Школа веры: смерть и погребение христианина

Крестный путь Христа — смерть и погребение, Христианские Проповеди

  Смерть оканчивает  все дела и заботы человека в мире живых. Родственникам остается исполнить последний долг  — предать тело земле. В этом печальном дейвстве по определению не может быть никакого благословения.  Однако не так было со смертью и погребением Христа. Они были чудесны, как и  Его жизнь. У  Божьего Сына не могло быть иначе!

 «Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.

Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.

После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.

Обратите внимание

Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Иоан.19:31-42).

 Смерть и погребение Иисуса Христа  произвели два удивительных свершения — возвеличили Писания и трусов сделали героями.

 1.   Смерть и погребение Христа возвеличило Писанине

 На протяжении всей жизни Христос неустанно возвеличивал авторитет Писания, показывая его мудрость и применимость ко всем жизненным ситуациям. Он называл его словом Божьим и заверял, что все написанное в нем до самой незначительной буквы, непременно исполнится.  Удивительнее всего было видеть, как Писание возвеличилось  через врагов.

Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

Простолюдины не имели свобожного доступа в резиденцию Пилата. Туда могли войти только начальственные особы — первосвященники или их представители.

В своей просьбе они руководствовались повелением Писания: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел» (Втор. 21:22,23)  

Римляне не имели обыкновения в тот же день снимать распятых с крестов.  Ради устрашения народа они позволяли телам оставаться на древе долгое время.

Так  после подавления восстания Спартака  все взятые в плен рабы, около 6000 человек, были распяты вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима. Древне римский полководец Красс  так и не отдал приказ снять тел со столбов.

Однако  Пилат, не уступивший иудеям в изменении надписи на кресте, без всякой проволочки  соглашается приказать ускорить смерть казненных и похоронить их.

Важно

          Сами того не желая, иудеи и Пилат спсобствовали исполнению слов Христа, что Он пробудет в сердце земли три дня и три ночи (Мф.12:40). Если бы Христа не сняли в пятницу, Его слова оказались бы недостоверными. Бог бодрствует над Своим словом!

Далее, Писание исполнилось и через жестоких римских воинов, которые и не догадывались об этом.  «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,  но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили».

         Воин выступил в роли патологоанатома, удостоверив копьем смерть Христа. Он понял, что Иисус умер и потому не перебил у Него голени. Однако почему-то ему пришло в голову проткнуть копьем Тело Иисуса в области сердца.

Истекшие кровь и вода неопровержимосвидетельствовали о смерти.

Медики объяснили бы, что в результате неимоверных мук у Господа произошел разрыв сердца  и кровь вылилась в околосердечную сумку и со временем расслоилась на сыворотку и кровяной сгусток.

         Какими смешными в свете этого факта видятся утверждения некоторых неверующих, полагавших, что Иисус не умер, а впал в глубокий обморок и пришел в Себя в холодной пещере. Мол, в мире мало свидетельств об оживших в морге «мертвецах».

  Воин посмеялся бы такому выводу: «После того, что я проделал с Галилеянином, Он не смог бы ожить!». Таким образом, Бог позаботился представить достоверное доказательство смерти Своего Сына, ведь  реальность смерти есть необходимая предпосылка реальности воскресения.

Одно связано с другим!

Совет

 Но это не все! Апостол Иоанн усматривает еще исполнение косвенного и прямого пророчеств о Мессии.

Так пасхальный агнец, кровь которого в ночь исхода из Египта спасала еврейскую семью от ангела- губителя, прообразно представлял Христа, Кровью которого верующие должны быть избавлены от рабства греху.

   Бог заповедал  в Исх 12:46 не ломать костей пасхального ягненка  и Он же сохранил кости Небесного агнца от сокрушения римским молотом.

Помимо того, через воина исполнилось и прямое пророчество Писания: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10).

Захария пророчествовал о пронзенном Мессии.  Христа действительно пронзили гвоздями и копьем и от этого факта никуда не уйти. Придет время и еврейский народ обратится к отвергнутому Мессии и горько  оплачет свое неразумие. Это будет долгожданное возвращение Израиля к Богу.

Апостол Павел писал: «…ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» (Рим.

11:25-27).

 Наконец, Писание исполнилось через учеников Христа. Согласно знаменитому пророчеству Исайи о страданиях Христа, произнесенному за 700 лет вперед «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис.53:9). Это пророчество исполнилось в точности:

« После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.

Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.

На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.

Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко (Иоан.19:31-42)

          В древнем мире было обычным делом заготавливать себе место для погребения. Состоятельные люди высекали в скале склепы, где находили пристанище представители их фамилии.

Обратите внимание

Богатый Иосиф Аримофейский предоставил для погребения Иисуса свою новую усыпальницу, исполнив тем самым пророчество Исайи: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис.53:9).

