Преподобный кирилл белозерский

Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский

День памяти: 9 июня

Преподобный Кирилл Белозерский

Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (в миру Косма) родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского (1363 — 1389). Светская жизнь тяготила юношу.

По просьбе преподобного Стефана Махрищского (+ 1406; память 14 июля) боярин отпустил Коcму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора (+ 1395, память 28 ноября) с именем Кирилл. Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского.

Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2 — 3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб.

Обратите внимание

Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь».

Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа. Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание.

Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.

Богатые и знатные люди стали посещать преподобного, чтобы слушать его наставления. Это смущало смиренный дух святого, и он, как ни упрашивала братия, не остался настоятелем, а затворился в своей прежней келлии.

Но и здесь частые посетители беспокоили преподобного, и он перешел на старое Симонове. Душа преподобного Кирилла стремилась к безмолвию, и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для спасения.

Однажды ночью, читая, как всегда, акафист перед иконой Божией Матери Одигитрии, он услышал голос: «Иди на Белоозеро, там тебе место».

В Белоезерской стороне, тогда глухой и малолюдной, он долго ходил в поисках места, которое в видении было предназначено для его пребывания. В окрестностях горы Мяуры у Сиверского озера он, вместе со своим спутником преподобным Ферапонтом (память 27 мая), поставил крест и выкопал землянку.

Преподобный Ферапонт вскоре удалился в другое место, и преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в подземной келлии. Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: «Беги, Кирилл!» Только успел преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула.

Важно

Из этой сосны подвижник сделал крест. В другой раз преподобный Кирилл чуть не погиб от пламени н дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил Своего угодника. Один крестьянин пытался поджечь келлию преподобного, но, сколько ни пытался, это ему не удавалось.

Тогда со слезами раскаяния он исповедал свой грех преподобному Кириллу, который постриг его в монашество.

Из Симоновой обители к преподобному пришли любимые им иноки Зеведей и Дионисий, а затем Нафанаил, впоследствии келарь обители. Многие стали приходить к преподобному и просить удостоить их иночества. Святой старец понял, что время его безмолвия кончилось, В 1397 году он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители устав общежития, который освящал примером своей жизни. В церкви никто не смел беседовать, никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству.

За трапезу садились каждый на своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в свою келлию. Никто не мог получать ни писем, ни подарков, не показав их преподобному Кириллу; без его благословения писем не писали. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности.

Даже пить воду ходили в трапезную. Келлии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали. В последние годы жизни преподобного Кирилла боярин Роман решил подарить обители село и прислал дарственную грамоту.

Преподобный Кирилл рассудил, что если обитель станет иметь села, то для братии начнутся заботы о земле, появятся поселенцы, иноческое безмолвие нарушится, и отказался от дара.

Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Некто Феодор, поступив в обитель из любви к преподобному, потом так возненавидел его, что не мог смотреть на святого и порывался уйти из обители.

Он пришел в келлию преподобного Кирилла и, взглянув на его седины, не мог от стыда выговорить ни слова. Преподобный сказал ему: «Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник».

Затем преподобный Кирилл благословил Феодора и прибавил, что он более не будет смущаться помыслом; с тех пор Феодор спокойно жил в обители.

Совет

Однажды недостало вина для Божественной литургии, и пономарь сказал об этому святому. Преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии.

Преподобный укротил бурю на озере, которая угрожала рыбакам, предсказал, что никто из братии не умрет до его кончины, несмотря на то, что свирепствовал мор, а после многие пойдут вслед за ним.

Свое последнее Богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы.

Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90-м году своей жизни 9 июня 1427 года в день памяти тезоименного ему святителя Кирилла, архиепископа Александрийского.

В первый же год по смерти преподобного из 53 человек братии скончались 30. Оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 года в монастыре числилось более 2 тысяч книг, среди них 16 «чудотворца Кирилла». Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям.

Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447 — 1448 годов.

Житие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кириллов монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев и учеников преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана (память 12 января), управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1269.htm

Преподобный Кирилл Белозерский

Преподобный Кирилл Белозерский считается одним из основных столпов древнерусского иночества. Благодаря его подвижническим трудам христианское просвещение и православные  монастыри распространились по всему северу Руси.

22 июня Церковь отмечает день преставления преподобного отца нашего Кирилла, игумена Белозерскаго, чудотворца, основавшего в 1397 году в вологодской земле Белозерский монастырь, который впоследствии стал крупнейшим духовным центром Руси.

Подвиги преподобного Кирилла являют собой важный пример подлинного ревнительства, когда человек, всячески избегая славы человеческой, совершает дела во имя Господа и Церкви Христовой.

Юность Козмы

Преподобный Кирилл Белозерский родился в 1337 году в благочестивой семье. При крещении его нарекли Козмой. Отрок часто проводил время за молитвой и чтением богодухновенных книг.

Перед смертью родители поручили заботу о сыне боярину Тимофею Васильевичу Вельяминову. Вельяминов являлся влиятельным боярином в Москве, окольничим при дворе великого князя Димитрия Донского. Когда Козма достиг совершеннолетия, Вельяминов назначил его казначеем своего имения.

Обратите внимание

Но Козму тяготила светская жизнь, и он искал молитвенного уединения. Тимофей не разделял желания юноши оставить у него службу и принять иночество. Однако боярина посетил игумен Стефан Махрищский (ум. 1406 г.) и просил отпустить Козму.

Сперва Вельяминов гневался и не хотел уступать, но вскоре раскаялся и принял решение Козмы стать монахом.
 

Инок Кирилл

Козма отправился в Успенский Симонов монастырь, где принял иноческий постриг с именем Кирилл. Чин пострижения в иноки совершил архимандрит Феодор (ок. 1340-1394 гг.), будущий архиепископ Ростовский.

Иноческие труды Кирилл совершал под наставничеством монаха Михаила (ум. 1402 г.), который впоследствии стал Смоленским епископом. Кирилл подражал во всех делах своему учителю.

Как-то раз он стал просить Михаила, чтобы тот разрешил ему принимать пищу через два-три дня, но старец не одобрил это, а разрешил вкушать пищу, как и вся братия, ежедневно, но не до полной сытости. Ночью старец Михаил молился Псалтырь, а Кириллу велел творить поклоны, и часто это продолжалось до тех пор, пока не начинали бить в било.

