Святитель григорий богослов

Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов — один из трех Вселенских святителей. Память Григория Богослова совершается 7 февраля (25 января по старому стилю) и 12 февраля (30 января по старому стилю) в Соборе трех святителей.
 

Содержание

Святитель Григорий Богослов. Жизнеописание
Святитель Григорий Богослов — архиепископ Константинопольский
Преставление архиепископа Григория Богослова
Почитание святителя Григория Богослова. Тропарь и кондак
Святитель ​Григорий Богослов. Иконы
Храмы во имя святителя Григория Богослова
 

Святитель Григорий Богослов родился около 329 года в Арианзе, неподалеку от Назианза Каппадокийского. Его отец, Григорий, являлся Назианзинским епископом, мать звали Нонной. В семье кроме Григория был его брат Кесарий и сестра Горгония.

Григорий получил начальное домашнее образование, он обучался в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, а затем и в Александрии. В 350 году Григорий жил в Афинах, где изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Во время обучения Григорий познакомился с Василием Великим, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской.

По окончании обучения Григорий остался в Афинах, где преподавал риторику. В 358 году он возвратился домой.

Обратите внимание

В возрасте тридцати лет Григорий принял святое крещение. Он был склонен к аскетичному житию, поэтому ушел в монастырь, который основал Василий Великий в Понте в своем имении на реке Ирис. В 361 году по настоянию отца Григорий вновь вернулся домой и был рукоположен в пресвитеры.

Первую свою проповедь «Слово на Пасху и о своем промедлении» Григорий произнес на пасхальном богослужении. Деятельность Григория на церковном поприще совпала с периодом правления императора Юлиана Отступника (331/ 332 — 363 гг.), гонения которого затронули и Нанзианскую епископскую кафедру его отца. Император поручил захватить христианские храмы.

Отец Григория, Нанзианский епископ, вместе с паствой оказал сопротивление, предотвратив захват храмов.

В конце 363 года отец Григория, не вникая в тонкости богословия, подписал омиусианский символ веры, чем вызвал раскол в своей епархии. Раскол продолжался недолго, но Григорию пришлось защищать своего отца — он написал «Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви».

Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Сасима, где Василием была создана епархия. В 372 году Григорий был рукоположен в епископа Сасимского. Но он недолго пробыл в Сасимах и вновь удалился в пустыню.

По просьбе отца Григорий вернулся в Назианз и помогал ему в управлении епархией до его смерти в 374 году. После смерти отца Григорий некоторое время руководил назианзской епархией. 19 января 379 года византийским императором стал Феодосий (346-395 гг.

), который покровительствовал никейцам, а не арианам. Григория призвали в Константинополь, видя в нем проповедника и защитника веры.

В Константинополе Григорий Богослов неоднократно подвергался преследованию со стороны ариан. Еще когда Александрийский патриарх Петр писал Григорию, поручая ему Константинопольский патриарший престол, как достойному пастырю Христовой Церкви, против Григория ополчились исполненные злобы люди.

Так, один греческий философ, по имени Максим, из школы циников, проживающий в Константинополе, отличался хитростью и лицемерием. Он пришел к Григорию Богослову и, отрекшись от эллинского безбожия, принял святое Крещение. Григорий, не подозревая о лукавстве, поселил его у себя и сделал членом церковного клира.

Максим задумал отступить от своего духовного отца и начал борьбу против него. Первым делом он нашел себе помощника — одного пресвитера, который был зело искусен в коварстве. Максим замыслил занять патриарший престол в Константинополе.

Важно

Для осуществления этого плана ему требовалось много денежных средств, чтобы подкупом склонить на свою сторону церковнослужителей. Они обольстили разными обещаниями одного не местного пресвитера и забрали у него большую сумму денег.

Затем Максим со своим помощником послали тайно в Александрию великое множество даров патриарху Петру, епископам и клирикам, и просили прислать в Византию епископов, чтобы те возвели Максима на патриарший престол.

Патриарх Петр прельстился, забыл о своем письме Григорию и согласился выполнить просьбу Максима. Он послал в Константинополь египетских епископов. Епископы вместе с Максимом, не известив никого, явились в церковь и на утрени принялись рукополагать Максима.

Несмотря на то, что Григорий в это время был болен, он узнал о произошедшем и немедленно последовал в храм. В церкви собрались пресвитеры, клирики и много народа, как христиане, так и еретики. Все были удивлены такому коварству и незаконному посвящению, разгневались и стали кричать на приехавших епископов. Епископы с позором ушли из храма.

Они направились в дом одного флейтиста и там окончили неправильное посвящение, а затем провозгласили Максима Константинопольским патриархом. Многие выказывали недовольство Григорию за то, что он принял у себя такого вероломного человека.

Григорий же отвечал им: «Не гневайтесь на меня, мужи, за то, что я благодетельствовал этому человеку, не предвидя его злобы. Разве мы повинны в том, что не можем предвидеть чьей-либо злобы? Только одному Богу свойственно знать тайну внутренней жизни человека.

Притом не самым ли законом повелено нам отечески и с любовью отверзать свое лоно всякому приходящему к нам: «Приходящего ко Мне, — говорит Спаситель, — не изгоню вон» (Ин.6:37). Для меня было важно уже и то, что Максим от еллинского заблуждения пришел ко Святому Крещению и вместо служения Геркулесу стал служить Святой Троице.

Совет

Притом он казался добродетельным, хотя и лицемерно, но лицемерие его и злоба только теперь явно обнаружились. Нам не дано исследовать такие дела; мы не проникаем в человеческие помышления, не знаем и будущего, разве только когда Бог откроет нам его. Мы смотрим только на лицо, а сердце видит Бог».

Народ успокоили слова Григория, и люди с еще большей любовью стали относиться к нему. Максим же подумал искать поддержки у царя Феодосия Великого, но благочестивый государь прогнал его. Тогда Максим с епископами прибыл в Александрию и задумал очередную хитрость. Он подкупил клириков Александрийской Церкви и снова обратился к патриарху Петру. Но Петр, опасаясь людского волнения, прогнал Максима из Александрии.

