Священномученик николай померанцев, священник

Священномученик иерей Николай (Гаварин)

Священномученик Николай родился 23 декабря 1870 года в городе Якобштадт Курляндской губернии в семье священнослужителя Иоанна Гаварина.

Николай окончил Рижскую Духовную семинарию и один курс Духовной академии и был рукоположен во священника ко храму в городе Гродно.

Во время Первой мировой войны в 1915 году в связи с военными действиями причт храма, где служил отец Николай, был эвакуирован в Москву, и он стал служить в храме святителя Николая на Щепах вблизи Смоленской площади.

Обратите внимание

В 1930 году советские власти стали выселять из Москвы тех, кого они считали социально чуждыми, а это в первую очередь было духовенство. Потеряв место жительства, отец Николай уехал сначала в Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова.

Храм в Немчиновке появился в 1918 году, когда община верующих попросила местного домовладельца Немчинова пожертвовать под храм свою летнюю дачу. Тот согласился, но с условием, что верующие сами ее отремонтируют, чтобы превратить ее в церковь. Местные власти дали разрешение на устройство православного молитвенного дома, и верующие принялись за ремонт.

Дача, построенная шестьдесят лет назад, была без фундамента, с одинарным полом и одинарными дверями и окнами и пришла к этому времени в ветхость. Верующие произвели капитальный ремонт, пристроили колокольню, полностью заменили сгнивший угол здания и выстроили рядом небольшой дом для священника.

Однако, несмотря на ремонт, температура в храме в зимние месяцы не поднималась выше трех градусов.

В конце 1934 года новый председатель Немчиновского поселкового совета запретил проведение приходских собраний, колокольный звон, а затем были сняты по его распоряжению и сами колокола.

Спустя некоторое время, он решил храм закрыть, а здание отдать под занятия физкультурникам, ссылаясь на малочисленность прихожан.

В это время в поселке было около семисот домов и проживало восемь тысяч жителей, из которых две тысячи подписались как верующие под протестом против закрытия храма.

2 апреля 1935 года живший на покое в Немчиновке архиепископ Иннокентий (Соколов) направил ходатайство на имя сестры Ленина Марии Ильиничны. «Я, нижеподписавшийся, — писал владыка, — проживаю в поселке Немчиновка с 1927 года в качестве частного лица под кровом и на иждивении одного моего сына, протоиерея Алексия Константиновича Соколова.

Важно

Ранее этого времени, в течение полувека, трудился я на миссионерском поприще, приводя из тьмы неведения к познанию Христовой истины идолопоклонников, кочевников горного Алтая… сначала в звании простого миссионера-священника, потом в должности начальника Миссии в сане епископа.

В настоящее время по преклонности лет (родился 13 февраля 1846 года) нахожусь в полной отставке. Состою не у дел. Однако имею благословение Священного Патриаршего Синода на совершение церковного богослужения в Немчиновском храме. Пользуясь этим правом, я совершаю здесь Божественную литургию по праздникам.

И это доставляет мне величайшее духовное утешение, так что я готов и кости сложить при подножии сего храма. Но вот горе.

25 марта сего года Президиум Мособлисполкома вынес постановление о закрытии нашей церкви по ходатайству председателя Немчиновского поссовета гражданина Куликова, мотивируемое крайне малым количеством верующих Немчиновского прихода, число коих якобы не превышает двадцати человек, тогда как на самом деле число верующих при здешней церкви простирается до двух тысяч душ.

Ввиду изложенного и зная притом Вашу христианскую готовность оказывать посильную помощь всем нуждающимся в оной, обращаюсь к Вам, добрейшая Мария Ильинична, с покорнейшей просьбой поддержать ходатайство православных, поданное в Отдел Культов ВЦИКа об оставлении нам молитвенного здания для совершения необходимых треб».

Ответа на это письмо не последовало. Общиной были написаны и отправлены еще несколько прошений, но ответа и на них не последовало. Все это время в храме, однако, продолжались богослужения.

19 октября 1935 года было отдано окончательное распоряжение о закрытии храма.

В течение трех дней верующие попытались обжаловать это решение, добавляя, что если невозможно оставить им храм, то они просят разрешения снять для богослужений сарай, который у них для этой цели найден.

Совет

Но власти стояли на своем: храм забрать и не разрешать взять другого помещения. Весь клир храма, включая протоиерея Алексия Соколова, священника Николая Гаварина и служившего в этом же храме диакона Елисея Штольдера, перешел служить в Николаевский храм в селе Ромашково.

После выхода в 1937 году секретной сталинской директивы о массовых репрессиях, следователь Кунцевского отделения НКВД составил списки тех, кого он предполагал арестовать, а также списки «свидетелей», которые могли бы подписать лжесвидетельства, и начертил схемы — какой «свидетель» какой эпизод антисоветской деятельности обвиняемого должен был подтвердить, а поскольку набор таких эпизодов был невелик, то они тщательно перетасовывались, чем должно было создаваться впечатление достоверности.

В августе 1937 года следователь вызвал одного из жителей города Кунцево, некоего Александра Ивановича, и предложил ему дать показания на священника Николая Гаварина. Поскольку свидетель был со священником не знаком, то он поначалу отказался от такой подлой роли.

Тогда следователь пустился в длинные рассуждения о современном политическом положении и задачах коммунистической партии, которая одной из первых задач поставила посадить всех попов. «То, что ты здесь покажешь, — заявил следователь «свидетелю», — об этом никто не будет знать, и на суд тебя вызывать не будут».

Затем следователь вручил свидетелю чистые бланки протоколов допросов, чтобы тот заполнил их дома. Бланки свидетель взял, но не заполнил их, не зная, чем заполнять, да и боясь ответственности. Следователь, видя, что свидетель не торопится придти к нему с показаниями, два раза заходил сам к нему на квартиру, но тот, избегая встречи, прятался от него.

Тогда следователь снова вызвал его, а также и одного из его приятелей, некоего Илью Тимофеевича, в районный отдел НКВД. Первым он позвал к себе в кабинет Александра Ивановича. Дал ему бланки протоколов допросов и предложил заполнить их собственноручно.

Увидев через некоторое время, что свидетель ничего не пишет, следователь составил небольшой конспект и на основании этого конспекта предложил свидетелю написать свои показания.