В храм же Кирилл старался прийти раньше всех. Инок Кирилл работал в монастырской хлебопекарне: носил воду, колол дрова и раздавал хлеб. Он уклонялся от любой человеческой славы и даже пытался принять на себя подвиг юродства.

Однако игумен наказал его за нарушение общепринятого в монастыре поведения, назначив ему сорок или более дней вкушать только хлеб и воду. Но это только обрадовало инока Кирилла, и по выполнении епитимии он снова принимался юродствовать, чтобы  принять от старца еще большую епитимию.

Архимандрит Симонова монастыря

Впоследствии по воле игумена Кирилл принял священнический сан. Кроме богослужений, он выполнял самую тяжелую работу в монастыре. В 1390 году Кирилл становится архимандритом Симонова монастыря, поскольку Феодора избирают архиепископом Ростовским.

Архимандрит Кирилл трудился на благо монастыря, который процветал благодаря его усердию. Он никогда не возносился, несмотря на свой высокий сан. Являлся образцом смирения, помогал всем нуждающимся.
 

Подвиг безмолвия

Спустя некоторое время архимандрит Кирилл принял решение сложить сан и затвориться в келье, приняв на себя подвиг безмолвия. Ввиду того, что обитель не могла оставаться без архимандрита, им избирают Сергия Азакова (ум. до 1433 г.), впоследствии ставшего рязанским епископом.

Как не избегал человеческой славы Кирилл, но Бог только больше прославлял Своего угодника. Так, к нему шли за помощью, утешением и духовной пользой люди со всех русских земель. Видя это, новый архимандрит Сергий, чувствуя, что им самим пренебрегают, затаил гнев на Кирилла.

Когда же Кирилл узнал о Сергиевой зависти, он не оскорбился и не рассердился, ничего не сказал ему на это, а лишь продолжал пребывать в уединении и безмолвии.
 

Основание Белозерской обители

Как сообщает Житие преподобного Кирилла, однажды ночью во время молитвы он услышал голос Богородицы:

И тут в его келье возник яркий свет. В указанное Божией Матерью место священноинок Кирилл отправился вместе с иноком Ферапонтом. На берегу Сиверского озера Кирилл выкопал пещеру, где пребывал в молитвенных подвигах. Шел 1397 год.

Важно

Таким образом, было положено начало монастырю в честь Успения Пресвятыя Богородицы, который позднее стал именоваться Кирилло-Белозерским.

Спутник священноинока Кирилла, монах Ферапонт, неподалеку основал Богородице-Рождественскую обитель, известную сейчас как Ферапонтова.

Искушения

Некоторое время священноинок Кирилл претерпевал различные искушения. Однажды он чуть не погиб, когда на него во время сна стало падать дерево. Он услышал во сне голос, который призывал его проснуться, и таким образом он спасся от гибели.

Как-то раз, когда он вырубил лес и очистил место, он собрал воедино хворост и зажег его, что спровоцировало пожар, но опять же священноиноку удалось спастись. Уединенная жизнь Кирилла недолго оставалась таковой. Совсем скоро к нему пришли иноки Зеведей и Дионисий из Симонова монастыря. Постепенно стали приходить те, кто желал стать монахом. Но тут возникли новые беды.

Местный боярин Феодор полагал, что священноинок Кирилл принес с собой из Симонова монастыря большую казну, и он подослал к нему грабителей, но когда они приблизились к обители, то увидели множество людей: кто-то из них стрелял из лука, кто-то делал что-то другое. Они решили подождать, когда все уйдут. Долго ждали, но так и не дождались и ушли прочь. И это повторялось не раз.

Но когда боярин узнал, что последние две недели в монастырь никто не приезжал, он понял, что Кирилла Богородица уберегает от всех зол. Тогда Феодор раскаялся, пришел к Кириллу и рассказал ему о своих злодеяниях. Человек по имени Андрей возненавидел Кирилла, потому что тот поселился на этой земле, поблизости от его владений.

Читайте также:  Священномученик философ орнатский и его сыновья борис и николай

Он неоднократно пытался поджечь келью Кирилла, но ему не удавалось этого сделать. Тогда он раскаялся в своих недобрых стремлениях и спустя время уже сам принял постриг от рук преподобного.
 

Устав обители

Когда постепенно увеличилось число иноков, Кирилл написал устав общежительного монастыря весьма высокой строгости. Так, например, в храме никто не мог разговаривать, никто не должен был выходить из церкви до окончания службы, к святому Евангелию подходили по старшинству.

Во время трапезы у каждого было свое место, и пищу вкушали без каких-либо бесед. Кирилл сам заботился о трапезе для братии, а иногда даже принимал участие в приготовлении. Однако мед и вино, и другие хмельные напитки были не позволены в монастыре. После трапезы каждый молча шел в свою келью.

Если кто из иноков получал письма или подарки, он должен был прежде показать их игумену Кириллу. Также без благословения Кирилла не писали никаких писем. Деньги хранились в монастырской казне, никто не имел никакой собственности. Инокам не разрешалось даже иметь свою воду в кельях.

Совет

Кельи не запирались, кроме икон и книг в них ничего не хранили. Как-то раз проживавший неподалеку боярин Роман решил отдать в дар обители село и прислал дарственную грамоту.

Кирилл же посчитал, что с появлением в собственности монастыря сел у братии возникнут заботы о земле, появятся жители, будет нарушено иноческое безмолвие, и отказался от дара. Стоит отметить, что в отношениях с мирской властью Кирилл был независим, но в то же время кроток и миролюбив.

Чудеса Кирилла Белозерского

Господь наградил основателя Белозерской обители даром прозорливости и исцелений. Некий человек по имени Феодор пришел в монастырь и спустя время возненавидел игумена Кирилла так, что не мог смотреть на него и хотел бежать из обители. Он пришел в келью Кирилла и, взглянув на его седины, от стыда не мог сказать ни слова.

Кирилл сказал ему: «Не скорби, брате Феодоре! Вси бо съблазнишася о мне, ты же единъ истинъствова и позна мене грешника быти. Кто бо есмь азъ грешный и непотребный?» После он благословил Феодора и добавил: «Иди, брат, с миром в свою келью. Больше не придет на тебя такая напасть». С того времени Феодор в спокойствии жил в обители.