Между тем Григорий страдал различными недугами, поэтому вынужден был отказаться от управления Константинопольской церковью и хотел вернуться на свою родину, в Назианз. Он выступил перед паствой с последним словом, в котором убеждал ревностно хранить веру и совершать добрые дела. Люди сильно опечалились, поняв, что он хочет оставить Константинополь.

В храме послышались восклицания и громкий плач. Народ ему ответил: «Отец! Уходя от нас, ты уводишь с собою и учение о Святой Троице. Без тебя не будет в этом городе и правого исповедания Святой Троицы. Вместе с тобою уйдет из города православие и благочестие».

Григорий, слыша плач и мольбы народа, отложил свое решение и обещал  оставаться с паствой, пока не будет созван ближайший собор. Между тем царь Феодосий воевал с варварами и после победы над ними возвратился в Константинополь с торжеством. По-прежнему во власти ариан находилась соборная патриаршая церковь.

Царь призвал арианского патриарха Демофила и убеждал его или вернуться в Церковь Христову, или же уступить свое место другому. Демофил предпочел лишиться престола, нежели оставить свои заблуждения. Тогда царь отдал Григорию Богослову и всей Христианской Церкви соборный храм, который находился во власти ариан сорок лет.

Поначалу ариане не пускали архипастыря Григория и клир в церковь, заграждая путь и угрожая убийством. Но Господь уберег своего святителя от гибели. Позднее юноша, который хотел убить Григория, пришел к нему и слезно просил прощение за это.

По случаю возвращения соборного храма Григорий обратился к народу со словами: «Дети! Теперь время благодарения и прославления единого в Троице Бога, Который даровал нам опять принять его святую церковь. Поэтому прославим ныне его великие милости, а о патриаршем престоле подумаем после, в другое время».

После совершения Божественной Литургии во вновь обретенном храме все разошлись, прославляя Бога, а ариане ушли посрамленные. Григорий Богослов с великим усердием научал народ, посещал и лечил больных, помогал обиженным, защищал слабых и очищал Церковь Христову от еретических заблуждений.

Обратите внимание

Владея большим церковным имуществом, он не присвоил себе ни одной серебряной монеты, не допрашивал также он и церковных строителей, сколько ими собрано и сколько истрачено. Последнее он считал делом не епископа, а светского правителя. Он наставлял всех хранить чистую совесть. В мае 381 года Григорий принимал участие во Втором Вселенском Соборе.

На Соборе возник вопрос о кандидатах на вдовствующую антиохийскую кафедру. Также были выдвинуты обвинения против Григория, что он, будучи рукоположен Сасимским епископом, незаконно стал архиепископом Константинопольским.

Григорий не стал отстаивать свои права на Константинопольскую кафедру, он вернулся в Назианз, где по просьбе городских клириков вновь возглавил епархию, не переставая просить епископа Тиранского снять с него эту обязанность, которую он считал для себя бременем. Он перестал ездить на церковные соборы, говоря: «Соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного».

В конце 383 года здоровье Григория ухудшилось, и тогда епископ Феодор Тиранский назначил на Назианзскую кафедру Евладия, а Григорий удалился на покой и посвятил себя написанию богословских трудов В этот период Григорий кроме богословских сочинений пишет свою подробную автобиографию.

Скончался Григорий 25 января 389 года в Назианзе, где и был похоронен. В своем завещании Григорий, исполняя волю своего отца, отдал свое фамильное имение епархии, ближайшим друзьям завещал денежные суммы и предметы одежды, а также распорядился дать свободу своим рабам. В 950 году при императоре Константине Багрянородном (905- 959 гг.

) мощи Григория были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов. При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святителя Григория были вывезены в Рим. После постройки собора святого Петра в Риме там была устроена гробница для мощей святителя.

26 ноября 2004 года часть мощей была возвращена Константинопольской церкви вместе с частью мощей Иоанна Златоуста. Литературное и богословское наследие Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов».

Биографы отмечают, что Григорий был в первую очередь оратором, а не писателем, слог его сочинений характеризуется повышенной эмоциональностью.
 

Тропaрь, глаc, №.

Пaстырьскіи с0пль бGосл0віz твоегw2, витjйскіz побэди2 трубы2, ћкw глубины2 д¦а и3зыскaвшу, и3 добр0ты вэщaніz приложи1шатисz. но моли2 хrтA бGа џ§е григ0ріе, спасти1сz душaмъ нaшимъ.

Коd, глаc, G. 

БGосл0внымъ љзhкомъ свои1мъ, плетeніz витjйскаz разори1лъ є3си2 слaвне. правослaвіz ри1зою свhше и3сткaнною, цRковь њдёzлъ є3си2. ю4же и3 носsщи с8 нaми взывaетъ твои1ми чaды, рaдуисz џ§е бGосл0віz ќме совершeныи.

На иконах Григорий Богослов изображается в виде старца с седыми или темными с проседью волосами и широкой бородой средней длины в святительских одеждах с евангелием или свитком в руке.

Самое раннее из дошедших до наших дней иконописное изображение (ок. 649 г.) святителя Григория Богослова сохранилось в росписях алтаря церкви Санта-Мария Антиква в Риме. На Руси наиболее древним является изображение святителя Григория Богослова в мозаиках Софийского собора в Киеве (1037-1045 гг.).

Образ святителя включался в состав икон деисусного чина. Известен образ (в рост) Григория Богослова из деисусного чина Успенского собора Владимира 1408 года из собрания Государственной Третьяковской Галереи в Москве. Широкое распространение получили как единоличные образы святого, так и в числе избранных святых. 

О храмах во имя святителя Григория Богослова, построенных до раскола Русской Православной Церкви, равно как и о старообрядческих, информации нет.

Источник: http://ruvera.ru/grigoriiy_bogoslov

Григорий Богослов

Григорий Богослов – христианский деятель, один из трех вселенских учителей Церкви. Святитель Григорий Богослов был воспитанником и сподвижником святого Василия Великого. Его знают и чтят как в Римско-католической церкви – день памяти 2 января, так и в Православной церкви – 7 и 12 февраля.

Детство и юность

Точная дата рождения святителя неизвестна, примерно в 325 году нашей эры. Родился мальчик недалеко от города Назианза, расположенного в Каппадокии (на территории современной Турции). Не случайно позже его прозвали Григорием Назианзиным.

