра.

Еще в XIV веке здесь, у слияния рек Молокча и Махрища, была основана Свято-Троицкая обитель, на протяжении многих веков имевшая особенно тесные духовные связи с Троице-Сергиевой лаврой.

Основателем этого монастыря стал Киево-Печерский монах Стефан, прибывший сюда из южнорусских земель в годы, когда Киев стал частью Великого княжества Литовского.

ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО СТЕФАНА МАХРИЩСКОГО

«В середине XIV столетия преподобный Стефан оставил родную Киево-Печерскую обитель и направился в Московскую землю.

По всей видимости, причиной ухода преподобного Стефана из Киева было уже начавшиеся в то время на юге Руси притеснение православных от католиков.

По прибытии в Русь Северо-Восточную, отец Стефан стал учеником преподобного Сергия Радонежского, и по его благословению основал Махрищский монастырь…»

Махрищский монастырь на многие века стала зримым символом единства православных традиций двух величайших русских обителей: Киево-Печерской и Троице-Сергиевой.

Однако в веке XX его, как и многие другие наши святыни постигло закрытие и разорение. Но по молитвам преподобного Стефана Махрищского, основанная им святыня не просто возродилась, а приобрела еще большее великолепие, чем в прежние годы.

Как подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл в ходе одного из визитов в Махрищскую обитель:

«Несомненно, во всем этом присутствовала обильная Божия помощь.

Важно

Нельзя просто так выдумать для себя некий образ и сказать, что он непременно будет воплощен, особенно когда нет ни материальных предпосылок, ни власти, ни денег, ни строительных квалификаций.

Будто и не было ничего, но была горячая вера, что по молитвам святого преподобного Стефана, по молитвам святителя Варлаама, прославившего преподобного Стефана, эта обитель не только явит первозданную красоту, но и превзойдет ее…»

Конечно, это случилось во многом благодаря и самоотверженным трудам сегодняшних насельниц Махрищского монастыря – игуменьи Елисаветы и сестер обители, которые смогли возродить эту святыню практически из небытия.

Особую же благодарность в этих святых стенах испытывают к Предстоятелям Русской Церкви – приснопамятному Патриарху Алексию II и нашему сегодняшнему Первосвятителю Патриарху Кириллу, которые взяли на себя особое попечение о Махрищском монастыре, ныне имеющем статус ставропигиального – патриаршего.

Так, монахиня Анна (Клыгина), казначея Стефано-Махрищского монастыря, в интервью Царьград.TV особо отметила:

«Святейший Патриарх Кирилл был у нас уже семь раз, и последний раз в этом году Святейший приезжал на чтение Великого канона Андрея Критского, сам читал канон, и это было огромным событием.

Очень много было паломников – до тысячи человек, такого у нас еще никогда не было, но, слава Богу, большой Троицкий собор всех вместил, все слышали чтение канона, молились вместе со Святейшим.

Приезд Святейшего всегда для нас большое событие и большая радость…»

И каждому из нас, православных христиан, стоит найти возможность хотя бы раз в жизни посетить эту дивную обитель и поклониться святым мощам ее основателя – преподобного Стефана Махрищского, еще при жизни признанного чудотворцем. Святого, чей жизненный путь напоминает всем нам о том, что Православная Русь выше любых государственных границ, а потому была, есть и всегда будет единой.

Источник: https://amp.tsargrad.tv/articles/prepodobnyj-stefan-mahrishhskij-2_18661

Преподобному Стефану, игумену Махрищскому, чудотворцу

Правосла́вия ревни́телю, благоче́стия наста́вниче и чистоты́, и́щущим спасе́ния путеводи́тельный свети́льниче, мона́шествующих богодухнове́нное удобре́ние, преподо́бнаго Се́ргия духо́вный собесе́дниче, Стефа́не прему́дре, уче́ньми и добродея́ньми твои́ми ду́ши просвети́л еси́, и пусты́ни насели́л еси́. Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Велича́ние:

Ублажа́ем тя́, преподо́бне о́тче Стефа́не, и чте́м святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче Ангелов.

Кано́н преподо́бнаго Стефа́на, гла́с 4

Пе́снь 1

Ирмос: Отве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну Цари́це Ма́тери, и явлю́ся, све́тло торжеству́я, и воспою́, ра́дуяся, Тоя́ чудеса́.

Сло́во ми́ пода́ждь, Сло́ве Бо́жий, во отверзе́ние недосто́йных у́ст мои́х, и очи́сти се́рдце мое́, я́ко да возмогу́ по достоя́нию воспе́ти преподо́бнаго Твоего́.

Его́же Са́м просла́вил еси́, Христе́ Спа́се мо́й, просла́вити да́руй ми́ честно́е торжество́ Стефа́на преподо́бнаго Ти́ уго́дника, нача́льника мона́хов и оби́тели утвержде́ние.