Никакие вражеские силы не смогли помешать исполниться этим провидческим словам. Смерть и погребение Христа  превознесли достоверность и надежность Писания. Отсюда следуют практические выводы:

 Во-первых, мы должны доверять обетованиям Писания, чтобы ими питаеть нашу веру. Вот какие обетованияя особенно важны для нас:

  • обетование прощения грехов (2 Пар. 7:14; Ис.16:18; Деян.10:43)
  • обетование жизни вечной (Иоан.3:16; 5:24; 6:40)
  • обетования поддержки в испытаниях (Пс.90:14-16; Ис.41:10; 1 Кор. 10:13; Евр. 13:5)
  • обетования ответов на молитвы (Иер. 33:3; Пс.49:15; Лук.11:9)

Во-вторых, мы должны доверять учению Писания относительно всего, чему оно учит о Боге и Его качествах, о шестидневном творении, всемирном потопе, истории Израиля, о жизни и искупительном подвиге Христа, о церкви и ее установлениях, о святости  мыслей, чувств и поступков верующих, о правильном отношении к людям, выраженном в любви, молитве, прощении, терпении и вразумлении.

В-третьих, мы должны доверять предупреждениям Писания, чтобы остеречь себя от опасностей.

  • «…кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть»(1Кор.10:12)
  • «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9,10).
  • «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14).

Нам следует всемерно дорожить Писанием, как дорожила им одна китаянка, о которой рассказывал  миссионер евангельского альянса  из Гонконга. В 32 года   из-за веры во Христа она была пожизненно приговорена чистить сточные ямы. Ее судили на огромном стадионе. Судья сказал: «Если вы откажитесь от Иисуса, можете сейчас же идти домой».

Однако молодая христианка отказалась отречься от Иисуса. Через три десятка лет ее посетил пастор из Гонконга.  Он вручил ей чемодан с одеждой, немного денег и Библию.

Она же не посмотрела на одежду, не стала пересчитывать  деньги, а лишь крепко прижала к себе Библию и, сияя от счастья, говорила: вот мое истинное богатство! О, если бы Писание, возвеличенное в жизни и смерти Иисуса, было возвеличено и у нас!

2.  Смерть и погребение Христа помогли  робким ученикам Иисуса стать бесстрашными

Иосиф Аримофейский и Никоддим были очень состоятельными и добродетельными  людьми своего времени, не смевшими подобно апостолам, открыто следовать за Иисусом Христом.  Страх потерять авторитет и высокое положение в обществе держал их в своих оковах.

         Однако Христос не отвергал и боязливых учеников. Он льна курящегося не угашал и трости надломленной не переламывал. Он уделял боязливым людям внимание и пользовался их услугами.

         И вот в самый неподходящий момент, когда храбрые ученики Христа струсили и разбежались, когда один из апостолов отрекся, а другой повесился, когда их злые коллеги по синедриону праздновали победу над плотником их Назарета,  они открыто выступили за Христа. Они сознавали, что проявление озабоченности о теле Христа будет стоить им места в парламенте, возможно, лишение богатства, однако они решились на этот шаг.

         И это было чудом Божьей благодати. Бог подвел их к той точке, в которой они бросили вызов страху.

Важно

Кто сделает  работу, которую только они могли сделать — набальзамировать Христа, положить Его не в братскую могилу, а в новый гроб? Они слишком многим были обязаны Христу, чтобы ничего не сделать для Него в тот скорбный час. Слабость, которую не преодолела жизнь Христа, победила Его смерть.

         Как это подкрепляет нас! Ведь и у нас есть временные слабости, с которыми мы пока не можем справиться.  Они гнетут нас, лишая мира и радости. Но пример Никодима и Иосифа Аримофейского убеждает нас, что Христос не отвергает слабых учеников, Он рано или поздно  приведет их к победе.

  Возможно сегодня для вас, дорогой читатель,  так же наступил хороший повод покончить с какой -то греховной привязанностью или слабостью. Бог сильнее вашего «не могу» и «не знаю как».

Доверьтесь Ему всем сердцем! Если Его смерть могла произвесьт чудо избавления, тем более Его славная жизнь! Молитвенно поразмышляйте над призывами апостола Павла:

«Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1).

«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.  Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12:1-3).

Доверюсь Господу! Меня

Он выведет из чащи боли

И благости откроет поле,

Блаженства расплеснет моря!

Я с Божьей волей в каждом дне

Свою солью — весь ожиданье:

Какую радость и страданье

Он ныне приготовил мне?

Каких я удостоюсь встреч,

Каких прощаний и какого

В дыханье вплавленного слова,

Чтоб стала музыкою речь.

Доверюсь Богу и тогда,

Когда покроет Он печалью

Удачу, легкую вначале,

И вдруг приблизится беда.

Ведь даже в боли благодать,

Коль это промысел Господний,

Спасибо! Завтра, как сегодня,

Не перестану повторять.

И я любви не умалю

К Тому, Кто знает, что мне надо,

И высшую дает отраду,

Взамен столь призрачных в миру.

Псалмом да обернется вздох,

Прорвашись сквозь земные грозы,

Читайте также:  Святитель иоасаф белгородский

И сквозь нахлынушие слезы

Тебя увижу я, мой Бог!

 Лев Болеславский

Вам так же может быть интересно:

Источник: http://ryagusov.ru/2857

Похороны в разных религиях

Москва – город, в котором проживают представители самых разных вероисповеданий. Среди её многомиллионного населения есть христиане, мусульмане, иудеи и верующие множества других конфессий.

Рано или поздно каждый религиозный человек сталкивается со смертью, и тогда соблюдение традиций и обрядов своей веры становится особо важным.

В нашей статье вы сможете ознакомиться с похоронными традициями разных религий и узнать больше о различиях между ними.

Христианские похороны

В христианской традиции похороны играют важную роль в духовном пути верующего, так как смерть для христианина – это не конец пути, а только начало следующего его этапа.

Важно, что большинство христиан верит в воскрешение умерших в ходе страшного суда, а потому тело имеет значение как вместилище для души. Поэтому христианские похороны – это забота как о душе усопшего, так и о его теле.

Несмотря на большое количество сходств в похоронных обрядах христианских конфессий, между ними есть и ряд существенных различий. Они обусловлены особенностями доктрин и священных текстов, а также многовековыми традициями.

Кроме того, различия в похоронах обусловлены и региональными особенностями – похороны у католиков Франции и Южной Америки существенно различаются, как и обряды у разных протестантских церквей.

Православные похороны

Поскольку больше половины жителей Москвы причисляют себя к православному вероисповеданию, то похороны в православной традиции являются самыми распространенными в столице.  Православные похороны во многом похожи на похороны в католицизме, но имеют несколько важных отличий.

В православии особое внимание уделяется телу покойного. Погребальные ритуалы начинаются с омовения усопшего. Сакральный смысл данной процедуры заключаются в том, чтобы умерший предстал перед Судом в той чистоте, в которой пребывал во время крещения.

После омовения тело облачают в чистые и светлые одежды и накрывают саваном, на лоб кладется венчик, на грудь – икона, а в руки – крест. Из всех христианских конфессий православие наиболее строго относятся к кремации.

Совет

Несмотря на то что отпевание и поминовение после кремации условно в ряде случаев разрешается, церковь относится к этому с неодобрением.

Согласно традициям, с момента кончины и до самого дня погребения должны проводиться бдения по упокоившемуся – чтения Псалтыря и панихиды.

Они призваны облегчить душе покойного прохождение мытарств (испытаний, с которыми, согласно православной традиции умерший сталкивается перед личным судом).

Похороны проводятся на третий день после погребения, процедура отпевания может проводится как дома, так и в храме.

Похороны в католицизме

Католические похоронные обряды во многом схожи с православными, но между ними есть ряд существенных отличий. Косметические процедуры не так важны для католиков, в частности, нет обязательной процедуры омовения.

В отличие от православия, в католицизме гораздо более толерантное отношение к бальзамированию.

При погребении нет традиции украшать тело религиозными символами помимо распятия, а в одеянии допускается значительно большая свобода, чем в православии.

В похоронных обрядах католицизма есть и ряд других отличий. Если в православии принято захоронение только в деревянных гробах, то в католицизме таких ограничений нет. В отличие от православных, у католиков принято хоронить умершего в закрытом гробу.

Обратите внимание

Кроме того, более мягкая позиция католицизма в вопросе похоронных обрядов выражается в отказе от ритуала бдения (в католицизме отсутствует концепция «мытарств души) и в отсутствии традиции захоронения ровно на третий день.

Более строги католики в вопросе отпевания – оно проводится исключительно в храме.

Молитвы за упокой играют важную роль в католицизме, поскольку в данной ветви христианства существует концепция чистилища. В чистилище душа пребывает до судного дня или пока не будет определена её дальнейшая судьба. Чтобы помочь умершему пройти испытания чистилища, близкие молятся за его душу.

Похороны у протестантов

Многочисленные ветви протестантизма различаются целым рядом особенностей доктрины, но всех их объединяет стремление к скромности и непосредственности, неприятие излишеств. В Москве представлены различные протестантские церкви и деноминации, в число которых входят баптисты, лютеране, евангелисты, адвентисты, пятидесятники и англикане.

Протестанты, как и католики, допускают любые виды гробов, главное – наличие на нем креста. Класть какие-либо предметы в гроб считается проявлением язычества, однако допускается украшение гроба цветами.

Тем не менее многие протестанты предпочитают по случаю похорон потратить деньги на благотворительность, а не на украшательство гроба. Здесь протестантизм схож с исламом и иудаизмом, которые предписывают хоронить предельно просто и даже бедно.

К кремации протестанты относятся более толерантно, нежели католики и православные – это связано с иным пониманием страшного суда. 

В протестантизме не используются ритуальные одеяния и не особо принято гримировать покойного, однако, как и в католицизме, допускается бальзамирование. Сами обряды также сильно отличаются, поскольку у протестантов нет концепции чистилища или мытарств.

Важно

Большая часть протестантских церквей полагает, что после смерти человек сразу предстает перед Судом Божьим, и молитвы уже не могут помочь его душе.