Однажды не хватило вина для Божественной литургии, и об этом сообщили игумену Кириллу. Кирилл велел принести ему пустой сосуд, который оказался полным вина.

Во время голода Кирилл раздавал хлеб всем, кто нуждался, и он не заканчивался, несмотря на то, что обычно его запасов хватало только инокам.

Известен случай, когда Кирилл укротил бурю, угрожающую рыбакам. Вот как этот случай описан в Житии:

Также он сказал братии, что никто из них не умрет до его кончины, несмотря на мор, но после его смерти в мир иной уйдут многие монахи.
 

Преставление Кирилла

Последнюю Литургию в своей жизни Кирилл совершил в Троицын день. 9 (с.ст.) июня 1427 года, в день памяти святителя Кирилла (376-444 гг.), архиепископа Александрийского, священноинок Кирилл преставился. В первый год после его смерти один за другим умерли более 30 иноков.
 

Библиотека Кириллова монастыря

Кирилло-Белозерский монастырь являлся одним из главных книжных центров Руси. При земной жизни Кирилл уделял немало времени духовному просвещению, к чему и наставлял других. Согласно описи 1653 года в Белозерской обители числилось более 2000 книг. Библиотека Кирилла частично сохранилась до наших дней.

Среди книг 2 Евангелия, 3 канонника, «Лествица» Иоанна Синайского со святым Аввой Дорофеем, святцы и другое.

Кроме того, сохранились послания Кирилла Белозерского сыновьям Дмитрия Донского: великому князю Василию, Андрею Дмитриевичу Можайскому и Георгию Звенигородскому, которые являются образцом миролюбия, доброты и мудрости.

Общерусское почитание основателя Белозерского монастыря началось не позднее 1447-1448 годов. Житие преподобного Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия (?-1475 г.) и великого князя Василия Васильевича (1415-1462 гг.

) священноиноком Пахомием Логофетом (?-ум. не ранее 1484 г.). Автор Жития в 1462 году побывал в Кирилловой обители, где застал многих учеников преподобного Кирилла, игумен обители Касиан рассказал ему о чудесах преподобного Кирилла. Ученик Кирилла Мартиниан (ок. 1400-1483 гг.

) подробно рассказал о жизни преподобного.

Дионисий Глушицкий (1363-1437 гг.) написал прижизненную икону преподобного Кирилла Белозерского, которая находится в ГТГ в Москве.

Надпись на киоте, в котором находилась икона:

В 1547 году Кирилл Белозерский был причислен к лику святых.

Память преподобному Кириллу совершается 22 июня.

Тропарь преподобному Кириллу Белозерскому, глас 1. Яко крин в пустыни давыдски процвел еси отче Кириле, злострастия терние искореняя, и собрал еси в ней ученик множество, страхом Божиим и учением ти наставляемых : их же и до конца яко чадолюбивый отец не остави посещая. да вси вопием ти, слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобою всем исцеление.

Кондак преподобному Кириллу Белозерскому, глас 8. Яко преобидев тленная, и долу влекущая мудрования отче, к Вышнему течению радостно устремился еси, и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя, моли от враг сохранитися стаду твоему: яко да святое твое успение празднующе вопием, радуйся преблаженне Кириле отче наш.

Некоторые изменения в уставе Кириллова монастыря

После преставления игумена Кирилла устав основанной им обители претерпел некоторые изменения, в частности, это касается монастырской пищи. Согласно келарскому Обиходнику 1655 г. старца Матфея Никифорова и Описи монастыря 1601 г.

, одним из главных разделов келарского Обиходника является книга Праздничная, то есть устав братской трапезы в праздничные дни. В ней подробно расписано меню на каждый скоромный и постный день.

Например, согласно Обиходнику, были четыре сорта праздничных квасов: медвяной; ячменный, смешанный пополам с медвяным; ячменный и ячменный, смешанный с овсяным или ржаным.

Примечательно, что медвяной квас подавался на три праздника: Пасху, Успение и память чудотворца Кирилла. На двунадесятые праздники участников богослужения в качестве награды за труды посылали пить квас.

Обратите внимание

Можно сказать, что квасу уделялось особое внимание в Кирилловой обители. Даже в Великую субботу, как только заходило солнце, братии давали квас и булочку, «посиления ради телеснаго». Однако, как сказано было ранее, преподобный Кирилл в своей обители запретил употреблять медовые напитки.

В праздничные дни вместо ржаного хлеба подавался белый. Стоит сказать о меню в Великий пост. В пять суббот поста употреблялась заупокойная пища с рыбой: 1 и 2 субботы — по царю Ивану IV, 3 и 5 — по царевичу Ивану Ивановичу,  4 — по игумену Христофору (был учеником преп. Кирилла).

Также в первое воскресенье Великого поста была заздравная трапеза с рыбой — за царя.

Послабление в братской трапезе с практикой заупокойных и заздравных трапез, а также с постановлением Стоглавого Собора:

Судьба Кирилловой обители после кончины ее основателя

В 1497 году был возведена первая каменная постройка Кирилло-Белозерской  обители — собор Успения Пресвятыя Богородицы.

В 1519 году была построена трапезная церковь Введения во храм Богородицы.

В середине XVII в. в монастыре было 19 престолов. По описи на 1621 год в обители было 186 монахов. Обитель росла, богатела и постепенно стала крупнейшим церковным землевладельцем. За монастырем числилось более шестисот деревень, что, кстати, также противоречило первоначальным заветам преподобного Кирилла, который отказывался от принятия в дар земельных владений.

Как и другие обители русского севера, Кириллова являлась местом заточения церковных и светских деятелей разных периодов. Здесь находились в заключении Вассиан Патрикеев, бояре М. И. Воротынский, И. П. Шуйский, И. Ф. И. Мстиславский, Б. И. Морозов, князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын).

После своего извержения из сана в 1667 году в Кириллов монастырь был заключен бывший патриарх Никон. Однако жизнь Никона в монастыре нельзя назвать стесненной, он имел полную свободу в передвижении по территории обители и в пределах земель принадлежащих монастырю, царь регулярно присылал ему самые разные дары: шубы, вино, дорогостоящие продукты питания.

Какого-то серьезного надсмотра над изверженным патриархом не было. У него нередко бывали гости, а в окрестностях монастыря Никон воздвиг несколько крестов, посвященных самому себе и своим «подвигам». Ныне в музее монастыря хранится трон, который был сделан по заказу Никона.

На его ручке имеется надпись, вырезанная самим мятежным патриархом: «Сей трон Никона пострадавшего за святую Церковь».

В 1600 году вокруг монастырских сооружений была построена первая крепостная каменная стена с 8 башнями. На территории обители находилось 9 каменных храмов. Кельи и хозяйственные постройки были деревянными. Смутное время Кириллов монастырь пережил относительно благополучно.

Важно

В 1654-1680 годах были построены новые каменные стены монастыря, сохранившиеся до наших дней. В Петровское время экономическое значение монастыря стало падать. В 1764 указом Екатерины II Кириллова обитель была лишена крестьян и угодий. В 1776 году из монастырской слободы был образован город Кириллов.

С приходом к власти большевиков игумен обители был расстрелян, а сам монастырь был упразднен. Наиболее ценные иконы были вывезены из монастыря в музеи Москвы и Ленинграда. Была вывезена и уникальная монастырская библиотека.

Среди вывезенных книжных трудов — наиболее древние списки «Задонщины» и хождения Даниила Паломника в Святую Землю.

В 1924 году в разоренном монастыре был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Это событие в какой-то мере позволило избежать сноса монастырских сооружений, который в то время в стране проходил повсеместно.

В музее была развернута реставрационная деятельность, были привезены памятники деревянного зодчества из окрестных деревень. С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

В 1997 году часть территории монастыря была передана Вологодскому епархиальному управлению. В 1998 году зарегистрирован Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллов Вологодской области РПЦ МП.

Сейчас музей и монастырь РПЦ делят территории обители между собой на две части. В церкви преподобного Кирилла под спудом находятся мощи преподобного Кирилла Белозерского.

Источник: http://ruvera.ru/kiril_belozersky

Преподобный Кирилл Белозерский

Преподобный Кирилл Белозерский, основатель Кирилло-Белозерского монастыря.

В миру, до принятия монашеского пострига, его звали Козьмой. В тридцать лет он отказался от достаточно обеспеченной жизни в боярском доме, раздал все свое имущество бедным, и, как пишет летопись, «остался наг».

Козьма отправился в Симонов монастырь, который был основан недалеко от Москвы одним из учеников Сергия Радонежского. Там он и стал монахом Кириллом, прожив в Симонове монастыре около тридцати лет. Все было в его жизни монаха. И тяжкие труды на монастырской кухне, и долгое переписывание священных книг, и искушения бесов во время изнурительных постов. Как свидетельствует летописец, Кирилл:

Вскоре разговоры о благочестивом монахе дошли и до самого преподобного Сергия Радонежского. Он не раз приезжал в Симонов монастырь и долго беседовал с Кириллом.

Совет

Когда тому было около шестидесяти лет, братия упросила его стать настоятелем их монастыря. Однако Кирилл недолго выполнял эту обязанность.

Власть в любом виде тяготила его, и вскоре, как пишут, «повинуясь некому чудесному гласу», он ушел на север в поисках нового места для уединения.

Легенда рассказывает, что в Белозерье, на берега Сеярского озера, у впадения в него речки Свияги преподобного Кирилла привела сама Богородица. Здесь, на склоне крутого холма Кирилл «начата копати келию в земли».

Такой поступок пожилого человека, по тем временам уже глубокого старика, изнуренного долгими годами монашеской жизни, был настоящим подвигом.

Только ли стремление к уединению двигало этим удивительным человеком?

Место, выбранное им для поселения, не было случайным. Здесь можно было достаточно легко перетащить челны посуху из впадавшей в Белое озеро реки Шексны до Сухоны, которая была началом Северной Двины.

Другими словами, келья Кирилла Белозерского оказалась в стратегически важной точке пересечения важных водных артерий, которые в его время были главными дорогами на Руси.

Новгородские купцы издавна везли этим путем сибирскую пушнину, которую потом выгодно продавали на Западе.

Москва пыталась оспаривать это монопольное право, и район Сеярского озера был ключевым в этом споре. Не случайно именно здесь в начале XIX века был прорыт канал, соединивший реки Шексну и Сухону. К тому времени Сеярское озеро переименовали в Сиверское — в память о новгородском губернаторе Якове Ефимовиче Сиверсе, который был одним из любимцев Екатерины II.

Обратите внимание

Однако все это случилось позже, уже после кончины Кирилла, прозванного Белозерским. А при жизни к его келье тянулись люди, желавшие стать учениками преподобного. Возникла небольшая монашеская община.

Читайте также:  Царице моя преблагая - каноны и молитвы богородице

Словно по указанию свыше в 1397 году к ней пришли плотники и во славу Божию срубили деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Потом на ее месте будет построен каменный Успенский собор.

Своей общиной на Белозерье преподобный Кирилл Белозерский управлял до самой смерти.

Из уст в уста передавали рассказы о творимых им чудесах — как остановил молитвой разгулявшуюся на озере бурю, как дивным образом не оскудевали монастырские запасы в голодные годы, когда братия помогала зерном голодающим крестьянам.

Откуда брались припасы? Кирилло-Белозерский монастырь славился своим нестяжательством — его основатель запрещал монахам принимать дары не только от бояр и князей, но и от любых мирян. Монастырь жил своими праведными трудами.

К лику святых Кирилл Белозерский был причислен в 1547 году. Иконописцы сохранили для нас облик подвижника — сухонький, невысокий, слегка согбенный старец с высоким лбом мыслителя.

После кончины преподобного Кирилла монастырь продолжал развиваться и прирастать каменными храмами. Порой на их строительство жертвовали русские самодержцы. За свою историю Кирилло-Белозерский монастырь был и местом ссылки опальных бояр, и местом покаяния.

Важно

Под конец жизни царь Иван Грозный прислал в Кирилло-Белозерский монастырь поминальный список:

Говорят, что в этом страшном списке было перечислено более 3200 людей, в чьей смерти был повинен царь-кровопийца. Стремясь перед смертью замолить грехи, он прислал на помин их душ более десяти тысяч рублей — огромные деньги по тем временам.

Преподобный Кирилл Белозерский при жизни был выдающейся личностью России, а после смерти причислен к лику святых Русских.

Источник: http://posmotrim.by/article/prepodobnyj-kirill-belozerskij.html

Преподобный Кирилл Белозерский

                      Прозорливый настоятель

    Кирилла Белозерского (1337-1427) современники чтили настолько, что причислили к лику преподобных уже через двадцать лет после его кончины, а первая икона святого была написана ещё при его жизни.

Известный тем, что основал в вологодских землях на Сиверском озере Успенский Кирилло-Белозерский монастырь (самый крупный по площади среди монастырей Европы, из которого впоследствии вышли основатели других славных обителей Руси — Савватий Соловецкий, Нил Сорский, Корнилий Комельский, Александр Ошевенский), Кирилл до того, как стать монахом, носил имя Кузьма. Он происходил из обедневшего боярского рода, рос в доме богатых родственников — Московских бояр Вельяминовых. Хозяин Тимофей Вельяминов определил молодого Кузьму на должность казначея и ничего не хотел слышать о монашеских мечтах бедного воспитанника. Среди московских игуменов не было никого, кто отважился бы пойти наперекор властному боярину, и только святой Стефан Махрищский, друг преподобного Сергия Радонежского и настоятель Свято-Троицкого монастыря на Владимирщине, решил взять боярский гнев на себя и в один из своих приездов в столицу облек Кузьму в монашескую рясу. Имя Кирилл Кузьма получил вскоре при постриге в Московском Симоновом монастыре, где и проходил школу духовного возмужания первые десятилетия своего иноческого пути.

    Уже в 60-летнем возрасте, основав в Белозерье свой монастырь и став его настоятелем, Кирилл так наладил жизнедеятельность северной обители, что даже после его смерти монастырь продолжал наращивать своё богатство и влияние в масштабах страны. А в основе этого лежал введённый преподобным Кириллом устав, где молитва, труд и быт монахов строились на принципах благоговения, подчинения по старшинству и строгого повиновения настоятелю. 

    Сам преподобный постиг азы послушания в Симонове. Тогда, 30-летним иноком, он стремился взять на себя непомерные подвиги воздержания. Но наставник Кирилла смирял его, например, заставляя питаться ежедневно вместе с братией, а не через два-три дня, как хотел Кирилл.

Много лет Кирилл трудился на хлебне (носил воду, рубил дрова, разносил хлеб) и у пышущей жаром печи в поварне, не оставив эту тяжелую работу, даже когда позднее принял сан священника.

В первое время работы Кирилла на хлебне братия Симонова монастыря крайне удивлял факт: Сергий Радонежский, навещая своего племянника (тот служил настоятелем Симоновой обители), в первую очередь шёл не к нему, а в хлебню, побеседовать с Кириллом.

Чтобы не загордиться этим, молодой монах стал юродствовать, за что получил наказание: на полгода был посажен на хлеб и воду, и Кирилл радовался, что теперь постится не по собственной воле. 

Совет

    Незадолго до ухода Кирилла на Белоозеро ему пожаловали чин архимандрита, что сулило старцу спокойную жизнь, но Кирилл, напротив, оставил эту начальственную роль и затворился в келье, ища уединения.

В Симонов монастырь был назначен новый архимандрит.

Глядя на то, как у кельи Кирилла постоянно толпится народ, он стал завидовать старцу, и через год Кирилл вынужден был переселиться из Симонова монастыря в соседнюю обитель. 

    Зависть, считают Святые Отцы, самая несправедливая из страстей, поскольку направлена против блага, но она же и самая справедливая: сколько терзаний и мук доставляет тому: кто завидует! Преподобный Кирилл, достигнув преклонного возраста, был уже несколько лет настоятелем Белозерского монастыря, слава о нем быстро распространилась по северной округе, и обитель постоянно пополнялась новыми насельниками. Среди них пришёл некий Федор, привлечённый молвой о святости Кирилла. Прошло некоторое время, и то ли зависть проникла в сердце Федора, то ли ещё какая страсть, подогретая бесами, но бедный монах стал буквально ненавидеть Кирилла — он не мог спокойно ни видеть, ни слышать святого старца. 

    Терзаемый этим, Федор в конце концов решил уйти из монастыря и за советом обратился к одному из старейших насельников — молчальнику Игнатию. После горькой исповеди Фелора Игнатий несколько утешил его, укрепил молитвой и убедил остаться в обители ещё на год. Год прошел, но ненависть не угасла.

И тогда Федор решился открыть свои помыслы самому Кириллу. Он вошёл к преподобному в келью, но, увидев седины старца, так и не смог раскрыть рта. Простояв в смятении несколько минут, прозорливый старец знал все о ненависти, долго мучившей сердце Федора.

Сокрушаясь, монах припал к ногам Кирилла: и стал молить о прощении, на что святой кротко ответил: «Не скорби, брат мой, все обо мне соблазнились, ты один познал истину и все моё недостоинство, ибо кто я, грешный и непотребный?» После этого Кирилл с миром отпустил Фёдора, обещав, что такое искушение больше не постигнет его, и Фёдор провёл оставшиеся годы в монастыре в душевном мире и любви к старцу. 

Источник: http://palomnikpoezdki.ru/velikie_pravoslavnye_svyatye/2/

Преподобный Сергий Радонежский и его ученики

Преподобный Кирилл Белозерский

Преподобный Кирилл был пострижеником московского Симонова монастыря, основанного преподобным Феодором Симоновским (Ростовским). По свидетельству Жития святого, составленного в ХV в.

афонским писателем Пахомием Сербом, преподобный Сергий Радонежский, посещая эту обитель, часто и подолгу беседовал с Кириллом «о духовной пользе». Вместе со своим сопостником, преподобным Ферапонтом, преподобный Кирилл ушел в Белозерье и на рубеже ХIV и ХV вв.

основал там обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (ныне Кирилло-Белозерский монастырь), а чуть позже Ферапонт в нескольких верстах от него основал монастырь Рождества Богородицы (ныне Ферапонтов монастырь).

Обратите внимание

Преподобный Кирилл Белозерский стал самой яркой фигурой в созвездии основателей монастырей, устроенных учениками и собеседниками преподобного Сергия Радонежского.

Белозерский Чудотворец стал духовным отцом для ряда подвижников, из которых позже, в конце XV и в перв. половине XVI в.

, сформировалось особое направление в монашестве — заволжское старчество, течение так называемых «нестяжателей» с идеологом св. Нилом Сорским во главе.

Большую роль для человека Средневековья играла преемственность. Так, преподобный Кирилл, наследуя духовный опыт преподобного Сергия, передал его своему ученику, преподобному Мартиниану Белозерскому, а тот воплотил его в деле прославления великого троицкого старца.

Любимый ученик преподобного Кирилла, Мартиниан, будучи настоятелем Троице-Сергиева монастыря в 1447-1455 гг., способствовал общерусской канонизации Сергия Радонежского, и, по всей вероятности, с его слов были сделаны дополнения к Житию троицкого подвижника — записи Чудес 1449 г. (см. также: Епифаний Премудрый и его творения.

Редакция Жития преподобного Сергия с Чудесами 1449 г.).

В ОР РНБ хранится рукопись с Житием преподобного Мартиниана Белозерского. В заставке помещено чрезвычайно редкое изображение святого (шифр: Погод. 739). Эта книга создана в начале ХVIII в.

монахами Ферапонтова монастыря, затем она была включена в собрание Кирилло-Белозерского монастыря, откуда попала к археографу П. М. Строеву, передавшему ее М. П.

Погодину, который присоединил ее к своей коллекции.

Большая часть Библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря находится в ОР РНБ. Среди них рукопись с Житием преподобного Кирилла Белозерского и Службой ему, в которой помещено изображение святого во весь рост (шифр: Кир.-Бел. 58/1297, л. 4 об.-5).

Такого рода миниатюры, в которых был бы представлен белозерский Чудотворец, достаточно редко встречаются в рукописях. Эта книга создана монастырскими писцами в 1837 г.

, что свидетельствует о почитании белозерского Чудотворца не только сразу после его ухода в жизнь вечную, но и в значительно более позднее время.

Об этом же говорит и бережное отношение кирилловских монахов к личным вещам основателя обители. Предметы, с которыми преподобный пришел из Симонова монастыря, запечатлены в альбоме И. Ф. Тюменева «По Руси» (шифр: ф. 796. Тюменев, ед.

Важно

хр. 271, л. 43).
На выставке представлены и другие акварели, связанные с именем преподобного Кирилла: Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь преподобного Сергия и Первая келья преподобного Кирилла (шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 33 и л. 34).

Источник: http://expositions.nlr.ru/ex_manus/Radonegsky/kiril_beloserskiy.php

Кирилл Белозерский, преподобный

Шевырев С. История русской словесности : лекции. Ч. 3. Столетия XIII-е, XIV-е и начало XV-го. – М. : Унив. тип., 1858. – 405 c.

Из содерж.: Св. Кирилл Белозерский. Житие его. Книги. Кончина. Значение его обители : С. 194-204

читать

Яков (архимандрит). Житие преподобного отца нашего Кирилла, Белозерского чудотворца: с изображением преподобного Кирилла / Архимандрит Яков. – СПб. : Тип. А. М. Котомина, 1875. – 55 с.

читать

Друг Сергия – Димитрий; ученики его: Сергий на р. Нурме, Кирилл и Ферапонт на Белом озере // История русской церкви / соч. Филарета Гумилевского, архиепископа Черниговского. – СПб., 1894. – Период второй (1237-1410 гг.), V. Христианская жизнь. – С. 290-292.

О кирилле белозерском, ученике сергия радонежского

читать

Димитрий Ростовский. Памяти Преподобнаго Кирилла, Новоезерскаго чудотворца // Жития святых на русском языке, изложеннные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского / изд. Моск. Синод. тип. – М., 1905. – Кн. 6, Месяц февраль. – С. 60-63.

читать

Ефимов Н. И. Преподобный Кирилл Белозерский и его послания : из этюдов по истории русского церковно-политического сознания / Н. И. Ефимов. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1913. – 12 с. – Ксерокопия.

читать

Прищепенко В. Кто вы, Кирилл Белозерский? / В. Прищепенко // Красный Север. – 1988. – 27 ноября. – С. 4.

читать

Кирилл Белозерский : Страницы жития : [Буклет] / Упр. культуры Вологод. облисполкома, Кирилло-Белозерск. ист.-архит. худож. музей-заповедник; сост. текста В. В. Рыбин. – Вологда : Б. и., 1990. – 1 л. (слож. в 4 с.).

читать

Житие преподобного отца нашего Кирилла, игумена обители Пречистой Богородицы, которая на Белом озере // Жизнеописание достопамятных людей земли Русской, X-XX вв. : [сборник / сост. С. С. Бычков]. – М., 1992. – С. 81-92.

читать

Рыбин В. «Имя, как освящение некое…» : игумен Земли Русской преподобный отец наш Кирилл / В. Рыбин // К свету : [альманах]. – [М., 1996]. – № 15: Край Кирилла Белозерского. – С. 22-34 : ил.

О кирилле белозерском, основателе кирилло-белозерского монастыря

читать

Три послания и Духовная грамота Кирилла Белозерского / подгот. текста, пер. и коммент. Г. М. Прохорова // Библиотека литературы Древней Руси. – СПб., 1999. – С. 425-439.

читать

Карпов А. Ю. Кирилл Белозерский (ум. 1427) // Самые знаменитые святые и чудотворцы России / А. Ю. Карпов, А. А. Юрьев. – М., 2000. – С. 199-206.

читать

Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (Белозерский) // Русские святые : 1000 лет русской святости. – СПб., 2000. – С. 367-373.

читать

Житие преподобного Кирилла Белозерского : (фрагменты) // Слово о Вологодском крае : за тремя волоками : [сборник / В. И. Белов и др.; сост. и авт. послесл. С. Ю. Баранов]. – Вологда, 2003. – С. 157-175.

читать

Глызина Л. И. Храмы и престолы во имя преподобного Кирилла Белозерского / Л. И. Глызина // Вестник Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. – 2004. – Вып 1 : Вторые Кирилловские чтения. – С. 8-10.

читать

Кирилло-Белозерский монастырь // Православные храмы и монастыри / А. Низовский. – М., 2005. – Ч. 10. Русская Фиваида. – С. 298-302.

Читайте также:  Школа веры: девятая заповедь: «не лжесвидетельствуй»

В том числе об основателе монастыря преподобном кирилле белозерском

читать

Карабасова Т. Б. Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский / Т. Б. Карбасова // Книжные центры древней Руси. – СПб., 2008. – С. 396-410.

Об обстоятельствах, сближающих двух Кириллов и основанные ими обители

читать

Кирилл Белозерский // Вологодские святые : метод. пособие для воскресных школ : в 2-х ч. / Вологод. епархия, Приход храма Успения Божией Матери города Вологды. – Вологда, 2009. – Ч. 2. – С. 10.

читать

Трубникова Т. В. Шуба Преподобного Кирилла – реликвия в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника / Т. В. Трубникова // Одиннадцатые Кирилловские чтения : [сб. ст.]. – [Кириллов], 2013. – Вып. 10, ч. 1. – С. 30-36 : фот.

читать

Романенко Е. В. Житие и почитание [Кирилла Белозерского] // Преподобный Кирилл Белозерский / Я. Э. Зеленина, Е. В. Романенко, Е. А. Виноградова. – СПб., 2014. – С. 7-29.

читать

Источник: https://www.booksite.ru/civk/Sw-72.html

Преподобный Кирилл Белозерский. Около 1337 — 1427

Преподобный Кирилл был величайшим из подражателей преподобного Сергия, и мы имеем содержательное его житие, составленное Пахомием Сербином по свежим воспоминаниям, собранным в Кирилловом монастыре.

Преподобный Кирилл Белоезерский родился в Москве в 1337 году (или около него) в семье неизвестного по имени служилого великокняжеского человека, находившегося в родстве с весьма знатными боярскими семействами. При крещении он получил имя Космы

Еще в юности он лишился родителей и поступил в дом под опеку к боярину Тимофею Васильевичу Вельяминову, одному из знатнейших бояр Дмитрия Ивановича Донского. За добрый нрав и усердную набожность боярин полюбил взятого им к себе в дом сироту-родственника, приблизил его к себе как равного, а потом сделал его и казначеем своего имения.

Косма, наделенный природным расположением к монашеству, тяготился светской жизнью, но боярин Тимофей Васьльевич Вельяминов решительно не хотел дать ему свое согласие на принятие монашества.

Таким образом, в течение пятнадцати Косма принужден был оставаться мирским человекам, будучи монахом только в своих мыслях и стараясь быть им только в своем поведении.

Годы «иночества тайного» закончились, когда в дом к Тимофею Васильевичу пришел однажды преподобный Стефан Махрищский. Косма «припал к нему с слезною и неотступною просьбою постричь его в монашество». Преподобному удалось убедить боярина разрешить исполнить страстное желание Космы, который «со страхом и нетерпением ожидал исхода дела».

Обрадованный благополучным исходом дела – разрешением постричься в монахи, – Косма поспешил раздать убогим все свое состояние «и остался наг», после чего отведен был Стефаном в Симонов монастырь к игумену Феодору, которым и пострижен был в монахи с именем Кирилла. Произошло это не ранее 1380 года, когда ему было не менее 43-х лет от роду

Начинаются иноческие труды Кирилла: пост, молитва, труды на хлебне и на поварне. Крайности аскезы умеряются послушанием. Кирилл отдан был игуменом Феодором в духовное руководство монаху Михаилу, впоследствии епископу Смоленскому.

Кирилл во всем повиновался и подражал старцу: «пост вменял в пресыщение, зимний холод вменял себе в теплоту, томил плоть свою всяким воздержанием, а сна принимал только мало нечто, и то не лежа, а сидя».

Он просил у старца дозволения есть не каждый день, но старец не дозволил ему этого и «повелел есть хлеб с братией, только не до сытости».

Во время своих первых монашеских подвигов Кирилл подвергался искушениям от бесов, когда «являлись ему в разных странных и страшных образах и пытались ужасать его». От всех искушений бесовских Кирилл ограждал себя призыванием имени Иисусова, знамением креста и молитвою.

К этим годам относятся встречи и беседы с преподобным сергием радонежским. бывая в симонове у своего «братанича» игумена федора, преподобный сергий прежде всего заходил в хлебню и беседовал с кириллом часами о пользе душевной

Кроме послушливости, Кирилл еще обладал особым даром умиления: даже хлеба он не мог вкушать без слез. «Встосковавшись» по безмолвию, ради того же умиления, он решает уйти в келью, к трудам уединенным.

С просьбой об этом он обратился не к игумену, а к Божией Матери, на которую возлагал все свое упование и которой вверял себя со всеми своими помыслами. По милости Пречистой он был переведен с поварни в келью писать книгу.

Но замечательно, что новый труд не принес ему того умиления, которого он ожидал, и он вернулся в поварню. Девять лет провел Кирилл на послушании в хлебнее и поварне.

Совет

Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать, «утаити хотя добродетель».

В наказание за нарушение благочиния и поступки, «подобные глумлению и смеху», настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду. Преподобный Кирилл с радостью понес это наказание.

Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха.

В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на череду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.

Он старательно управлял монастырскими делами, ко всем братиям относился с одинаковой любовью, всем показывал собою пример смирения. Но вскоре увидел преподобный, что в сане архимандрита невозможно соблюдать безмолвия: из весьма близкой к монастырю Москвы топами устремились люди к прославленному подвигами архимандриту.

Тогда Кирилл решил отказаться от настоятельства и удалиться в келью.

Но пробыв несколько времени в келье, он не избавился от многочисленных посетителей, искавших у него душевной пользы. Зависть нового архимандрита, недовольного стечением народа к Кириллу, заставила его оставить монастырь. Сперва он безмолвствует в Старом Симонове (в Москве), потом замышляет уединиться «далече от мира».

Преподобный Кирилл имел особое усердие к Божией Матери. Однажды ночью, за акафистом, он слышит Ее голос: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Бело-озеро. Там Я уготовала тебе место, где можешь спастись». Отворив окно кельи, он видит огненный столп на севере, куда призывала его Пречистая

В то время возвратился из Белозерья симоновский монах Ферапонт. На вопрос Кирилла о том, есть ли в Белозерьи места, удобные для уединенного безмолвия, Ферапонт отвечал, что есть весьма многие. Тогда преподобный Кирилл, после многолетних подвигов в Москве и имея 60 лет от роду, решился идти в Белозерье. Ферапонт изъявляет желание сопровождать Кирилла в заволжскую страну.

Долго не может Кирилл отыскать того места, которое было показано ему в чудесном видении, но вот наконец у Сиверского озера в чаще леса, окруженной со всех сторон водой, преподобный узнал показанное ему Богоматерью «зело красное» место. Здесь и начали Кирилл и Ферапонт копать келью в земле; но Ферапонт не вынес «тесного и жестокого» жития, которого искал Кирилл, и решил поселиться недалеко, в 15 верстах от Кириллова, где впоследствии основал свой монастырь.

Не один год преподобный Кирилл провел в одиночестве в подземной келье, и многие испытания пришлось принять ему. Однажды преподобный, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: «Беги, Кирилл!» Только успел преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула. Из этой сосны подвижник сделал крест

В другой раз преподобный Кирилл чуть не погиб от пламени и дыма, когда расчищал лес, но ему явился некто в образе его опекуна боярина Тимофея Васильевича и со словами «иди за мной» вывел его из огня невредимым.

Один крестьянин пытался поджечь келью преподобного, но, сколько ни пытался, это ему не удавалось. Тогда со слезами раскаяния он исповедал свой грех преподобному Кириллу, который постриг его в монашество.

В скором времени из Симонова монастыря пришли к Кириллу два брата (один по имени Зеведей, другой Дионисий); преподобный, весьма обрадовавшись их прибытию, принял их с великою любовию. Вскоре начали приходить к нему и другие, желавшие постричься в монашество и быть его учениками, и на месте поселения Кирилла составилась монашеская община.

Обратите внимание

Святой старец понял, что время его уединения и безмолвия кончилось. Собравшееся около преподобного братство нуждалось в церкви для молитвы, но место было удаленное и трудно было найти плотников.

С усердной молитвой обратился Кирилл к Божией Матери, и Она устроила так, что плотники пришили сами: в 1397 году они построили церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители устав общежития, который освящал примером своей жизни.

Он не начертал своего устава письменно, а прямо ввел его на практике, подробности же мы знаем лишь из указаний жизнеописателя: «Было узаконение блаженного Кирилла, чтобы в церкви на службах никому ни с кем не разговаривать и никому не исходить из церкви прежде окончания служб, также чтобы к евангелию и святым иконам для целования подходили, соблюдая старшинство. Также и в трапезу исходили по старшинству; в трапезе все сидели по своим местам и молчали, так что никого не было слышно, кроме одного чтеца; братиям всегда бывали три кушанья (а сам два кушанья), кроме постных дней; вставая от трапезы, отходили в свои кельи, в молчании благодаря Бога и не уклоняясь на какие-нибудь беседы и не заходя по дороге из трапезы в чужие кельи, кроме великой какой-нибудь нужды». Никто не мог получать ни писем, ни подарков, не показав их преподобному Кириллу; без его благословения писем не писали. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности. Даже пить воду ходили в трапезную, а мед и вино были строго изгнаны из монастыря. Кельи не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали.

О наказаниях, налагаемых игуменом, мы ничего не знаем. по-видимому, духовный авторитет кирилла был достаточен и непререкаем. эти особенности кириллова устава были впоследствии перенесены и в соловецкий монастырь

Не суровость, но уставность – вот что отличает жизнь в монастыре Св. Кирилла. Сам игумен ходит, как и Сергий, в «разодранной и многошвенной рясе» и так же кроток к своим обидчикам. Ненавидящему его иноку он говорит: «Все соблазнились обо мне, ты один истинствовал, и понял, что я грешник».

«Нестяжательность» у Кирилла выражена еще ярче, чем у Сергия.

Он не позволяет даже монахам ходить к мирянам за милостыней и отклоняет все дарственные села, предлагаемые ему князьями и боярами с принципиальным обоснованием: «Аще села восхощем держати, болми будет в нас попечение, могущее братиям безмолвие пресецати». Однако от приносимой милостыни он не отказывается. Твердая, хотя и кроткая независимость от сильных мира сего характеризует как преподобного Кирилла, так и всех его продолжателей.

В Белозерской пустыни и в своем Белозерском монастыре преподобный Кирилл прожил 30 лет, пришедши в пустыню 60-летним старцем и дожив в ней до глубокой старости, своего 90-летия.

За свою высокую святость преподобный Кирилл еще при своей жизни удостоился от Бога обильного дара чудотворений, чему жизнеописатель приводит многие примеры и о чем он вообще говорит: «Многа изрядная чудеса бываху по молитвам святого».

Однажды недостало вина для Божественной литургии, и пономарь сказал об этом святому. Преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии. Преподобный укротил бурю на озере, которая угрожала рыбакам

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 года в монастыре числилось более 2 тысяч книг, среди них 16 «чудотворца Кирилла».

Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям.

Важно

Таким образом, любовь к просвещению преподобного Кирилла передалась от него его ученикам, которые отличались известной ученостью.

Последним увещанием умиравшего преподобного Кирилла к братии было, чтобы они имели любовь между собою, чтобы не было между ними никаких раздоров и чтобы ничего не было разорено у них от общего жития.

Свое последнее богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы и блаженно почил на 90-м году своей жизни 9 июня 1427 года в день памяти тезоименного ему святителя Кирилла, архиепископа Александрийского

Завет нестяжательности был нарушен в монастыре преподобного Кирилла тотчас же по смерти его основателя. Кирилло-Белозерский монастырь вскоре сделался богатейшим вотчинником северной Руси, соперничая в этом отношении с Троице-Сергиевой Лаврой. Но братское общежитие и строгая уставная жизнь сохранились в монастыре до середины XVI века.

Источник: http://www.dionisy.com/rus/additional/73/

Ссылка на основную публикацию