Совет

Триипоста́сным Све́том Божества́ просвети́л еси́ се́рдце, преподо́бне, от ю́ности мирска́го пристра́стия возгнуша́вся, и небе́сная восприя́л еси́ наслажде́ния.

Богородичен: Без се́мене Отчею во́лею от Боже́ственнаго Ду́ха Бо́жия Ты́ зача́т Сы́на, пло́тию родила́ еси́ на́шего ра́ди спасе́ния.

Пе́снь 3

Ирмос: Твоя́ песносло́вцы, Богоро́дице, живы́й и незави́стный Исто́чниче, ли́к Себе́ совоку́пльшия, духо́вно утверди́, в боже́ственней Твое́й сла́ве, венце́в сла́вы сподо́би.

Возмуще́ния мо́ря жите́йскаго избе́г, преподо́бне Стефа́не, в пусты́ню безмо́лвия по́стническаго пребыва́ния всели́лся еси́, ра́дуяся, блаже́нне.

Воздержа́нием пло́ть свою́ и бде́нии ча́стыми удручи́л еси́, преподо́бне, и, пусты́нная претерпе́в озлобле́ния, стремле́ния лю́тых страсте́й уста́вил еси́, Стефа́не.

На па́житех живо́тных слове́сное ста́до ученико́в твои́х му́дре упа́сл еси́ и на зла́це воздержа́ния, Стефа́не, от волко́в мы́сленных невреди́мо сохрани́л еси́.

Богородичен: Ве́дуще, благоче́стно пропове́дуем Тя́ и́стинную Ма́терь Бо́жию, Пренепоро́чная: Тобо́ю бо к на́м Зижди́тель прибли́жися.

По 3-й пе́сни седа́лен, гла́с 8

Оте́чество свое́ оста́вил еси́, преподо́бне, я́коже Авраа́м други́й, пресе́льник бы́в, и в пусты́ню всели́лся еси́, кре́ст сво́й взе́м, Христу́ после́довав, пло́ть свою́ воздержа́нием, и труды́, и пусты́нными озлобле́нии умертви́л еси́, и ста́до мона́хов собра́л еси́, и по сме́рти от Бо́га благода́ть прия́л еси́ неду́ги исцеля́ти с ве́рою приходя́щим к честне́й твое́й ра́це, Стефа́не преподо́бне. Моли́ Христа́ Бо́га согреше́нием оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Во искуше́ния многоплете́нная впа́д от вра́г ви́димых и неви́димых, бу́рею одержу́ся безчи́сленных мои́х прегреше́ний, и я́ко к те́плому заступле́нию и покро́ву моему́, Чи́стая, притека́ю. Те́м, Пресвята́я, из Тебе́ Вопло́щшагося без се́мене моли́ о все́х рабе́х Твои́х, непреста́нно пою́щих Тя́, согреше́ний оставле́ние и́м дарова́ти.

Пе́снь 4

Ирмос: Седя́й в сла́ве на Престо́ле Божества́ во о́блаце ле́гце, при́иде Иису́с Пребоже́ственный, Нетле́нною Дла́нию и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

Оте́чество свое́, я́коже иногда́ Авраа́м, оста́вил еси́, преподо́бне Стефа́не, и, на зе́млю обетова́нну [пресели́вся,] го́рняго Иерусали́ма насле́дник изря́ден показа́лся еси́, богому́дре.

Страннолю́бие, я́коже Авраа́м пра́отец дре́вле, стяжа́л еси́, и, я́коже о́н, служи́тель и дру́г Бо́гу нарече́ся, и Сего́ ты́ в се́рдце твое́м чистоты́ ра́ди жития́ твоего́ всели́л еси́, Стефа́не.

Обратите внимание

Заря́ми чуде́с облиста́лся еси́, Стефа́не богоприя́тне, грехми́ отемне́нное се́рдце мое́ све́том твои́х моли́тв просвети́, я́ко да и а́з благода́рственно воспою́ па́мять твою́.

Богородичен: Сни́де, я́ко до́ждь на руно́, во утро́бу Твою́ Госпо́дь, я́коже рече́ дре́вле проро́к, Всенепоро́чная, Ему́же взыва́ем: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Пе́снь 5

Ирмос: Нечести́вии не у́зрят сла́вы Твоея́, Христе́, но мы́ Тя́, Единоро́дне, Оте́ческия сла́вы Сия́ние Божества́, от но́щи у́тренююще, воспева́ем Тя́, Человеколю́бче.

Влады́це своему́ Христу́ подо́бяся, во́льную стра́сть претерпе́вшему, распя́лся еси́ ми́рови и страсте́м, Стефа́не богоприя́тне, и ны́не све́тло прославля́ешися, лику́я во Ца́рствии Его́.

Исто́чник исцеле́ний показа́ся ра́ка моще́й твои́х, Стефа́не, к не́йже вси́ с ве́рою притека́ющии разли́чных неду́г и страсте́й избавля́ются богоприя́тными твои́ми моли́твами.