Григорий Богослов

Его отец Григорий был местным аристократом, а его жена Нонна была истинной христианкой, все дни женщина проводила в молитвах, занималась благотворительностью. Вскоре и Григорий-старший принял христианство. Сначала он стал пресвитером в местной церкви, а после и епископом Назианза.

У Нонны долго не получалось забеременеть, поэтому много молилась и просила Бога о благодати. Она пообещала, что, если всевышний ей подарит ребенка, она посвятит его Богу.

Читайте также:  Преподобный иоанн солунский (фессалоникийский)

Позднее во сне женщина увидела своего будущего сына и услышала его имя. После появления на свет Григория у Нонны родилось еще двое детей – сын Кесарий и дочь Горгония.

Впоследствии все члены семьи Григория были признаны святыми.

Важно

Получив начальное домашнее образование, Григорий отправился сначала в Каппадокию, а позже в Палестину и Александрию, где обучался в высших школах. Но научным центром в то время были Афины.

Поэтому Григорий переехал в Афины, где изучал астрономию, геометрию, риторику, поэзию. Он изучал труды Аристотеля и Платона. В большей степени его интересовал стиль изложения, нежели само учение.

Но на то, как позднее Григорий стал истолковывать религию, во многом повлияли эти работы.

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Когда Григорий учился в Афинах, он познакомился в Василием Великим. И эта встреча стала судьбоносной для Григория.

После обучения он два года преподавал красноречие в Афинах. А по возвращении в Назианз отец его крестил. На тот момент ему уже было 30 лет. Но в то время крещение принимали лишь после того, как получали образование.

Григорию монашеская жизнь пришлась по душе, и он переехал в монастырь, основателем которого был его друг Василий Великий. Вместе они изучали труды основателя библейской филологии и философа Оригена. Позднее Григорий Богослов из его произведений записал выдержки, которые получили название «Филокалии».

Христианское служение

В 361 году отец попросил вернуться сына на родину, ему нужна была помощь. Григория посвятили в пресвитеры. В то время его престарелый отец вел активную борьбу против войск императора Юлиана Отступника, которые пытались захватить христианские храмы. Примечательно, что будущий гонитель христиан Юлиан учился вместе с Григорием Богословом и Василием Великим в Афинах.

Икона Григория Богослова

Но все-таки для Григория была ближе созерцательная монашеская жизнь, поэтому вскоре после рукоположения он вернулся в монастырь. Однако он понимал, насколько его отцу нужна поддержка, и уже на Пасху произнес свою первую проповедь в Назианзе.

Через некоторое время Василий Великий, который на тот момент уже был архиепископом, просит Григория занять должность хорепископа в городе Сасима. Ему были нужны верные и надежные люди в борьбе с арианством. Григорий колебался, но его отец настоял.

К сожалению, за то недолгое время, которое он прослужил в Сасиме, он не прочитал ни одной службы, не принял ни одного клирика. Вскоре он покидает город и три года живет в монашеской пустыни. Его уход значительно охладил их отношения с Василием.

Совет

В 374 году скончался отец Григория, вслед за ним умерла и мать. Смерть она встретила у иконы при богослужении. Для него это было большим ударом. На похороны его отца приехал Василий Великий и прочел надгробную речь, после чего их дружба вновь наладилась.

Священнослужитель Григорий Богослов

После смерти отца Григорий Богослов руководил епархией, но считал, что права занимать престол отца у него нет. Поэтому он уезжает в город Селевкия, думая, что в его отсутствие жители города выберут нового епископа. Но народ Назианза потребовал его возвращения, и он продолжил управлять местной церковью.

Вторым ударом для Григория стала весть о смерти Василия Великого. К этому времени он уже был известен как ярый защитник веры и талантливый проповедник.

В то же время на престол взошел новый император Феодосий, и он в отличие от предшественника является сторонником никейцев. Феодосий приглашает Григория к себе и предлагает возглавить епархию в Константинополе.

Тогда-то его и стали называть Богословом, он был по-настоящему блестящим оратором, его проповеди не оставляли никого равнодушными.

Но Константинополь был 40 лет в руках ариан, и в одночасье они никуда исчезнуть не могли. Поэтому, приехав в город, Григорий сразу становится объектом преследования у ариан.

Однажды они ворвались в собор, когда святитель совершал обряд крещения, кто-то требовал его изгнания, а кто-то и вовсе стал бросать в него камни.

Мужчину оттащили к городским властям, которые в итоге не поддержали ариан и оставили его в городе.

Церковь Григория Богослова на его родине, в Каппадокии

А уже через пару месяцев Константинополь посетил сам император. Он лично ввел Григория в храм Софии и «передал» его ему. Для утверждения святителя на кафедре и решения вопросов, связанных с ересями, был собран Второй Вселенский собор.

При обсуждении арианства Григорий зафиксировал догмат Троичности, который сейчас занимает главенствующее место в богословии христианских церквей и является центральной мыслью христианского вероучения. Бог один, единый по существу, но троичен в Лицах – отец, сын, святой дух. Как сообщил сам Григорий Богослов:

Обратите внимание

Во время Вселенского собора умер его председатель Милетий, и Григорий занял его место. Позднее стали выбирать главу антиохийской кафедры, которую возглавлял Милетий. Мнения участников разделились. Некоторые хотели видеть на этом посту представителя «запада», другие – «востока».

Григорий Богослов покидает Константинополь

В итоге возник конфликт, в котором затронули и Григория, обвинив его в нарушении правил Первого Вселенского собора. Дело было в том, что он не имел права становиться Константинопольским архиепископом, будучи епископом Сасимским. Плюс ко всему, он самовольно оставил кафедру в Сасиме, что тоже противоречило установленным правилам.

Таким образом, святитель покинул Константинопольскую кафедру. Его это нисколько не огорчало, он уже давно устал от борьбы за власть, которая ему абсолютно не была нужна. По натуре он был тонким и самоуглубленным человеком. На самом деле он не был предназначен для церковного сановника, а стал он им лишь по наставлению друга Василия Великого.

Вернувшись в Назианз, он вновь встал во главе епархии города, не смог отказать горожанам. Но давалась это ему непросто. В 383 году его здоровье ухудшилось, и его освободили от руководства кафедрой. Феодор, епископ Тиранский, поставил на его место хорепископа Евладия, родственника Григория Богослова.