Когда протокол был написан, следователь прочитал его, но он ему не понравился, и, разорвав, он сам заполнил бланк протокола допроса и потребовал, чтобы свидетель его подписал, что тот, наконец, и сделал, не читая. Затем следователь позвал к себе Илью Тимофеевича, которому также предложил подписать протоколы «свидетельских показаний», уже написанные заранее.

Увидев на его лице колебание, следователь стал его убеждать, что в этом ничего страшного нет, и сослался на бывшего тут только что Александра Ивановича, и таким образом также убедил и его подписать протокол, не читая. Впоследствии, когда следователю понадобились лжесвидетельства против других людей, он, зайдя к Илье Тимофеевичу домой, попросил его подписать еще три пустых бланка протоколов, что тот и сделал; видно, совершив один грех, дальше повторить его было легче.

Обратите внимание

Тот же следователь, для более эффективного ведения дел, привлек к следственному процессу председателя Ново-Ивановского сельсовета, который согласился вместе со следователем писать протоколы допросов от лица лжесвидетелей, как хорошо знающий людей, проживающих в этом районе.

Следователь сначала составлял конспект сочинения об антисоветской и антигосударственной деятельности подозреваемого, потом писал протоколы, а затем вызывал того, от чьего лица протоколы были написаны, а председатель сельсовета тех, за кого он сам писал протоколы.

Так в течение довольно короткого времени они вдвоем составили более полусотни протоколов допросов от лица лжесвидетелей.

На основании такого рода показаний лжесвидетелей 29 августа 1937 года отец Николай Гаварин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. — Беседовали ли вы со Штольдером на политические темы? — спросил священника следователь. — Мы беседовали о церковных делах, как сейчас нам священнослужителям живется плохо при советской власти.

Говорили о газетных новостях, об испанских событиях, выражая сомнения, что испанские войска победят фашистов, которые сильны своим вооружением.

— Значит, вы находились на стороне фашистских войск? — Я этого не могу сказать, мы считали, что фашистские войска сильны своей техникой и организованностью, кроме того, им помогают такие сильные государства как Германия и Италия. — Расскажите о своих антисоветских разговорах, которые вы вели вместе со Штольдером.

— Мы беседовали о том, что советская власть неправильно делает, что закрывает церкви, устраивает гонения на церковнослужителей, давит налогами. — Расскажите о содержании антисоветских бесед подробнее. — He могу. Забыл. — Расскажите о вашем отношении к советской власти. — Мое отношение к советской власти отрицательное.

Я не могу помириться с советской властью за те притеснения, которые мы терпим. — Следствием установлено, что вы состояли в контрреволюционной террористическо-повстанческой группе и вели активную агитацию против советской власти, членов советского правительства и вождей коммунистической партии. Дайте показания по этому вопросу.

— Я был недоволен советской властью по вопросу ее отношения к религии и к нам, священнослужителям. Но в контрреволюционной группе я не состоял.

Источник: http://barviha.cerkov.ru/novomucheniki-odincovskie/svyashhennomuchenik-ierej-nikolaj-gavarin/

Именины Николая

Полное имя: Николай
Церковное имя: Николай
Значение имени: от древнегреческого имени Николаос — «победитель народов»
26 февраля Николай Добролюбов, священномученик, иерей

Святые с именем Николай в 2019 году почитаются 158 раз. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Николай.

Январь
6 января Николай Славянин, схимонах
8 января Николай Залесский, священномученик, иерей
Николай Тарбеев, священномученик, протоиерей
10 января Николай Родимов, священномученик, протоиерей
14 января Николай Бежаницкий, священномученик, протоиерей
17 января Николай Маслов, священномученик, иерей
24 января Николай Мациевский, священномученик, иерей
31 января Николай Красовский, священномученик, иерей
Февраль
1 февраля Николай Восторгов, священномученик, иерей
4 февраля Николай Бухарин, священномученик, протоиерей
6 февраля Николай Цикура, мученик
14 февраля Николай Мезенцев, священномученик, протоиерей
16 февраля Николай Японский (Касаткин), равноапостольный, архиепископ
17 февраля Николай Голышев, священномученик, иерей
Николай Кандауров, священномученик, протоиерей
Николай Поспелов, священномученик, протоиерей
Николай Студийский, исповедник, игумен
26 февраля Николай Добролюбов, священномученик, иерей
28 февраля Николай Морковин, священномученик, иерей
Март
2 марта Николай, пресвитер, Афинский
5 марта Николай Розов, священномученик, протоиерей
7 марта Николай Некрасов, мученик, псаломщик
8 марта Николай Дмитров, священномученик, протоиерей
11 марта Николай Поместный (Наместный)
13 марта Николай Саллос (Блаженный) Псковский, Христа ради юродивый
15 марта Николай Планас (иерей Афинский)
18 марта Николай Покровский, священномученик, иерей
Николай Велимирович, епископ, Охридский и Жичский
20 марта Николай Розов, священномученик, иерей
22 марта Николай Севастийский, мученик
Николай Горюнов, священномученик, протодиакон
26 марта Николай Попов, священномученик, иерей
Апрель
10 апреля Николай Постников, священномученик, протоиерей
17 апреля Николай Караулов, священномученик, епископ, Вельский
18 апреля Николай Симо, священномученик, протоиерей
24 апреля Николай Гаварин, священномученик, иерей
Май
3 мая Николай Велимирович, епископ, Охридский и Жичский (Перенесение мощей)
4 мая Николай Писаревский, исповедник, иерей
7 мая Николай Магнезийский, мученик
9 мая Николай Панков, мученик
10 мая Николай Малков, мученик
16 мая Николай Беневольский, священномученик, иерей
17 мая Николай Тохтуев, священномученик, протодиакон
22 мая Николай Вунени, преподобномученик
Николай Мирликийский, архиепископ (Перенесение мощей) (чудотворец)
29 мая Николай (из Мечева), мученик
Николай Мистик, патриарх, Константинопольский
30 мая Николай Болгарский, мученик
Июнь
1 июня Николай Садовский, священномученик, иерей
Николай Кулаков, священномученик, иерей
10 июня Николай Аристов, священномученик, диакон
13 июня Николай Орнатский, мученик
18 июня Николай Рюриков, священномученик, протоиерей
20 июня Николай Рождественский, священномученик, иерей
Николай Онянов, священномученик, иерей
Николай Конюхов, священномученик, протоиерей
23 июня Николай Динариев, священномученик, протоиерей
27 июня Николай Виноградов, священномученик, протоиерей
Николай Запольский, священномученик, диакон
Июль
4 июля Николай Розанов, священномученик, протоиерей
8 июля Николай Брянцев, священномученик, иерей
17 июля Николай II Романов, страстотерпец, Император
27 июля Николай Порецкий, священномученик, протоиерей
Август
2 августа Николай Удинцев, священномученик, иерей
6 августа Николай Понгельский, священномученик, иерей
9 августа Николай Кочанов, Новгородский, Христа ради юродивый
10 августа Николай Пономарев, священномученик, диакон
11 августа Николай Мирликийский, архиепископ (чудотворец)
13 августа Николай Правдолюбов, священномученик, иерей
16 августа Николай Померанцев, священномученик, иерей
21 августа Николай Шумков, священномученик, иерей
25 августа Николай Доброумов, священномученик, иерей
26 августа Николай Орлов, священномученик, иерей
27 августа Николай Толгский, священномученик, протоиерей
Сентябрь
1 сентября Николай Лебедев, священномученик, иерей
5 сентября Николай Варжанский, мученик
10 сентября Николай Георгиевский, священномученик, протоиерей
15 сентября Николай Бурлаков, мученик
Николай Бирюков, священномученик, иерей
16 сентября Николай Сущевский, священномученик, протоиерей
17 сентября Николай Хвощев, священномученик, иерей
Николай Сретенский, священномученик, иерей
Николай Лебедев, священномученик, иерей
20 сентября Николай Ащепьев, священномученик, игумен
23 сентября Николай Павлинов, священномученик, иерей
24 сентября Николай Широгоров, священномученик, диакон
Николай Подьяков, священномученик, протоиерей
25 сентября Николай Житов, священномученик, протоиерей
26 сентября Николай Васюкович, священномученик, диакон
28 сентября Николай Цветков, священномученик, протодиакон
Николай Скворцов, священномученик, протоиерей
Октябрь
2 октября Николай, священномученик, протоиерей
5 октября Николай, мученик
6 октября Николай Пандопол, мученик
8 октября Николай Триккокит, преподобный
Николай Розов, исповедник, протоиерей
9 октября Николай Гусев, мученик
14 октября Николай Кулигин, священномученик, протоиерей
17 октября Николай Верещагин, священномученик, иерей
20 октября Николай Казанский, священномученик, протоиерей
21 октября Николай Кузьмин, мученик
Николай Рейн, мученик
25 октября Николай Могилевский, исповедник, митрополит, Алма-Атинский
26 октября Николай Ермолов, священномученик, протоиерей
31 октября Николай Соколов, священномученик, протоиерей
Ноябрь
2 ноября Николай Фигуров, священномученик, иерей
Николай Любомудров, священномученик, иерей
3 ноября Николай Раевский, священномученик, иерей
4 ноября Николай Ушаков, священномученик, иерей
Николай Богословский, священномученик, протоиерей
5 ноября Николай Архангельский, священномученик, иерей
Николай Агафонников, священномученик, протоиерей
6 ноября Николай Никольский, священномученик, иерей
10 ноября Николай Критский, мученик
11 ноября Николай Пробатов, священномученик, иерей
13 ноября Николай Хиосский, мученик
16 ноября Николай Пятницкий, священномученик, иерей
17 ноября Николай Виноградов, исповедник, иерей
19 ноября Николай Дворицкий, священномученик, иерей
Николай Протасов, священномученик, иерей
20 ноября Николай Филиппов, мученик
Николай Троицкий, священномученик, иерей
Николай Романовский, священномученик, протоиерей
23 ноября Николай Смирнов, мученик
25 ноября Николай Константинопольский, мученик
27 ноября Николай Дунаев, священномученик, иерей
Николай Виноградов, священномученик, протоиерей
Николай Богородский, священномученик, диакон
28 ноября Николай Щербаков, священномученик, иерей
29 ноября Николай Троицкий, священномученик, иерей
Декабрь
1 декабря Николай Виноградов, исповедник, протоиерей
3 декабря Николай Покровский, священномученик, иерей
Николай Зеленов, священномученик, иерей
8 декабря Николай Копнинский, мученик
9 декабря Николай Постников, священномученик, протоиерей
Николай Замараев, священномученик, протоиерей
10 декабря Николай Салтыков, священномученик, иеромонах
Николай Добронравов, священномученик, архиепископ, Владимирский
Николай Андреев, священномученик, иерей
Николай Покровский, священномученик, протоиерей
11 декабря Николай Крылов, священномученик, протоиерей
12 декабря Николай, архиепископ, Солунский
15 декабря Николай Сафонов, священномученик, протоиерей
Николай Заболотский, священномученик, протоиерей
Николай Виноградский, священномученик, протоиерей
16 декабря Николай Ершов, священномученик, иерей
17 декабря Николай Яхонтов, священномученик, иерей
19 декабря Николай Мирликийский, архиепископ (чудотворец)
Николай Караман, мученик
23 декабря Николай Розов, священномученик, протоиерей
Николай Карасёв, священномученик, иерей
24 декабря Николай Виноградов, священномученик, протоиерей
26 декабря Николай Амассийский, священномученик, иерей
27 декабря Николай Ковалев, священномученик, иерей
29 декабря Николай Хрисоверг, патриарх, Константинопольский
30 декабря Николай Бепьтюков, священномученик, протоиерей
31 декабря Николай Кобранов, священномученик, протоиерей
Николай Клементьев, священномученик, архиепископ, Вепикоустюжский
  • Николай, с именинами! Радости мореЖелаю тебе! Чтоб дела пошли в гору,Чтоб бизнес крепчал и развивался,А ты рисковать никогда не боялся.
Читайте также:  Винный соус

Партнеров надежных желаю тебе,Чтоб был победителем в честной борьбе.Чтоб все, что имеешь, еще приумножил,

Счастливую жизнь я хочу, чтоб ты прожил.

  • С Днем Ангела, Николай!
    Твое имя бурлит энергией. Так пусть же она ведет тебя по жизни! Пусть этот положительный заряд сделает успешными все твои дела: и работу, и личную жизнь. Отбрось все сомнения и наслаждайся каждым днем своей жизни!

  • Читать все поздравления (5)

    Духовная книга. Книга духовного содержания станет хорошим вариантом подарка для религиозного мужчины. Евангелие, Библия или молитвенник в красивом переплете послужит украшением домашней библиотеки или уголка с иконами.

    Портрет. Портрет именинника, выполненный в оригинальном арт стиле, послужит креативным презентом. Он станет частью интерьера рабочего кабинета или гостиной.

    Подарочный сертификат. Сертификат на SPA процедуры, прогулку на лошадях или квадроцикле, мастер класс по пилотированию самолета или прыжкам с парашютом порадует любителя новых эмоций и экстрима.

    Молитва святому, имя которого носишь

    Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Николай, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

    Именины по именам

    Источник: https://my-calend.ru/name-days/nikolay

    16 августа. Священномученик Николай Померанцев

    Церковный календарь. 16 августа 2015 года

    Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Николая, Антония, Вячеслава.

    Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

    Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика иерея Николая Померанцева.

    Родился святой 11 ноября 1881 года в селе Спасское на Ситуни Московского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Семеновича Померанцева. В 1897 году Николай закончил Заиконоспасское духовное училище. В 1904 Московскую духовную семинарию.

    Важно

    До 1917 года Николай Петрович служил псаломщиком в одном из московских храмов,  в этом году был рукоположен во священника к Владимирской церкви в селе Осташево Бронницкого уезда, где он прослужил до 1929 года. Затем отец Николай был переведен в Троицкую церковь в село Новлянское Волоколамского района.

    В 1931 году священник скрыл от описи властями часть церковной утвари, находившейся в храме, за что был приговорен к максимальному сроку заключения по этой статье – к трем месяцам исправительно-трудовых работ. Вернувшись из заключения, он продолжал служить в храме до наступления очередного периода гонений на Русскую Православную Церковь.

    3 ноября 1937 года следователи НКВД допросили дежурных свидетелей, которые показали, что священник вел контрреволюционную деятельность во время выборов в Верховный Совет. Один из них показал: «В момент сбора колхозников Померанцев вышел из дома, к нему подошел и я. “Что-то вы бегаете?” – спросил он.

    Я ему сказал, что у нас сейчас будет проходить перевыборное собрание. Тогда Померанцев заявил: “Надо сперва товарищу Сталину накормить и обуть колхозников, а потом и собирать на собрания, а то колхозники подыхают от голода”. В это же время ехал наш партприкрепленный.

    Померанцев меня спросил: “Кто это едет?” Я ответил ему: “Это наш партприкрепленный по выборам в Верховный Совет”. Померанцев сказал: “Опять едет очки втирать колхознику” – и повторил, что надо товарищу Сталину накормить сперва, обуть и одеть колхозников.

    Весной 1937 года при обмене и вывозке семян Померанцев говорил колхозникам: “Возите, возите, а потом сами подохнете с голоду”. Этими словами он агитировал колхозников, чтобы они не возили государству семян.

    Нам на весенний сев был спущен план, и при обсуждении такового присутствовал Померанцев, так как это было на общем собрании. И Померанцев заявил: “Вам планы дают не под силу, можно сеять и без их планов, а планы доведут вас до нищенской сумы, и не миновать вам с этими планами голода”«.

    3 ноября 1937 года отец Николай был арестован и заключен в одну из тюрем в Волоколамском районе. 11 ноября следователь допросил его.

    – Следствие располагает данными, что вы среди населения занимались сбором подписей для разрешения хождения по домам с молебнами. Следствие предлагает вам дать показания по этому вопросу.

    – Подписи с населения на разрешение хождения по домам с молебнами я не собирал.

    – Следствие располагает данными, что вы среди населения занимались контрреволюционной и антисоветской агитацией. Следствие предлагает вам дать показания по этому вопросу.

    – Контрреволюционной и антисоветской агитацией я не занимался.

    – Вы показываете ложно. По вашему делу допрошены свидетели, которые подтверждают вашу контрреволюционную и антисоветскую агитацию. Следствие требует от вас правдивых показаний.

    – Еще раз заявляю, что контрреволюционной и антисоветской агитацией я не занимался, – ответил священник.

    Совет

    На этом допросы были закончены, и священник был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве.

    22 ноября следователь еще раз допросил в тюрьме отца Николая, в основном интересуясь, кто рукоположил его во священника и когда, за что он был ранее судим, и в последнюю очередь спросил – признает ли он себя виновным в антисоветской агитации, на что священник еще раз заявил, что в этом он себя виновным не признает. На следующий день, 23 ноября 1937 года, тройка НКВД приговорила отца Николая к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Николай Померанцев скончался в заключении 16 августа 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

    Время поста — это сугубое время внимания к своей душе, сонастройки с жизнью и духом Церкви, время выправления перекосов, расслабленности, восстановления, реабилитации. Очень важно восстановить духовное чтение — ежедневное, регулярное чтение святых отцов, потому что именно они вдохновляют нас на практику христианского благочестия.

    Духовная жизнь не формальна — это удивительное, потрясающее по своей красоте творчество, творчество в сотрудничестве с Богом, творчество преображения своей души, которое представляет собой удивительный процесс. «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?» —  такой вопрос задал в свое время святитель Феофан Затворник.

    Из этого вопроса родилась целая книга, основанная на переписке с девицей, искавшей духовного спасения через общение со своим духовным наставником святителем Феофаном, и так шаг за шагом возникала эта удивительная книга. Хочется порадоваться за тех, кто еще не читал ее, поскольку вы получите огромное духовное наслаждение.

    Для тех, кто уже читал, не лишним будет перечитать, вникнуть, вдуматься, как по этапам формируются духовные навыки.

    Сердцевиной духовной жизни всегда является покаяние, но покаяние — это не исповедь, не посидеть 10 минут, выдавить из себя что-то и записать на бумажке. Часто люди даже недоумевают: «Как идти на исповедь, вроде ничего не произошло и сказать нечего».

    В этом они  находят причину отложить Причастие: «Не могу ничего сказать на исповеди, подожду, пока нагрешу, тогда приду».

    Если человек живет внутренне собранной, внимательной церковной жизнью, то и слава Богу, что неделя прошла без тяжких грехов — подойди, благословись у батюшки и готовься с миром к встрече со Христом в таинстве Причастия. Исповедь — это часть огромного пожизненного процесса покаяния.

    Обратите внимание

    Покаяние — это именно процесс, ежедневный и до последнего издыхания процесс преображения и очищения души. Как известно, наша душа имеет три основные силы, которые поражены грехом, повреждены, нарушена их целенаправленность, векторность.

    Цель всей нашей жизни — привести три этих силы к одному направлению в Боге и этой огромной внутренней энергией в соединении с энергией Божией  обретать Царствие Небесное. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — говорит Господь.

    Читайте также:  Священномученик василий смоленский, священник

    В таинстве Крещения освящается высшая сила нашей души — духовная сила: сила ума или сила словесности. Как говорится у святых отцов, именно в ней отпечатлен образ Божий, совесть, страх Божий, любовь к Богу.

    Освящение этой силы, выправление вектора ума в сторону Бога дает возможность исправить и две остальные силы — страстные, которыми обладают и животные: инстинкт самосохранения и продолжения рода.

    Сила желания, наша воля и чувства в повреждении грехом направлены в разные стороны, как лебедь, рак и щука. Покаяние — это изменение ума, когда изменяется ум, тогда преображаются воля и чувства. Мы должны привести их в сонаправленность, созвучие.

    Чтобы воля двигала человека навстречу Богу, а чувства правильно переживали жизнь: «где сердце ваше, там и сокровище ваше».

    Все, что делается с сердцем, сердечным чувством, совершается с большей энергией: человек делает только то, что он любит, на это он всегда  находит и время, и силы. Поэтому когда слышишь, что нет времени на храм и молитву, понимаешь, что человек просто не любит этим заниматься.

    Святитель Феофан говорит замечательные слова о том, к чему мы должны прийти, каковы характеристики нашего исправленного состояния. «Ум богоподобен» — то есть мы можем достигнуть из образа Божия в Его подобие. Цель христианской жизни — обожиться.

    «Ум богоподобен, когда он ясно ведает Символ веры и все, заключающееся в нем, содержит нелицемерно». Символ веры — это сформулированная полнота нашей веры. Когда ум всецело ее воспринимает и содержит, то есть нелицемерно следует этому направлению, тогда он обоживается — становится подобным Богу.

    «Деятельная сила человека (т.е. сила желания, сила вожделения) бывает богоподобна, когда украшается всеми добродетелями, какие указаны Господом в учении о блаженствах, именно: смиренномудрием, сокрушением, кротостию, истиннолюбием и правдолюбием, милосердием, чистотою сердечною, миролюбием (т.е. возлюблением мира Божия), прощением обид, терпением и прочее».

    Важно

    То есть когда ум видит цель, а воля покоряется заповедям Божиим, через послушание слову Божиему приобретает навыки. Регулярным и систематическим исполнением тех или иных упражнений, т.е. заповедей Божиих, человек приобретает навык определенного поведения в ситуации. Отсюда и возникают эти душевные свойства: смиренномудрие, кротость, правдолюбие, милосердие.

    Вроде бы ничего нового, но святитель все дает системой.

    Безусловное принятие Символа веры, принятие учения о блаженствах и внимательное рассмотрение: «возьми сердце свое и смотри, где его сокровища» — это формула пути к богоподобию, то есть в Царство Небесное.

    «Сердце становится богоподобным, наши чувства, когда оно отрешается от всех привязанностей земных и прилепляется к вещам духовным и небесным, чтобы все бывающее в мире было чуждо нам, проходило около нас, не возмущая и не касаясь нашего внутреннего: «вышних ищите… горняя мудрствуйте, а не земная».

    Когда человек видит главное, понимает, что цель жизни — Христос и максимальное единение с Ним, тогда все остальное сопутствует как фон, но не является главным.

    Деньги — это не цель, а средство, и профессиональная деятельность не цель, а средство послужить Богу теми талантами, которые Он нам дал.

    Даже семья, дети не цель, а средство воспитания в себе любви и совершенствования в ней. Цель  — это Господь.

    Когда человек правильно сориентирован умом, сердцем и волей, тогда духи злобы не могут завладеть его душой, помрачить ум, и такой человек становится воином Христовым.

    Читайте святых отцов, наполняйте свое сердце этим прекрасным небесным сокровищем и делайте, как написано в книгах святых. Помогай нам всем Господь!

    Священник Евгений Попиченко

    Расшифровка: Юлия Подзолова

    Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/16-avgusta-svyaschennomuchenik-nikolay-pomerantsev

    ortho-hist-12.ru

    Священник Иоанн Померанцев

    (1783–1/13.09.1845)

    Иоанн Васильевич Померанцев родился в 1783 году в семье диакона. В 1807 году он с отличием окончил Казанскую Духовную академию (так тогда называлась семинария в Казани), 22 октября того же года был рукоположен во священника к Троицкой церкви села Малый Сундырь.

    1 июня 1819 года за перевод на марийский язык Евангелия от Марка и некоторых апостольских посланий батюшка был награжден набедренником, 4 октября 1821-го утвержден депутатом по Козьмодемьянскому уезду, 20 декабря того же года советом Императорского Казанского университета, с согласия епархиального начальства, назначен надзирателем и учителем Малосундырского приходского училища. Таким образом, получив разрешение на открытие учебного заведения в собственном доме, в январе 1822 года отец Иоанн основал одну из первых в Козьмодемьянском уезде сельских школ, где обучение основам Православной веры, чтению, письму и счету велось на родном для учащихся языке. Первоначально в школу поступило 12 человек, по итогам обучения они показали неплохие результаты, за что были отмечены похвальными листами и книгами. В следующем году в школе обучались уже 29 человек (23 мальчика и 6 девочек). Отец Иоанн неплохо знал марийский язык, что помогало ему в пастырских, педагогических, переводческих трудах, читал и пел очень хорошо. Батюшка был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте в память войны 1812 года, 25 (по другим данным — 31-го) мая 1816 года за пожертвование 260 рублей, сто из которых составляли личные сбережения отца Иоанна, а 160 были собраны по его просьбе священно- и церковнослужителями Козьмодемьянского и Ядринского уездов, на ремонт пострадавшего при пожаре 1815 года здания Казанской Духовной академии получил благодарность епархиального начальства.

    31 октября 1826 года священник Иоанн Померанцев был переведен на служение к Спасо-Преображенской церкви села Кожважи. 30 ноября 1833-го за долговременную и беспорочную службу батюшка удостоился благодарности епархиального начальства в лице архиепископа Казанского и Симбирского Филарета (Амфитеатрова).

    Скончался отец Иоанн 1/13 сентября 1845 года и был погребен 3/15 сентября.

    Совет

    В чине отпевания приняли участие священники Петр Гортинский, Михаил Казанский, диаконы Петр Яхонтов и Матфей Гортинский, дьячки Георгий Семенов и Феодор Карамышев, пономари Иоанн Яхонтов, Александр Смирнов, Андрей Васильев.

    Использован материал сайта  marihistory.ru

    Источник: http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=pomerantsev-ioann-svyaschennik

    Сквозь годы забвения

    Николай Харитонович Попов был старшим сыном в большой и дружной семье потомственного казака, создателя Новочеркасского музея донского казачества, Харитона Ивановича Попова, редактора «Донской газеты», за личные заслуги удостоенного дворянства.

    Его мать, Александра Петровна, была дочерью священника, поэтому все дети в семье, а их было девять человек, воспитывались в духе нравственности, требовательности к себе и трудолюбия.

    Трое сыновей из четверых, Николай, Александр и Иван, стали священниками, а четвертый, Петр – генералом от кавалерии, много лет  возглавлявшим Новочеркасское военное училище.

    Путь к служению священника у Николая был не простым.

    После окончания Харьковского земледельческого училища он работал агрономом, но работа по внедрению в сельское хозяйство новых сельскохозяйственных технологий не удовлетворяла его.

    Он понял, что одними экономическими мерами нельзя исправить бедственное положение крестьян, что главная беда народа – в духовном невежестве, неверии, которые разрушают и личную, и общественную жизнь.

    В 30 лет он поступил в Донскую духовную семинарию, экстерном за один год закончил её, и после священнической хиротонии поехал служить в отдаленный хутор Колодезный Мигулинской станицы.

    В небольшом молитвенном доме отец Николай часто проповедовал, проводил с прихожанами воскресные беседы. Вскоре он открыл учительскую школу с общежитием, которая была предназначена не только для обучения детей, но и для подготовки будущих учителей.

    В школе могли учиться дети и из неимущих семей – все полученные от благотворителей средства о. Николай тратил на школу и библиотеку, сам покупал учебники и тетради, учебные пособия. Одним из жертвователей на учительскую школу был праведный Иоанн Кронштадтский. При школе о.

    Николай устроил ферму и подсобное хозяйство. Многие из выпускников школы после ее окончания шли учиться дальше.

    Шесть лет прослужил он в хуторе Колодезном, и по отзывам современников «энергичный, прямой, честный и горячий батюшка завоевал любовь простых казаков, бедноты, низов, но не ко двору пришелся для верхов станичной администрации, помещикам, купцам», поэтому о. Николай вынужден был подать прошение о перемещении его в другое благочиние.

    Обратите внимание

    Восемнадцать лет, до марта 1919 года, он прослужил настоятелем храма в крупном хуторе Верхне-Гнутово.

    Он отреставрировал там храм, организовал большой церковный хор, построил новую школу, специально для воскресных бесед с прихожанами и школьников он приобрел «волшебный фонарь» (проектор) – невиданное в тех местах новшество. Отзывчивый, внимательный к нуждам простых людей, о.

    Николай делал все, чтобы им помочь, постоянно занимался самообразованием и просвещал других.

    Он открыл бесплатную амбулаторию, где даже самые неимущие жители могли получить первую медицинскую помощь, открыл в хуторе одно из крупных и первых в округе кредитных товариществ для поддержки бедных казаков, и сам бесплатно работал в нем. К какой бы области деятельности не прикладывал свои усилия о. Николай, всегда он доводил дело до результата, был честен и неподкупен. Авторитет его рос и среди казаков, и среди духовенства – часто его выбирали делегатом на епархиальные съезды.

    В 1917 году на Дону вспыхнул огонь гражданской войны. Жители хутора не поддержали красных, наслышавшись о зверствах большевиков. В 1919 году линия фронта вплотную приблизилась к Верхне-Гнутову, станицу наполнили беженцы и раненые, не хватало медикаментов, разразилась эпидемия тифа. Не смотря на наступление красных, о.

    Николай все время оставался с больными и ранеными казаками, хотя его уговаривали уехать и сохранить свою жизнь. Заразившись тифом, он слег и лишь спустя два месяца смог выходить из дома, чтобы совершать богослужения в храме. Его арестовали по решению хуторского ревкома вместе с другими известными местными жителями. При обыске у о.

    Николая дома комиссар увидел на стене фотографию его брата – походного атамана Петра Попова, и этого было достаточно, чтобы решить его судьбу. Окружной ревтрибунал приговорил о. Николая к смертной казни, 26 марта 1919 года он и ещё несколько десятков человек были зарублены шашками и закопаны на песчаном карьере. В своем прощальном письме о.

    Николай с удивительным мужеством писал своим родным, чтобы они простили все своим врагам, и его смерть тоже.

    Важно

    Храм, где служил свмч. Николай Попов был разорен в 20-х годах, после войны купол и колокольню снесли, а само здание использовали как хозяйственное помещение. Разорили и могилу священномученика, разбив на этом месте парк. Сейчас сохранился только домик отца Николая, в котором находится почта.

    * Подготовлено по опубликованным в Интернете материалам

    Источник: https://psmb.ru/a/skvoz-gody-zabveniya.html

    Священномученик Николай Искровский

    Кто бы мог подумать, что в затерянной глуши — селе Искровка — воссияет такой величины Небесный Свет человеком как новомученик и исповедник веры Христовой Николай Искровский.

    Но как в капле морской воды чувствуется вкус, запах и энергия морской пучины, так и в подвижничестве угодника Божия священномученика Николая обильно проявилась благодать Отца Небесного.

    История церкви небольшого отдаленного села Искровка тесно переплетается с судьбой последнего императора России Николая II, его личным участием в устроении храма.

    Священномученик Николай Искровский, пресвитер

    В начале XX столетия к Царю обратились люди с просьбой о выделении земли под строительство церкви.

    На месте они не смогли решить этого вопроса, так как пан Виктор, которому принадлежала земля, запросил за нее большую плату.

    Император не только удовлетворил прошение людей, но и поинтересовался, есть ли средства на строительство, есть ли проект? И когда узнал, что всего необходимого пока нет, пожелал принять личное участие.

    Читайте также:  Святитель фотий, митрополит киевский, московский и всея руси

    За свой счет он отправлял кирпич на станцию Рядовая, что была ближайшей к Искровке, оплачивал перевозку материалов и работу строителей. Когда же пришло время освятить храм, царь присутствовал на богослужении, переодевшись в мужицкую одежду.

    Впоследствии, по согласованию с о. Иоанном Кронштадтским, Император Николай II предложил заменить священника в построенном им храме. Так, волею святых Божиих: праведного о.

    Иоанна Кронштадтского и Царя-страстотерпца диакон Николай из Исаакиевского собора г.

    Совет

    Санкт-Петербурга оказывается на земле Елисаветградской и начинает свое пастырское служение в далекой веси.

    Смена городской, устроенной жизни на мирное течение сельских будней не омрачила нрава молодого священника. Он всегда был жизнерадостен, весел, добр, очень любил шутки-прибаутки. Своей матушке Анне с улыбкой говорил: «Не тужи, матушка.

    Меня убьют, и три раза будут хоронить, а ты будешь скрываться под двумя фамилиями. А ты, Дмитрий, сын мой, будешь священником, и будет у тебя большая семья!» Так оно впоследствии и вышло.

    В годы гонений его матушка скрывалась под двумя фамилиями.

    Даже грех о. Николай обличал с юморком. Сохранилась история о том, как на свадьбе батюшка обличил бедного жениха, женившегося на богатой слабоумной невесте. Дома невесту учили, что если батюшка спросит ее, сколько есть заповедей, чтобы она отвечала — десять. А о. Николай возьми да и спроси — сколько ей лет. Тут-то она и ответила -десять.

    Прозорливость святого была даром Божиим, который он стяжал молитвой и трудами. Однажды, девочке, укравшей 5 рублей у деда, батюшка указал место в сарае под дровами, где были спрятаны деньги.

    Он погладил её по головке и со словами: «Твоему отцу нужно месяц работать, чтобы заработать эти деньги», — велел вернуть их. Другому жителю Искровки, у которого украли коней, о. Николай сказал, где искать пропажу.

    Третьему пророчествовал о будущем, сообщив ему, что его раскулачат, он будет несколько раз сидеть в тюрьме, но умрет своей смертью на свободе…

    Если говорить о фактах, то известно об отце Николае не так уж и много: он был достаточно богатым человеком (имел свою землю, «носил крест из чистого золота», пользовался золотой чашей и Евангелием в золотой оправе), матушку его звали Анна, сына – Димитрий. Настоящая фамилия протоиерея, как ни странно, неизвестна: его жена дважды меняла фамилию после убийства мужа, сын поменял её ещё раз, вернувшись из лагеря, чтобы защитить своих детей… А здесь, в Искровке, его знали просто как отца Николая.

    Священномученик Николай Искровский с матушкой Анной

    Обратите внимание

    Ещё при жизни батюшка призывал обращаться в будущем к нему как к живому и просить у него помощи после его смерти. И помогает как живой!

    Молитвенность, забота о людях всегда отличали пастыря. Он вычитывал бесноватых, врачевал больных, молился об исцелении скота, совершал необходимое на потребу. Его молитвенные труды стяжали ему известность далеко за пределами Елисаветградской губернии. С разных мест, например из Тулы, что отстоит более чем на тысячу верст, приезжали к нему страждущие и жаждали исцеления.

    Священномученик Николай выкопал источник и сказал: «Нигде вокруг не будет такой воды, а этот источник неиссякаемый!».

    По свидетельству очевидцев, отец Николай в тёплое время года ежедневно проводил молебны возле этого источника (тогда он находился на его земле). При строительстве дамбы на Искровском водохранилище ключ засыпали.

    Но через пару лет из Кривого Рога приехал шахтер на костылях – специально к источнику. Узнав, что случилось, он разрыл руками землю там, где раньше был источник, вылил на себя три ведра воды, положил костыли и ушёл.

    Говорят, костыли там пролежали несколько лет – их специально не убирали…

    Многие приходили послушать проповеди отца Николая и становились свидетелями чудесных исцелений. Вот лежит на земле женщина, и её сильно бьёт о землю (чёрная болезнь).

    Отец Николай читает над ней Евангелие, и она поднимается здоровой. Вот он исцеляет мужчину по имени Тимофей при помощи слова Божия. Исцелившись, Тимофей остается жить у о.

    Николая, обрабатывает землю и помогает безмужним матерям-одиночкам.

    В своих проповедях о. Николай нередко говорил о грядущих испытаниях. Он пророчествовал и о своей смерти: священник сорвется, как цветок, а церковь будет стоять нерушимой. Другой же церкви он предсказал разрушение (Покровская церковь в соседнем селе — Лозоватке) и исчезновение её без следа.

    По свидетельству рабы Божией послушницы Евфросиньи, о. Николай в алтаре беседовал наверное с Самим Господом.

    Рано утром, войдя в храм, она услышала только последние слова святого: «Для тебя, Господи, готов всё претерпеть!» Затем, выйдя из алтаря, о.

    Николай на её вопрос, с кем он разговаривал, ответил: «Если слышала, то никому не говори, пока я живой. Меня должны убить, а потом три раза хоронить будут».

    Важно

    Батюшка предупреждал о том, что придет безбожная власть и вместе с ней тяжкие испытания.

    В последний день своей жизни (2 ок­тяб­ря 1919 го­да) священномученик отслужил Литургию, жену с сыном отправил в Кривой Рог, людей и всех церковных служащих отпустил по домам, а сам забрался на колокольню. Во второй половине дня налетел отряд махновцев, которые, избивая, стянули мученика с колокольни, волоча за волосы.

    После издевательств они вывели батюшку на кладбище и расстреляли. Тело исповедника обнаружили женщины, шедшие с поля.

    Они прикопали тело, прикидали его ветками, а затем, спустя три дня, мужчина и женщина – ночью в другом месте всё-таки похоронили священника, просто так, без гроба.

    Через год, в 1920 году, когда у власти временно была УНР, приехало много священников, которые совершили третье погребение о. Николая за алтарем церкви. Свидетели этого события утверждали, что тело исповедника было нетленным, и на вид — будто его убили сегодня.

    Как ни странно, и крест над могилой, и часовенка над могилой священномученика сохранились – даже когда в помещении церкви был склад зерна, трогать могилу отца Николая никто не решался.

    По свидетельству внучки отца Николая — Уары, которую мать водила на могилу дедушки, «на могиле качались, чтобы спины не болели, ели с могилы землю, чтобы быть здоровыми.

    Не только мы это делали, но и многие дети, взрослые».

    Икона сщмч. Николая Искровского пресвитера (+1919)

    — У нас тут была бабушка Мария, — говорит нынешний настоятель Искровского храма отец Василий. – Она рассказывала, что в 1920-м, когда перезахоранивали священника Николая, ей было девять лет. Говорила: «Когда достали его, разлилось благоухание».

    Когда же мы стали раскапывать могилу, чтобы обрести мощи в 2001-м, я понял, о чём она говорила. Чем глубже мы копали, тем отчетливее становился запах – я бы сказал, больше всего похоже на цветущие груши. Когда открыли гроб, увидели: мощи сохранились (не полностью, конечно, тление должно быть, так Бог показывает нам, что это все-таки человеческое тело).

    Когда мы принесли мощи в церковь, то первые несколько дней этот «грушевый» запах был даже слишком сильным, потом становился все слабее. Сейчас иногда во время службы он вдруг появляется и наполняет всю церковь, как будто облако, – причем неважно, открыты мощи или закрыты, насколько близко от гроба ты находишься и т.п. — благоухание везде одинаковое…

    Совет

    Что же касается чудотворения, то именно чудо, ничем другим не объяснимое, я видел одно (случаев исцеления было очень много, сначала мы их фиксировали, а потом перестали). Лет шесть назад приехала семья из Кривого Рога с полугодовалым мальчиком, у которого был тройной порок сердца.

    Через три месяца мальчику должны были делать операцию в институте Амосова, врачи сразу предупредили их, что операция если и поможет, то ненадолго, но родители не теряли надежды.

    Они пробыли здесь несколько дней, прикладывали мальчика к мощам, пару раз мы отслужили службу возле святого источника, купали там малыша, потом они уехали.

    Через полтора года приезжают, зовут квартиру освятить. Спрашиваю: «Как малыш?» Говорят: «Приедете святить – посмотрите». Приехал: мальчишка бегает, веселый, здоровый, говорю: «Смотрю, операция удачно прошла».

    «А не делали, — говорят, — операции. Сказали: не нужно уже»… Я не очень разбираюсь в медицине. Многие исцелялись: пиелонефрит, склероз, варикоз и т.п., но чтобы такое – тройной порок сердца, и вдруг сам прошел!..

    Отец Василий и другие местные жители обливаются водой из источника регулярно, многие приезжают за ней, набирают в баклажки – говорят, исцеляет от любого недуга.

    Что же касается семьи отца Николая, то матушка Анна, сменив две фамилии, как и предсказывал ее муж, была репрессирована и, видимо, умерла в лагерях. Сын Димитрий, вопреки предсказанию отца, священником не стал, но стал фотографом, и тоже был судим как враг народа.

    У Димитрия была огромная семья: восемь детей, шестеро из которых живут в Кривом Роге и каждый год приезжают в Искровскую церковь. Да, верно то, что нет пророка в своем отечестве, – это аксиома. Но у святого Николая Искровского есть ещё один существенный «недостаток» — он был живым веселым человеком, любящим отцом и мужем. Разве такими мы представляем святых?

    Отец Василий говорил: «Такого совершенства, такого Божьего благословения достигают обычно старцы, проведшие жизнь в аскетизме и странствиях… Отец Николай не был монахом, он был достаточно богат, погиб сравнительно молодым (точный возраст его неизвестен, но ему было никак не больше сорока) и, тем не менее, сподобился такой Божьей милости… Я много читаю жития святых, но такого больше не встречал.»

    В 1998 году, когда Николая Искровского еще и не думали канонизировать, в Искровку приходил странствующий монах Нестор из Китайпустыни, наделенный даром ясновидения. Помолившись на могиле Николая, Нестор сказал: «Много сейчас прославили святых от людей, а этот святой — от Бога»…

    Прошло долгих восемьдесят лет, сменились времена и правительства, но память об о. Николае хранится в сердцах православных. К нему неотступно обращались и будут обращаться с молитвой все приходящие на могилу и на святой источник, почувствуют его пастырскую заботу и предстательство.

    Священномученик Николай Искровский, пресвитер

    Пиющие воду из источника, совершающие чин омовения будут разрешаться от бремени болезней и скорбей, различных духовных недугов. Будут исполняться слова Писания: «хромые ходят, слепые видят…»

    Мальчик, привезенный с Севера России (а ему приснился о. Николай и источник), стал ходить. Калека-шахтер оставляет свои костыли у источника и отправляется домой, благодаря святого. Силу чудотворного источника ощущают на себе нынешние поколения православных, оставляя в храме тёплые слова благодарности Господу Богу и его святому угоднику Николаю.

    17 июля 2001 года Божией милостью совершилось обретение честных мощей священномученика Николая и, определением Священного Синода Русской Православной Церкви, было вынесено постановление о прославлении протоиерея Николая в лике святых. Обретена чудная святыня, которая помогает «мир мирови даровати и душам нашим велию милость».

    Обратите внимание

    С этого момента вся полнота Небесной и земной Церкви начинала возносить молитву к угоднику Божию Николаю Искровскому, моля его о предстательстве ко Спасу нашему Иисусу Христу.

     Тропари и кондак священномученику ясно показывают заслуги святого перед Богом и Церковью.

    Страдание, незлобивая мученическая смерть в годину огненных искушений Русской Церкви являют яркое свидетельство исповеднической жизни святого.

    Сегодня мощи священномученика Николая почивают в Кресто-Воздвиженском храме с. Искровка.

    Источник: http://www.torirem.ru/svyashhennomuchenik-nikolaj-iskrovskij.html

    Ссылка на основную публикацию