Во пло́ти ме́ртвенней безпло́тным подо́бяся, жития́ чистото́ю, богому́дре, безпло́тных вра́г мы́сленная ополче́ния, Стефа́не, до конца́ низложи́л еси́.

Богородичен: Тя́ ору́жие непобеди́мое на враги́ предлага́ем, Тя́ держа́ву и наде́жду на́шему спасе́нию, Богома́ти, стяжа́хом.

Пе́снь 6

Ирмос: Приидо́х во глубины́ морски́я, и потопи́ла мя́ е́сть бу́ря мно́гих грехо́в, но я́ко Бо́г из глубины́ возведи́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

В пусты́нях всели́лся еси́, бе́гая сла́вы су́етныя, я́коже дре́вле вели́кий Анто́ний, те́мже обре́те боже́ственную кончи́ну, и по сме́рти сия́еши чудесы́, преподо́бне.

Кто́ изрещи́ возмо́жет труды́ твоя́ и бде́ния, богому́дре Стефа́не, и́хже ра́ди возме́здие от Бо́га по достоя́нию восприя́л еси́, по свое́й сме́рти разли́чныя неду́ги исцеля́ти.

Важно

Те́ло свое́ моли́твами и посто́м удручи́л еси́, ду́шу же свою́ благодея́нии просвети́л еси́ и се́рдце свое́ от скве́рн плотски́х очи́стил, те́мже прия́телище Ду́ху Пресвято́му, Стефа́не, показа́ся.

Богородичен: О, чу́до, все́х чуде́с превы́сшее! Яко Де́ва, во чре́ве вся́ческая Содержа́щаго сло́вом неискусому́жно прии́мши, без истле́ния родила́ еси́.

По 6-й пе́сни конда́к, гла́с 8

Чистото́ю душе́вною боже́ственно вооружи́вся, блаже́нную жи́знь соверши́л еси́, в пусты́ню, я́ко во гра́д, всели́вся, благода́ть прия́л еси́ от Бо́га исцеля́ти неду́ги приходя́щим к честне́й твое́й ра́це и все́х возвыша́ти к Боже́ственней высоте́. Те́мже, име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, помина́й на́с, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти́: ра́дуйся, преподо́бне Стефа́не, по́стником удобре́ние.

Икос:

Разу́мнаго свети́льника, вся́ озаря́юща чудесы́ исцеле́ний, во смире́нии и кро́тости Влады́ки все́х Христа́ подража́теля и столпа́ утвержде́ния, и́ноком наста́вника, равноа́нгельно на земли́ пожи́вша, неви́димыя враги́ си́лою кре́стною до́бльственне низложи́вша и плотска́я мудрова́ния ду́хови повину́вша, в страннолю́бии же и в ми́лостыни неоску́днаго и в благодея́ниих прекра́снаго, преподо́бнаго Се́ргия спо́стника же и собесе́дника, боже́ственнаго кри́на, в пусты́нных удо́лиях процве́тшаго, восхва́лим, зову́ще: ра́дуйся, преподо́бне Стефа́не, по́стником основа́ние.

Пе́снь 7

Ирмос: Юноши три́ в Вавило́не, веле́ние мучи́телево на бу́йство прело́жше, посреде́ пла́мене вопия́ху: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Якоже Ло́т Содо́ма дре́вле, латы́нскаго злове́рия избежа́в, а́ки в Сиго́р, в Моско́вскую зе́млю, кре́пко соблюд́ающую и́стинное правове́рие, прише́л еси́, Стефа́не, вопия́: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Си́лою Христо́вою вооружи́вся, преподо́бне, стра́шен яви́лся еси́ бесо́м и над страстьми́ воцари́лся еси́, взе́м кре́ст сво́й, после́дуя Христо́ви и вопия́: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Читайте также:  Преподобный иоанн кассиан римлянин

Собра́нное тобо́ю слове́сное ста́до весели́тся дне́сь в па́мять твою́, Стефа́не богому́дре, посреде́ иму́щи честны́я твоя́ мо́щи, источа́ющия струи́ исцеле́ний, преподо́бне, зову́щим: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Богородичен: Благослове́н Пло́д благослове́ннаго чре́ва Твоего́, Его́же благословя́т небе́сныя си́лы и преподо́бных собо́ри, на́с изба́вльшаго кля́твы дре́вния, Благослове́нная.

Пе́снь 8

Ирмос: Изба́вителю все́х Всеси́льне, посреде́ пла́мене благоче́ствовавшия, снизше́д, ороси́л еси́ и научи́л еси́ пе́ти: вся́ дела́, благослови́те, по́йте Го́спода.

Оби́лием благода́ти и одожде́нием слове́с твои́х серде́чныя бразды́ учени́к твои́х напои́л еси́, Стефа́не, и в си́х мно́г пло́д Влады́це Христу́ возрасти́л еси́, богому́дре.

