Священномученик Иоанн Плотников
Священномученик Иоанн Плотников,
диакон
1866 – 1918
Иван Стефанович Плотников родился 3 апреля 1864 г. в селе Катайское Камышловского уезда Пермской губернии в семье священнослужителя. Он окончил Катайское приходское училище, а затем, в 1880 г. − Далматовское духовное училище.
Проучившись один год в Пермской духовной семинарии, в 1881 г. он вернулся в село Катайское. С 1882 по 1884 гг. Иван Стефанович служил сначала в Пермском губернском управлении, а затем в уездном полицейском управлении деревни Савино.
С октября 1885 г. началось служение Церкви: Иван Стефанович поступил псаломщиком в Троицкую церковь села Катайское. В марте 1887 г. он был посвящен в стихарь.
Иван Стефанович увлекался исследованием климата и сотрудничал с Уральским обществом любителей естествознания (УОЛЕ). С 1896 г. он стал его постоянным членом-корреспондентом.
Почти 22 года Иван Стефанович исполнял служение псаломщика. Только в мае 1907 г. он был рукоположен во диакона и в августе 1908 г. был перемещен для служения псаломщиком к Сретенской церкви Пышминского завода, кроме того, он преподавал пение в местной церковно-приходской школе.
В Сретенской церкви диакон Иоанн прослужил десять лет − до 1918 года. После того, как власть в Пышминском поселке захватили большевики, завод был национализирован.
Жители поселения бедствовали: процесс производства на заводе был нарушен, поднялись цены на самые необходимые товары, начались безработица, голод.
Недовольство создавшимся положением обернулось тем, что заводчане арестовали местное большевистское руководство.
30 июля/12 августа 1918 года в поселок Пышминский завод ворвалась конная разведка красноармейского отряда под руководством П. Хохрякова.
Утром этого дня диакон Иоанн с настоятелем церкви священником Иоанном Пьянковым совершили отпевание. Затем, так и не сняв подрясника, он пошел косить сено. Дорога шла через гору Высокую.
Вечером, возвращаясь с покоса, диакон Иоанн Плотников был убит красноармейцами «как представитель реакционного класса».
3/16 августа 1918 г. диакон Иоанн был отпет и погребен на приходском кладбище Сретенской церкви.
Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученик Иоанн Плотников прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
День памяти 30 июля/12 августа.
Величаем тя, священномучениче Иоанне,
и чтим честная страдания твоя, яже за Христа
во утверждение на Руси Православия претерпел еси.
Источники и литература
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 15835. Л. 50.
ГАСО. Ф. 6. Оп. 11. Д. 297.
90-летие со дня убиения священномученика Иоанна Старопышминского / http://orthodox.etel.ru/ (дата обращения 19.01.2016).
Жития святых Екатеринбургской епархии / Подгот. текстов и фотоматериалов Комиссией по канонизации святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург. Информ. изд. отд. Екатеринбургской епархии. 2008. С. 289-291.
История Прихода. Приход во имя Сретения Господня
Источник: http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/saints/plotnikov/
До кончины отца Иоанна никто не догадывался, какой венец приготовил ему Господь
№43 (652) / 14 ноября ‘11
Тамара Бортникова, краевед Подвижники
Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Священномученик Иоанн Плотников (Иоанн Старопышминский) служил диаконом в храме в честь Сретения Господня в Пышминском заводе Екатеринбургского уезда
Родился Иоанн Стефанович Плотников в апреле 1864 года в селе Катайско-Троицком Камышловского уезда (ныне город Катайск Курганской области).
Его отец Стефан, священнический сын, обучался в Пермской Духовной семинарии, был рукоположен во священники к Катайско-Троицкой церкви после женитьбы на девице Марии, с которой у них было шестеро детей: Екатерина, Александр, Елисавета, Николай, Вера и младший Иоанн.
Предки Плотниковых пришли в Катайский острог еще в ХVII веке. Кандидат исторических наук А.Г.Мосин, исследовавший истории фамилий жителей Камышловского уезда, пишет: «Не исключено, что все представители духовенства принадлежали к одному роду Плотниковых – возможно, из прихода Катайского острога».
Младшему сыну Иоанну было 11 лет, когда отец умер, оставив матушку с шестью детьми.
Жизненный путь Иоанна Плотникова может показаться простым, ничем сверхординарным не отмеченным: ни заметных со стороны событий, ни ярких подвигов, ни высоких наград. И все-таки от начала до конца это был путь сопротивления обстоятельствам, путь преодоления препятствий, путь в гору. Или, скажем, шествие горе.
Учиться Иоанн начал в Катайском приходском училище, а затем прошел курс в Далматовском Духовном училище за казенный счет: денег в семье на него не было – в это же время его старший брат Николай учился здесь на содержании отца. Годы учебы были удивительными: Промысл Божий свел Иоанна в училище с будущими священномучениками Алексием Будриным и Иоанном Шишевым.
Далее предполагалась Пермская Духовная семинария, но денег у семьи катастрофически не хватало, и уже из первого класса он вынужден уволиться и вернуться домой. 17-летнему парню пришлось идти на заработки.
Вернулся Иоанн из Перми в дом, расположенный прямо в ограде Свято-Троицкого храма, где продолжала жить Мария Петровна, хотя дом был уже выкуплен церковью за 1500 рублей.
К Катайско-Троицкому приходу относилась ближайшая деревня Савина, куда и определился на гражданскую службу Иоанн. Полтора года он отработал в Савиновском уездном полицейском управлении и… попросился в отставку. Хотя карьера его развивалась по тем временам стремительно: регистратор, столоначальник, управляющий приходо-расходной частью, секретарь полицейского управления.
Но появилась в родном храме маломальская вакансия, и 20-летний потомственный служитель Церкви возвращается к любимому делу. 11 октября 1885 года он определен на должность псаломщика и 31 марта 1887 года посвящен в стихарь.
Почти 22 года Иоанн исполнял это хлопотное служение.
Только 9 мая 1907 года псаломщик Иоанн Плотников был рукоположен во диакона в Крестовой церкви при Архиерейском доме епископом Екатеринбургским и Ирбитским Владимиром (Соколовским).
В течение десяти лет он был под духовным руководством настоятеля Алексия Введенского, также впоследствии убитого красными в 1918 году.
Занимая в храме даже самые невысокие должности, отец Иоанн вовсе не был серым недалеким человеком. К примеру, он серьезно увлекался исследованиями климата.
С 1896 года и до трагической кончины состоял членом-корреспондентом УОЛЕ – Уральского общества любителей естествознания, которое ходатайствовало о своем активном помощнике перед Екатеринбургской Духовной консисторией, и ее указом Иоанну Плотникову была объявлена Архипастырская признательность за «весьма аккуратные и хорошие климатические наблюдения».
Из села Ильинского Камышловского уезда, из семьи диакона Пророко-Илиинской церкви Александра Павловича Попова Иоанн взял себе в жены 20-летнюю Анастасию.
Старшая дочь отца Иоанна Екатерина родилась 15 ноября 1894 г. В мятежный 1905-й год отец увез ее в Екатеринбургское женское епархиальное училище. Десятилетняя девочка пережила там настоящее потрясение. После выхода царского Манифеста 17 октября 1905 года Екатеринбург бурлил, захлестнув и стены тихого, благочестивого учебного заведения.
Инспектор классов М.Ашихмин так описывал происходившее: « Посторонние и неизвестные детям лица забегали в классы, становились на учительскую кафедру и громко заявляли: «Господа, свобода! Бросайте книги! Идите все за нами!» Классные воспитательницы говорили, что воспитанницы не могут идти, они испуганы».
Ученицы закрытого учебного заведения не привыкли к посторонним, тем более, что те вели себя, с их точки зрения, не вполне адекватно: кричали, резко приказывали детям одеваться, подбегали к задним партам и даже тащили некоторых девочек за рукава к выходу.
«Я неоднократно просил оставить всех маленьких, плачущих и не желающих идти, но поборники свободы гнали на праздник свободы всех без разбору…», – вспоминал инспектор.
Шесть лет Катя получала не только широкие знания, но и благородное воспитание: возникновение женских епархиальных училищ в ХIХ веке было вызвано необходимостью, чтобы сыновья клириков брали невест из собственной сословной среды, а значит, утверждает доцент Э.Е.
Чумакова, эти «женщины должны способствовать росту авторитета духовенства среди прихожан, быть, как их мужья и отцы, примером для подражания».
Видя и понимая это, отец Иоанн стремился дать своим детям подобное образование и воспитание – истинная любовь к детям рождает и ответственность за них перед Богом.
И вот в Екатеринбургском Духовном училище уже учится второй его ребенок – сын Константин. В 1911 году, когда со званием домашней учительницы окончила курс Екатерина, Константин был переведен в 4-й класс.
В этом же году, но с переэкзаменовкой по арифметике, переходит в 4-й класс Мария. Позднее поступят в духовные училища младшие Елисавета, Николай, Стефан.
Только о родившейся в 1906 году Елене ничего не известно, потому что ко времени ее учебы началась революция.
В 1908 году отец Иоанн решается на переезд. Везти такую семью за полторы сотни верст на лошади – нелегкое испытание. Железнодорожная станция в Катайске появилась только в 1913 году. Да и вакансии для диакона на месте не было, она появилась в Пышминском заводе – всего в 20 верстах от Екатеринбурга.
7 сентября 1908 года он приступил в Сретенской церкви к службе диаконом на псаломщической вакансии. Прибыли вдевятером, а жить семье негде.
И вот уже в ноябре консистория заслушала рапорт благочинного протоиерея Кесаря Пономарева о прошении причта и старосты Сретенской церкви выдавать новому диакону квартирное пособие шесть рублей в месяц, так как он беден и имеет большое семейство, а у церкви на это средства есть. Разрешили: по пяти рублей.
Всю жизнь перебивался батюшка с хлеба на воду. Будучи псаломщиком в Катайске, получал жалованья 47 рублей в год. На новом месте стало у него 82 рубля 8 копеек. А в конце ХIХ века сапоги стоили 6 руб. 65 коп., две пары ботинок 6 руб. 50 коп., две юбки 3 руб. 25 коп., мужской костюм 7 руб. 40 коп. – сколько же надо было этих сапог, ботинок и юбок на девять-то человек!
Между тем, обучение не было бесплатным. За пансионерок духовного звания полагалось платить 100 рублей в год. За особую плату (35 рублей в год) можно было обучаться игре на рояле. А отец Иоанн желал, чтобы они учились музыке. И вот вольно-невольно накапливаются долги.
Диакон Пышминского завода в 1910 году задолжал за содержание в общежитии дочери Марии 89 руб. 44 коп., за обучение музыке дочери Екатерины 17 руб. 50 коп., и т.д.
Детей одного за другим принимают на епархиальное содержание, они становятся стипендиатами благотворителей училища.
В начале июля 1918 года жители Пышминского завода свергли установившуюся было советскую власть, а ее руководителей арестовали. Однако 30 июля ворвались красные.
Вот дословные воспоминания одного из участников налета, Семирикова, из конной разведки отряда Хохрякова: «Спустя одну ночь мы совместно с разведкой Жебенева направились в Пышминский завод для освобождения двух заключенных коммунистов у белых, где пришлось сделать зверский налет на волость Пышминского завода – в количестве 22 человека конных разведчиков красных партизан, причем нами было убито во время налета на волость один поп, штаба капитан белых и несколько чехов. Дверь заключенных пришлось разбивать кувалдой и с трудом выручать их из заключения». Войдя в поселок, налетчики похвалялись: «Мы там на горе вашего попа застрелили».
В этот день отец Иоанн возвращался с покоса, с утра с настоятелем отцом Иоанном Пьянковым они совершили отпевание – обычный богослужебный и трудовой день, но завершившийся так трагически.
В лесу на горе и встретили его всадники. А перед въездом в поселок они налетели на дозор, выставлявшийся жителями для охраны.
В «Метрической книге» отец Иоанн Пьянков, отпевавший их, записал: «Димитрий Стефанов Паздников (47 лет), Гавриил Федоров Чесноков (43 года), Александр Сильверстов Устюжанин (38 лет), Сретенской церкви диакон Иоанн Стефанов Плотников (54 года) – убиты красноармейцами».
Сейчас на склоне той горы стоит Поклонный крест, к нему постоянный поток паломников. Внизу часовня над святым источником. На вершине строится храм.
Об истории храма в честь Сретения Господня в 2010 году вышла книга. В ней есть стихотворение «Памяти диакона Иоанна»:
Навстречу рассвету, развеяв туман,Восстал из небытия Сретенский храм.Отринувший злого безбожья дурман,Он будет служить для спасения нам.
Отец Николай службу Божию правит,С Наталией, матушкой – хор.На место твое никого он не ставит:
Диакона нет до сих пор.
А вместо тебя есть большая икона:Святой Иоанн во весь рост.Безмолвно стоишь, свой орарь не снимая,Такой у тебя теперь пост.
А ночью привычное дело ты знаешь:Когда все уйдут по домам,Легко из высокой иконы ступаешь,
С кадилом обходишь весь храм.
Сколько святых новомучеников над нами! Разве без них совершилось бы чудо такого стремительного возрождения храмов, веры Православной…
© При использовании информации ссылка на СМИ«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Источник: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52081
Святые Курганской митрополии
В публикуемом списке перечислены святые, которые служили (а также родились, учились, постоянно проживали либо приняли мученическую кончину) на территории нынешней Курганской митрополии.
Необходимо отметить, что данный список ни в коей мере нельзя считать полным и окончательным, т.к. он составлен в основном по материалам книги «Жития святых Екатеринбургской епархии» и материалов из интернета.
Многие из жизнеописания святых составлены содержат немало «белых пятен». В дальнейшем список будет пополняться.
– Священномученик Александр Сидоров.
В 1897-1918гг служил священником в с.Далматовском Шадр. у. (ныне – г.Далматово) и там же был убит в 1918г.
– Священномученик Алексий Архангельский.
В 1887-1893гг служил псаломщиком и диаконом в Верх-Теченском монастыре (ныне – в с.Верхняя Теча Катайского района);
в 1893-1918гг – священником в с.Песчано-Колединском Шадр. у. (ныне – с.Песчаноколедино Далматовского района).
В 1918г был убит в с Верх-Теченском Шадр. у. (ныне – с.Верхняя Теча Катайского района).
– Священномученик Алексий Введенский.
В 1896-1918гг служил священником в с.Катайском (Троицком) Камышл. у. (ныне – г.Катайск) и там же был убит в 1918г.
– Священномученик Алексий Меркурьев.
В 1871-1892гг служил псаломщиком в с.Кривском Шадр. у. (ныне – в Далматовском районе);
в 1892-1909… – священником в с.Иванищевском Шадр. у. (ныне – в Шадринском районе);
в …1914-1918гг – священником в с.Корюковском Камышлов. у. (ныне – с.Корюково Катайского района), где и был убит в 1918г.
– Священномученик Алексий (Орлов).
В 1924-1927гг являлся епископом Курганским, викарием Тобольской епархии.
– Преподобномученик Ардалион (Пономарев).
В 1912-1918гг служил в г.Шадринске – уездным миссионером и законоучителем (затем – директором) Шадринской учительской семинарии.
– Священномученик Аркадий Гаряев.
В 1914-1918гг служил священником в с.Боровском Камышлов. у. (ныне – в Катайском районе) и там же был убит в 1918г.
– Священномученик Валериан (Рудич) [прославлен Украинской Православной Церковью МП].
В 1928-1930гг являлся епископом Шадринским, викарием Свердловской епархии.
– Священномученик Василий Инфантьев.
Родился в 1854г в Окуневской слоб. Челяб. у. (ныне – с.Окуневское Каргапольского района).
В 1876-1878гг служил священником в с.Петухово Челяб. у. (ныне – с.Петухи Шумихинского района);
в 1878-1884гг – священником в с.Таловском Челяб. у. (ныне – с.Таловка Юргамышского района);
в 1884-1888гг – священником в с.Куликовском Челяб. у. (ныне – с.Куликово Шумихинского района);
в 1888-1904гг – священником в станице Звериноголовской Челяб. у. (ныне – с.Звериноголовское);
в 1904-1909гг – священником в с.Лебяжском Шадр. у. (ныне – с.Лебяжье Далматовского района);
в 1909-1916гг – в с.Мехонском Шадр. у. (ныне – в Шатровсом районе).
– Священномученик Василий Милицын.
В 1894-1897(?)гг служил диаконом при Спасо-Преображенском соб. г.Шадринска;
в 1909… – священником в с.Верхне-Ключевском Камышл. у. (ныне – в Катайском районе);
в …1915-1918гг – в с.Алексеевском Камышлов. у. (ныне – с.Падерино Далматовского р-на).
– Священномученик Василий Ситников.
Родился в 1869г в с.Изъедугинском Шадр. у. (ныне – с. Изъедугино Шатровского района).
Примерно с 1878 по 1882гг обучался в Далматовском духовном училище.
В 1885-1906… служил диаконом на вакансии псаломщика в с.Изъедугинском Шадр. у. (ныне – с. Изъедугино Шатровского района) ,
В …1909-1913/14гг – диаконом в с.Бакланском Шадр. у. (ныне – в Каргапольском районе);
в 1913/14-1918гг – священником в с.Далматовском Шадр. у.
В 1918г был убит на ст. Катайск.
– Священномученик Виктор (Островидов).
В 1927г несколько месяцев числился епископом Шадринским, викарием Свердловской епархии (к исполнению своих обязанностей не приступил).
– Священномученик Владимир Сергеев.
Родился в 1867г в с.Далматовском Шадр. у. (ныне – г.Далматово).
Примерно с 1878 по 1883гг обучался в Далматовском духовном училище.
В 1890-1918гг служил священником в с.Далматовском Шадр. у. (ныне – г.Далматово) и там же был убит в 1918г.
– Преподобный Далмат Исетский (Димитрий Мокринский).
В 1644г основал Далматовский монастырь, в котором состоял иноком до 1697г.
– Священномученик Евсевий (Рождественский) [прославлен Русской Православной Церковью Заграницей].
В 1930г являлся архиепископом Шадринским, викарием Свердловской епархии.
– Мученица Екатерина Боголюбова
В 1904г была назначена просфорней в с.Мингалевское Шадринского уезда.
В 1918г была просфорней в с. Щилкинском Камышловского уезда, убита в Камышлове [прославлена Русской Православной Церковью Заграницей].
– Священномученик Иаков (Маскаев),
С января по апрель 1928г являлся епископом Курганским, викарием Тобольской епархии
– Священномученик Иерофей (Афонин/Афоник) [прославлен Русской Православной Церковью Заграницей].
В 1923-1924гг являлся епископом Шадринским, викарием Екатеринбургской епархии.
– Священномученик Иоанн Будрин.
В 1889-1918гг служил священником в с.Верхне-Ярском Шадр. у. (ныне – с.Верхний Яр Далматовского района) и предположительно там же был убит в 1918г.
– Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин).
Между 1925 и 1927гг служил священником в г.Далматово.
– Священномученик Иоанн Плотников.
Родился в 1864г в с.Катайском (Троицком) Камышлов. у. (ныне – г.Катайск).
Примерно с 1877 по 1880гг обучался в Далматовском духовном училище.
В 1885-1908гг служил диаконом на вакансии псаломщика в с.Катайском (Троицком) Камышлов. у. (ныне – г.Катайск);
в 1908г – в с.Корюковском Камышлов. у. (ныне – с.Корюково Катайского района).
– Священномученик Иоанн Шишев.
В 1875-1880гг обучался в Далматовском духовном училище.
В 1887-1892гг служил священником в с.Крестовском Камышл. у. (ныне – с.Крестовка Далматовского района).
– Священномученик Иоасаф Панов.
В 1869-1874гг обучался в Далматовском духовном училище.
– Священномученик Константин Алексеев.
Родился в 1873г в с.Новом Камышлов. у. (ныне – с.Новосельское Далматовского района).
В 1884-1888гг обучался в Далматовском духовном училище.
В 1893-1896гг служил псаломщиком в с.Песчано-Колединском Шадр. у. (ныне – с.Песчаноколедино Далматовского района);
в 1897-1910гг – диаконом в с.Галкинском Шадр. у. (ныне – с.Галкино Шумихинского района).
– Священномученик Нестор Гудзовский.
В 1916г служил псаломщиком в с.Катайско-Ильинском Камышл. у. (ныне – с.Ильинское Катайского района).
– Священномученик Николай Бирюков.
В 1887-1896гг служил диаконом при Спасо-Преображенском соб. г.Шадринска.
– Священномученик Николай Успенский [прославлен Русской Православной Церковью Заграницей].
Родился в 1862г; предположительно – в с.Катайском (Богоявленском) Камышлов. у. (ныне – г.Катайск).
Примерно с 1873 по 1877гг обучался в Далматовском духовном училище.
– Священномученик Павел Чернышев.
Родился в 1861г в с.Новом Камышлов. у. (ныне – с.Новосельское Далматовского района).
В 1886-1891гг служил священником в с.Тамакульском Камышл. у. (ныне – в Далматовском районе).
– Священномученик Петр Корелин.
Родился в 1863г в с.Крутихинском Шадр. у. (ныне – с.Крутиха Далматовского района).
Примерно с 1873 по 1877гг обучался в Далматовском духовном училище.
В 1883-… служил там же, и.о. надзирателя.
– Священномученик Стефан Луканин.
В 1898-1901гг служил священником в с.Кабанском Шадр. у. (ныне – с.Больш. Кабанье Шатровского района);
в 1907-1911гг – в с. Водолазовском Камышлов. у. (ныне – с.Водолазово Катайского района).
(До этого был направлен в с. Топорищевское, – ныне Топорищево, в Шадринском районе, но туда не поехал и месяц спустя получил новое назначение…)
– Священномученик Стефан Хитров.
В 1903-1906гг служил диаконом в с.Тропинском Шадр. у. (ныне – с.Тропино Далматовского района);
в 1906-1914гг – в с.Кондинском Шадр. у. (ныне – в Шатровском районе).
Член комиссии по канонизации святых Курганской митрополии
А. В. Печерин
Член Уральского Церковно-исторического общества
А. В. Колесов.
Источник: http://agioi-zaural.ru/svyatye-kurganskoj-eparkhii/item/11-svyatye-kurganskoj-mitropolii.html
Нижегородская Митрополия
Никольская церковь села Исады
Приволжское село Исады бывшего Макарьевского уезда Нижегородской епархии в дореволюционный период было известно не только как торговое село, но и своими красивыми храмами.
В древние времена здесь находился мужской монастырь в честь святого архидиакона Стефана. В этих местах еще со времен Патриарха Никона проживало большое количество раскольников самых разных толков, поэтому в начале XX столетия в Исадах прихожанами было выстроено два каменных храма.
Величественный пятиглавый православный храм в центре села, в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», был построен в 1901 году на средства благотворителей и именитого купца, почетного гражданина Александра Ивановича Приезжева, у которого было здесь родовое имение.
Вторая, единоверческая Никольская церковь была построена в этом селе в конце XIX столетия, для тех жителей, которые из раскола перешли в единоверие. Но основная часть местных крестьян все-таки молилась в Богородичной церкви, где помимо главного престола было освящено еще несколько приделов, и в том числе придел в честь святого архидиакона Стефана.
Именно здесь, в этой церкви последние годы своей жизни служил диакон Иоанн Мошков, который в страшном 1937 году принял мученическую кончину.
Отец Иоанн был родом из простой крестьянской семьи, его отец был сапожником. Родился он 25 сентября 1885 года на юге Нижегородской губернии в селе Богородское Сергачского уезда. Получив в семье своих благочестивых родителей лишь домашнее образование, начиная с 10 января 1913 года Иоанн Мошков стал исполнять обязанности псаломщика именно в единоверческой церкви в селе Исады.
В 1914 году, так как он не являлся официально священнослужителем по причине своего происхождения, его призвали в армию и отправили на фронт.
Во время Первой мировой войны Иоанн Мошков попал в плен, но затем благополучно с помощью Божией вернулся к себе на родину, женился и вновь стал исполнять обязанности псаломщика в исадской единоверческой церкви.
Вместе с ним уже в советское время здесь служили священники отец Иоаким Матюшин и отец Василий Пинаев.
Когда именно псаломщик Иоанн Мошков принял сан диакона, точно неизвестно, скорее всего, произошло это уже в конце 1920-х годов, когда его из единоверческой церкви пригласили служить в другой исадский храм, который прихожане прозвали «архидьяконский». Именно после этого в 1930 году местные власти обвинили отца Иоанна в антисоветской агитации и выступлениях против колхозов. Затем последовал его арест, но после вмешательства самих прихожан он был отпущен и продолжил служить в храме.
15 сентября 1937 года диакон Иоанн Мошков был вновь арестован сотрудниками районного Лысковского отделения НКВД. Спустя некоторое время, 18 ноября, был арестован и последний священник из села Исады иерей Сергий Мигинский. Арестованные сначала находились в лысковской тюрьме, а затем были отправлены в Нижний Новгород.
Во время следствия, длившегося несколько месяцев, отец Иоанн, которого обвинили в участии в церковно-фашистской организации, отказался давать лживые показания против себя и других обвиняемых священнослужителей. Он был допрошен следователем всего один раз, 4 ноября 1937 года, и сам допрос длился только несколько минут.
— Вы арестованы как активный участник церковно-фашистской организации. Признаете ли вы это?
— Виновным себя не признаю, — прозвучал категоричный ответ отца Иоанна, но следователь продолжал настаивать на признании.
— Вы даете неправдивые показания. Материалами следствия известно, что вы занимались антисоветской агитацией под руководством благочинного Белякова и Никольского. Предлагаю прекратить запирательство и дать правдивые показания.
— Я антисоветской деятельностью против советской власти никогда не проводил и в организации не состоял, и виновным себя не признаю, так как священники Никольский и Крылов мне заданий не давали.
Несмотря на позицию отца Иоанна, в обвинительном заключении по данному делу следователь запишет, что диакон Иоанн Мошков «вел активную контрреволюционную подрывную работу, направленную на свержение советской власти и реставрацию в СССР капитализма, проводил антисоветскую агитацию за выход из колхоза, распространял клевету в адрес руководителей коммунистической партии».
Документы из следственного дела диакона Иоанна Мошкова
По решению Тройки НКВД от 11 ноября 1937 года диакон Иоанн Мошков был приговорен к высшей мере наказания, а уже 20 ноября он был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле.
Из всех арестованных в 1937 году священнослужителей в Исады уже никто живым не возвратился, а храмы этого некогда именитого и богатого села были закрыты и осквернены. После гибели мужа матушка отца Иоанна, Серафима Петровна Мошкова, осталась одна с тремя детьми.
Их старшей дочери Анне тогда было только 14 лет, другой дочке Ефстолии 4 года, а младшему сынишке, которого так же звали Иоанном, исполнилось только два года. Им суждено было пережить нищету, гонения, войну, и долгое время они ничего не знали о судьбе своего отца.
Память сщмч. Иоанна 20 ноября.
Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева.
Источник: http://nne.ru/saints/svyashhennomuchenik-diakon-ioann-moshkov/
Церковное событие
Священномученик Иоанн Петрович Пьянков родился в 1856 году в Пермской губернии в семье псаломщика. В 1875 году, по окончании Пермской Духовной семинарии, поступил в Казанскую Духовную академию.
В 1876 году по своему прошению он был уволен из академии и назначен преподавателем в Дубровское народное училище. 24 апреля 1877 года рукоположен во иерея. Служил в церкви села Григорьевское Оханского уезда Пермской губернии.
В том же году переведен в Одигитриевскую церковь села Шерьинское того же уезда, затем – в Васильевскую церковь села Большесосновское (ныне Большая Соснова). В 1881 году назначен помощником миссионера по Оханскому уезду.
В 1884 году был назначен помощником настоятеля Свято-Троицкой церкви при Кушвинском заводе Верхотурского уезда Пермской губернии и законоучителем в Кушвинский детский приют. В 1887 году был переведен в больничную церковь во имя Александра Невского в Перми.
Одновременно был законоучителем в Пермском реальном училище. В том же году стал членом губернского училищного совета. В 1888 году на епархиальном съезде избран членом комитета по устройству епархиального женского училища. С 1891 года был членом епархиального училищного совета.
В 1893 году назначен исполняющим должность председателя совета Пермского епархиального женского училища. В 1894 году назначен благочинным городских церквей Перми. В том же году на съезде духовенства избран членом правления духовного училища.
Состоял наблюдателем церковноприходских школ Верхотурского уезда, а также заведующим псаломщической школой в Екатеринбурге. С 6 мая 1900 года – протоиерей. В 1909 году был назначен председателем комитета по постройке пермского каменного храма в честь Рождества Христова.
С 1910 года служил вместе со священномучеником Иоанном Плотниковым в Сретенской церкви при Пышминском заводе. В 1911-1913 годах состоял председателем епархиальных съездов духовенства и церковных старост. В последние годы служения был настоятелем пермской Воскресенской церкви.
Награжден орденами св. Владимира 4-й степени, св. Анны 2-й и 3-й степени.
17 декабря 1918 года вместе со священномучеником Николаем Яхонтовым (по другим данным, со священномучеником Алексием Сабуровым) были схвачены красными и после жестоких пыток и издевательств связаны вместе и утоплены в реке Каме. Священномученик Иоанн был привязан к тюремной кровати и несколько раз погружен в ледяную воду, затем утоплен в реке.
Прославлены Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
Игумен Дамаскин (Орловский)
Источник: http://www.fond.ru
материал взят с сайта Азбука веры
Сщмчч. Алексия, Иоанна, Александра и Николая пресвитеров, Василия диакона и с ним 10-ти мучеников (1918). Сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Анастасии, мцц. Екатерины и Киры: Священномученик Василий Кашин, диакон, Священномученик Димитрий Неведомский, пресвитер, Преподобномученица Анастасия Титова, послушница, Мученица Екатерина Петроградская (Арская), Мученица Кира Оболенская
Источник: http://hram-novokurkino.ru/site/event/4805