Священноисповедник георгий коссов (егор чекряковский)

Священноисповедник Георгий Коссов — ОЛЕНЬКОВО.РФ

(Коссов Георгий Алексеевич, +08.09.1928)

 Истинный исповедник веры Христовой протоиерей Георгий Алексеевич Коссов родился 4 апреля 1855 года в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии.

Тогда, в середине 19-го века, русские люди, особенно в селах, крепко и свято хранили все традиции отечественного благочестия. Они не представляли свою жизнь без крещения детей, венчания супругов, без православного погребения умерших. Родители Георгия Коссова были очень благочестивыми. Отец был священником, а матушка воспитывала детей.

Имя своему первенцу Коссовы выбрали в честь Георгия Победоносца, весьма почитаемого на Руси как победителя темных сил. В сердце отрока запало множество рассказов о чудотворениях, исцелениях, помощи в нуждах и даже спасениях от смерти.

Обратите внимание

Родители стремились дать Георгию хорошее образование. Вначале он учился в сельской школе, когда встал вопрос о продолжении образования, Георгий послушался совета родителей, неустанно наставлявших сына в правилах христианского благополучия.

В семинарии Георгия Коссова отличала чистота душевная, смирение и проявление любви нелицемерной. Благоговейный интерес он проявлял к изучению Священного Писания и трудов Святых Отцов, любил предаваться молитвам и пению псалмов.

После семинарии он пошел учительствовать к себе на родину, в Дмитровский уезд, в земскую школу.

Уроки, к которым Георгий Коссов готовился с особой тщательностью, были как бы малыми проповедями, обращенными к самому сердцу детей, не могущих не чувствовать заботу и любовь учителя. На экзаменах он всегда получал награды за своих учеников.

Когда Георгий Коссов стал заведовать школой, ярко проявился его педагогический талант, замечались в выпускниках его школы богобоязненность, примерная дисциплинированность и развитые практические навыки.

А в свободное время Георгия неудержимо тянуло в храм. Он любил службы так, словно храм был родной его дом. И это был зов Божий к осознанному подвижничеству.

Серьезная болезнь не удержала Георгия от подвига во имя Христова. И по мере того, как усиливались его молитвенные прошения, укреплялась у него надежда на Всевышнее милосердие.

Георгий сочетался браком с девицей простого звания, сиротой, бесприданницей, но благочестивой. В 1884 г. Георгий Коссов был рукоположен во священника и назначен на беднейший приход в Орловской епархии – село Спас-Чекряк Болховского уезда. И на этом месте Господь прославил его имя.

Бедственное положение прихода из 14 дворов ужаснуло нового священника, и ему стало понятно, почему здесь не держался причт.

Важно

В двух верстах от деревни стояла ветхая и пустая церковь, где во время службы даже Святые Дары замерзали,  вот где он должен был служить. А сердца сельчан так были далеки от церкви и от Бога, что молодой священник сразу же впал в растерянность.

Не одну бессонную ночь провел в размышлениях о. Георгий, когда же стало невмоготу от безысходности, решил он пойти к мужу высокому по духовным заслугам, в Оптину пустынь. Там стоял на Божественной страже великий подвижник, украшенный обильными духовными дарованиями – о. Амбросий. Старец принимал людей, некоторых отдельно, или всех на общее благословение, вначале мужчин, а потом женщин.

О. Георгий стоял в толпе, далеко от входа. Когда наконец старец появился, в белом балахоне и меховой ряске, он остановился на ступеньке перед расступившимся народом, помолился перед поставленной иконой Божией Матери «Достойно есть». Затем внимательно взглянул в толпу.

И как же велико было удивление о. Георгия, когда старец стал манить его через толпу к себе. А ведь он никогда не видел и не слышал о Георгии Коссове, который и в монастырь пришел без иерейской одежды.

А старец заговорил: «Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было.

Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей. Бог тебя благословит!

С великим недоумением воспринял о. Георгий повеление прозорливого старца. Как воздвигнуть каменный храм, можно сказать, в пустыне! Какое усердие и труды надо положить!

Вернувшись в Спас-Чекряк, о. Георгий решил продолжить свое служение при храме здешнем, еще не ведая, что сию обитель местом подвигов, дабы было прославлено имя Бога. Он приступал к служению с благоговейным трепетом.

Совет

В молитве его озаряла радость ожидания явления славы Божией, а душа его переполнялась восторгом о дивных делах Господних. Перенесенные искушения развили в нем смирение, страх Божий укрепил его подвижничество.

Благодать просветила его разум.

В праздничные дни, особенно 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери о. Георгий особенно долго и усердно свершал Богослужения. И в этот день в Спас-Чекряк стали стремиться не только прихожане, но и паломники из других мест.

А после службы, когда они подходили к о. Георгию с вопросами, он отвечал обстоятельно и душеспасительно. Как-то получалось у него сразу же понять духовное состояние человека, его духовную болезнь, указывал он прежде всего христианские средства излечения недугов. Люди стали проявлять к нему большую благодарность и почитание.

Быстро распространилась слава о подвижнической жизни и обильных добродетелях верного пастыря. Народ во множестве стекался в Спас-Чекряк, желая узреть дивное житие исповедника веры, получить от него благословение, услышать слово назидания.

Навсегда оставалась в сердце людей, побывавших на богослужениях в Спас-Чекряке, память о тех духовно сладостных минутах, которыми утешила Царица Небесная через Ее чудотворную икону. Не только великолепием и торжественностью отличались службы здесь, а неким проникновенным настроением служения священника Господу и Его Пречистой Матери, небесным Силам.

Со всех сторон, а Спас-Чекряк находился на границе трех губерний – Орловской, Калужской и Тульской,  шли к батюшке за советом люди разных званий и состояния, пола и возраста.

Для приезжих у него был даже выстроен страннический дом, подобие гостиницы, построенный из кирпича, сделанного на своем кирпичном заводе. Свою хозяйственную деятельность батюшка и начал с того, что устроил в 1896 г. небольшой кирпичный завод. На нем и работали прихожане села.

А приезжие не только получили кров, батюшка приходил к ним, вместе они вкушали трапезу, он также отвечал на великое множество вопросов.

Обратите внимание

По данным благодати Божией о. Георгий исцелял людей. К нему привозили и бесноватых. Они ужасно мучились, одержимые как бы лишались разума, приходили в исступление. Неистовствовали, кричали, вопили, иногда повергались к ногам священника.

Он молился, окроплял их святой водой, и темные силы оставляли больных. Случаи исцелений были многочисленны и каждодневны.

Бывало не раз, что больного, расслабленного подносили к батюшке, а из Спас-Чекряка он шел бодро, на своих ногах, вознося молитвы милосердию Божию.

Для тяжело страждущих и больных подвижник открыл в Спас-Чекряке больницу. Ежедневно он в ней делал «обходы» больных, излечивал тех, кого родные уже не чаяли видеть здоровыми.

Подвижника так почитали и верили в его неустанное заступничество, что считали, что, если батюшка помолится, Господь обязательно исполнит его прошение. И Бог в самом деле внимал словам праведника, прославленного даром прозрения. Пророчества батюшки преподносились людям в наставлении Заповедей Божьих. И слово его было источником исцелений для верующих.

В 1896 году началось строительство храма во исполнение повеления отца Авросия.

А в 1905 году уже красовался замечательный трехпрестольный храм во имя Преображения Господня, знаменующий в самом деле преображение всей жизни в этом, недавно еще захолустном селе, где текла серая, скучная, голодная жизнь, в месте, которое не называли иначе, как Богом забытое. И, обратилось оно в место Божией славы.

Великие благодеяния Божии были явлены в Спас-Чекряке подвижнику за его святое житие. Люди не уставали дивиться его благочестию, а Сила Божия подвигала его на все более великие дела.

Не имея средств, а уповая только на чудодейственную помощь, о. Георгий, принявший венец доброты из рук Господа, начал устраивать в деревне приют.

В Спас-Чекряке возникло невиданное дотоле на Руси место спасения сироток. Этот приют для ста пятидесяти крестьянских сирот о.

Важно

Георгий, окрыленный любовью к Богу, создавал с помощью людей и простого звания, и знатных, благородного происхождения. Они несли свои копеечки и достояние.

К мудрому пастырю Христову пришли верные сподвижники – педагоги и воспитатели. А начальство и духовное руководство взял на себя отец Георгий, подавая всем пример трудолюбия, воздержания и смирения, избегая суеты мира.

22 октября 1903 г., в день празднования иконы Казанской Божией Матери, состоялось в Спас-Чекряке освящение второклассной школы, которой не было даже в уезде.

Освящение школы обратилось во всенародный праздник в Спас-Чекряке, на который приехали духовенство, губернские и уездные представители властей, губернские и уездные представители властей, духовные дети о. Георгия, почитатели его святости.

В приходе о. Георгия было построено еще несколько школ: Сиголаевская (дер. Сиголаево), Шпилевская (дер. Шпилево) и Меркуловская (дер. Меркулово), в которых о. Георгий был попечителем и законоучителем. Его почитали благодетелем и Болховского уезда, и всей земли орловской. Без благословения о. Георгия в уезде не начиналось никакое дело, за советом, за помощью обязательно ехали к нему.

Отовсюду ехали в Спас-Чекряке люди разных положений и состояний, знатные и простолюдины, чтобы убедиться в истинности той славы, которая распространилась об этом светлом уголке в глубине России.

Посетил Спас-Чекряк классик русской литературы М. Пришвин, и о тех дивах, что представились в Спас-Чекряке, он написал очерк «Новая земля». Рассказывал он и о святом колодце батюшки Егора, и о великой преданной вере почитателей подвижника, и о чудных случаях прозрения и излечения христиан.

Высоко чтил подвижника святой Иоанн Кронштадтский и выговаривал орловским паломникам, зачем они ездят к нему, когда у них есть такой святой батюшка, заслуживший своей богоугодной жизнью любовь у Господа.

Совет

На другой день после октябрьского переворота о. Георгия в Спас-Чекряке посетил Орловско-Севский епископ Серафим (Остроумов), будущий новомученик. После беседы с прозорливцем он покинул его дом со слезами на глазах.

Поручая себя Промыслу Божиему, о. Георгий продолжал утешать свою паству, проживающую в столь мятежном мире. И благодаря его святым усилиям Спас-Чекряк был как бы островком посреди разбушевавшегося моря.

Церковь отделили от государства. Власти стали разжигать ненависть к ней и духовенству. Преследовать стали всех духовных лиц и их родственников.

Осенью 1918 года красноармейцы приехали и за батюшкой в Спас-Чекряк, чтобы забрать его в тюрьму. Но, увидев его необыкновенную кротость, смирение и любвеобильность, несколько даже растерялись: как такого человека арестовать?

В уездной тюрьме не ведали, что делать с новым знаменитым арестантом, как же записывать его во враги народа.

На свои средства содержал сиротский дом, несколько школ, кирпичный завод, больницу, всегда помогал крестьянам. Люди его любили и стеной были за него.

С удивлением смотрели большевики на высокую личность пастыря, в глазах которого сияла истинная любовь к Богу и людям и желание служить им до последнего вздоха.

Промысел Божий продолжал хранить угодника среди разбушевавшегося мятежа. Власти выпустили его из тюрьмы, опасаясь гнева народного.

Обратите внимание

Но в начале двадцатых годов в Спас-Чекряк прибыла специальная комиссия по изъятию церковных ценностей и потребовала сдать все изделия из золота и серебра.

Ценностей у священника не оказалось, его обвинили в укрывательстве, арестовали, отправили уже не в уездную тюрьму, где могли к нему проявить какое-либо снисхождение, а в губернскую.

Желая унизить его сан, служители тюрьмы давали отцу Георгию выполнять самые грязные унизительные работы. Но другие арестанты сами стремились сделать их, всячески ограждая полюбившегося им батюшку от утеснений. Власти и на этот раз не смогли предъявить батюшке улик его виновности и снова были вынуждены отпустить. Бог продолжал оберегать своего угодника.

Жизненные невзгоды и неустанные пастырские труды ухудшили здоровье священника. Начались боли в желудке, печени. Болезнь сковывала так, что не было сил встать на ноги.

Но и на смертном ложе не оставлял батюшка своей попечительности о ближних, не отказывал приходящим к нему людям, принимал их лежа и говорил им: «Все. Оставляю вас. Надейтесь теперь на Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к живому. Как и прежде, буду за вас молиться и вам помогать».

Перед смертью о. Георгия обвалился святой колодец в Спас-Чекряке, а неподалеку забил новый родник. Батюшке принесли из него воды. Он помолился над нею, попросил вылить воду в родник, который, как заповедовал, станет священным колодцем, будет теперь исцелять верующих.

Читайте также:  Священномученик аристарх апамейский

Умер он 26 августа 1928 года по старому стилю. Всех лет его земной жизни более 73. Множество народа спешило в Спас-Чекряк, желая воздать долг почитания и любви, попрощаться с тем, кто жил Бога ради. Властям не удалось запретить поклонения усопшему. Плач стоял по нему великий. Многие только теперь поняли, к какой святости были приобщены.

Гроб с телом в величественном крестном ходе обнесли вокруг церкви и похоронили святого около церкви у алтаря.

Важно

Прошли десятки лет, многое переменилось и в России, и в Спас-Чекряке. Но неизменно появилось то, что не может рука человеческая разрушить – дела Божии. Не загладилась и уверенность в святости о. Георгия Коссова.

Духовные дети его поставили памятник и оградку на могиле. К ней «не зарастала народная тропа». Люди испытывали на себе помощь от молитв к о. Георгию, оказывались свидетелями чудес по его представительству.

Он являлся в сновидениях, люди исцелялись, купаясь в батюшкином святом колодцу.

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Георгий Коссов за свое святое житие был канонизирован в чине священноисповедника. Орловское духовенство обрело мощи священноисповедника Георгия Коссова в день памяти Великомученика Георгия Победоносца (9 декабря), который в дни земного бытия батюшки был его ангелом-хранителем.

Источник pstgu.ru

Источник: http://xn--b1afpcldeb6j.xn--p1ai/novosti/svyashchennoispovednik-georgiy-kossov/

Русская линия / Библиотека периодической печати: Преемник по старчеству прп. Амвросия Оптинского

4 апреля 2005 г. исполняется 150 лет со дня рождения протоиерея Георгия Коссова. На юбилейном архиерейском соборе в 2000 г. он был прославлен в сонме новомучеников в чине священноисповедника.

В свое время к батюшке Егору, в село Спас-Чекряк, что неподалеку от уездного города Болхова Орловской губернии, народ стекался за поддержкой, советом, утешением, исцелением не только со всего уезда, но и из дальних мест.

4 Апреля 1855 г.

 в семье священника из села Андросово Дмитровкого уезда Орловской губернии родился мальчик. Сына нарекли Георгием, в честь одного из покровителей России Великомученника Георгия Победоносца. Внешне жизнь о. Георгия — обычный путь сельского священника.

После окончания сельской школы Георгий поступил в Орловскую духовную семинарию, затем несколько лет преподавал в одной из сельских школ Дмитровского уезда. В 1884 г. он был рукоположен в сан священника и назначен в приход села Спас-Чекряк.

«Чекряк» — в переводе с татарского означает «непроходимое урочище». Приход состоял из 14 дворов, деревянная церковь XVIII в. нуждалась в ремонте.

Неудивительно, что молодой священник пришел в отчаяние, его предшественники, настоятели спасчекрякского прихода, тоже здесь долго не задерживались. За советом он отправился в Оптину пустынь, однако знаменитый оптинский старец о.

Амвросий благословил его оставаться на приходе и строить новый большой теплый храм.

Поднимать приход о. Георгий начал молитвой. В пустом, холодном храме, иногда в полном одиночестве совершал богослужения. Постепенно народ потянулся в храм. Начал о. Георгий выполнять и благословение старца. Одиннадцать лет продолжалось возведение здания для новой церкви.

Наконец, в 1905 г. был освящен главный престол во имя Преображения Господня. Храм, так же как и странноприимный дом, строили всем миром, используя кирпич, изготовленный на своем заводе.

Совет

С помощью Крестьянского банка было приобретено 1000 гектаров земли, которую раздали крестьянам.

Весть о благодатном батюшке быстро разнеслась по округе. Каждый, кто приходил к о. Георгию, находил у него поддержку, так как никакими заботами людскими, даже мелкими, о. Егор (так его прозвали в народе) не пренебрегал. После окончания литургии он допоздна беседовал с людьми. Перед своей кончиной о. Амвросий благословлял своих духовных чад окормляться у о. Георгия.

В селе Спас-Чекряк в 1885 г. появилась одноклассная школа для мальчиков, в 1894 г. она была переведена в новое каменное здание. Спустя 2 года открылась первая в епархии второклассная школа. В школе училось около 130 человек. Имелась библиотека на 500 книг. Помимо знаний питомцы о.

Георгия получали профессию переплетчика, токаря или слесаря. При школе была обширная пасека, часть меда с которой шла на продажу. Позже, в том же селе, появился дом трудолюбия для девочек из бедных семей и лишенных родителей.

Батюшка никогда не сомневался в помощи Божией:«У меня вся надежда только на Бога: когда хочешь сделать что-либо доброе и просишь помощи Божией, то всегда ее получаешь: если Бог поможет выстроить приют, то поможет и устроить его по-христиански; Господь пошлет добрых людей и для заведования, и для служения сиротам, и для пожертвований; все в руках Божиих, надо только молиться и просить Его. Он все пошлет и все устроит».

С горечью видел о. Георгий отступление русского народа от Бога, предсказал надвигающуюся на Россию катастрофу. После октября 1917 г., когда официальная власть начала борьбу с церковью о. Георгий продолжал свое служение Богу и людям. Его дважды арестовывали. Школу попытались преобразовать в приют, но она быстро пришла в упадок. Фруктовый сад был вырублен.

В 20-е гг. у о. Георгия побывал будущий старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), тогда он был подростком, но встреча эта запомнилась ему на всю жизнь.

В апреле 1928 г. о. Георгий Коссов скончался в возрасте 73 лет. На его погребение собралось множество народа. В последующие годы на место его захоронения приходили люди с просьбами к «батюшке Егору».

Обратите внимание

И он продолжал молиться о своей пастве. После прославления о. Георгия, мощи его были обретены 9 декабря 2000 г. и перенесены в Спасо-Преображенский собор г.

 Болхова, где покоятся в деревянной раке справа у алтаря.

Завершить рассказ об отце Георгии Коссове хочется замечательными словами С.А.

Нилуса, передавшего нам живое свидетельство об этом удивительном человеке в своем очерке «Отец Егор Чекряковский»:«И идет, и едет к нему русский человек с полной верой, не мудрствуя лукаво, и с удовлетворенным сердцем возвращается от него по домам, разнося великую и добрую славу про „своего“ батюшку по всему простору Руси великой. „Свой“ он русскому человеку».

Идут паломники к о. Егору, возвращается память о нем, а посетить Спас-Чекряк, набрать водички в святом источнике о.

Георгия, помолиться у его мощей в Спасо-Преображенском соборе города Болхова, сегодня можно, отправившись в поездку «Святыни земли Орловской» с петербургской паломнической службой «Болховская старина» (Представительство в Санкт-Петербурге):
193 036, Санкт-Петербург, ул. Гончарная, 29 Тел/факс: (812) 275−38−34, (812) 972−33−34 E-mail: tur@sp.ru

Источник: https://rusk.ru/st.php?idar=7005

8 сентября. Священноисповедник Георгий Коссов, пресвитер

Церковный календарь. 8 сентября (26 августа ст. стиль).

Сегодня мы празднуем Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (это празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году), а также память: мч. Адриана и мц. Наталии, пострадавших в начале IV века. Прмч. Адриана Ондрусовского XVI века. Блж. Марии Дивеевской (Фединой), почившей в 1931 году.

Сщмчч. XX века: Петра Иевлева, Виктора Элланского пресвитеров; сщисп. Георгия Коссова, пресвитера; мчч. Димитрия Морозова, Петра Бордана и сщисп. Романа Медведя, пресвитера.

Празднуется обретение мощей сщисп. Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского в 2000 году.

Прославляются иконы Божией Матери: Владимирская, Владимирская-Елецкая, «Умиление» Псково-Печерская.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы молитвенно обращаемся к истинному исповеднику веры Христовой протоиерею Георгий Алексеевич Коссову. Родился будущий святой 4 апреля 1855 года в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии. Родители Георгия Коссова были очень благочестивыми и стремились дать Георгию хорошее образование.

Отец его был священником. Вначале Георгий учился в сельской школе, а затем в семинарии. Там Георгия Коссова отличали усердие к учебе, душевная чистота, смирение и нелицемерная любовь к ближним. После семинарии он пошел учительствовать к себе на родину, в Дмитровский уезд, в земскую школу.

Когда Георгий Коссов стал заведовать школой, ярко проявился его педагогический талант. А в свободное время Георгия неудержимо тянуло в храм.

Важно

Георгий сочетался браком с девицей простого звания, сиротой, бесприданницей, но благочестивой, и в 1884 году был рукоположен во священника и назначен на беднейший приход в Орловской епархии – село Спас-Чекряк Болховского уезда. И на этом месте Господь и прославил его имя.

Бедственное положение прихода из 14 дворов ужаснуло нового священника, и ему стало понятно, почему здесь не держался причт. В двух верстах от деревни стояла ветхая и пустая церковь, где во время зимней службы даже Святые Дары в Чаше замерзали. А сердца сельчан были так далеки от церкви и от Бога, что молодой священник сразу же впал в отчаяние.

Не одну бессонную ночь провел он в размышлениях, когда же стало невмоготу от безысходности, решил он пойти с вопросом в Оптину пустынь к старцу Амвросию. Отец Георгий стоял в толпе, далеко от входа. Появился старец и стал манить его через толпу к себе. А ведь он никогда не видел и не слышал о Георгии Коссове, который и в монастырь пришел без иерейской одежды.

А старец заговорил: «Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей.

Бог тебя благословит!» С великим недоумением воспринял отец Георгий повеление прозорливого старца.

Вернувшись в Спас-Чекряк, отец Георгий решил продолжить свое служение при здешнем храме. В праздничные дни, особенно 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, он долго и усердно свершал Богослужения. И в этот день в Спас-Чекряк стали стремиться не только прихожане, но и паломники из других мест.

А после службы, когда они подходили к отцу Георгию с вопросами, он отвечал обстоятельно и душеспасительно. Люди стали проявлять к нему большую благодарность и почитание. Быстро распространилась слава о подвижнической жизни и обильных добродетелях верного пастыря.

Народ во множестве стекался в Спас-Чекряк, желая узреть дивное житие батюшки, получить от него благословение, услышать слово назидания.

Совет

Для приезжих у него был даже страннический дом, подобие гостиницы, построенный из кирпича, сделанного на своем кирпичном заводе. По дару благодати Божией отец Георгий исцелял людей. К нему привозили и бесноватых.

Бывало не раз, что подносили к батюшке больного расслабленного, а из Спас-Чекряка он шел бодро, на своих ногах. Для тяжело страждущих и больных подвижник открыл в Спас-Чекряке больницу. Ежедневно делал он в ней «обходы» больных.

Подвижника так почитали и верили в его неустанное заступничество, что считали: если батюшка помолится, Господь обязательно исполнит его прошение.

В 1896 году началось строительство храма во исполнение повеления отца Амвросия. А в 1905 году уже красовался замечательный трехпрестольный храм во имя Преображения Господня.

Отец Георгий начал устраивать в деревне детский приют. 22 октября 1903 года, в день празднования иконы Казанской Божией Матери, в Спас-Чекряке состоялось освящение второклассной школы, которой не было даже в уезде.

В приходе отца Георгия было построено еще несколько школ.

На другой день после октябрьского переворота отца Георгия в Спас-Чекряке посетил епископ Орловско-Севский Серафим (Остроумов), будущий новомученик. После беседы с прозорливцем он покинул его дом со слезами на глазах.

Поручая себя Промыслу Божиему, отец Георгий продолжал утешать свою паству, проживающую в столь мятежном мире. И, благодаря его святым усилиям, Спас-Чекряк был как бы островком посреди разбушевавшегося моря.

Осенью 1918 года красноармейцы приехали и за батюшкой в Спас-Чекряк, чтобы забрать его в тюрьму. В уездной тюрьме не ведали, что делать с новым знаменитым арестантом, как же записывать его во враги народа, ведь люди его любили и были за него стеной.

Обратите внимание

Власти выпустили святого из тюрьмы, опасаясь гнева народного. Но в начале двадцатых годов в Спас-Чекряк прибыла специальная комиссия по изъятию церковных ценностей и потребовала сдать все изделия из золота и серебра.

Ценностей у священника не оказалось, его обвинили в укрывательстве, арестовали, отправили уже не в уездную тюрьму, где к нему могли проявить какое-либо снисхождение, а в губернскую.

Но власти и на этот раз не смогли предъявить батюшке улик его виновности и снова были вынуждены отпустить его. Бог продолжал оберегать своего угодника.

Жизненные невзгоды и неустанные пастырские труды ухудшили здоровье священника. Начались боли в желудке, печени. Но и на смертном одре не оставлял батюшка своей попечительности о ближних, не отказывал приходящим к нему людям, принимал их лежа.

Умер святой праведный исповедник 26 августа 1928 года по старому стилю, на 74-м году жизни. Властям не удалось запретить поклонения усопшему.

Гроб с телом в величественном крестном ходе обнесли вокруг церкви и похоронили святого около церкви, у алтаря.

Читайте также:  Священномученик николай померанцев, священник

Прошли десятки лет, многое переменилось и в России, и в Спас-Чекряке. Орловское духовенство обрело мощи священноисповедника Георгия Коссова в день памяти великомученика Георгия Победоносца.

Святый священноисповедниче Георгие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-8-sentyabrya-2016g

Священноисповедник Георгий Коссов

Кондак 1

Избранный воине Христов, священноисповедниче отче Георгие, венцем славы небесныя украшенный, похвальное пение тебе приносим, ты же яко дерзновение имея ко Господу, моли Всеблагаго Царя Славы даровати милость почитающим святую память твою и теплым сердцем поющим:Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Икос 1

От юности Христа возлюбил еси, и Тому тесным путем последовав, сосуд избран Духа Святаго явился еси, дар чудотворения и прозрения восприемый.

Орловския земли заступниче, богоизбранне отче Георгие, преславный защитниче от врагов спасения нашего видимых и невидимых, темже нас на похвалу твою воздвизаеши радостию воспевати ти: Радуйся благочестивых родителей чадо прелюбезное; радуйся страху Божию и чистоте теми наученный.

Радуйся, со млеком матерним веру православную впитавый;радуйся, узкий путь и тесныя врата ко спасению избравый.Радуйся Орловския страны в вере утверждение;радуйся, пред престолом Бога Вышняго наш твердый предстателю.Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 2

Видя сердца твоего благое намерение, Христос предначерта узкий и тернистый путь спасения твоего. В зиму лютую, в болезни и нищете притекл еси в Спас-Чекряк, идеже место бе пусто и безлюдно. Но обаче то избра Господь да прославится тамо Имя Его, и бысть сие поприщем подвигов твоих. Темже взываем с радостию Богу: Аллилуйя.

Икос 2

Слыша велие житие и благочестие богомудрых отцев и старцев Оптинстих, бурею помышлений движимый пришел еси яко странник убогий к великому старцу Амвросию да укрепит твое сердце, и да наставит тя на подвиг пастырского служения.

Он же, яко провидев вся Божия произволения о тебе, паки возврати тя в Спас-Чекряк, идеже и обрел еси доброе пристанище и утверждение. Видевше таковое Божие благоволение, глаголем сице: Радуйся, веры правыя нерушимое основание; радуйся светлый образе простоты и смирения. Радуйся, света Христова носителю; радуйся, всякия правды добрый ревнителю.

 Радуйся, любвеобилие неистощимое; радуйся, христианских добродетелей насадителю. Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступнице земли нашея.

Кондак 3

Имеяй крепкую веру во благое промышление Господа нашего о спасении человеков, во смирении души возвратился еси в приход твой, отче Георгие, и взял еси крест твой на рамена твоя.

Святым Даром от мраза замерзающим во храме ветхом, обаче возжигал еси ты свещу пред чудотворным образом Пресвятыя Богородицы и молил еси усердно Владычицу да управит путь твой.

Мы же видяще таковое твое твердое упование на милость Царицы Небесныя, воспеваем: Аллилуйя.

Икос 3

Зря труды твоего послушания, враг спасения рода человеческаго завистию распалаемь, потщася изгнати тя, гнусными гласы хвалящеся воздвигнути бесы мнози супротив тебе единаго. Ты же молитвами старца Амвросия укрепляем, и небесному покровителю твоему Георгию Победоносцу подражая, победил еси древнего змия и разгнал еси нахождения бесовские.

Мы же, благодаря о сем укрепившаго тя Господа, с любовию взываем ти: Радуйся, всю надежду на Господа возложивый; радуйся, силою Божией полки бесовские победивый. Радуйся, Оптинскаго старчества достойный приемниче; радуйся, старца Амвросия духовный наследниче. Радуйся, имже наставлен был еси к духовному деланию; радуйся, яко с ним ныне во славе небесней пребываеши.

 Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 4

Разум Божественных писаний стяжав и силою любве утверждаяся в вере, поревновал еси, отче, Евангельское житие стяжати по образу преподобных отцев Церкви древния. Егда же даде ти Господь разумение сего благоугождения, увидел еси, яко благо есть иго Христово и бремя Его легко есть, темже воспел еси со умилением: Аллилуйя.

Икос 4

Боготечно шествовал еси от силы в силу, отче наш Георгие, и яко достойный быв сосуд Божия благодати, велия чудеса яви Господь ти, яко угоднику Своему.

Имея дар прозрения, сокровенная сердец ведый и грядущая яко настоящая, прославил еси имя Христово во всех концех земли нашея, сего ради вопием ти: Радуйся, на земли от Бога даром чудотворения прославленный; радуйся, нищету духовную себе усвоивый.

 Радуйся, отче Георгие, земли нашея защитниче; радуйся, грехми оскверненныя молитвами твоими очищающий. Радуйся, супротив духов злобы доблий воителю; радуйся, на небесех венцем неувядаемым увенчанный. Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 5

Слышавше людие мнози богоугодное житие твое, прихождаху к тебе со упованием получити утешение и вспомоществование в житейских скорбех и нуждах. Спастися взыскующим Царства Небеснаго вспомоществуя, верный путеводитель явился еси им, благодарно взывая к Богу: Аллилуйя.

Икос 5

Светом добрых дел твоих и врачеванием недугов умилил еси души и сердца человеков. И бысть храм твой, яко врачебница безмездная всякому в оньже притекшему — богатому и убогому, премудрому и простому. Ты же едино в сердце утвердив, яко даже наказуя Господь милует, врачеваше всех.

Таковей силе твоего чудотворения и нелицеприятию дивящеся, воспеваем ти хвалебную песнь: Радуйся, неутешных в скорбех утешение; радуйся, требующих помощи стено необоримая. Радуйся, душевных и телесных недугов скорый врачевателю; радуйся, словом и делом ближнему усердно послуживый. Радуйся, смиренномудрия учителю; радуйся, веры и любви насадителю.

 Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 6

Провозвестник святости и праведности жития твоего явися святый праведный Иоанн Кронштадтский, именуя тя своим соратником и преемником. Такожде и братия Оптинския начаша почитати тя яко старца. Ты же смиренно верою и правдою Богу и людем послужил еси, ихже оберегая от невзгод и напастей. Темже людие православнии с радостию прославляют Бога: Аллилуйя.

Икос 6

Хотя Господа нашего Иисуса Христа достойно ублажати, поревновал еси, отче Георгие, новаго храма каменнаго созданию, вкупе же и просвещения христианскаго насаждению и обездоленных ограждению.

Мы же, видяще неустанный подвиг твоего пастырскаго служения, изумляемся, како понесе таковые труды немощь естества человеческаго, и усердию твоему покланяемся, благодарно вопиюще ти: Радуйся, мир с Богом и людьми стяжавый; радуйся, в кротости и смирении поживый.

 Радуйся, тайныя человеческия помышления прозревавый; радуйся, терпения христианского учителю. Радуйся, обидимых неложное упование; радуйся, гордых и заблуждших вразумителю. Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 7

Дивный храм Преображения Господа Славы воздвигл еси в глухом сельце, яко в царстем граде подобаше, и тем исполнил еси благословение старца Амвросия. С усердием молился еси, отче, ко Господу и Пречистей Его Матери: да пребудет храм сей жилищем Божией благодати и да услышит в нем Творец люди Своя, с верою вопиющия: Аллилуйя.

Икос 7

Созидая храм велий на приношения людския, но обаче жертвы неправедныя, отче Георгие, отвергал еси. Темже в тайная сердца зря, нечестиваго купца, обидящаго сирот и вдовиц, обличил и к покаянию привел еси его, научая за все благодарити и славити Господа.

Зряще таковое милосердие твое, поем ти: Радуйся, свет Христов на месте тьмы бесовския утвердивый; Радуйся, на месте идольских капищ храм Божий поставивый; Радуйся, молитвенными слезами основание его оросивый; Радуйся, рукама своима краеугольный камень его положивый.

 Радуйся, непреложно на помощь Божию уповавый; Радуйся, богомудрый учителю и молитвенниче о душах наших. Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 8

Стена и прибежище был еси чадом твоим, блаженне, егда во время гладов и смуты нищия и убогия питал еси, приют отроковицам устрояя, да обретут тамо сироты душевный покой и спасение. Темже блаженство милостивых унаследовал еси ныне, отче Георгие, со святыми вечно воспевая на небесех хвалебную песнь: Аллилуйя.

Икос 8

Ревностно потрудившися на благо ближним своим, создал еси училище народное, идеже кротко и богомудренно добродетелем поучал еси, в милосердии, сострадании и целомудрии вся утверждая. Добре упасл еси Богом врученное тебе стадо, да не похитит враг невидимый едину от овец твоих.

Темже тя хвалим и зовем ти сице: Радуйся, юныя души для Царствия Небеснаго возрастивый; радуйся, во главу угла любовь христианскую положивый. Радуйся, бездомных и сирот пристанище; радуйся, имже яко отец родной и добрый учителю пребывший. Радуйся, любовь к труду и молитве в сердца отроков влагавший; радуйся, любовию своею невзгоды других покрывавший.

 Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 9

Новаго заступника, молитвенника и ходатая за Россию дарова тя Господь в годину тяжких испытаний всем верным, яко мнози отпадаху от спасительнаго корабля Церкви Православныя в море всепагубных треволнений. Ты же, отче, маловерныя и заблуждшыя усердно наставлял еси, ереси и учения тлетворная обличая, многия от пути погибели обратил еси ко Христу Жизнодавцу, научая пети Ему: Аллилуйя.

Икос 9

Видя державы Российския разорение, народа духовное падение, ересей чуждых востание и христиан верных злое погубление, молился еси непрестанно ко Господу, да пощадит Человеколюбец отчизну нашу от погибели всеконечныя ходатайством Царицы Небесныя и сонма Святых Русских.

Сего ради вопием ти таковая: Радуйся, безбожия идольского неустанный сопротивоборче; радуйся, пастырю добрый и стада твоего от волков лютых защитниче. Радуйся, души заблудшие к Богу приводивый; радуйся, к единению с Матерью Церковью отпавших призывавый.

 Радуйся, во ограду церковную расточенныя овцы собиравый; радуйся, незлобия и всепрощения образ всем показавый. Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 10

Бури безумия и злоречия не убоялся еси, священноисповедниче отче Георгие, егда предложенный ти соуз со враги на пагубу Отечества ничтоже сумняся отвергл еси. Мы же почитая во Христе твои страдания, просим твоея помощи и заступления. Утверди и нас в вере и терпении и подаждь нам разум воспевати Богу присно: Аллилуйя

Икос 10

Кто убо исчислит лишения и болезни твоя, егда восташа на тя вожди бесовские и предаша мукам заточения за имя Христово. Ты же к вечному спасению и мучители твоя обратил еси, чудеса и исцеления творя, да узрят силу Божию в немощи совершаемую.

Мы же припадая к честному образу твоему, со умилением взываем ти: Радуйся, хулы и напасти от заблуждших претерпевый; радуйся, за обидящих и гонящих тя молитвенниче усердный. Радуйся, среди поруганий яко отроча беззлобное пребывая; радуйся, к покаянию мучителей призывая.

 Радуйся, сокрушенныя слезы за оставивших путь Христов проливавый; радуйся, за виновных пред Судиею милостивый ходатаю. Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 11

Многи скорби и болезни претерпел еси, отче наш Георгие, егда твердо стал еси супротив сил вражиих, ихже козни и коварства обличая и бесы от одержимых теми отгоняя. Темже до конца дней твоих помогал еси страждущим и скорбящим, непрестанною молитвою славословя Господа: Аллилуйя.

Икос 11

Тако подвизаяся, в молитве усердной в руце Господа предал еси чистую душу твою, юже ангелы вознесоша со славою в горния обители. Ты же и по святей кончине твоей не оставил еси сирыми нас, чад твоих, наставляя и исцеляя всех с верою к тебе приходящих, моляся за ны пред престолом Божиим.

Сего ради приими от нас малое моление сие: Радуйся, в истине Христовой даже до муки смертныя пребывый; радуйся, до конца всякия скорби от диавола претерпевый. Радуйся, в скорбное время печальниче и утешителю верных; радуйся, яко многия чада твоя за Христа исповедницы и мученицы быша.

 Радуйся, при жизни добрый подвижниче; радуйся, и по смерти на небесех наш добрый предстателю. Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 12

Бурею злобы и неистовства дышуще, служители безбожныя и после смерти гнаху тя, могилу твою сравняша, храм же разориша, темже и Спас-Чекряк безлюден бысть. Мняху нечестивии дело твое и веру православную зде до конца истребити.

Но обаче пред кончиною твоею паки сотвори Господь чудо и дарова источник воды живой, егоже ты освятил и благословил еси всем в нуждах и скорбех приходити семо, якоже и к тебе самому прихождаху.

Сии же святыя воды явишася бесом поругание, верным же исцеление и утешение, занеже воспеваем Богу: Аллилуйя.

Икос 12

Действом Промысла Божия меж двух тысящелетий прославлен был еси Архиерейским Собором, священноисповедниче Георгие, и в лике Святых просиял еси. По сих же дарова Господь Орловстей земле сугубую милость, явив из под спуда святыя мощи твоя.

Ныне с надеждою притекая к сей многоцелебней раце, ублажаем святую память твою вси, поем и славим тя: Радуйся, неугасимый светильниче земли Русския; радуйся, прославивый имя Божие среди человеков. Радуйся, весь живот твой Христу Богу предавый; радуйся, блаженне, любовию и кротостию злобу века сего победивый.

Читайте также:  Священномученик харлампий магнезийский

 Радуйся, блаженства Святых на небесех удостоенный; радуйся, и нас грешных молящихся тебе милостию твоею не оставляющий. Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.

Кондак 13

О, дивный угодниче Христов и чудотворче, священноисповедниче наш Георгие, приими сие малое моление, якоже вдовицы две лепте.

Услыши ныне и нас грешных, скорбьми, болезньми и печалями одержимых, обаче с верою почитающих честныя мощи твоя, яко многоценный залог предстательства твоего о нас ко Господу.

Моли убо Владыку нашего да избавит нас от погибели веч-ныя, и да сподобит блаженства со Святыми воспевающих Ему хвалебную песнь: Аллилуйя.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, преблаженне отче наш Георгие! Призри ныне от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехи многими, твоея помощи и утешения умильно просящих. Темже молим тя, отче святый, испроси и нам у Бога благоприятное и спасительное время на покаяние.

Да отпустит Всемилостивый Господь народу нашему грехи за предание и убиение Царя, Помазанника Божия, за осквернение и разорение храмов Православных, за поругание всякия святыни земли Русския.

Вемы яко осуетихомся умом и сердцем предахомся непотребным и лютым страстем, благочестие презрехом, паче же бесовское нечестие возлюбихом.

Важно

Простри убо ныне молитвенно руцы твои ко Владыце всех и Господу, и испроси щедродательную Его милость да избавит нас от беззаконий наших, от всяких бед и скорбей за еже на ны пришедших, от расколов и ересей и от гонений иноплеменников на Церковь Православную.

Веруем, отче всеблаженне, яко аще Христовою любовию возлюбил еси ближния твоя еще на земли тебе бывшу, кольми паче любиши вся ны и на небесех ныне водворяяся.

Умоли, священноисповедниче наш Георгие, купно со всеми Мученики и Исповедники, Господа Бога Царя Сил, да подаст и нам грехов прощение, да процветет в России вера Православная и водворится паки ликование праведных.

и да возстанет из забвения престол православных царей.

Не презри убо молений наших, изливаемых ныне пред тобою, и вознеси я ко всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоими ходатайствы почиет благодать Его во граде нашем, идеже почитаются преславное имя и многоцелебные мощи твои.

Темже сохраняеми твоим предстательством, мирно и благочестно да поживем в веце сем, да никтоже во уповании своем на тя посрамлен будет, и да обрящем благодать и милость Господа нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/svyatie/svyashchennoispovednik-georgiy-kossov-/?from_monastery=33295

Приход храма святого праведного иоанна кронштадтского в минске — батюшка егорий

Милостью Божией 2 января 2013 года в наш храм была привезена икона св. праведного Иоанна Кронштадтского, где батюшка изображен в полный рост.

Некоторые прихожане говорили: «Вот, батюшка сам пришел на свой праздник!» Как торжественно и  радостно мы встречали нашего батюшку! А когда через некоторое время я увидела, что рядом с иконой св. прав.

Иоанна Кронштадтского поместили небольшой, но очень для меня дорогой, образ священноисповедника протоиерея Георгия Коссова, мою радость было нельзя передать словами.

Совет

Батюшка Егор — так называли мои земляки глубоко почитаемого и любимого отца Георгия, настоятеля Спасо-Преображенской церкви села Спас-Чекряк Болховского района Орловской области России. Еще в раннем детстве от своей бабушки я слышала рассказы о чудесном батюшке Егории, который помогал всем, кто к нему обращался за помощью. Вот и в жизни старшего брата моей бабушки он сыграл немалую роль.

В 2012 г., когда я навещала своих родителей (в г. Мценск Орловской области), настоятель Троицкого храма г. Мценска о.Владимир Герченов, который принимал участие в обретении мощей о. Георгия Коссова, попросил передать настоятелю нашего прихода в Минске (о.Алексию) частицы гроба. В этом гробу были обретены мощи святого.

Вскоре в Свято-Елисаветинском монастыре г. Минска была написана икона св. Георгия Коссова, куда были помещены частицы гроба.

И теперь две иконы — праведного Иоанна Кронштадтского и свщенноисповедника Георгия Коссова — находятся рядом. А ведь святой Иоанн Кронштадтский высоко ценил о. Георгия.

Приезжавшим к нему моим землякам он говорил: «Зачемвы приезжаете ко мне, ведь у вас есть батюшка Егорий».

Кто же такой батюшка Егорий?

В совей книге «Великое в малом» С.А.Нилус (тоже мой земляк) вспоминает о священнике Егоре Чекряковском.

Сергей Александрович Нилус пишет, что «… еще при жизни старца Амвросия Оптинского, хотя и очень незадолго до его праведной кончины, по нашим орловским местам прошла слава среди народа про отца Георгия Коссова из села Спас-Чекряк Болховского уезда, даже усматривали в нем непосредственного преемника по благодати о. Амвросия, нового прозорливца, которому открыто сокровенное человека, для которого и в будущем нет тайного…

О даре прозорливости о. Егора сложились целые легенды со слов тех, кто на себе испытал силу этого дара. Отец Егор был известен не только в Орловской губернии. Толпы богомольцев разного звания притекали в захолустное, безвестное село Спас-Чекряк Болховского уезда Орловской губернии. Особенно этот поток вырос, действительно, после праведной кончины старца Амвросия Оптинского (+ 1891 г.)…»

Обратите внимание

Далее С.А.Нилус описывает свою поездку в Спас-Чекряк, службу отца Егора в маленькой деревянной церкви, встречу и разговор с батюшкой у него дома.

«… Облик отца Егора в старой, заношенной ризе, обвисшей на его высокой сухощавой фигуре, его темные с большой проседью волосы, закинутые со лба назад, реденькая бородка, небольшие усы, открывающие характерный, сильный рот, в котором так и отпечатался характер стойкий, точно вычеканный из железа; небольшие глаза, горящие каким-то особенно ярким внутренним огнем, и взглядом, глубоко, глубоко устремленным внутрь себя, из-под глубоких, редких складок между бровями… Это был один из дивных воинов Русской Православной Церкви, несших ей победные венцы в борьбе с внутренними и внешними врагами, с врагами земными и врагами злобы поднебесной…»

Батюшка Егорий стал рассказывать С.А. Нилусу о начале своей службы в Спас-Чекряке.

«… Когда я приехал сюда, меня оторопь взяла — что мне делать? Жить не в чем, служить не в чем. Дом — старый, престарый; церковь, пойдешь служить, того гляди — самого задавит. Доходов почти никаких… Прихожане удалены от храма и от притча.

Народ бедный; самим в пору еле прокормиться… Что было тут делать?! Священник я в ту пору был молодой, неопытный, к тому здоровьем очень слаб, кровью кашлял. Матушка моя была сирота бедная. Поддержки ниоткуда не было, а на руках у меня были еще младшие братья.

Оставалось бежать. Так я и задумал.

На ту пору велика была слава отца Амвросия. Пустынь Оптинская от нас в верстах шестидесяти.

Как-то по лету ни свет ни заря, котомку на плечи, да и пошел к нему за благословением уходить мне из прихода. Часа в четыре дня был уже в Оптиной. Батюшка меня не знал ни по виду, ни по слуху. Прихожу в его келью, а уж народу там — тьмы: дожидают выхода батюшки. Стал я в сторонке.

Смотрю — он выходит да прямо меня через всех и манит к себе:

— Ты иерей, что там задумал? Приход бросать? А? Ты знаешь, Кто иереев ставит? А ты бросать?! Храм, вишь у него стар, заваливаться стал! А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай,  иерей, домой, ступай, да дурь из головы выкинь!… Помни: храм-то, храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей, Бог тебя благословит!

А на мне и знака-то иерейского не было.

Пошел я домой тут же. Иду да думаю: «Что же это такое? Мне строить каменный храм? С голоду дома чуть не умираешь, а тут храм строить! Ловко утешает нечего сказать!»

Пришел домой, кое-как отделался от вопросов жены. Сказал только, что не благословил старец просить перевода. А что в душе стало происходить, и не передать. Настала тоска неотвязная. Молитва на ум нейдет. С людьми, с женой даже не разговариваю. Задумываться стал.

И стал слышать и ночью, и днем какие-то страшные голоса: «Уходи, говорят, скорей! Ты один, а нас много! Где тебе с нами бороться! Мы тебя совсем со свету сживем!» Дошло до того, что не только молитвы не стало, — мысли богохульные стали лезть в голову; а ночью —  сна нет, и какая-то сила прямо с постели стала сбрасывать, прямо въяве.

В ужасе, едва не мешаясь рассудком от перенесенных страхов, опять кинулся к отцу Амвросию.

А тот, как увидел меня, не расспрашивая, говорит:

— Ну чего испугался, иерей? Он один, а вас двое!

— Как же это так, — говорю, — батюшка?

— Христос Бог, да ты — вот и выходит двое! А враг-то — он один. Ступай домой, ничего вперед  не бойся; да храм-то, храм-то большой каменный, да чтоб теплый, не забудь строить! Бог тебя благословит!»

Важно

После второго визита к Оптинскому старцу Амвросию стало отцу Егору лучше. Страхи прошли, и в молитве стал он сосредоточенность иметь.

Вначале народ в церковь не ходил. Придет отец Егор один, зажжет лампаду перед иконой Царицы Небесной и один в пустом храме читает ей каноны и акафисты. А затем стали приходить люди. … А как умер старец Амвросий, то народ со всех сторон  повалил в Спас-Чекряк к батюшке Егору.

И все-таки построил он храм. Большой, каменный и теплый, как и наказывал ему старец Амвросий.

Да не только храм построил отец Егор. Больницу, приют для девочек-сироток, второклассную школу, гостиницу и несколько церковно-приходских школ.

А начал он с того, что устроил в селе Спас-Чекряк небольшой кирпичный завод, а затем, когда денежный поток возрос, купил лесной участок. Вот и пошли у него дела.

Построил еще столовую, слесарную мастерскую, амбар, баню. А земли использовал под сад и пасеку.

Его пастырской и хозяйственной деятельностью восторгались многие современники.

Особенно впечатлила второклассная школа, своим устройством, внутренним расположением и обстановкою, духом и общим направлением учебно-воспитательной работы, обуславливаемой личностью самого священника.

(В эту школу принимали уже грамотных детей и после пятилетнего обучения выдавали свидетельство учителя земских и сельских школ.)»

После революции отца Егора арестовали, больше месяца просидел он в Орловской тюрьме. Следователи спрашивали, куда он спрятал какой-то мифический золотой крест, какие у него есть богатства. А какие богатства? Все средства, какие появлялись, отец Егорий направлял на строительство, помощь бедным и т.п.

Совет

Вскоре его отпустили, слишком известен он в народе, и еще имел на своем попечении больницу, приют для девочек-сирот. А это, надо отдать должное, властями новыми одобрялось.

Ко времени второй волны репрессий против священнослужителей отец Егорий был настолько болен, что уже не вставал с постели.

Конец свой он предчувствовал задолго до смерти, последние дни жизни он, почти недвижный, прощался с родными и близкими. Смерть его была тихой и спокойной.

Святостью жизни и своими полезными делами отец Егорий был известен многим, и народ со всех сторон спешил в Спас-Чекряк, несмотря на то время, тревожное и опасное.

На похороны приехали более 40 епископов и священников.

Похоронен батюшка был с правой стороны от алтаря Спасо-Преображенского храма.

Вскоре после смерти отца Егория многие члены его семьи были арестованы, высланы в Архангельск. Его сын, священник Николай, после смерти отца смертельно заболел.

Многие воспоминания тех, кто получил помощь отца Егория, помещены в книге «Источник живой воды. Священноисповедник протоиерей Георгий Коссов» Н.Н.Усова. Эту книгу можно найти в библиотеке нашего храма.

На юбилейном Архиерейском соборе 2000 г. Светильник веры и благочестия протоиерей Георгий Коссов, бывший настоятель храма села Спас-Чекряк Болховского района Орловской области, был канонизирован как священноисповедник.

Мощи священноисповедника Георгия Коссова были обретены 9 декабря 2000 года. Бережно, с любовью и благоговением, батюшкины святые мощи были доставлены в Болховский Спасо-Преображенский собор.

Преблаженный отче Георгие, моли Бога о нас!

Прихожанка храма Евгения Николаевна Проценко

Источник: http://kronsh.prihod.ru/stati_akhmetshin/view/id/1162481

Ссылка на основную публикацию