Ме́ртвость твоя́ живоно́сною яви́ся, преподо́бне Стефа́не, Христа́ ра́ди, Его́же престо́лу со дерзнове́нием предстоя́, моли́ся о чту́щих честну́ю па́мять твою́.

Совет

Яко незави́стну благода́ть имы́й от Бо́га, преподо́бне, пресла́вная чудеса́ источа́еши с ве́рою притека́ющим к ра́це честны́х моще́й твои́х.

Богородичен: Вода́ еси́ неисчерпа́емая, Де́во, от нея́же вси́, пию́ще, благода́ти исполня́емся, душе́ю и те́лом освяща́еми.

Пе́снь 9

Ирмос: Ева у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть, Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.

Побе́дное одоле́ние на проти́вныя да́руй моли́твами твои́ми, Стефа́не преподо́бне, и Це́рквам единомы́слие устро́й, да непреста́нно в пе́снех па́мять твою́ почита́ем.

О чту́щих честну́ю па́мять твою́ любо́вию моли́ся, Стефа́не преподо́бне, изба́витися вра́г мы́сленных и ви́димых, да ктому́ мно́жае тя́ в пе́снех непреста́нно велича́ем.

От недосто́йных мои́х усте́н приноси́мое ти́ ма́лое от усе́рдия хвале́ние приими́, богоблаже́нне, и огня́ ве́чнаго изба́витися моли́ся, да непреста́нно честну́ю твою́ па́мять почита́ю.

Богородичен: Ра́дуйся и весели́ся, Неве́сто Царя́ Вели́каго, созерца́ющая све́тло Твоего́ Жениха́ красоты́, па́че зла́та сия́юща, Его́же пою́ще, велича́ем.

Свети́лен

Ты́ яви́лся еси́, богому́дре о́тче, сто́лп доброде́телей и преподо́бным сла́ва и украше́ние, те́мже помина́й чту́щих честну́ю твою́ па́мять.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Тя́ Предста́тельницу вси́ иму́ще, гре́шнии, о Пресвята́я Де́во! Моли́ся благопремени́тельна сотвори́ти на́м Сы́на Твоего́ Ма́терними Твои́ми моли́твами.

Молитва преподобному Стефану Махрищскому

Всеблаженне и преподобне отче Стефане, прославленный угодниче Пресвятыя Троицы, Престолу Ея предстоя с лики святых Ангел и всех святых, помяни нас, в бедах и скорбех припадающих к цельбоносному твоему гробу и молящихся тебе, услыши молитвы наша и принеси к Престолу Триипостаснаго Бога, прося у Него нам богатыя милости, здравия душам и телесем нашим, наипаче же отпущения грехов, благодати и спасения. Ты бо, имея дерзновение к Нему, можеши умолити Его, да подаст нам в житии нашем благая и вся, яже на пользу нашу и во уготовление к вечному животу. О благий и верный рабе Божий, истинный учениче Христа, избранный сосуде Святаго Духа, чудотворче Стефане! Молим тя усердно: сотвори нас грешных причастники быти благодатных дарований, имиже Бог тя обогати, и буди нам по Бозе наставник к богоугодному житию, утишитель бури страстей, помощник в скорбех и бедах и заступник от враг видимых и невидимых, да и мы, предстательством и богоприятными твоими молитвами будем наследницы Царствия Божия и сподобимся вкупе с тобою предстояти Престолу Царя славы, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_iul/kan_27iul_stefan.html

Преподобный Стефан Махрищский, иеросхимонах

Преподобный Стефан Махрищский, иеросхимонах (+ 1406)

ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ 14/27 ИЮЛЯ;СОБОР ВЛАДИМИРСКИХ СВЯТЫХ;СОБОР РАДОНЕЖСКИХ СВЯТЫХ;

СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

Преподобный Стефан был сподвижником и собеседником преподобного Сергия Радонежского.

Родился он в Киеве, принял постриг в Печерской обители и провел там несколько лет в подвигах послушания и молитвы. В то время Южная Русь была завоевана литовцами, и русские терпели от них притеснение. Поэтому Стефан, будучи уже иеромонахом, пришел в Москву.

Великий князь Иоанн II Добрый (сын святого Иоанна Калиты и отец святого Димитрия Донского) принял подвижника с радостию и посоветовал ему поселиться в месте, называемом Махрищи, в 35 верстах от Радонежа.

Своими руками он рубил лес и обрабатывал землю, чтобы иметь пропитание.

Вскоре преподобные Стефан и Сергий духовно сблизились, и авва Сергий стал частым гостем святого Стефана. Преподобный Стефан был очень строг к себе, нестяжательность его была необыкновенна: он ходил в рубище. В то же время он отличался большой добротой и мягкостью к другим и никогда никому не отдавал приказаний.

Обратите внимание

Желая сохранить безмолвие, Стефан сначала не хотел принимать приходивших к нему, но потом уступил их просьбам и в 1358 году основал обитель.

Преподобный Стефан примером своей жизни, кроткими наставлениями учил братию монашескому деланию. Строгий к себе, он был снисходителен к другим, ни на кого не гневался и трудился более других иноков.

Показывая пример нестяжания, преподобный носил грубую и ветхую одежду, покрытую заплатами.

Когда преподобный Сергий Радонежский удалился из своей обители, то пришел к преподобному Стефану, который духом провидел его приближение, велел ударить в монастырское било и со всеми своими иноками вышел навстречу святому гостю. Увидев друг друга, оба игумена поклонились до земли, и долго никто из них не хотел вставать, прося у другого благословения. С трудом Стефан убедил великого авву преподать благословение ему и братии.

Преподобный Сергий просил у него одного из иноков, который помог бы ему найти уединенное место в окрестных лесах.

Преподобный Стефан с любовию исполнил просьбу аввы Сергия и, отпустив с ним добродетельного монаха Симона, проводил его до источника, за три версты от обители.

Позднее на месте расставания святых старцев над источником была поставлена часовня, к которой ежегодно из Махрищской Сергиевой приходской церкви совершался крестный ход.

Живший близ Махры благочестивый человек отдал обители Махрищской свою усадьбу с засеянными полями, сам принял иночество с именем Григория и был любимым учеником Стефана. (Впоследствии он принял мученическую кончину от татар.

) Это было не по сердцу соседним владельцам: они знали уважение великого князя Димитрия к Стефану и опасались, чтобы земли, которыми они владели, не перешли во владение монастыря. Четверо из них, братья Юрцовские, подняли гонение на игумена и грозили убить его, если он не уйдет из Махры.

Чтобы не быть причиной раздоров, преподобный покинул те края.

В 60 верстах от Вологды, в древнем Авнежском княжестве, он основал Троицкую Авнежскую пустынь.

Первым пострижеником обители стал местный землевладелец Константин Дмитриевич, который, желая подражать подвигам преподобного Стефана, одну часть своего имения раздал бедным, а другую пожертвовал новому монастырю и принял монашеский постриг с именем Кассиан (и впоследствии пострадал вместе с преподобным Григорием).

Важно

Со временем слава об Авнежских иноках дошла до Москвы. Благоверный великий князь Димитрий Иоаннович Донской, узнав место пребывания преподобного Стефана, вызвал его к себе, а в монастырь сделал богатый вклад богослужебными книгами и другими пожертвованиями.

По дороге в Москву преподобный Стефан посетил Махрищскую обитель, где с радостью был встречен братией. В Москве святой Стефан познакомился с великокняжеским окольничим Тимофеем Васильевичем Вельяминовым, у которого жил родственник-сирота по имени Косма. Косма мечтал быть иноком, но его влиятельный родственник не соглашался отпустить его в монастырь.

Узнав о святом Стефане, Косма пошел к нему и со слезами стал просить о помощи. Преподобный Стефан, провидя в юноше великого светильника Русской Церкви, постриг его в рясофор и нарек ему имя Кирилл.

Затем преподобный отвел Коему в Симонов монастырь, где преподобный Феодор (племянник преподобного Сергия, а впоследствии святитель Ростовский) постриг его в мантию.

Это был преподобный Кирилл Белоезерский.

По просьбе великого князя Московского преподобный Стефан вернулся в Махрищскую обитель. Он ввел в ней общежительный устав и в течение многих лет мирно и мудро управлял братией.

Достигнув глубокой старости, преподобный Стефан передал игуменство старцу Илии и принял великую схиму. В скором времени, 14 июля 1406 года, он, приобщившись Святых Христовых Таин, мирно отошел к Богу.

От тела почившего исходило благоухание.

В 20-х годах XVI века игумен Махрищского монастыря Иона и инок, столетний старец Герман, видели над могилой преподобного Стефана огонь, который озарял обитель. Так возобновилось почитание святого, к тому времени уже почти забытого. Над могилой его было поставлено надгробие и зажжена неугасимая лампада.

В 1550 году при постройке нового каменного храма в честь Живоначальной Троицы мощи преподобного Стефана были обретены нетленными. От святых мощей совершались исцеления больных. По молитвам преподобного происходили и другие чудеса.

Однажды в праздник Пятидесятницы в обитель собралось до двух тысяч богомольцев. В тот год (по некоторым источникам 1557) был голод и в обители было мало хлеба.

Совет

Игумен Варлаам, желая исполнить завет преподобного, учившего питать всех приходящих в монастырь, не знал, как быть.

С верою он обратился в молитве к святому Стефану, прося у него помощи. Затем игумен повелел монаху Симеону, служившему за трапезой, весь имевшийся хлеб разделить на малые части и разложить на столы.

Симеон мысленно осудил игумена, полагая, что такой поступок не только не накормит множество народа, но и лишит братию завтрашнего пропитания.

Однако он исполнил повеление и по молитве святого Стефана произошло чудо: не только все паломники насытились, но еще осталось столько хлеба, что братия питалась им три месяца.

Игумен Варлаам стал первым собирателем сведений о жизни преподобного Стефана.

Он разыскал записки о святом у своего прадеда Серапиона, лично знавшего преподобного Стефана, и записал известные ему чудеса, происходившие у святых мощей.

На основе этих записей игумен Данилова монастыря Иоасаф по благословению митрополита Московского Макария составил житие и службу преподобному Стефану. Служба святому была составлена также Симеоном Полоцким.

Преподобне отче наш Стефане, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 8:

Православия ревнителю, / благочестия наставниче и чистоты, / ищущим спасения путеводительный светильниче, / монашествующих богодухновенное удобрение, / преподобнаго Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре, / ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси и пустыни населил еси. / Моли Христа Бога / / спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Чистотою душевнаго божественно вооружився, / блаженную жизнь совершил еси, / в пустыню, яко во град вселився, / благодать приял еси от Бога исцеляти недуги приходящим к честной твоей раце, / и всех возвышати к Божественней высоте. / Темже имея дерзновение ко Святей Троице, / поминай нас, чтущих святую память твою, да зовем ти: / / радуйся, преподобне Стефане, постником удобрение.

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=prepodobnii-stefan-mahrishskii-ieroshimonah

Преподобный Стефан Махрищский

Дни памяти: 14 июля


реподобный Стефан был современником и ближайшим собеседником преподобного Сергия Радонежского. Ро­дился и воспитался он в Киеве, принял иночество в Печерской обители, где проводил жизнь в строгом воздер­жании, непрестанной молитве и полном послушании у старцев.

Несколько лет святой Стефан прожил в Киево-Печерском монастыре, все более совершенствуясь в ино­ческих подвигах. Но мирное течение монашеской жизни в Киеве было нарушено подчинением южной части Рос­сии князьям литовским, а затем — польскому королю.

Католики усилили свое влияние и стали притеснять пра­вославных: отбирали у них храмы и устраивали в них костелы, не допускали пра­вославных до значительных должностей, бранили и даже избивали священни­ков и монахов. Гонение на Православие особенно усилилось в середине XIV века.

В то время многие иноки в Киеве и его окрестностях покинули свои монастыри и уединились в безвестных дебрях и пустынях для подвигов поста и молитвы. Преподобный Стефан также ушел из Киево-Печерской лавры и отправился на север, в православную Москву.

Читайте также:  Церковь николая чудотворца (воронеж), россия, город воронеж

Святой Стефан прибыл в столицу Русского государства в княжение великого князя Иоанна II (1353—1359), сына Калиты и отца св. блгв. кн. Димитрия Дон­ского (память 19 мая/1 июня), который предложил подвижнику избрать для жительства любой монастырь в Москве.

Но святой Стефан решил поселиться в пустыне и отправился на северо-во­сток, где избрал себе место в лесном уро­чище Махрище, в 35-ти верстах от обители преподобного Сергия. Водрузив деревянный крест, подвижник срубил себе келлию, выкорчевал вокруг лес для возделывания земли и стал жить там, подвизаясь в посте, молитве и трудах.

Обратите внимание

Когда о святом отшельнике стало известно в окрестностях, к нему начали при­ходить ревнители благочестия. Сначала преподобный Стефан, стремясь
к безмолвию, не разрешал им поселиться около него, но затем уступил их просьбам. Не позднее 1358 года по благословению святителя Алексия, митро­поли­та Московского (+1378; память 12/25 февраля), преподобный Стефан основал мона­стырь.

Братия построили храм во имя Живоначальной Троицы, трапезную и келлии, которые обнесли оградой. Святитель Алексий рукоположил преподобного Стефана во иеромонаха и поставил игуменом новой обители.

Устроенная преподобным Стефаном обитель чрезвычайно распространилась, ру­ководимая им по уставу общежития.

Неленостно кроткими и тихими наставлениями поучал братию преподобный о путях спасения, о благочинии церковном и обязанностях инока, напоминая им слова Господни: «На кого воззрю, если не на кроткого и молчаливого и трепещущего Моих словес» (Ис. 66, 2).

Еще более, чем словом, поучал игумен примером, ничем не отличаясь от братии в одежде и пище, облечен­ный в рубище, как бы один из последних, первенствуя только на молитве, ибо всех предупреждал в храме Божием и никому не уступал в трудах.

Не только иноки, но и миряне стекались к нему из окрестностей для духовного совета, посещал для назидательной беседы и преподобный Сергий Радонежский, лавра которого уже возникала по соседству, в сорока верстах от Махрищи.

Но однажды пришел к преподобному Стефану великий сподвижник Сергий, утаив от него вину своего прихода — огорчение от братии, вынудившее его удалиться на время от своей обители.

Узнав о при­шествии преподобного Сергия, преподобный Стефан велел ударить в било церковное и встретил его со своей братией, ибо единодушны были оба труженика; единую волю творили они Господа своего и дружно возделывали духовную бразду, посевая в ней семя словесное.

Встретившись, поклонились они взаимно до земли, прося друг у друга молитв и благословения, вместе вошли они в церковь для краткой молитвы. Несколько дней пробыл преподобный Сергий в Махрищской обители, обходя с ним пустыню и веселясь духовно о ее процве­тании.

Важно

Наконец, открыл преподобный Сергий ему желание своего сердца: «Желал бы я, отче, с помощью Божией обрести себе место уединенное, где бы безмолвствовать. Прошу твою любовь даровать мне одного из учеников твоих, знающих пустын­ные места». Преподобный Стефан с любовью исполнил просьбу аввы Сергия и, отпу­стив с ним добродетельного ученика своего Симона, проводил его до источ­ника, за три версты от обители. Позднее на месте расставания святых старцев, над источни­ком, была поставлена часовня. Симон, обошедши с преподобным Сергием многие места пустынные, указал ему высокое прекрасное место на реке Киржачи. Оно полюбилось отшельнику Радонежскому, и там основал пре­подобный новую оби­тель во имя Благовещения Богоматери, где временно водворился, доколе братия первоначальной лавры его не почувствовали горького лишения и разлуки с таким пастырем и не умолили его возвратиться, уже чрез посредство святителя Москов­ского Алексия.

Вскоре и самого Стефана постигло такое же искушение от братии и он пос­ледовал смиренному примеру собеседника своего преподобного Сергия. Некто Григорий, живший недалеко от Троицкой обители, передал монастырю свою землю и другое имущество, принял монашество и стал усердным учеником игумена.

Преподобный вскоре послал его к святителю Алексию, который рукопо­ложил Григория во пре­свитера и возвратил в обитель. Между тем присоединение к обители преподобного Стефана некоторых земель вызвало раздражение жив­ших неподалеку четырех братьев Юрковских, опасавшихся, что их имение может отойти к монастырю.

С целью заставить преподобного уйти из этих мест они грозили убить его. Никакие вразумления святого не помогали. Тогда пре­подобный Стефан, оставив вместо себя священноинока Илию, тайно оставил мо­настырь вместе с любимым учеником сво­им Григорием.

В 60-ти верстах от Вологды, в древнем Авнежском княжестве, он основал Троицкую Авнежскую пустынь.

Первым постриженником обители стал местный землевладелец Кон­стан­тин Дмитриевич, который, желая подражать подвигам преподобного Стефана, одну часть своего имения раздал бедным, а другую пожертвовал новому монас­тырю и принял монашеский постриг с именем Кассиан (впоследствии пострадал вместе с преподобным Григорием в 1392 году; память их 15/28 июня). Со временем слава об Авнежских иноках дошла до Москвы. Благоверный великий князь Димитрий Иоаннович Донской, узнав о месте пребывания преподобного Сте­фана, вызвал его к себе, а в монастырь сделал богатый вклад богослужебными книгами и другими пожертвованиями. Преподобный Стефан, поручив паству свою преподобному Григорию, а келарную службу — преподобному Кассиану, пошел в царствующий град.

По дороге в Москву преподобный Стефан посетил Махрищскую обитель, где с радостью был встречен братией, умолявшей его не оставлять их более и возв­ратить­ся к ним из столицы.

Милостиво принял его там святитель Алексий, глубоко уважавший его добро­де­тель, и любитель благолепия церковного великий князь, который снабдил Мах­рищскую обитель многими землями и льготами и велел преподоб­ному Стефану опять в ней водвориться.

Будучи в Москве, преподобный обрел там будущего светильника Российской Цер­кви. Юноша-сирота Косма, сродник великокняжеского боярина и окольничего Тимофея Васильевича Вельяминова, славившегося богатством, мечтал быть ино­ком. Но его влиятельный родственник не соглашался отпустить его в монас­тырь.

Узнав о святом Стефане, Косма пошел к нему и со слезами стал просить о помощи. Преподобный Стефан, провидя в юноше великого подвижника, постриг его в рясофор и преднарек ему имя Кирилл. Затем преподобный отвел Косму в Симонов монастырь, где преподобный Феодор (впоследствии архиепис­коп Ростовский, +1394; память 28 ноября/11 декабря) постриг его в мантию.

Это был преподобный Кирилл Белоезерский (+1427; память 9/22 июня).

Вернувшись в Махрищскую обитель, преподобный Стефан ввел в ней общежи­тель­ный устав и в течение многих лет мирно и мудро управлял братией. По вре­менам он приходил для беседы к великому чудотворцу Сергию.

Достигнув глубокой старости, преподобный Стефан передал игуменство стар­цу Илии и принял великую схиму.

В скором времени, чувствуя приближение своей кончины, он созвал духовное стадо и в последний раз поучил братию подвигам духовным, страху Божию и непрестанной памяти смертной, любви нели­цемерной, воздержанию и конечному отречению от мира.

И причастившись Святых Христо­вых Таин, предал преподобный Стефан чистую свою душу Богу июля в 14-й день 1406 года. Благоухание святой его жизни повеяло от святых его мощей, свидетельствуя о благоприятном предстательстве его пред лицем Божиим. Со слезами братия погребли его в созданной им обители Живоначальной Троицы.

Много лет после преставления блаженного Стефана жил в его обители некто благоговейный старец инок Герман, уже столетний, днем и ночью пред­стояв­ший в молитвах Богу. Однажды ночью вышел он из своей келлии и увидел над гробом преподобного огонь.

Совет

Ужаснулся старец и поспешил возвестить о том игумену Ионе, который увидел из окна своего тот же огонь, как бы луч света, сиявший от гробницы. Пришел в то время из лавры преподобного Сергия игумен Арсений и, услышав о чудном явлении, духовно уразумел знамение благодати Божией. Он велел поставить над могилой гробницу, осенить ее покровом и пред нею возжечь неугасимую лампаду.

С того времени возобновилось почитание свя­того, уже почти забытого, и было установлено ежегодное ему празднование.

В 1550 году при постройке нового каменного храма во имя Живоначальной Трои­цы мощи преподобного Стефана были обретены нетленными, но оставлены в новом храме под спудом. От кожаного параманда, найденного на персях мощей и вложен­ного в серебряный крест, последовали исцеления для прикасав­шихся к нему с верою.

По молитвам преподобного происходили и другие чудеса. Однажды в празд­ник Пятидесятницы в обитель собралось до двух тысяч богомольцев. В тот год (по некоторым источникам, 1557 г.) был голод и в обители было мало хлеба.

Игумен Варлаам (1557—1570), желая исполнить завет преподобного, учившего питать всех приходящих в монастырь, не знал, как быть. С верою он обратился в молитве к святому Стефану, прося у него помощи.

Затем игумен повелел монаху Симеону, служившему за трапезой, весь имевшийся хлеб разделить и разложить на столы.

Симеон мысленно осудил игумена, полагая, что такой поступок не только не накор­мит множество народа, но и лишит братию завт­рашнего пропитания, однако он исполнил повеление, и по молитве святого Стефана произошло чудо: не только все паломники насытились, но еще осталось столько хлеба, что братия питались им три месяца.

Игумен Варлаам стал первым собирателем сведений о жизни преподобного Стефа­на. Он разыскал записки о святом у своего прадеда Серапиона, лично знавшего преподобного Стефана, и записал известные ему чудеса, происходившие у святых мощей.

На основе этих записей игумен Данилова монастыря Иоасаф (впоследствии епископ Вологодский) по благословению митрополита Московс­кого Макария (+1563; память 30 декабря/12 января) составил житие и службу препо­добному Стефану.

Служба святому была составлена также Симеоном Полоцким.

Тропарь преподобного Стефана Махрищского

глас 8

Православия ревнителю,/ благочестия наставниче и чистоты,/ ищущим спасения путеводительный светильниче,/ монашествующих Богодухновенное удобрение,/ преподобнаго Сергия духовный собеседниче,/ Стефане премудре,/ ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси/ и пустыни населил еси,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Стефана Махрищского

глас 8

Чистотою душевною божественно вооружився,/ блаженную жизнь совершил еси,/ в пустыню, яко во град, вселився,/ благодать приял еси от Бога/ исцеляти недуги приходящим к честней твоей раце/ и всех возвышати к Божественней высоте,/ темже, имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Стефане, постником удобрение.

Молитва преподобному Стефану Махрищскому

Всеблаженне и преподобне отче Стефане, прославленный угодниче Пресвятыя Троицы, Престолу Ея предстоя с лики святых Ангел и всех святых, помяни нас, в бедах и скорбех припадающих к цельбо­носному твоему гробу и молящихся тебе, услыши молитвы наша и принеси к Престолу Триипостаснаго Бога, прося у Него нам богатыя милости, здравия душам и телесем нашим, наипаче же отпущения грехов, благодати и спасения. Ты бо, имея дерзновение к Нему, можеши умолити Его, да подаст нам в житии нашем благая и вся, яже на пользу нашу и во уготовление к вечному животу. О благий и верный рабе Божий, истинный учениче Христа, избранный сосуде Святаго Духа, чудотворче Стефане! Молим тя усердно: сотвори нас грешных причастники быти благодатных дарований, имиже Бог тя обогати, и буди нам по Бозе наставник к богоугодному житию, утишитель бури страстей, помощник в скорбех и бедах и заступник от враг видимых и невидимых, да и мы, предстательством и богоприятными твоими молитвами будем наследницы Царствия Божия и сподобимся вкупе с тобою предстояти Престолу Царя славы, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

(66)

Источник: http://georgievka.cerkov.ru/2015/07/27/prepodobnyj-stefan-maxrishhskij/

Ссылка на основную публикацию