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст

Уйдя на покой, он посвятил себя сочинительству. Григорий — автор свыше четырехсот стихотворений, он писал эпиграммы, поэмы, гимны. При этом он продолжал посещать обители, много путешествовал. Главным его литературным наследием все же считается «Слова» – 45 бесед, охватывающие 20-летний период его жизни.

Также сохранились 245 писем Григория Богослова, многие из которых адресованы его сподвижнику – Василию Великому. Он вспоминает их совместную жизнь в монастыре, а в поздних письмах обвиняет его во вовлечении себя в борьбу с арианством и возведении его епископом города Сасима.

Григорий Богослов оставил большой след в христианстве, его сочинения оказали влияние на последующих за ним богословов. Работы святителя толковали наряду со Священным Писанием. Православная церковь внесла Григория в число Отцов церкви, что означает, что его личность имеет особый вес в формировании догматики и богослужения.

Смерть

Скончался Григорий Богослов 25 января 389 года в Назианзе, там его и похоронили. После себя он оставил завещание. Вероятно, оно было написано еще в 381 году. Фамильное имение святитель оставил епархии, сбережения и одежду завещал друзьям, а также распорядился о роспуске своих рабов.

Мощи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста в церкви святого Георгия в Стамбуле

Спустя полвека император Константин Багрянородный перевез мощи Григория Богослова в Константинополь, но после нашествия крестоносцев в 1204 году останки святителя вывезли в Рим.

После возведения собора святого Павла в Риме мощи разместили там, в специальной гробнице. 26 ноября 2004 года папа Иоанн Павел II распорядился, чтобы часть мощей была возвращена церкви Константинополя. Святыня хранится в Соборе святого Георгия в Стамбуле.

Память

  • 383-386 – Сборник бесед «Слова»
  • 383-388 – Сборник «Письма»
  • 1670 – Церковь Григория Богослова в Ростове Великом, Россия
  • 1781 – Фрегат Черноморского флота России получил название «Григорий Богослов»
  • 1867 – Церковь Григория Богослова в селе Макарешты, Молдова
  • 1873 – Дилогия Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин»
  • 1896 – Церковь Григория Богослова и святой мученицы Зои в Одессе, Украина

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/41629-grigorii-bogoslov.html

Святитель Григорий Богослов: что нужно знать об этом святом

Святитель Григорий Богослов родился в 329 году в каппадокийском городе Назианз (Каппадоция располагалась на территории современной Турции и являлась частью Римской Империи) и умер там же в 389 году.
Церковь празднует память этого святого дважды в году: 7 февраля по новому стилю и 12 февраля (также по новому), в день памяти Собора Вселенских учителей и святителей.

Почитается как один из трех Вселенских учителей Церкви

О двух других – свт. Василии Великом и свт. Иоанне Златоусте – мы уже рассказывали на страницах «Прихожанина». Все трое жили, приблизительно, в одно и то же время и положили начало тому богословию, по которому живет наша Церковь.

Последнее, может быть, не очень легко осознать в наше время: изучая сочинения этих святителей, встречаешь вроде бы очевидные и сами собой разумеющиеся вещи и определения о Боге, Церкви, добре и зле. Но это они для нас очевидны и ясны – и очевидны как раз благодаря им, Отцам и Вселенским учителям.

Например, именно Григорием Богословом и Василием Великим была окончательно сформулирована та терминология, которой Церковь пользуется в описаниях сущности Святой Троицы.

Крестился уже в зрелом возрасте

Афины,картина Пантелиса Зографоса

Конечно, главное в земном пути святителя – его богословие и творения: о них мы тоже расскажем. Но некоторые факты из «внешней» стороны его жизни не менее интересны.

Например, крестился он только в 30 лет, а до этого все сознательные годы до крещения отдал обучению. Причем учился не только в родной Каппадокии, но и в Афинах, культурном центре Римской Империи, то есть получил наилучшее, греческое, образование, хотя оно и было тогда «языческим».

Некоторые христиане принципиально отрицали в то время науку, тем более эллинскую («что она может дать для православного человека?») Однако святитель Григорий (как и Василий Великий, и Иоанн Златоуст, которые тоже учились у греческих учителей) понимал, что все научное, накопленное эллинами, может и должно служить на благо христианства. Он совершенно не хотел видеть христианскую Церковь «подпольной» организацией, которая уходит от всего вокруг себя.

Важно

«Полагаю, – говорил он, – что всякий имеющий ум признает первым для нас благом ученость – и не только ту ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, берется за одно спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которой многие из христиан по худому разумению гнушаются как опасной и удаляющей от Бога. Но мы не должны унижать ученость, как некие о том рассуждают, – напротив, нужно признать глупыми и невеждами тех, кто, держась такого мнения, желал бы видеть всех подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть собственные свои недостатки и избежать обличения в невежестве».

Так вот, крестился он уже после того, как вернулся из Афин, хотя, несомненно, с учением Церкви он познакомился до этого. Как познакомился он до этого и со своим будущим другом – святителем Василием Великим.

Был близким другом Василия Великого…

Святитель Григорий Богослов Фреска, XIII в.Cербия (Студеница)

О дружбе двух великих Отцов принято говорить особо. Они оставались рядом почти всю жизнь: вместе учились в Афинской академии, вместе после учебы были в пустыне, бок-о-бок служили.

Вот что говорил в своих «Словах» об этой дружбе сам святитель Григорий:

«Мы стали друг для друга все: друзья, сотрапезники, родные… Равные надежды руководили нами в деле самом завидном – в учебе; впрочем, зависть была далека от нас, ревность же делала еще более усердными.

Оба мы боролись не за то, чтобы кому-либо из нас самому стать первым, но за то, чтобы уступить первенство другу, ибо каждый из нас славу друга считал своей собственной. Казалось, одна душа в обоих носит два тела… Одно занятие было у нас обоих – добродетель и жизнь для будущих надежд…

Мы были друг для друга и правилом, и отвесом, с помощью которых распознается, что прямо, а что – нет».

…но не всегда они имели полное взаимопонимание

Историки особенно любят упоминать следующую историю. В какой-то момент свт. Василий, на тот момент архиепископ Кесарии Каппадокийский, назначил святителя Григория епископом в один из маленьких и бедных городов.

Читайте также:  Храм богоявления господня «спас-на-водах», россия, город санкт-петербург, кронштадтский район

Решение это было продиктовано церковными и политическими мотивами, о которых святитель Василий знал лучше своего друга.

В частности, этот город Сасим находился в той части Каппадокии, которая была в особенности подвержена влиянию многочисленной на тот момент ереси арианства (и даже имела своего, «арианского», епископа), поэтому было важно поставить туда как можно больше людей, которым он мог бы всецело доверять.

Назначение обернулось конфузом. Святитель Григорий даже не смог попасть город, потому что его охраняли военные «арианского архиерея». Святитель Григорий так и не отслужил в своей епархии ни одного богослужения и отправился в уединение. Он написал несколько писем святителю Василию, в которых возмущался этим «бесполезным» назначением. На какое-то время они даже прекратили общаться…

Святитель Василий умер первым. На смерть своего друга и сподвижника святитель Григорий написал замечательное «Надгробное слово» и несколько стихов. Например, такое:

Прежде думал я, что одно и то же – жить телу без души и мне без тебя, возлюбленный Христов служитель Василий. Но перенес я разлуку и еще жив. Долго ли же медлить? Для чего не исхитишь меня отселе и не введешь с собою в ликование блаженных? Не оставь же, не оставь меня!

Клянусь могилой, что никогда, если бы и захотел, не забуду о тебе.

Стремился к безмолвию

Святитель Григорий Богослов

Надо сказать, что святитель Григорий после крещения не искал жизни в миру. Ему нравилось безмолвие. После учения в академии он жил в монастыре, основанном святителем Василием, и в дальнейшем вспоминал о том периоде как о самом счастливом. Но жизнь устраивалась таким образом, что с самого момента крещения он был служителем.

Сначала, едва крестившись и будучи посвящен в пресвитеры, он помогал в служении отцу в Назианзе и защищал его в самых сложных ситуациях (например, однажды тот по неосторожности подписал еретический документ). Позже стал архиереем и переехал в столицу – Константинополь.

До самой своей смерти он тяготился суеты и при любой возможности старался ненадолго побыть наедине, хотя бы просто погуляв вечером по берегу.

Кстати, его отец – тоже святитель Григорий и тоже крестился уже в зрелом возрасте под влиянием супруги Нонны, благочестивой христианки, также прославленной позже в лике святых.

Был архиепископом Константинопольским

Константинопольский период сделал святители Григория, что называется, известным для широких масс. Хотя попал он в столицу Восточной Римской империи в крайне трудный период: все церкви города были заняты еретиками, и для свт. Григория оставался один домовый храм.

Святитель, по его собственному выражению, нашел здесь «не паству, а малые следы или останки паствы, без порядка, без надзора, без точных пределов…» Но при нем христианская жизнь в епархии постепенно начала налаживаться.

Его полюбили жители. Именно в Константинополе он произнес свои пять Слов о богословии – они считаются основой его наследия. Правда, через три года в ходе II Вселенского Собора он вынужден был покинуть свою кафедру.

И вот при каких обстоятельствах.

Был одним из главных лиц на II Вселенском Соборе

Три святителя

Вселенские соборы, которые начали проводиться в четвертом веке, были главной возможностью погасить вспышки ересей и объединить Церковь.

Незадолго до рождения святителя Григория в 325 году состоялся Первый Никейский Собор, на котором была осуждена ересь арианства и утвержден Символ Веры. При его же жизни был созван Второй Собор в Константинополе.

На нем арианство было осуждено повторно вместе с другими ересями, а Символ Веры приобрел тот вид, который мы сейчас знаем.

Совет

Для самого святителя Собор оказался испытанием. Во-первых, в какой-то момент он был назначен его Председателем (поскольку прежний, епископ Мелетий, внезапно скончался). Во-вторых, он был удивлен уровнем дискуссий на соборе и личными качествами некоторых архиереев — в какой-то момент он, разочарованный, даже перестал ходить на заседания.

В-третьих, позиция самого Собора казалась ему недостаточно твердой в определении Божественности Святого Духа (она, как и весь Символ Веры, сохранилась до сих пор: «И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки»).

В-четвертых, сам Собор закончился для святителя уходом с Константинопольской кафедры. Его оппоненты по некоторым вопросам воспользовались формальным пунктом, согласно которому тот, кто уже однажды был епископом какого-либо города (а святитель им был – в Сасиме), уже не может быть архиереем где-то еще.

Святитель Григорий был разочарован, в том числе и по-человечески. Позже он написал об этом в одном из своих стихов:

Восстали беззаконно вожди народа друг против друга.
Вооружившись вместо оружия гневом и завистью,
Кипя гордыней как свирепым огнем,
Они восстали, и разделилась вся вселенная…

Оставил ценное богословское наследие

Второй Вселенский Собор, миниатюра IX векак сочинениям Григория Богослова

Выше мы говорили, что самое главное, что нужно знать о святителе Григории Богослове, это его богословие, а не факты жизни (не даром он один из всего лишь трех святых, которые удостоились имени Богослова; другие два – это святой апостол и евангелист Иоанн и преподобный Симеон Новый).

Пересказать все его учение в рамках статьи невозможно – об этом пишут книги и целые монографии. Центральными творениями святителя считаются «Слова о богословии» – в них он раскрывает учение о Троице во всей ее глубине. Никто прежде не говорил об этом так ясно. После него Церковь начала говорить об этом так, как говорит до сих пор.

Григорий Богослов первым стал подробно писать и говорить об обожении – учении о соединении человека с Богом с помощью нетварных энергий уже здесь, на земле. После него эта тема станет основной всей духовной жизни Востока и будет отличать ее от Западной.

Святитель Григорий рассуждал о свете так, как мало кто до него. «Бог, – говорил он в одном из своих Слов, – есть свет высочайший, недоступный, несказанный, ни умом не постигаемый, ни словом не изрекаемый, просвещающий всякую разумную природу. Он – то же в духовном мире, что солнце – в чувственном.

По мере нашего очищения Он представляется нами, по мере представления возбуждает к Себе любовь, по мере любви нашей вновь умопредставляется; Он созерцаем только Сам Собою и постижим лишь для Самого Себя, изливаясь лишь в малой степени на то, что вне Его.

Я говорю о свете, созерцаемом в Отце, Сыне и Святом Духе».

Поскольку он жил во времена постоянных богословских споров, то писал и об этом. Подчеркивал, что нередко разногласия возникают не потому, что люди по-разному верят, а потому, что по-разному те или иные вещи формулируют или называют. Так что отнюдь не каждый спор, возникающий в Церкви или между Церквями, является следствием различия в вере.

А еще он стал, по-видимому, первым восточным христианским автором, который начал писать отдельные работы о священстве и его принципах. Слишком часто ему приходилось видеть «священников по должности, но не по духу», и он учил, что главное для пастыря – пастырство, забота об овцах.

Сочинял стихи

Для многих святитель является образцом «образованного благородного» христианина. Он сам видел одним из идеалов христианина человека знающего и тонко чувствующего. Он сам и был таким. После него осталась книга поэтических произведений – «свободных» стихов. Он писал по разным поводам и по разным причинам. В них он радовался, грустил, переживал и – молился.

Вот несколько из них.

***

Эта краткая и многообразная жизнь есть какое–то колесо, вертящееся на неподвижной оси, и хотя представляется чем–то неподвижным, однако же не стоит на месте… Посему ни с чем лучше нельзя сравнить жизнь, как с дымом или сновидением,

или полевым цветком.

***

Как птицы, или как на море корабли, перегоняем друг друга – и я, и время, ничего не имея в себе постоянного. Но в чем я согрешил, то не проходит, а пребывает; и это всего бедственнее в жизни. Не знаю, чего желать себе: продолжения ли жизни или смерти; в обоих случаях объемлет меня страх. Рассуди об этом сам.

Обратите внимание

Жизнь моя обременена грехами; а если умру, увы! увы! там нет уже врачевства от прежних немощей. Если же это обещает жизнь, в которой столько скорбей, то значит, что и смерть не избавляет от бедствий.

С обеих сторон пропасть – что же будем делать?

Не лучше ли обратить взоры к Тебе единому и к Твоему милосердию?

***

Безгласное дело лучше неисполнимого слова. Никто никогда не стал высоким без добрых дел, а многие прославились без красного слова.

Благодать дается не тому, кто говорит, но тому, кто хорошо живет.

Тропарь святителя Григория Богослова

Святитель Григорий Богослов

глас 1 Пастырская свирель Богословия твоего риторов победи трубы, якоже бо глубины духа изыскавшу, и доброты вещания приложишася тебе. Но моли Христа Бога, отче Григорие,

спастися душам нашим.

Кондак святителя Григория Богослова

глас 3 Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси, юже и носящи, с нами зовет, твоими чады: радуйся, отче,

Богословия уме крайнейший.

Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/964-svyatitel-grigorij-bogoslov-chto-nuzhno-znat-ob-etom-svyatom.html

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский (†389) — Лампада

Святитель Григорий Богослов родился около 329 года в Арианзе, имении своих родителей близ города Назаиана в южной Каппадокии (Малая Азия). Мать его, святая Нонна происходила из знатной и благочестивой христианской семьи и доводилась двоюродной сестрой святителю Амфилохию, епископу Иконийскому.

Святая Нона вышла замуж за Григория Арианзского, богатого землевладельца, который под влиянием жены оставил свои заблуждения (до женитьбы он принадлежал к одной из иудейских сект), принял святое Крещение и стал ревностным христианином.

Впоследствии святой Григорий Ариазанский был посвящен в сан пресвитера, а затем — епископа Назианзинского и всецело посвятил себя служению Церкви Христовой.

По молитвам благочестивых Григория и Ноны у них родился сын Григорий, который еще до рождения был обещан матерью на служение Богу. Родители дали святому Григорию, а также и его младшему брату Кесарию блестящее образование.

Когда сын выучился читать, мать подарила  Григорию  Священное Писание. После домашних занятий с дядей, епископом Иконийским, опытным преподавателем риторики, святой Григорий прошел курс учения в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской и Александрии.

Юноша обладал выдающимися способностями, и вместе с тем отличался глубоким благочестием.

Для завершения образования будущий святитель отправился в Афины.

На пути из Александрии в Элладу (352 год), во время страшного многодневного шторма, он боялся только того, что «убийственные воды лишат его вод очистительных».

«Двадцать дней и ночей, — рассказывает святой Григорий, — лежал я на корме корабельной, моля милосердого Бога о спасении, и в этой опасности я дал обет посвятить себя Богу и по обету спасся».

По окончании учения, по просьбе афинян святой Григорий остался в Афинах на короткое время преподавателем красноречия, а потом возвратился к родителям в Назианз, где, будучи 30 лет от роду, принял святое Крещение от своего отца, ставшего к тому времени епископом.

После этого, Григорий, склонный к монашеской жизни, удалился в монастырь, основанный Василием Великим в Понте в своём имении на реке Ирис. Вместе с Василием они попытались создать полумонашескую интеллектуальную общину. В общину входил также и Евагрий Понтик, ставший впоследствии знаменитым аскетом в Египте.

В 361 году по настоянию отца Григорий вновь вернулся домой и был рукоположён в пресвитеры. Вскоре святому Григорию выпало трудное дело примирения епископа с паствой.

Важно

Отец Григория, не вникая в тонкости богословия, подписал омиусианский символ веры, чем вызвал раскол в своей епархии. Раскол продолжался недолго, но Григорию пришлось защищать своего отца, убедив того открыто признать свою ошибку.

  Написав «Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви»,и призвав в нем всех к примирению,  вскоре  он достиг желаемого.

Тем временем его друг Василий сделался архиепископом Кесарии Каппадокийской и начал борьбу с арианством. Он назначил епископами в различных городах области двух своих братьев и всех друзей-единомышленников, а  святого Григория поставил епископом города Сасима. Однако это было  весьма непривлекательное место, особенно для такого интеллектуала, как Григорий.

Читайте также:  Церковь казанской иконы божией матери (александровская), россия, город санкт-петербург, александровская

Он был утонченным и интеллигентным молодым человеком, сочинял стихи и даже написал свою стихотворную автобиографию. Пробыв недолго в Сасимах, не совершив там ни одной службы и не рукоположив ни одного клирика, он вернулся домой. После бегства из Сасима Григорий вновь удалился в пустынь, где проводит около трёх лет.

В своих письмах он неоднократно обвинял Василия в том, что он вовлёк его в свою борьбу с арианством.

Источник: http://lampada.in.ua/2019/02/svyatitel-grigoriy-bogoslov-dagger-389/

Григорий Богослов — Собрание сочинений святителя Григория Богослова

Здесь можно скачать бесплатно «Григорий Богослов — Собрание сочинений святителя Григория Богослова» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Сибирская Благозвонница, год 2010.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Собрание сочинений святителя Григория Богослова» читать бесплатно онлайн.

«Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей» открывают два тома Творений святителя Григория Богослова. В первый том вошли знаменитые 45 Слов святителя, создавшие ему немеркнущую славу не только знаменитого подвижника Православной Церкви, но и великого богослова, прославленного церковного писателя и блестящего оратора.

Эти произведения представляют лучшее, что создал Свт. Григорий на ниве церковного богословия. В них отразилась вся сила таланта святителя. Написанные по различным поводам и в разные периоды жизни Св.

 Григория, они открывают нашему духовному взору возвышенную красоту богословских умозрений, талант полемиста и защитника церковного учения от еретиков, наблюдательного бытописца, дающего важные исторические сведения о своей эпохе, событиях и лицах своего времени. На особом месте стоит ораторский талант Св. Григория, проявившийся в Словах.

Совет

Уже вскоре после своей святой кончины святитель Григорий был назван «христианским Демосфеном» в честь знаменитого и непревзойденного античного оратора. Многие из представленных 45 Слов были произнесены Св. Григорием в качестве церковных проповедей и своей удивительной силой воздействовали на сердца и умы слушателей.

Исключительную роль сыграли знаменитые 5 Слов о богословии, во многом переломившие судьбу противостояния между арианами и православными в Константинополе в 380 г. и послужившие благодатной почвой для созыва в 381 г. Второго Вселенского Собора. В приложении помещено одно из лучших отечественных исследований жизни и учения Св. Григория — книга свящ. Н.

 Виноградова «Догматическое учение Св. Григория Богослова», а также указатель цитат из Священного Писания. Настоящее издание положит прекрасное начало домашнему собиранию и изучению лучшего достояния из сокровищницы Священного Предания Церкви.

Собрание сочинений святителя Григория Богослова

Слово 1, на Пасху и о своем замедлении

Слово сие говорено по следующему случаю. Когда Св. Григорий против воли был поставлен во пресвитера, с назначением вспомоществования, в управление назианзской паствой епископу, престарелому отцу его, тогда Св.

 Григорий, по чувству смирения и потому, что в новом назначении видел препятствие своему стремлению к жизни созерцательной, удалился было в Понт, однако немного спустя, в самый день Пасхи, он возвратился в Назианз и произнес настоящее слово.

Воскресения день — благоприятное начало. Просветимся торжеством и обымем друг друга. Рцем: братия, и ненавидящим нас (Ис. 66:5), кольми паче тем, которые из любви что–нибудь сделали или потерпели.

Уступим все Воскресению, простим друг друга: и я (упомяну о сем теперь), подвергшийся доброму принуждению, и вы, употребившие доброе принуждение, хотя несколько и сетуете на меня за умедление. Может быть, пред Богом оно лучше и драгоценнее, нежели поспешность других.

Хорошо и уклоняться несколько от призвания Божия, как в древности поступил Моисей, а после Иеремия; хорошо и поспешать с готовностью на глас Зовущего, как Аарон и Исаия, только бы то и другое было по благочестию — одно по причине собственной немощи, а другое по надежде на силу Зовущего.

В день таинства помазан я; в день таинства удалился ненадолго, чтобы испытать самого себя; в день таинства и возвращаюсь [1], избрав сей день добрым попечителем моей боязливости и немощи, дабы Воскресший ныне из мертвых и меня обновил Духом, и, облекши в нового человека, для новой твари, для рождаемых по Богу, соделал добрым образователем и учителем, который со Христом и умирает охотно, и воскресает.

Вчера заклан был Агнец, помазаны двери, Египет оплакивал первенцев; мимо нас прошел погубляющий, печать для него страшна и досточтима, и мы ограждены драгоценной кровью.

Обратите внимание

Ныне мы чисто убежали из Египта, от жестокого властителя фараона и немилосердных приставников, освободились от брения и плинфоделания, и никто не воспрепятствует нам праздновать Господу Богу нашему праздник изшествия, и праздновать не в квасе ветсе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины (1 Кор.

5:8), не принося с собой египетского кваса безбожного. Вчера я распинался со Христом, ныне прославляюсь с Ним; вчера умирал с Ним, ныне оживаю; вчера спогребался, ныне совоскресаю.

Принесем же дары Пострадавшему за нас и Воскресшему. Может быть, вы думаете, что я говорю о золоте, или о серебре, или о тканях, или о прозрачных и драгоценных камнях. Это вещество земное, преходящее и на земле остающееся, которого всегда больше имеют злые — рабы дольного, рабы миродержителя.

Нет, принесем самих себя — стяжание самое драгоценное пред Богом и Ему наиболее свойственное, воздадим Образу сотворенное по образу, познаем свое достоинство, почтим Первообраз, уразумеем силу таинства [2] и то, за кого Христос умер.

Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам; соделаемся богами ради Него, ибо и Он стал человеком для нас.

Он восприял худшее, чтобы дать лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетой; принял зрак раба, чтобы нам получить свободу; снисшел, чтобы нам вознестись; был искушен, чтобы нам победить; претерпел бесславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти; вознесся, чтобы привлечь к Себе долу лежащих в греховном падении. Пусть кто все отдаст, все принесет в дар Тому, Который предал Себя за нас в цену искупления, — ничего не принесет он равного тому, как если представит Ему самого себя, разумеющего силу таинства и соделавшегося всем для Христа, как Он для нас.

Сей [3] пастырь добрый, полагающий душу за овцы, вам, как видите, плодоприносит Пастыря. Ибо сего надеется он, и желает, и просит от вас, пасомых им [4].

Он дает вам себя сугубого вместо одного и жезл старости делает жезлом духа, к неодушевленному храму присовокупляет одушевленный [5], к храму прекрасному и небовидному — другой, который как бы ни был скуден и мал, но для него, без сомнения, весьма дорог, и совершен им с великими усилиями и трудами, и (о, если бы можно было сказать!) достоин трудов его. Все свое предлагает он вам, — какое великодушие или, справедливее сказать, какое чадолюбие! Предлагает седину и юность, храм и архиерея, завещателя и наследника, предлагает слова [6], которых вы желали, и слова не пустые, теряющиеся в воздухе и не проникающие далее слуха, но которые пишет Дух, не чернилами, но благодатью, напечатлевает на скрижалях каменных или плотяных, — слова, не слегка на поверхности начертываемые и удобно изглаждающиеся, но глубоко врезывающиеся. Вот что приносит вам сей досточтимый Авраам, патриарх, честная и достоуважаемая глава, вместилище всех доблестей, образец добродетели, совершенство священства, приносящий ныне добровольную жертву Господу — своего единородного, рожденного по обетованию.

Важно

А вы, как дар и плод, принесите Богу и нам расположение быть доброй паствой, вселяясь на месте злачне и воспитываясь на воде упокоения (Пс. 22:1, 2).

Хорошо зная пастыря и будучи им знаемы, идите за тем, кто зовет пастырски и свободно, через дверь, а не следуйте чуждому, перескакивающему через ограду, разбойнически и коварно.

Не слушайте чуждого гласа, похищающего от истины и расточающего по горам, по пустыням, по дебрям, по местам, которых не посещает Господь, — гласа, отводящего от здравой веры в Отца и Сына и Святого Духа, во едино Божество и силу; веры, которой вещанию всегда внимали и да внимают всегда мои овцы; не слушайте гласа, который нечистыми и поврежденными словами отторгает и увлекает от истинного и первого Пастыря. Далече от всего того, как от зелья чарующего и смертоносного, да дарует Он всем нам — и пастырям и стаду — и питаться, и питать, и всем ныне и в вечном упокоении быть едино во Христе Иисусе. Ему слава и держава во веки. Аминь.

Слово 2, к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером

Что не спешите к нашему слову, о други и братия, некогда столь скорые для того, чтобы принудить меня и извлечь из моей твердыни, то есть из пустыни, которую я возлюбил паче всего, которую я преимущественно чтил и избрал себе руководительницей всей жизни как содейственницу и матерь божественного восхождения, как обожительницу? Для чего то, что желали получить, пренебрегаете по получении? Для чего, по–видимому, лучше умеете желать нас, когда нас нет, нежели пользоваться от нас, когда мы с вами, как будто вы хотели только овладеть нашим любомудрием, а не извлекать из него пользу себе? Или же прилично мне сказать и сие: быхом вам в сытость (Ис. 1:14), и притом — странное дело! — прежде, нежели вы нас вкусили и испытали. Даже, как странника, вы не ввели меня или, скажу сострадательнее, не введены и вы со мною, для чего если не другое что, то заповедь уважить надлежало. Как начинающему, не дали вы мне руководства, как боязливого, не ободрили меня, как потерпевшего насилие, не утешили; напротив того, — не хотел бы сказать, однако скажу, — и праздник не в праздник вы мне сделали, не с добрым предвестием вы меня приняли и торжество растворили печалью, потому что недоставало при нем самого важного для удовольствия — недоставало вас, моих победителей, несправедливо было бы сказать: любителей. Так удобно пренебрегается все, что удобно препобеждается; раболепно чтится высокое и бесчестится смиряющееся пред Богом. Чего вы хотите? Судиться ли мне с вами или стать судьей? Произнести ли приговор или подвергнуть себя приговору? Ибо надеюсь, что и, судимый, одержу верх, и, произнося суд, праведно вас осужу. Вина ваша в том, что вы не равной мерой воздаете за мою любовь, не отдаете чести моему послушанию и нынешнего усердия не представляете в поруку за будущее, тогда как и при сем усердии едва ли бы можно было положиться на будущее, потому что у всякого более горячности в начале. Напротив того, каждый из вас предпочитает что–нибудь и старому, и новому своему пастырю, не уважая седин и не ободряя юности.

Великолепна изображаемая в Евангелии вечеря (Мф. 22:2 и след.): угощающий ласков; там и друзья, и самое приятное пиршество; это брак Сына. Но Царь созывает, а гости не приходят. Он гневается, и — умалчиваю о том, что было за сим, как о предвещающем грозное, но скажу, что легче выговорить, — Царь наполняет пиршество другими.

Не желаю вам сего; но вы поступили со мной (могу ли говорить кротко?) и тех высокомернее и дерзостнее; потому что они, будучи званы, отреклись от вечери и оскорбили Звавшего; а вы не чужие, вы не званые на брак, но сами призвали меня, сами привлекли к сей священной трапезе, сами показали мне великолепие брачного чертога и потом оставили меня.

Таковы ваши великие доблести! Кто на село свое, кто к паре волов новокупленных, кто к новобрачной супруге, кто за чем–либо другим маловажным — все вы рассеялись и убежали, не заботясь ни о брачном чертоге, ни о Женихе.

Совет

Сие весьма опечалило и привело меня в затруднение, — не умолчу о своих чувствованиях, — я едва не удержал слово, которое хотел принести в брачный дар, как лучшее и драгоценнейшее свое достояние, и едва не обратил слова против вас, возлюбленные; потому что однажды я потерпел от вас насилие и мог воспользоваться таким прекрасным случаем; притом язык мой изощряла любовь, которая бывает весьма горяча и неистощима в обвинениях, когда превращается в ревность, оскорбившись неожиданным пренебрежением. Ежели кто из вас был уязвлен любовью и испытал презрение, то он знает силу сей страсти и простит тех, которые подверглись ей и были близки к такому же безумию.

Источник: https://www.libfox.ru/429242-grigoriy-bogoslov-sobranie-sochineniy-svyatitelya-grigoriya-bogoslova.html

Ссылка на основную публикацию