Поэтому молитвы во время протестантских похорон служат цели возвестить передачу души Богу, облегчить тяжелую минуту для близких покойного и напомнить о милосердии Господнем.

Как хоронят мусульман. Мусульманские похороны

Похоронные обряды (Джаназа) в исламе сильно отличается от христианских ритуалов. Они довольно сложны и требуют глубокого знания Корана, а потому проводить их необходимо в присутствии духовного лица.

Строго обязательна ритуальная процедура омовения (гусль). Её проводят четыре человека того же пола, что и покойный, как правило, близкие родственники (исключение делается для умерших супругов и маленьких детей).

Умершего омывают и обмывают трижды – водой с кедровым порошком, водой с камфарой и водой без примесей.

В мусульманских похоронах не используется гроб – вместо этого умершего кладут на закрытые погребальные носилки (тобут), которые есть в каждой мечети. При этом умершего не принято хоронить в одежде – его укутывают специальным саваном (кафан). Иногда одежду умершего кладут поверх носилок, чтобы сопровождающие могли видеть, кого хоронят – мужчину или женщину.

В исламе принято хоронить умерших в день смерти, до заката, а если человек скончался ночью – до заката следующего дня. При похоронах важно присутствие духовного лица – имама.

Айяты, читаемые во время похорон, представляют собой обращения к Всевышнему с просьбой о милости и прощении грехов.

С точки зрения ислама, в ночь после смерти над могилой появляются ангелы, которые будут проводить суд над умершим – и молитвы должны облегчить прохождение душой этого испытания.

Еврейские похороны. Похороны в иудаизме

Похороны в иудаизме во многом отличаются от похорон как в христианстве, так и в исламе. В первую очередь еврейские похороны характеризуются особым значением, уделяемым трауру. Согласно иудаизму, переход в иной мир должно воспринимать не как трагедию, а как неизбежность, а потому традиции еврейской культуры и религии призваны помочь близким справиться с трагедией.

Иудаизм категорически не приемлет вскрытие, а также гримирование покойного и бальзамирование – так как похороны должны проходить в день смерти, и тело будет оставаться закрытым, то эти процедуры излишни.

Похороны на следующий день возможны, если родственникам необходимо прибыть издалека, а если провести погребение в кратчайший срок невозможно, то допускается бальзамирование. Кремация в иудаизме недопустима.

В субботу и в выходные дни похороны не проводятся.

Совет

Еврейские похороны, как правило, обходятся без гроба – тело во время погребальной процессии несут накрытым покрывалом-талитом и облаченным в саван.

Тем не менее некоторые еврейские общины хоронят умерших в гробу – в иудаизме на это нет строгого запрета.

Старинная иудейская традиция гласит, что умерших необходимо хоронить без украшений, в одном только белом льняном саване, призванном показать, что для Бога нет различий между бедными и богатыми.

Иудейская традиция требует траура от ближайших родственников покойного – отца и матери, сына и дочери, брата и сестры, а также супруга или супруги. Во время похорон полагается совершить ритуальный надрыв носимой одежды.

Дети умерших рвут все одежды, кроме зимних курток или пальто и нижнего белья, в то время как остальные родственники – только одну из носимых одежд.

В течение недели после смерти близкого человека родственники умершего должны соблюдать строгий траур, им воспрещается любая работа, кроме ухода за домом и приготовления пищи, под запрет попадают любые развлечения.

По окончанию первой недели траур становится менее строгим и длится еще один месяц. Иудаизм наставляет помогать ближнему в трауре, высказывать ему свое сочувствие и утешение, соблюдая при этом уважение к его чувствам.

Возможно, вам будет интересно:

  • Православный похоронный обряд
  • Похороны в исламе
  • Еврейские похороны

9 октября 2017

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/pohorony-v-raznyh-religiyah/

Православный обряд погребения

Православный обряд погребения.
 

Положение во гроб.      В Евангелик описан чин погребения Спасителя, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положение во гроб. Эти действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время.           Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на стол или пол, постелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.             Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53). В вечной жизни воскресшие тела праведников будут, как ризой, одеты Божественным светом. Напоминая об этом, православная традиция велит облачать усопшего в новые, чистые одежды. Ранее для погребения использовался саван — белый покров, знаменующий Плащаницу Христа. В наши дни этот обычай соблюдается редко.               Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился — крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук.              В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип распятия с белой фигурой Спасителя на черном кресте) или икону — Христа, Богородицы или небесного покровителя. Лоб украшается венчиком — полоской бумаги с изображением Господа и святых. Это символ награды Царства Небесного за тяготы земной жизни, по слову апостола Павла: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 8). Венчики и погребальные кресты продаются в церковных лавках. Понятно, что все вышесказанное можно исполнить только в том случае, если тело не передается в морг. В наши дни оставить усопшего в городской квартире удается редко, и родственники вынуждены соглашаться на вскрытие, чтобы получить свидетельство о смерти. Тем не менее, еще до приезда сотрудников похоронных служб надо омыть и облачить почившего, а при выдачи тела из морга положить в гроб венчик и Распятие.           Гроб христианина должен быть деревянным и скромным. Допустимо использовать и цинковый в случае, если предстоит длительная транспортировка, а также при опасности заражения. Перед положением тела гроб окропляют святой водой и, по возможности, кадят ладаном. Перед положением во гроб над телом читают Литию о усопшем, которую можно найти в молитвослове. В конце литии на словах «рабу Божию, преставльшемуся …» умершего полагают во гроб. Лития также читается, если гроб с телом покойного привозят из морга. Хорошо, если под голову почившего кладут подушечку, которую обычно готовят заранее, наполняя небольшую наволочку освященными вербами с праздника Входа Господня в Иерусалим, листьями берез с праздника Троицы или засушенными цветами, украшавшими Плащаницу и иконы в храме. Тело полностью покрывают покровом — особой пеленой с изображением Распятия, во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Божиим. Во время прощания родных с покойным и отпевания пелена откидывается так, чтобы открытыми остались лицо и руки, а после, перед погребением, тело снова укрывают ею с головой.          Твердо установленных правил, как располагать гроб с телом усопшего в доме на время прощания, не существует. Можно поставить лицом к иконам, которые обычно находятся в переднем углу (справа от входа); можно лицом к входящим, чтобы проститься. Возле гроба зажигают свечи, если есть возможность – с четырех сторон крестообразно, или только у головы. Огонь свечи говорит о нашей надежде на переход усопшего в Царство Истинного Света.

           Лампады и свечи возжигают у икон. Недопустимо ставить под ними стакан с водой, а то и водкой, хлеб и прочее. Также не следует ставить рядом с иконами фотографию умершего и зажигать перед ней свечу.

Вынос тела.

          Похороны усопшего христианина совершаются на третий день после его смерти, при этом часть суток считается за полные сутки, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи. При чрезвычайных обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — допускается погребение и раньше третьего дня.

       Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) надо еще раз прочитать «Последование по исходе души от тела». Перед самым выносом читают Литию, и, с пением Ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», гроб с телом покойного переносят в храм.

Обратите внимание

Это пение свидетельствует, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство бесплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и воспевающих Ему Трисвятую песнь. На Светлой седмице провожают почившего под пение «Христос воскресс из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Читайте также:  Священномученик пресвитер иоанн (вишневский)

        Лучше постараться успеть прибыть в храм еще до начала Божественной литургии. В этом случае священнослужители и все собравшиеся на литургию люди особо почтят усопшего, вознеся по ходу богослужения молитвы о прощении его грехов.        Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды.

С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи. Впереди—крест или икона. В некоторых случаях до сих пор сохраняется обычай погребального шествия с крестом и хоругвями. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.           По Уставу, при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном.

Этот звон возвещает живым об отшествии из мира еще одного христианина и служит прообразом архангельских труб, звук которых раздастся в последний день мира и будет услышан во всех концах земли.

            В храме тело покойного помещают на специальную подставу ногами к алтарю, а рядом ставят подсвечники. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе.

Допускается вносить в церковь живые цветы. Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

Могила православного христианина.

     Обычай отмечать место погребения устройством над ним холма идет из глубокой дохристианской древности. Христианская Церковь, переняв этот обычай, украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над могилой.

Крест подобает ставить у ног погребенного так, чтобы Распягие было обращено к его лицу.

       Крест над могилой православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения; водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится на земле, а душа — на небе, что под Крестом сокрыто семя, которое произрастет для жизни вечной в Царстве Божием.

          Для могилы православного христианина больше подходит простой крест из дерева, бетона или металла, нежели дорогие монументы из гранита и мрамора. Допустимо поместить на надгробие фотографию или портрет покойного. Если родственники хотят написать эпитафию, то лучше всего по традиции использовать слова из Священного Писания, либо из известных молитв, а не придуманные самими фразы.

Кремация.

Важно

     Когда после грехопадения прародителей в мир вошла смерть, был определен и способ погребения мертвых тел. «Прах ты, и в прах возвратишься», — сказал Бог Адаму (Быт. 3, 19). На основании этих слов умерших и хоронят в землю.        Обычай сжигать тела, столь популярный сейчас в России изза относительной дешевизны, пришел к нам с языческого Востока.

Языческое учение содержит в себе идею реинкарнации (перевоплощения), согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки. Поэтому язычество видит в теле не храм души, а ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме — нужно сжечь ее, и пепел развеять по ветру.

      Православная Церковь относится к кремации неодобрительно и дозволяет ее только при обстоятельствах непреодолимой силы — отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений.

Перед сожжением тела икону или Распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить. Если урна с прахом подхоранивается впоследствии в могилу, при этом действии нужно читать Трисвятое.

        Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (приводятся параллели между огнем крематория и гееной огненной). На сей счет еще во II в. апологет христианства Минуций Феликс сказал: «Мы не боимся … никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

           Кремация не одобряется Церковью в первую очередь потому, что для тех, кто сжигает своих близких, это действие не назидательно; оно вселяет в душу, скорее отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.

Поминальная трапеза.

       Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни. Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином, в крайнем случае, хотя бы прочитать «Отче наш».       Первое блюдо поминальной трапезы—кутья (коливо).

Существует особый чин освящения кутьи; если нет возможности попросить об этом священника, окропите кутью святой водой. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост.

Во время Великого поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье.         Спиртным усопших не поминают! Вино веселит сердце человека (Пс. 103, 15), а поминки не повод для веселья. Известно, к чему подчас приводит обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртных напитков.

Совет

Вместо того, чтобы вести благочестивую беседу, вспоминать достоинства и добрые дела усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения. Даже если усопший любил выпить, не следует подражать ему в подобных привычках.

            Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения.

Так как любовь превыше поста, то нужно руководствоваться словами Спасителя: «Ешьте, что вам предложат» (Лк. 10, 8), но соблюдать умеренность в еде и разговорах.

Значение кути.

        При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутья — сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так зерно, брошенное в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод.

Поэтому и Господь Иисус Христос — Воскресение наше — сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24).

Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии. Часто пшеницу заменяют рисом. Значение от этого не изменяется.

Суеверия, связанные с погребением.

         Русский народ, приняв Православие, все же до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения. Существует множество неписанных, и подчас довольно странных ритуалов, которые тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX в.

, когда прервалась нить церковного предания, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами.

     Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание: класть в гроб деньги, вещи и продукты; считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба; на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб; сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня; лить водку в могильный холм; произносить: «Да будет тебе земля пухом»; рассыпать по могиле хлебные крошки; подавать в храме записки за самоубийц; верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня.

Источник: http://alexander-nevskiysobor.ru/prikhozhanam/aleksandro-nevskijj-listok/pravoslavnyjj-obrjad-pogrebenija/

О христианском отношении к смерти, о погребении и поминовении

Для верующего человека смерть — это великое таинство рождения человека из земной временной жизни в вечность. По воле Божией разлучение души с телом происходит так же таинственно и непостижимо для человеческого разума, как и соединение их в утробе матери.

По исходе своем из тела душа человека попадает в но¬вые условия жизни. Здесь она не может уже по воле своей изменить свое состояние (принести покаяние и получить отпущение грехов), как это было при жизни на земле.

Поэто¬му важнейшее значение приобретает глубокая духовная связь умершего с Церковью, которая продолжает заботиться о нем так же, как и при жизни.

В чем заключается молитвенная помощь нашим умирающим и скончавшимся близким?

По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом: особенно тяжело душе первые три дня вне тела. Чтобы облегчить страдания умирающего, родные и близкие читают над ним «Канон моленный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Бо¬городице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правоверного» (помещен во многих молитвословах).

Его называют также отходною молитвой.
После смерти человека и омовения его тела, сразу же начинают читать «Исследование по исходе души от тела» (канон за единоумершего). Если человек умер вне дома, этот канон также необходимо прочесть в день его смерти.

Затем в течение трех дней над умершим принято читать Псалтирь — непрерывно днем и ночью, все то время, пока христианин остается непогребенным.

Почему необходимо отпевание?

По учению Церкви, на третий день душа человека прохо­дит страшные мытарства, а на сороковой приводится к Богу, чтобы услышать суд о себе Своего Творца и Владыки. Нет ни одного человека, который, как говорит Писание, пожил бы и не согрешил.

Поэтому каждый умерший, уже не имеющий возможности самостоятельно что-то изменить в своей участи, имеет великую нужду в молитвенной помощи Церкви и своих близких. Чтобы облегчить усопшему переход в вечную жизнь, в церкви совершают чин отпевания.

Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного».

Обратите внимание

Отпевание обращено также к родственникам и близ­ким усопшего: заупокойная служба помогает им справиться с горем, исцелить душевные раны. Именно поэтому в чинах погребения так часто звучит победная песнь «Аллилуиа», что значит: «Грядет Господь», и являет второе пришествие Его, при котором Он восстановит всех нас, умерших» (св. Симе­он Солунский).

Заочное отпевание возможно в случае крайней необхо­димости: когда не найдено тело покойного или храм нахо­дится очень далеко. Проводить покойного без отпевания — значит не исполнить свой долг любви и лишить его помощи Церкви.

Поминовение

Первые сорок дней после кончины посвящаются сугубым молитвам за усопшего, которого все эти дни именуют в мо¬литвах новопреставленным. В это время решается судьба души почившего, поэтому необходимо позаботиться о соро¬коусте — ежедневном поминовении во время Божественной литургии.

При совершении этой службы частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Христову со сло¬вами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для них.

Если смерть человека случится во время Великого По¬ста (в этот период литургия не служится ежедневно), то в будние дни заказывают панихиды, а в субботу и воскресенье — обедни об упокоении души умершего.

В третий, девятый, сороковой день и годовщины память усопшего следует почтить служением панихиды.

Источник: http://svluka.prihod.ru/nachinayushhemu-xristianinu/o-xristianskom-otnoshenii-k-smerti-o-pogrebenii-i-pominovenii/

Как Церковь относится к кремации? – Православный журнал “Фома”

У разных народов и в разных странах существуют различные обряды погребения усопших. Христианское мировоззрение сформировало свои традиции. Однако современные реалии жизни тоже диктуют свои условия.

В крупных городах все сложнее найти место на кладбищах, традиционное христианское погребение в землю может стоить очень дорого, и в результате кремирование усопших происходит все чаще.

5 мая 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ «О христианском погребении усопших». 

Традиции христианского погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношение к телу как «храму Божию», а потому для православного христианина важно, чтобы к его телу с почтением относились и после смерти.

Вот как об этом пишет митрополит Сурожский Антоний: «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания.

Важно

Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело — центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело.

И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».

В документе «О христианском погребении усопших» говорится о том, что погребение усопшего в землю ближе к библейской традиции, чем кремация: «Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7)».

Однако нельзя говорить о том, что кремация лишает человека надежды на спасение. Марк Минуций Феликс, умерший в самом начале III века, четко сформулировал отношение христиан к разным обрядам погребения «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

Читайте также:  Святитель филарет, митрополит московский

Материал по теме

Что Церковь думает о кремации?

Что Церковь думает о кремации и почему?

Эта точка зрения остается неизменной и в наши дни.

Православная Церковь считает «нормой захоронение почивших христиан в земле», а к кремации относится «со снисхождением»: «В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации».

Для того, чтобы понять, почему Православная Церковь так заботится о целостности человеческого тела даже после смерти, достаточно процитировать преподобного Симеона Нового Богослова: «Как Христос божественною Своей силою сделал Тело Свое иным, то есть духовным, и так воскресил его от гроба: так и мы сделавшись прежде здесь подобными Христу по душе, тогда (при всеобщем воскресении из мертвых) станем подобны Ему и по телу, — люди по естеству и боги по благодати, как и Христос, будучи Бог по естеству, соделался человеком, как есть человек, по великой Своей благости».

Фото анонса СПДА

(13 votes, average: 4,46

Источник: https://foma.ru/kak-tserkov-otnositsya-k-krematsii.html

Православие против суеверий

Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Смерть не конец, смерть – начало. Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.

Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане.

Со всей очевидностью можно сказать, суеверия, следование всяким приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, в том числе и похоронных, объясняются недостатком знания о них.

Суеверие, или суетная вера, – вера, ни на чем не основанная, недостойна истинных христиан.

Православная Церковь учит нас, когда мы вспоминаем о смерти, не думать о ней однозначно – либо как о торжестве, либо как о горе. Образ, который дает нам Бог в Библии и Евангелиях, более сложный. В смерти есть трагедия, смерть чудовищна, смерти не должно быть. Смерть – следствие нашей потери Бога.

Однако в смерти есть и другая сторона: как ни тесны ее врата, это единственная надежда избежать порочного круга бесконечности в удаленности от Бога. Смерть не конец, смерть – начало.

Эта дверь открывается и впускает нас в простор вечности, которая была бы навсегда закрыта для нас, если бы смерть не высвобождала нас из рабства земли.

Нельзя не скорбеть нам, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Будем оплакивать наших умерших, потому что ушел от нас любимый человек, но будем оплакивать его по-христиански. Мы плачем над усопшим, потому что человек не призван к тому, чтобы умереть, – человек призван к вечной жизни.

Смерть вошла в жизнь через человеческое отпадение от Бога, поэтому смерть как таковая – трагедия. С другой стороны, она – освобождение. Если бы надо было жить, никогда не умирая, в той ограниченности земной жизни, которую мы знаем, был бы неизбывный кошмар….

Есть целый ряд мест в службе по усопшему, где он как бы говорит: не рыдайте обо мне…

Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.

Посему великолепие похорон, народное сопровождение гроба, заботливость о погребении, не щадящая издержек, устроение богатых памятников несколько утешают живых, но не помогают умершим. Не помогают, но со всей несомненностью вредят суетные предрассудки, измышления, подобные тем, которые приведены выше.

Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать.

Существует множество неписаных и подчас странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды.

В XX веке, когда Церковь находилась в ущемленном положении в обществе, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами.

Совет

Например, существует неправославный языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, бросают монеты в гроб, в могилу. Или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. В этом нет необходимости. Все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном – тоже нецерковная традиция.

У неразвитых народов считалось, что если человека похоронить без руки или ноги, то и в том мире он будет оставаться калекой.

Этот языческий предрассудок послужил основой заблуждения у некоторых христиан, которые боялись, что в Судный день их близкий человек восстанет из мертвых без конечности и на вечность останется инвалидом.

Но если отделенную от тела конечность, считали заблуждающиеся, захоронить вместе с трупом, то проблема разрешится, и человек воскреснет в своем полном виде. Отрезанные члены тщательно хранили, чтобы их можно было, когда придет час, положить в гроб.

Даже выпавшие или вырванные зубы сохраняли, иногда по многу лет, и клали в могилу вместе с их бывшими владельцами. Эти представления нередко служили причиной смертей, когда ампутацию оттягивали, пока не становилось слишком поздно.

Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан также с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения умершего. Объяснения этого обычая до смешного наивны.

Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников.

Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы.

Надо сказать, что различные предрассудки, связанные с погребением, – проблема не только нашего времени, когда целые поколения вырастают в неверии и незнании Бога. И в дореволюционные времена разного рода суеверий, связанных со смертью и обрядом погребения, было предостаточно.

Обратите внимание

Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

— класть в гроб деньги, вещи и продукты;

— класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

— считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба;

— верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;

— считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;

— на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;

— сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;

— лить водку в могильный холм;

— произносить: «Да будет тебе земля пухом»;

— верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

— верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

— верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

— верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

— верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

— верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день.

Кремация

Кремация – особая тема. Сейчас в обществе активно обсуждается этот, нетрадиционный для православия, обычай сжигать (кремировать) тела умерших. Вокруг него тоже множество домыслов и суеверий.

Этот новый для России обычай, который становится популярен из-за относительной дешевизны, пришел к нам с языческого Востока.

Восточные религиозные учения содержат в себе идею реинкарнации (перевоплощения), согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки.

Поэтому язычество видит в теле не храм души, а ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме – нужно сжечь ее и пепел развеять по ветру.

Православная Церковь дозволяет кремацию только при обстоятельствах непреодолимой силы – отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений. Перед сожжением тела икону или распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить.

Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (проводятся параллели между огнем крематория и геенной огненной).

На сей счет еще во втором веке апологет христианства Минуций Феликс сказал: «Мы не боимся… никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

В книге монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти» читаем: «Каким бы способом ни разрушалось наше тело, но элементы его не уничтожаются; и для всемогущества Божия из существующих элементов возможно воскресить тело, будет ли оно сожжено или съедено зверями.

Важно

Элементы, услышав глас Творца, соберутся для исполнения своего назначения составить тело человеческое; соберутся точно таким же образом, как услышали глас Сына Божия рыбы и немедленно собрались в сети, святыми апостолами по повелению Иисуса Христа в море опущенные. Сие есть великая тайна».

Следует заметить при этом, что кремация, с точки зрения Православной Церкви, – действие не назидательное; оно вселяет в душу, скорее, отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.

Заочное отпевание

В последнее время сложилось множество суеверий вокруг чина заочного отпевания. Этот вопрос заслуживает особого внимания. В связи с этим нужно пояснить нижеследующее. Практика совершать отпевание «заочно» может быть оправдана только в том случае, когда доставить усопшего в храм Божий не представляется возможным.

Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).

Сейчас это явление стало распространенным: во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании.

Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм, в крайнем случае, позвать священника домой или на кладбище.

Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и в особых случаях совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.

Заочное отпевание нужно заказать в день похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти. Достаточно, чтобы в храме молился хотя бы один из родственников почившего.

Священник даст ему венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей.

Совет

Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву – в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно  от головы к ногам и от правого плеча к левому.

Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину. Если могила очень далеко или в неизвестном месте, то венчик и молитву сжигают, а землю рассыпают на любой могиле, на которой установлен православный крест.

Отпевание, как и Крещение, совершается один раз. Но если нельзя доподлинно установить, был человек отпет или не был, нужно, не смущаясь, заказать заочное отпевание, и чем скорее, тем лучше. Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью.

Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью

Можно привести множество других примет и суеверий, связанных со смертью и погребением. В любом поселении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению.

В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним.

Они совершенно не понимают, а бывает и, наоборот, умышленно ставят себя в конфронтацию к учению Церкви и святых отцов.

Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Ко всякой подобной информации нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода людьми.

Нужно помнить, что диавол есть отец лжи и со своим воинством прилагает все усилия, чтобы заблудить человека в истине и отдалить его от Церкви и ее истинного учения.

Во время похорон единственным руководством, которое вас может защитить от откровенного колдовства и наведения порчи, может служить только благословение священника.

В заключение надо сказать, что всякий христианин, имеющий хоть капельку мужества и гражданской ответственности, просто обязан помочь единоверцу или человеку, почти готовому ступить на Церковный путь спасения во Христе, в правильном понимании Божественных истин.

Обратите внимание

Все мы смертны, но эта неопровержимая истина лишается духовной глубины и превращается в банальность вне учения Церкви, которое свидетельствует о том, что человек был сотворен Богом для бессмертия.

Все суеверия и измышления вокруг этого главного вопроса губительны для души православного христианина.

Иеромонах Дометиан, священник домовой часовни “Спас Нерукотворный”, Новосибирск

Источник: https://sueverie.net/pravoslavie-protiv-sueverij.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector