Священномученик александр сахаров, священник

Александр (Сахаров), протоиерей, священномученик (1937)

Заказать икону святого

Дни празднования в 2019 году:

Родился 15 августа 1875 года в селе Кривандине Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье диакона Нестора Сахарова.

В 1890 году после окончания Зарайского духовного училища поступил в Рязанскую духовную семинарию. На шестом курсе в декабре 1895 года епископом Рязанским Иустином (Полянским) был посвящен в стихарь для проповедования слова Божия с церковной кафедры.

В 1896 году после окончания семинарии был определен учителем и преподавателем Закона Божия в Низковское начальное народное училище Василёвской волости Егорьевского уезда. Поскольку здание училища пришло в крайнюю ветхость, его пришлось закрыть.

Обратите внимание

В сентябре 1897 года был переведён учителем в Преображенское народное училище в селе Преображенский Погост Егорьевского уезда.

В 1897 году по благословению епископа Рязанского святителя Мелетия (Якимова) между деревнями Петровской и Левошевым Егорьевского уезда было начато строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Крестьяне направили владыке прошение, в котором просили “назначить нам в настоящее времясвященника к Казанской церкви окончившего курс семинарских наук Александра Сахарова”.

Со своей стороны Александр Несторович тоже подал прошение об определении его во священника к строящейся церкви. Владыка одобрил эти прошения.

13 ноября 1897 года был рукоположен во диакона, а на следующий день – во иерея. Хиротонии совершил святитель Мелетий в Рязанском кафедральном соборе в честь Рождества Христова.

К заботам о строительстве храма вскоре прибавилось послушание законоучителя в Петровском начальном училище, куда отец Александр был определен в 1898 году.

Первое время, когда строилась церковь и дома причта, священник с семейством испытывал трудности и нужду.

Приходилось жить в крестьянских избах, нанятых самими прихожанами, а жалованья из казны он пока не получал. 25 мая 1900 года храм был освящен.

Важно

В октябре 1907 года духовенством округа был избран членом благочиннического совета Второго Егорьевского округа.

В 1925 году был возведен в сан протоиерея.

В 1930 году отец Александр был приговорен к шести месяцам тюремного заключения и пяти годам высылки за то, что использовал труд домработницы. Опротестовал это решение и был оправдан окружным судом. В 1931 году у семьи Сахаровых советская власть отняла последнюю корову. Их дети к тому времени уже выросли и жили отдельно от родителей.

Бывало, что когда отец Александр нес домой какие-нибудь продукты, полученные за исполнение треб от прихожан, ему встречался кто-нибудь из детей, особо нуждающихся в помощи, и тогда батюшка останавливался и раздавал все детворе. На Пасху и престольный праздник отец Александр совершал водосвятные молебны, обходя дома прихожан.

Летом 1937 года в клубе села Петровского местные коммунисты несколько раз проводили собрания, на которых обсуждался вопрос о закрытии Казанской церкви и переоборудовании её под школу.

Тогда же были сброшены с церкви колокола. В конце лета того года начались массовые аресты священнослужителей и мирян. Отец Александр предчувствовал свой скорый арест.

В беседе с одним из знакомых он сказал: “Меня, наверное, скоро возьмут”.

  В ночь с 15 на 16 ноября 1937 года был арестован и заключен в камеру предварительного следствия в городе Шатуре, откуда через несколько дней его перевели в Егорьевскую тюрьму.

Сколько времени вы служите служителем религиозного культа?  спросил следователь.

Священником я служу 40 лет, то есть с 1897 года,  ответил отец Александр.

Перечислите всех ваших знакомых, с которыми вы встречались вне службы.

Знакомых, с которыми бы я встречался вне службы, не имею.

Следствию известно, что вы проводите антисоветскую деятельность, создаете приют всяким бродячим священникам и группируете вокруг церкви контрреволюционный монашеский и юродивый элемент, дайте по этому вопросу показания.

Никогда у меня бродячих священников и монашествующих не было. Антисоветской агитацией я не занимался и виновным себя в этом не признаю.

Совет

27 ноября того же года тройкой НКВД приговорён к расстрелу. Был доставлен в Таганскую тюрьму города Москвы.

Протоиерей Александр Сахаров был расстрелян 3 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Источник: https://icon-art.ru/calendar/saints/Aleksandr_Sakharov_protoierejj_svjashhennomuchenik_1937.html

Священномученик протоиерей Александр Цицеров

Житие и почитание

Священномученик Александр родился 25 августа 1884 года в селе Поводимово Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина Михаила Цицерова. В 1903 году Александр окончил Апшаровскую церковно-учительскую семинарию и до 1908 года был учителем в церковноприходской школе в селе Ольховка Симбирской губернии. 

Как многие учителя тех лет, Александр Михайлович принимал участие в модной в то время революционной деятельности и даже вступил в 1904 году в партию социал-демократов. В его обязанности входило распространение прокламаций среди солдат стоявшей в этих местах воинской части.

В 1906 году социал-демократическая партия была разгромлена, и в домах многих ее участников, в частности и Александра Михайловича, были проведены обыски; некоторые члены партии были привлечены к судебной ответственности и высланы, а некоторые и казнены.

Александр Михайлович, как не принимавший активного участия в деятельности партии, арестован не был.

Революционные события, которых он был участником, и тот накал страстей, которыми они сопровождались, разгул безбожия и связанная с ним безнравственность – все это заставило его глубже задуматься о причинах происходящего и сделать, в конце концов, однозначные выводы. 

1908 году Александр Михайлович поступил учителем-регентом в двухклассную Княжухинскую церковноприходскую школу в Симбирской губернии.

В 1913-1914 годах он учился на пастырско-миссионерских курсах в Москве, и 20 апреля 1914 года был рукоположен во священника к Владимирской церкви села Осташева Бронницкого уезда Московской губернии и назначен миссионером.

Обратите внимание

В том же году отец Александр организовал религиозно-нравственные чтения для рабочих Садковской мануфактуры, а в селе Осташево – кооперативное общество, председателем которого он затем состоял в течение двух лет.

25 ноября 1916 года отец Александр был переведен служить в Николаевскую церковь в селе Никольское Звенигородского уезда Московской губернии. В 1926 году он был награжден наперсным крестом, в 1932‑м – возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Звенигородского округа. 

Протоиерей Александр был выдающимся проповедником; послушать его проповеди приходили из самых дальних деревень. Будучи человеком образованным, памятуя уроки, полученные в свое время на миссионерских курсах, и наставления их великого основателя – протоиерея Иоанна Восторгова, отец Александр к проповедям готовился тщательно, посвящая этому иногда по три-четыре часа. 

Отец Александр любил свой приход, любил свою паству, и паства в ответ любила его. Все знали, что их священника можно позвать соборовать и причастить больного в любое время и в любую погоду.

Он был готов, посвятив свою жизнь Господу, самоотверженно служить народу, никогда не ожидая и не требуя платы за совершенные требы, и когда мог, то сам помогал нуждающимся не только советом, но и материально, а если человек был болен, – лекарством. 

Большое значение отец Александр придавал труду, он не любил праздности, которую считал причиной многих пороков. Занимаясь кроме исполнения священнических обязанностей крестьянским трудом, он летом вставал в четыре часа утра и шел вместе с сыновьями косить.

С детьми отец Александр был ласков и внимателен, но был строг ко всяким отступлениям от христианских заповедей. Придавая большое значение молитве, он в наставление детям говорил: «Если будете усердно молиться Господу Богу и Его святым, то всегда получите помощь от них.

Надо искренне верить, соблюдать заповеди Божии, и тогда получите помощь». И в этом дети убеждались на опыте.

Важно

Одному из сыновей супруга священника, прежде его ухода на фронт во время Великой Отечественной войны, дала крестик отца Александра; перед каждым фронтовым заданием он усердно молился; ему пришлось участвовать в горячих боях, когда шинель оказывалась разорванной в клочья осколками снарядов и мин, но ни один осколок по его горячей вере и по молитвам мученика-отца его не задел. 

26 января 1937 года протоиерей Александр был назначен настоятелем Преображенского храма в селе Большие Вяземы Звенигородского района. Меньше года он прослужил в этом храме, когда поднявшийся вихрь безбожных гонений принялся уничтожать до конца православие.

 24 ноября 1937 года сотрудниками НКВД была составлена справка на арест священника, и на следующий день дано разрешение на арест. 27 ноября отец Александр был арестован и после нескольких дней допросов в звенигородской тюрьме переведен в Таганскую тюрьму в Москве.

 

Одна из допрошенных свидетельниц на вопрос, что она знает об антисоветской деятельности священника, показала: «Летом 1937 года начальник парашютного центра закрыл проход к церкви, пролегающий через территорию парашютного центра; таким образом, церковь оказалась изолированной, так как вторая дорога, проходящая через территорию санатория, также закрыта. По этому поводу Цицеров говорил: “Вот смотрите, как издеваются над православной верой, всеми методами насилия стараются уничтожить храм. Вы не должны допустить этого, надо активнее действовать и добиться своего”». 

Поскольку священник в селе Большие Вяземы служил недолго, местные безбожники его не знали, допрошенные дежурные свидетели мало что могли рассказать, то следователь предложил им подписать то, что он сам написал. Следствие по делу отца Александра длилось всего один день. 

– С кем вы поддерживаете связь? – спросил его следователь. 

– Как благочинный Звенигородского благочиннического округа я имею связь со священниками… – ответил отец Александр и перечислил имена подчиненного ему духовенства. 

– Вы обвиняетесь в проведении контрреволюционной деятельности, направленной против советской власти, требую от вас откровенных показаний по существу предъявленного вам обвинения! 

– Виновным себя в проведении контрреволюционной деятельности я не признаю. 

 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в город Свободный Хабаровского края и заключен в Амурский железнодорожный лагерь НКВД. 

1 сентября 1939 года супруга священника и его дети направили письмо начальнику НКВД Берии с просьбой пересмотреть дело отца Александра. Со своей стороны, еще раньше, отец Александр подал заявление о пересмотре дела.

Снова были допрошены те же свидетели; от некоторых, ранее данных ими показаний, они отказались, и следователь 10 ноября 1939 года предложил приговор отменить и священника освободить. Другой следователь, рассмотрев дело 26 декабря 1939 года, предложил приговор всего лишь изменить.

Совет

13 февраля 1940 года следственная часть управления НКВД по Московской области постановила заменить наказание на пять лет ссылки в Красноярский край. Но это уже не могло состояться. 

Протоиерей Александр Цицеров скончался 9 сентября 1939 года в Буреинском исправительно-трудовом лагере НКВД на станции Известковая Еврейской автономной области и был погребен в безвестной могиле. 

Источник: 

Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4. Тверь, 2006 год, стр. 155-160.

Источник: http://pravoslavie79.ru/svyashchennomuchenik-protoiyerey-aleksandr-tsitserov

Историко-краеведческий музей им.Попова – А.Сахаров, священник Троицкой церкви — основатель Печорской народной библиотеки

А.Сахаров, священник Троицкой церкви — основатель Печорской народной библиотеки

САХАРОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, иерей (православный священник)

Читайте также:  Священномученик ипполит римский

Родился в июле 1869 г. в Усть-Сысольске в семье священника Усть-Сысольского Троицкого собора. Александра Христофоровича Сахарова. Получил прекрасное образование – 20-летним юношей в 1889 г. закончил Вологодскую Духовную Семинарию с аттестатом 1-го разряда. Первый разряд получали исключительно отличники. Им были изучены следующие предметы:

Священная история

Катехизис

Общая церковная история

История Русской Церкви

Латынь

Греческий язык

Немецкий, французский языки

Русский язык

Чистописание

Черчение

География

Арифметика

Русская история

Природоведение

Все предметы велись по учебникам, одобренным Священным Синодом. В методике доминировали комбинированные и повторительно-обобщающие уроки. Учебники предоставляла Библиотека Вологодской духовной семинарии, которая  уже в 18 веке по праву считалась самым большим книгохранилищем с ценнейшими фондами не только в Вологодской губернии, но на всем Севере Европейской России.

После успешного окончания 1 июля 1889 г. был назначен 2-ым псаломщиком Усть-Сысольского Троицкого собора.

Во время службы в Усть-Сысольске был законоучителем и учителем пения в Слободской и Кочпонской школах грамоты.

Непосредственно в Слободской (Никольской) церкви ни священником, ни псаломщиком он не был, но и в качестве школьного учителя принес большую пользу для жителей Слободы.(нынешней Эжвы)

 27 сентября 1891 г., в возрасте 22 лет определен младшим священником к Печорской Троицкой церкви Усть-Сысольского  уезда  Вологодской губернии (совр. с. Троицко-Печорск). А 8 декабря епископом Великоустюжским Петром рукоположен во священника.

Через 5 лет  определен старшим священником. И почти 20 лет он был священником нашей Троицкой церкви. Он был разносторонне развит, получив прекрасное по тем временам образование. Большое место в жизни Сахарова  занимала общественная деятельность.

    Являясь священником Печорской Троицкой церкви, состоял учителем пения в Печорском земском начальном училище (1892-1898 гг.

), законоучителем Печорской женской Церковно-Приходской Школы и Сойвинского земского училища,  А так же  Законоучителем и учителем пения в Печорском земском начальном училище. Неоднократно удостаивался благодарностей за усердие в преподавании церковного пения.

Обратите внимание

  В 1895 году выражена благодарность от Управления Санкт-Петербургским учебным округом за безвозмездное обучение детей церковному пению.

  С 1892 года делопроизводитель и казначей местного церковно-приходского попечительства.

В 1894 г. стал заведующим основанной им Печорской народной библиотеки. Кроме того, занимался переводами на зырянский язык Богослужебных книг и читал проповеди на зырянском языке собственного сочинения.   

 Был награжден набедренником за ревностное служение Церкви в качестве первой награды (обычно через 3 года после рукоположения).

В том же году “во внимание к заслугам по исследованию климата России” Императорской Академией наук удостоен звания корреспондента Главной физической обсерватории.   А через год “вследствие ходатайства Августейшего Президента наук и согласно определению Св.

Синода Всемилостивейшее пожалован за труды по производству метеорологических наблюдений орденом Св. Анны третьей степени”.

В 1898  году назначен и.о. благочинного шестого Усть-Сысольского округа.   Затем был  утвержден в должности благочинного – специальной должности, предназначенной для надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии.

  Благочинный является своеобразным посредником между приходом и епархиальным управлением по ряду вопросов. Благочинного назначает правящий архиерей епархии из числа её священнослужителей (как правило, проживающих на этой территории).

Указом Великоустюжского Духовного правления объявлена   архипастырская благодарность “за труды и заботы по религиозно-нравственному назиданию вверенной ему паствы”, со внесением о сем в послужной список. .

  С 1898 года состоит председателем местного церковно-приходского попечительства. 

Важно

И окружным миссионером, т.е.  лицом, посылаемое церковью для пропаганды своих религиозных взглядов и обращения иноверных в свою веру.  Миссионерская деятельностью   отнимала много времени и сил но, тем не менее, он  старался поставить свои действия в пример, повлиять на нравственную и духовную жизнь общества.

  В 1899 году назначен председателем комитета по постройке церквей в Печорском крае. В том же году за усердную службу преподано благословение Св.Синода с выдачею грамоты. Под его непосредственным руководством открываются церкви в с. Покча и Усть-Илыч, строятся часовни в Сойве и Петрушино.

  В 1900 году определением Св. Синода за усердную и полезную службу награжден камилавкой.

  (Высокий головной убор православных священников, жалуемый за отличие и выдавался протоиереям и священникам, в 1904 г. – наперсным крестом – четырёхконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятия.

Он составлял четвёртую, по порядку, награду (после набедренника, скуфьи и камилавки). от Св. Синода выдаваемом

  С 1901 года состоит законоучителем в местной церковной женской школе и в Сойвинском земском училище. За труды по первой всеобщей переписи населения награжден бронзовой медалью.

В 1910 г. был переведен в Вологду.  До середины  20-х гг. служил на приходах Вологодской губ.

Источник: http://muzey-trp.ucoz.ru/index/a_sakharov_svjashhennik_troickoj_cerkvi_osnovatel_pechorskoj_narodnoj_biblioteki/0-32

Cвященномученик Александр (Архангельский) – Православный журнал “Фома”

2 августа 1930 года в 10 часов вечера трое сотрудников госбезопасности расстреляли людей, ни в чем не виновных — ни перед государством, ни перед ними, ни перед другими людьми. Расстрелянных было девять, среди них — и протоиерей Александр Архангельский.

* * *
Священномученик Александр родился в 1874 году в селе Сошки Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье псаломщика Троицкой церкви Николая Архангельского. В 1896 году он окончил Тамбовскую духовную семинарию и поступил в Троицкий храм псаломщиком.

Впоследствии он обвенчался с девицей Екатериной, дочерью протоиерея Капитона Алексеева, настоятеля Троицкого храма в селе Сошки.

В самом начале их семейной жизни Екатерина тяжело заболела, и ее поместили в земскую больницу. Александр Николаевич взял тогда помощницей по дому глухую девочку-сироту. Однажды он вместе с ней отправился навестить жену в больнице. Проезжая по улице, они увидели, что с крестным ходом несут Казанскую икону Божией Матери.

Александр Николаевич велел кучеру остановиться и, подойдя к священнику, попросил его отслужить молебен о здравии глухой девочки. Помолившись, они отправились дальше. По дороге разразилась страшная гроза, раскаты грома от края до края катились по небу.

Девочка вдруг стала испуганно креститься, и Александр Николаевич с удивлением спросил ее: «Ты что, Марфуша, разве что слышишь?» Она ответила, что слышит, хорошо все слышит…

Совет

Однажды он поехал в город Усмань навес­тить учившихся в гимназии детей. Проезжая через деревню, он увидел охваченный пламенем дом. Нимало не медля, он остановил повозку, вбежал в горящий дом и вынес из него трехлетнюю девочку. Родители ее в это время отсутствовали, и он, отдав их дочку соседям, отправился дальше.

Александр Архангельский

Село, где находился храм Архистратига Божия Михаила и жил священник, было большим, растянувшимся по главной улице вдоль реки Усманки почти на десять километров. Отец Александр по целым дням или был в храме, или ходил с требами по домам прихожан.

На все большие праздники в храм съезжалось множество богомольцев из окрестных деревень, многие из них оставались ночевать в доме священника.

Екатерина Капитоновна была хорошей помощницей отцу Александру, и хотя здоровья она была слабого, однако всем гостям старалась уделить внимание, всех привечала и всех кормила. Дети, послушные родителям, любили их беззаветно.

Пришедшие к власти большевики потребовали от священника отдать свой дом под школу — отец Александр безропотно согласился. Они потребовали отдать им все книги и журналы из его библиотеки — он отдал и их.

Приказали отдать домашнюю мебель — он и ее отдал.

Но школа просуществовала недолго, учителя и учащиеся стали часто болеть, и, связав это с тем, что занятия проходят в доме, отнятом у священника, учителя стали ходатайствовать о переводе школы в другое здание, что и было впоследствии сделано.

Во время Гражданской войны большевики попытались расправиться со священником. Под праздник Покрова Божией Матери отец Александр поздно вернулся домой — промокший под дождем и уставший.

Он прошел на кухню, чтобы лечь на печь и согреться, и вдруг услышал топот копыт, внезапно оборвавшийся у двери их дома. И он понял, что это приехали за ним. Священник вышел в сени и, несколько изменив голос, спросил: «Кто здесь? Сейчас открою».

Обратите внимание

Потом прошел в столовую и сказал домашним: «Спаси вас всех Господь! Я ухожу, да избавит меня Господь от их рук». И бесшумно спустился через окно во двор.

Домашние открыли дверь и засветили светильник; огонек жалобно трепетал и вот-вот готов был погаснуть под порывами ветра. Один из пришедших спросил: «Кто здесь живет?» Ему ответили: «Священник». Тогда они прошли в дом, и один из них спросил: «Где он?» Екатерина Капитоновна ответила, что он уехал или на требу, или на мельницу. «А кто с нами говорил?» — спросили они.

Екатерина Архангельская

Екатерина Капитоновна ответила, что это был сын, и сын тотчас подтвердил это. Красноармейцы тщательно обыскали дом и выставили часовых — одного во дворе, а другого на улице, на случай если священник вернется.

Тем временем отец Александр, добравшись до дома одной из своих прихожанок, попросил ее: «Марфа Ивановна, укрой меня, за мной гонятся бандиты».

 — «Батюшка, — ответила та, — все знают, что ты к нам ходишь, и я к тебе хожу. Лучше тебе уйти подальше».

Он с минуту подумал, а затем, посчитав ее совет вполне благоразумным, отправился в соседнюю деревню Федоровку к одному из прихожан, и тот спрятал его в стоге соломы.

Однако решимость красноармейцев арестовать отца Александра была так велика, что они стали проводить повальные обыски в домах не только в Сторожевых Хуторах, но и в соседних деревнях и, наконец, добрались до дома, где скрывался священник. Проводя обыск, они тыкали в стог соломы штыками, но милостью Божией не задели священника.

Перед рассветом, потемну отец Александр пешком ушел в город Усмань, а оттуда уехал в Воронеж, где получил назначение в Покровский храм в селе Липовка Бобровского уезда. Здесь он прослужил два с половиной года, после чего служил в Сретенском храме села Мечетка, а затем — в Успенской церкви в городе Бутурлиновке.

Во время служения в Бутурлиновке отец Александр был возведен в сан протоиерея.

В 1929 году был арестован благочинный храмов Бобровского района. Перед тем как его увели в тюрьму, он попросил у конвоя дать ему время для сборов и успел составить письменное распоряжение, назначив протоиерея Александра Архангельского благочинным вместо себя.

Важно

Получив распоряжение, отец Александр сообщил о нем членам церковного совета Успенской церкви и благочиннического совета. В мае 1929 года Успенская община поручила ему узнать, какому епископу подчиняются приходы благочиния, и для этого обратиться к священнику Иоанну Стеблин-Каменскому, жившему в Воронеже.

Отец Александр нашел протоиерея Иоанна после богослужения крайне утомленным и сообщил, что приехал по поручению Бутурлиновской церковной общины узнать, кто у них теперь правящий епископ.

Отец Иоанн ответил, что теперь это епископ Серпуховской Максим (Жижиленко), и показал полученное от того письменное распоряжение, касающееся управления подчиненными ему приходами. Вскоре, однако, пришло известие, что епископ Максим арестован и не управляет епархией.

29 июля 1929 года благочиннический совет вновь командировал протоиерея Александра в Воронеж для выяснения вопроса, кто теперь у них правящий архиерей.

Он прибыл в Алексеевский монастырь и обратился к архимандриту Игнатию (Бирюкову); тот на вопрос об управляющем епархией, по своему обыкновению, ласково сказал: «Касатик, по совету и указанию ленинградских епископов, в частности архиепископа Димитрия, остановились на Иоасафе, епископе Бахмутовско-Донецком.

Наши монахи поедут рукополагаться к нему и будут просить его взять нашу церковь под его руководство; если угодно, присоединяйтесь к этому ходатайству и вы».

Читайте также:  Школа веры: пост в православии

19 сентября 1929 года отец Александр по поручению благочиннического совета отправился к епископу Иоасафу (Попову), который взял приходы под свое руководство, указав, чтобы отец Александр оставался благочинным храмов Бобровского района, а прочие благочинные управляли в православном духе храмами, какие уже состоят в их ведении, не касаясь политических тем; дело духовенства — молитва и жизнь в соответствии с церковным уставом в подчинении и послушании гражданской власти.

* * *

Акт о приведении смертного приговора

В апреле 1930 года в Соловецкий концлагерь поступило распоряжение — арестовать священника Иоанна Стеблин-Каменского и этапировать его в воронежскую тюрьму.

Тогда же в Воронежской области были арестованы протоиерей Александр Архангельский, священники Сергий Гортинский, Феодор Яковлев и Георгий Никитин, архимандрит Тихон (Кречков), иеромонах Кирилл (Вязников) и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников, которые затем проходили по одному делу — по обвинению в участии в контрреволюционной организации. Отец Александр заявил следствию, что даже не слышал о той организации, членство в которой ему приписывали.

Вечером 2 августа 1930 года сотрудники госбезопасности на основании выписки из протокола ОГПУ расстреляли девятерых невинных людей — протоиереев Александра Архангельского и Иоанна Стеблин-Каменского, священников Сергия Гортинского, Феодора Яковлева и Георгия Никитина, архимандрита Тихона (Кречкова), иеромонаха Кирилла (Вязникова) и мирян Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова — и закопали их тела в общей могиле.

На заставке: Протоиерей Александр Архангельский. Воронежская тюрьма. 1930 год

Источник: https://foma.ru/cvyashhennomuchenik-aleksandr-arhangelskiy.html

Урок по Духовному краеведению Подмосковья для 8 класса на тему «Подвиг новомучеников и исповедников Шатурских»

Предмет

Класс:

Подвиг новомучеников и исповедников Шатурских

Цель урока:

дать знания о христианской православной культуре XX века и показать важнейшие исторические события в России;

дать знания о святых XX века, выделить христианские добродетели и показать их отражение в событиях государственной и церковной и церковной истории России и традициях жизни христиан на примере святых земли Шатурской;

пробудить раздумья над вопросами морали: любовь, милосердие, смирение, терпение, надежда, вера.

Основные понятия:

новомученики, исповедники святые земли Подмосковной, христианская семья, послушание, христианское мужество, терпение, вера, надежда, любовь, память, покаяние.

Средства: учебное пособие, слайды

  1. Организационный момент.

  2. Проверка выполнения домашнего задания, актуализация, коррекция опорных знаний учащихся методом фронтальной беседы, устного опроса.

Вопросы:

– Какие события произошли в России в начале ХХ века?

– Какова была судьба Русской Православной Церкви в этот период?

– Что вы знаете о святых?

– Каких святых вы знаете?

– Кто такие новомученики, исповедники, страстотерпцы?

Зачем святые терпели мучения? Шли на смерть?

  1. Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности школьников.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня на уроке, мы с вами пройдём маршрутом духовного краеведения по нашему родному краю. Рассмотрим события, связанные с гонениями на

На заре третьего христианского тысячелетия, когда мир благоговейно хранит в памяти свет недавних юбилейных торжеств 2000-летия Боговоплощения, Русская Православная Церковь, смиренно приносит Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Вот уже несколько лет русская Православная Церковь и всё Вселенское Православие соборно совершает торжество новопрославленным мученикам и исповедникам Российским, акт канонизации которых состоялся 13-16 августа 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ.

И сегодня, вполне справедливо можно утверждать, что радость духовного торжества и слава новых мучеников достигает всех уголков нашей необъятной Руси в ее прежних пределах, ибо нет мест, где бы земля наша не была обагрена и освящена кровью страдальцев за веру Христову. И наш Шатурский край на общецерковном небосклоне славы новомучеников и исповедников Российских обрел себе целое созвездие небесных покровителей и ходатаев пред Престолом Божиим.

Новомученики и исповедники Шатурские:

– Священномученик Александр (Сахаров)- Священномученик Иоанн (Тихомиров)- Священномученик Иоанн (Виноградов)- Священномученик Василий (Колосов)- Священномученик Назарий (Грибков)- Священномученик Николай (Постников)- Священномученик Арсений (Троицкий)- Преподобномученик Аполлос (Федосеев)- Преподобномученик Тихон (Бузов)

– Преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы)

– Мученик Петр (Царапкин).

Совет

По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия митрополита Крутицкого и Коломенского составлен текст акафиста Новомученникам и Исповедникам Шатурским, который утверждён Богослужебной комиссией Московской епархии 15.10.2003 года.

Акафист

ИКОНА ШАТУРСКИМ СВЯТЫМ

Вопрос:

– Что такое икона?

Для их прославления на Родине была написана икона. Я вам расскажу об том, как она создавалась и каково её содержание.

В соответствии с пунктом 10 определения Архиерейского Собора: «Писать ново-прославленным святым иконы для поклонения…», в январе 2003 года Шатурским святым была написана икона «Собор новомучеников и исповедников Шатурских». Работа была поручена иконо-писцам из г. Москвы.

Перед мастерами стояла очень сложная задача – прежде всего создание иконографического образа собора святых на основе архивных фотоматериалов, полученных из различных источников, в основном из уголовных следственных дел подвижников. Вместе с тем, иконописцы должны были посредством канонической живописи явить свидетельство вечной славы, которую святые мученики получили у Господа ради своего подвига, то есть создать литургический образ.

Для решения такой многоплановой и сложной задачи мастерами была избрана древняя каноническая система живописи, выработанная полуторатысячелетним опытом
церковного искусства XVI века, и основанная на знаково-символическом понимании образов, являющих мир иной, новое небо и новую землю, где праведники пребывают в равноангельском состоянии,«… идеже несть болезнь ни печаль, ни воздыхание но жизнь безконечная».

При создании общей композиции и замысла иконы перед мастерами не ставилась за-дача изобразить содержание и суть самого подвига, совершенного святыми, а изобра-зить лишь славу святых в Царствии Небесном, что и было исполнено – собор новому-

чеников и исповедников Шатурских предстоит в прославленном состоянии.

В верхней части иконы по фону сделана надпись, содержащая наименование иконы.
Она выполнена стилизованным уставом XV века. Собор святых угодников Божиих представлен на фоне белокаменного храма. Белый цвет – символ чистоты и непорочности Церкви Христовой. Храм является не только изображением реального здания, он есть собирательный образ Церкви, символ Царствия Небесного.

Перед храмом изображен престол, одетый в красное, пасхальное облачение – символ
вечной пасхальной радости, победы над адом и смертью, ликования в Царствии Небесном, где пребывают мученики. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити.» /Мф.

10:28/ Несколько выше представлен Крест, указывающий на причастность к мученическому подвигу всех изображенных на иконе, а также – на торжество Церкви над грехом и смертью через крестные страдания Христа. Над Крестом изображение нерукотворного образа Подвигоположника Христа, на Которого устремлен взор всех предстоящих, ради Которого они совершили свой подвиг мученичества.

Кем были укрепляемы во время подвига и от Которого прославлены и увенчаны в Царствии Небесном.

Обратите внимание

Крест является центром композиции и знаменует собой единство Церкви земной и Церкви Небесной. Глава которой Христос.

Святые представлены в виде двух групп справа и слева от Креста и престола. В руке
каждого угодника Божия Крест – знамя победы над смертью.

Все предстоящие новомученики и исповедники приняли мученическую кончину (были расстреляны) на полигоне НКВД в пос. Бутово Московской области, где и погребены в безвестной могиле.

Святые на иконе изображены в ризах разного цвета в знак торжества и нескончаемой небесной радости. Нимбы вокруг голов угодников Божиих означают их святость, венец правды и неувядаемой славы небесной.

Особое внимание обращает на себя фигура священномученика ИОАННА ВИНОГРА-ДОВА (первый от престола слева). Которая почти полностью обращена к зрителю, тоесть к молящемуся в знак того, что святые получив венцы небесной славы, не забылисвоего земного Отечества и выражают непрестанную готовность слышать и приниматьмолитвы всех обращающихся к ним, предстательствовать и ходатайствовать пред Пре-

столом Божиим за всех верных в земном Отечестве сущих.

«Предстательством и молитвами сонма новомучеников и исповедников Российских,предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ,за Русскую церковь и нашу возлюбленную Отчизну да укрепит Господь веру Православ-ных христиан и ниспошлет нам Свое благословение. Аминь». /Из деяний юбилейного

Архиерейского Собора РПЦ 13-16 августа 2000г/

Память каждого подвижника согласно определения Архиерейского Собора соверша-ется в день кончины и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Рос-сийских 7 февраля по новому стилю, если этот день совпадает с воскресным днем, а

если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.

Новописанная икона «Собор новомучеников и исповедников Шатурских» нахо-дится в храме св. великомученицы Параскевы Пятницы в Лузгарино, где всякий же-лающий может помолиться святым угодникам Божьим покровителям Шатурского края

и приложиться к иконе.

ЖИТИЯ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ШАТУРСКИХ

Вопрос:

– Что такое жития святых?

Теперь давайте рассмотрим жития Шатурских новомучеников – священномученика Александра (Сахарова) и священномученика Иоанна (Тихомирова).

Священномученик Александр (Сахаров)

3 декабря (20 ноября ст. ст.)

Священномученик Александр родился 15 августа 1875 года в селе Кривандино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье диакона Нестора Сахарова.

В 1890 году после окончания Зарайского Духовного училища Александр поступил в Рязанскую Духовную семинарию. На шестом курсе в декабре 1895 года епископом Рязанским Иустином (Полянским) Александр Нестерович был посвящен в стихарь для проповедывания слова Божия с церковной кафедры.

В

1896 году после окончания семинарии Александр Сахаров был определен учителем и преподавателем Закона Божия в Низковское начальное училище Васильевской волости Егорьевского уезда. Поскольку здание училища пришло в крайнюю ветхость, его пришлось закрыть. В сентябре 1897 года Александра Сахарова перевели учителем в Преображенское народное училище в Преображенский Погост Егорьевского уезда.

В 1897 году по благословлению епископа Рязанского и Зарайского Мелетия (Якимова) между деревнями Петровской и Левашево Егорьевского уезда было начато строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Крестьяне направили владыке прошение, в котором просили “назначить нам в настоящее время священника к Казанской церкви окончившего курс семинарских наук Александра Сахарова”.

Важно

Со своей стороны Александр Нестерович тоже подал прошение об определении его во священника строящейся Казанской церкви. Владыка одобрил оба эти прошения.

13 ноября 1897 года состоялась диаконская, а на следующий день иерейская хиротония отца Александра, которую епископ Мелетий совершил в кафедральном соборе в честь Рождества Христова.

К заботам о строительстве храма прибавилось послушание в Петровском начальном училище, куда отец Александр был определен в 1898 году. Первое время, когда строилась церковь и дома причта, священник с семейством испытывал трудности и нужду. Приходилось жить в крестьянских избах, нанятых самими прихожанами, а жалованья из казны он пока не получал. 25 мая 1900 года храм был освящен.

Воктябре 1907 года отца Александра духовенство округа избрало членом благочиннического совета Второго Егорьевского округа. В 1920 году он был награжден наперсным крестом, а в 1925 году возведен в сан протоиерея и назначен благочинным. В 1931 году протоиерей Александр Сахаров был награжден митрой.

Читайте также:  Преподобный сергий радонежский

В 1930 году отец Александр был приговорен к 6 месяцам тюремного заключения и 5 годами высылки за то, что использовал труд домработницы. Однако он опротестовал это решение и окружным судом был оправдан. В 1931 году у семьи Сахаровых отняли последнюю корову. Их дети уже выросли и жили к тому времени отдельно от родителей.

Б

ывало, что отец Александр нес домой какие-нибудь продукты питания, полученные за исполнения треб от прихожан, ему встречался кто-нибудь из детей, особенно нуждающихся в помощи, и тогда батюшка останавливался и раздавал все детворе.

На Пасху и престольный праздник отец Александр совершал водосвятные молебны, обходя дома прихожан.

Летом 1937 года в клубе села Петровское местные коммунисты несколько раз проводили собрания, на которых обсуждался вопрос о закрытии Казанской церкви и переоборудовании ее под школу. Тогда же были сброшены с церкви колокола.

В конце 1937 года начались массовые аресты священнослужителей и мирян. Отец Александр предчувствовал свой неминуемый скорый арест. В беседе с одним из знакомых он сказал: “Меня наверно скоро возьмут”.

Совет

Вночь с 15 на 16 ноября 1937 года протоиерей Александр был арестован и заключен в камеру предварительного следствия в городе Шатуре, откуда через несколько дней его перевели в Егорьевскую тюрьму.

— Сколько времени вы служите служителем религиозного культа? — спросил следователь.

— Священником я служу 40 лет, то есть с 1897 года, — ответил отец Александр.

— Перечислите всех ваших знакомых, с которыми вы встречались вне службы.

— Знакомых, с которыми бы я встречался вне службы, не имею.

Следствию известно, что вы проводите антисоветскую деятельность, создаете приют всяким бродячим священникам и группируете вокруг церкви контрреволюционный монашеский и юродивый элемент, дайте по этому вопросу показания.

— Никогда у меня бродячих священников и монашествующих не было. Антисоветской агитацией я не занимался и виновным себя в этом не признаю.

27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Он был доставлен в Таганскую тюрьму города Москвы.

Протоиерей Александр Сахаров был расстрелян 3 декабря 1937 года на полигоне Бутово и погребен в безвестной общей могиле.

Священномученик Иоанн (Тихомиров)

17 февраля (4 февраля ст. ст.)

Священномученик Иоанн родился 13 августа 1876 года в городе Владимире в семье мелкого чиновника Петра Тихомирова. В 1897 году Иван Петрович окончил Владимирскую Духовную семинарию и вскоре был рукоположен во священника.

До 1930 года он служил в Покровском соборе города Меленки, который входил тогда в состав Ивановской Промышленной Области. В 1926 году отец Иоанн был удостоен сана протоиерея, а в 1932 году награжден палицей.

В апреле 1930 года отец Иоанн был переведен в село Воспушка Петушинского района Московской области, а 17 декабря 1932 года был вновь назначен в Покровский собор в Меленки.

С

17 апреля 1933 года по март 1936 года протоиерей Иоанн служил в селе Власовском Коробовского района Московской области, потом до июня 1936 года в селе Новоселебное.

Последним местом его служения, куда он был определен 1 июня 1936 года, был Казанский храм села Петровское Шатурского района Московской области. Настоятелем этого храма в течение 40 лет являлся протоиерей Александр Сахаров.

Во время начавшихся летом 1937 года массовых гонений на Русскую Православную Церковь отца Александра Сахарова в ночь с 15 на 16 ноября арестовали, а 3 декабря расстреляли на полигоне Бутово под Москвой.

Власти готовились арестовать и отца Иоанна. В январе 1938 года следователь Шатурского районного отделения НКВД Сироткин допросил нескольких лжесвидетелей, которые дали такие показания:

Источник: https://infourok.ru/urok-po-duhovnomu-kraevedeniyu-podmoskovya-dlya-klassa-na-temu-podvig-novomuchenikov-i-ispovednikov-shaturskih-719816.html

Именины Александра

Полное имя: Александр
Церковное имя: Александр
Значение имени: от древнегреческого имени Александрос: алекс – «защищать» и андрос – «мужчина», «человек»
19 февраля Александр Телемаков, иерей, священномученик

Святые с именем Александр в 2019 году почитаются 146 раз. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Александр.

Январь
8 января Александр Крылов, протоиерей, священномученик
Александр Волков, иерей, священномученик
10 января Александр Цицеронов, иерей, священномученик
Александр Дагаев, протоиерей, священномученик
14 января Александр Трапицын, святитель, архиепископ Самарский, священномученик
Александр Органов, иерей, священномученик
Александр Иванов, иерей, священномученик
17 января Александр, мученик, епископ
Александр Скальский, священномученик, протоиерей
31 января Александр Русинов, протоиерей, священномученик
Февраль
7 февраля Александр Римлянин, мученик
17 февраля Александр Покровский, иерей, священномученик
Александр Соколов, протоиерей, священномученик
Александр Минервин, иерей, священномученик
19 февраля Александр Телемаков, иерей, священномученик
20 февраля Александр Талызин, иерей, священномученик
21 февраля Александр Абиссов, иерей, священномученик
Март
6 марта Александр Вислянский, иерей, священномученик
8 марта Александр Константинопольский, преподобный
10 марта Александр Виноградов, иерей, священномученик
14 марта Александр Ильенков, иерей, священномученик
17 марта Александр Лихарев, иерей, священномученик
22 марта Александр Севастийский, мученик
25 марта Александр Державин, иерей, исповедник
26 марта Александр Пиднский, священномученик, пресвитер
28 марта Александр Сидский (Памфилийский), священномученик, иерей
Александр Египетский, Кесарийский Палестинский, мученик
29 марта Александр I Римский, священномученик, папа
30 марта Александр Поливанов, иерей, священномученик
Апрель
9 апреля Александр Вочский, Галичский, преподобный
23 апреля Александр Африканский, мученик
27 апреля Александр Орлов, иерей, исповедник
28 апреля Александр Гневушев, иерей, священномученик
30 апреля Александр Свирский, преподобный (Обретение мощей)
Май
3 мая Александр Ошевенский, игумен
4 мая Александр Синайский, преподобный
24 мая Александр Петровский, святитель, архиепископ Харьковский, священномученик
26 мая Александр Римский, мученик
Александр Заозерский, священномученик, протоиерей
Александр, священномученик, епископ, Тивериадский
27 мая Александр, мученик
29 мая Александр Иерусалимский, священномученик, патриарх
Июнь
1 июня Александр Саульский, иерей, священномученик
Александр Ерошов, иерей, священномученик
2 июня Александр Эгейский, мученик
8 июня Александр, мученик
11 июня Александр, патриарх, Александрийский
20 июня Александр Преображенский, протоиерей, священномученик
Александр Осетров, иерей, священномученик
Александр Махетов, иерей, священномученик
Александр Зуев, мученик
22 июня Александр, епископ, Прусский
Александр Куштский, игумен
23 июня Александр Кродамнский, воин, мученик
Александр Андреев, священномученик, пресвитер
26 июня Александр Московский, иконописец
Александр Архангельский, священномученик, иерей
27 июня Александр Парусников, протоиерей, священномученик
Июль
1 июля Александр Крутицкий, иерей, священномученик
6 июля Александр Миропольский, протоиерей, священномученик
10 июля Александр Сидоров, иерей, священномученик
16 июля Александр Константинопольский, преподобный
21 июля Александр Попов, иерей, священномученик
22 июля Александр Египетский, мученик, воин
23 июля Александр Никопольский (Армянский), мученик
Август
2 августа Александр Архангельский, протоиерей, священномученик
7 августа Александр, мученик
Александр Сахаров, священномученик, протоиерей
11 августа Александр, мученик
14 августа Александр Пергийский Памфилийский, мученик, земледелец
20 августа Александр Хотовицкий, священномученик
24 августа Александр Римский, мученик
25 августа Александр Команский, священномученик, епископ
Александр, прмученик, послушник, Белогорского Свято-Николаевского монастыря
27 августа Александр Уродов, архимандрит, преподобный, исповедник
29 августа Александр Соколов, иерей, священномученик
Сентябрь
3 сентября Александр, мученик
Александр Елоховский, священномученик, иерей
4 сентября Александр Ратьковский, иерей, священномученик
9 сентября Александр Цицеров, протоиерей, священномученик
12 сентября Александр Невский, великий князь (Перенесение мощей)
Александр Константинопольский, патриарх
Александр Свирский, преподобный
13 сентября Александр Любимов, иерей, священномученик
17 сентября Александр Блохин, мученик
Александр Никольский, священномученик, иерей
18 сентября Александр Уродов, преподобноисповедник, архимандрит (Обретение мощей)
20 сентября Александр Пересвет, схимник
Александр Медведев, священномученик, диакон
22 сентября Александр Виноградов, протоиерей, священномученик
Александр Илатов, диакон, священномученик
26 сентября Александр Аксенов, иерей, священномученик
Октябрь
3 октября Александр Тетюев, иерей, священномученик
4 октября Александр Федосеев, иерей, священномученик
Александр Беляков, иерей, священномученик
5 октября Александр, праведный
8 октября Александр Смирнов, священномученик, пресвитер (Обретение мощей)
9 октября Александр Левитский, протоиерей, священномученик
11 октября Александр, мученик
Александр Калутийский (Калитский), мученик, кузнец
13 октября Александр Орлов, протоиерей, священномученик
14 октября Александр, мученик
Александр Агафонников, священномученик, протоиерей
24 октября Александр Гривский, иерей, священномученик
25 октября Александр Поздеевский, иерей, священномученик
30 октября Александр Щукин, святитель, архиепископ семипалатинский, священномученик
Ноябрь
2 ноября Александр Орлов, иерей, священномученик
3 ноября Александр Богоявленский, иерей, священномученик
4 ноября Александр Лебедев, священномученик, иерей
Александр Адрианопольский, священномученик, епископ
Александр Андреев, священномученик, протоиерей
5 ноября Александр Соловьев, иерей, священномученик
12 ноября Александр, мученик
13 ноября Александр Воздвиженский, иерей, священномученик
14 ноября Александр Смирнов, иерей, священномученик
Александр Шалай, протоиерей, священномученик
16 ноября Александр Парусников, протоиерей, священномученик
Александр Зверев, протоиерей, священномученик
17 ноября Александр Петропавловский, иерей, священномученик
20 ноября Александр Крылов, иерей, священномученик
Александр Ильинский, иерей, священномученик
Александр Курмышский, иерей, священномученик
22 ноября Александр Солунский (Фессалоникийский), мученик
23 ноября Александр Медем, мученик
25 ноября Александр Архангельский, иерей, священномученик
27 ноября Александр Чекалов, иерей, священномученик
Александр, протоиерей, священномученик
Александр Быков, иерей, священномученик
Декабрь
2 декабря Александр Мишутин, иерей, священномученик
Александр Серебров, протоиерей, священномученик
3 декабря Александр Сахаров, протоиерей, священномученик
6 декабря Александр Невский, великий князь
Александр Уксусов, мученик
7 декабря Александр Коринфский, мученик
Александр Левицкий, священномученик, протоиерей
8 декабря Александр Вершинский, протоиерей, священномученик
17 декабря Александр Посохин, иерей, священномученик
22 декабря Александр Буравцев, иерей, священномученик
23 декабря Александр Туберовский, протоиерей, священномученик
Александр Шкляев, протоиерей, священномученик
25 декабря Александр Иерусалимский, священномученик, патриарх
26 декабря Александр Поспелов, протоиерей, священномученик
Александр Юзефович, иерей, священномученик
28 декабря Александр Рождественский, иерей, священномученик
29 декабря Александр Колоколов, протоиерей, священномученик
30 декабря Александр Савелов, иерей, священномученик
  • Хочу достойному мужчинеНа праздник славный, именины,Большого счастья пожелать,

    Легко всех планов достигать.

Желаю тебе, Саша, я здоровья,Чтоб относились все с любовью,В семье царили радость, мир,

Чтоб был ты удачлив, как факир.

  • Дорогой Александр!
    Поздравляем тебя с Днем Ангела! Пусть твои сильные мужские качества не знают поражений. Желаем тебе достичь любых высот. Не сдавайся ни перед какими трудностями на пути к своей цели. Иди по жизни смело и уверенно!

  • Читать все поздравления (8)

    Именная икона. Икона с изображение святого, чье имя носит мужчина, станет отличным подарком в этот день. Икону можно приобрести в церковной лавке или заказать у иконописца.

    Украшение с гравировкой. Ювелирное украшение с гравировкой в виде имени виновника торжества будет отличным памятным подарком. Также гравировку можно нанести на любой предмет: ручку, кружку, портмоне, брелок.

    Банный халат. Банный халат с вышитым именем станет хорошим вариантом тематического подарка к этому празднику. Такая домашняя одежда будет дарить ощущение уюта и комфорта.

    Молитва святому, имя которого носишь

    Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Александр, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

    Именины по именам

    Источник: https://my-calend.ru/name-days/aleksandr

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector