Священномученик сергий стрельников, священник

Русская линия / Библиотека периодической печати: Священномученик Сергий Стрельников

Сергей Александрович Стрельников родился 24 сентября (7 октября) 1887 года в селе Шулка Яранского уезда Вятской губернии в семье диакона Александра Стрельникова.

Супруга отца Сергия, Александра Николаевна, также происходила из духовного сословия и была дочерью священника Николая Панова, скончавшегося 19 мая 1935 года и похороненного в Оршанке. Священником был и старший брат С.А.

Стрельникова Николай Александрович, служивший в 1935 году в Троицком храме села Салобеляк, репрессированный за веру, дальнейшая судьба которого в настоящее время не известна.

Обратите внимание

После окончания по первому разряду Вятской Духовной в 1911 году Сергей Александрович был определён учителем Богородско-Полянской церковно-приходской школы, а 1 сентября 1912 года перемещён на аналогичную должность в село Мушу.

Вскоре он был рукоположен во диакона, а 14 ноября 1912 года — во священника с назначением в Михаило-Архангельскую церковь села Колянур Яранского уезда, в которой прослужил до 7 января 1916 года, не оставив при этом и учительства — преподавал Закон Божий в Бабинском земском училище.

В начале 1916 года отец Сергий был переведён в Предтеченскую церковь села Оршанка, где и подвизался до конца своей жизни.

Оршанскую церковь, в которой стал служить будущий священномученик, строили более тридцати лет и закончили постройку в 1904 году.

В храме находилось пять престолов, три из которых к моменту начала служения отца Сергия были освящены (главный — в честь Рождества Иоанна Предтечи, приделы — во имя Казанской иконы Божией Матери и священномученика Харалампия).

Оршанский приход входил в Яранское благочиние Вятской епархии, в его состав входили село Оршанка, деревни Малая Орша, Краево, Клюкино, Видякино, Овечкино, Комары, Косари, Марково, Сычи, Филимоново, Шуйка и Руя. Прихожан на конец 1915 года числилось 2768 человек, из которых 1325 мужчин, 1443 женщины.

На территории прихода располагались Оршанское 2-х классное земское училище (148 учащихся, из которых 87 мальчиков и 61 девочка), Видякинское земское училище (43 учащихся, 17 мальчиков и 26 девочек) и Больше-Оршинское земское училище (48 учащихся, 30 мальчиков и 18 девочек).

Как и большинство священников в дореволюционное время, отец Сергий и на новом приходе занимался учительством: в 1916—1917 годах преподавал Закон Божий в Видякинском земском училище, Оршанском двухклассном земском училище, Оршанском высшем начальном училище. С декабря 1912 года батюшка состоял членом Миссионерского общества, с 1915-го входил в Братство святителя Николая Чудотворца, занимавшееся противораскольнической деятельностью и действовавшее с 1882 года на территории Вятской епархии.

Важно

Возглавляемый отцом Сергием приход участвовал и в благотворительных программах, осуществлявшихся в рамках жизни и деятельности Российской Православной Церкви того времени.

Верующие собирали средства на содержание Вятской Духовной семинарии, епархиальных училищ, инородческих миссионерских курсов, Братства святителя Николая Чудотворца, в пользу больных и раненых воинов, на беднейшие церкви империи, улучшение быта паломников в Палестине и другие нужды.

Уже в дореволюционное время верующие оршанского прихода осознавали, что их батюшка имеет пред Господом молитвенное дерзновение. «В середине нашей деревни Сычи, напротив проулка, ведущего за огороды на поле, стояла каменная белая часовенка, в которой стояли иконы. ..

Длительное время не было дождей, и по просьбе наших сельчан приехал отец Сергий, и кто-то ещё с ним с хоругвями и большой иконой, которую несли на полотенце двое. Взяты были иконы и из часовенки и множество народа через этот проулок шли на поле до развилки дорог. Народ стоял полукругом, был отслужен молебен.

Меня с собою взяла бабушка. Молились, как мне показалось, долго и вот не помню, точно ли в тот день или на второй нашла туча и полил обильный дождик и бабушка, крестясь, благодарила Бога за Его милосердие» — рассказывает местная крестьянка.

Верующие вспоминают также, что по молитвам отца Сергия Господь даровал исцеление от колдовского воздействия и от заикания, полученного ребёнком в результате неожиданного испуга.

Священник Сергий Стрельников пользовался у верующих уважением и любовью. Вот одно из свидетельств об этом: «Не знаю, перед каким праздником или в сам праздник отец Сергий приезжал к нам в деревню Сычи и, как мне помнится, входил в каждый дом. В доме было прибрано, зашёл отец Сергий, прошёл к столу и бабушка вначале подвела нас с сестрёнкой к нему.

а потом подходили взрослые. А потом я спросила бабушку: „А разве батюшка знает всех нас?“ Она ответила: „Да, он знает весь свой приход“. И как-то объяснила нам это, тепло и душевно говоря об отце Сергии. Воспоминания об отце Сергии, как о добром, отзывчивом, доброжелательном человеке всегда были живы в нашей семье, особенно пока жива была бабушка».

Совет

Труды священника Сергия Стрельникова на ниве Христовой получили признание. 7 марта 1915 года, к празднику Святой Пасхи, Преосвященнейшим Никандром (Феноменовым), епископом Вятским и Слободским, за отлично-усердную службу он был награждён набедренником, в 1919 году — скуфьей. В сохранившихся клировых ведомостях тех лет о нём записано: «Поведения очень хорошего».

В Предтеченской церкви села Оршанка отец Сергий прослужил более двадцати лет.

В годы советской власти, как и все священнослужители, он был так называемым «лишенцем», что означало для этих изгоев советского общества лишение всех гражданских прав, непосильные налоги и самые изощрённые притеснения.

Храм села Оршанка не раз оказывался под угрозой закрытия, но трудами священника и верующих приходскую жизнь удавалось сохранить. В 1933 году за ревностное служение Церкви Божией отец Сергий был возведён в сан протоиерея.

В 1936 году храм в Оршанке всё-таки закрыли, передав здание под зерносклад. Батюшка сносил всё это терпеливо, продолжал исполнять пастырский долг, совершая богослужения на дому, а в начале 1937 года благословил сбор подписей за открытие церкви.

Да и в самых обычных житейских делах отец Сергий был поддержкой для своих односельчан: помогал людям хлебом, участвовал в общих сельскохозяйственных работах, вместе со всеми тушил пожары в селе. Конечно, батюшка предвидел свою судьбу, общую для всех истинных служителей Церкви того времени.

По воспоминаниям очевидцев, ему неоднократно предлагали скрыться, но он категорически отказался оставить паству и просил данный вопрос не поднимать.

26 июля 1937 года протоиерей Сергий Стрельников был арестован по ложному обвинению в систематическом ведении контрреволюционной агитации и заключён под стражу в камеру предварительного заключения Оршанского районного отдела милиции, а потом переведён в Йошкар-Олинскую тюрьму.

В ходе следствия в течение одного дня, 29 июля 1937 года, батюшка был допрошен дважды и виновным себя не признал. Тюремное заключение отец Сергий переносил благодушно.

Спокойствием, покорностью воле Божией, заботой о ближних пронизана его записка от 4 августа 1937 года, написанная в ответ на присланную ему супругой Александрой Николаевной передачу: «Большое спасибо, Саня.

Из белья и постели, и одежды ничего не нужно, когда будешь посылать, то шли не много: белого хлеба, огурцов, картошки и будет, мёду не нужно, вместо него сахару наколотого, и то немного. Денег тоже не нужно, ещё есть 17 рублей. Всех благ. Здоров. Часто не нужно, Саша, не ходи. Стрельников».

Обратите внимание

8 августа 1937 года состоялось заседание тройки НКВД по МАССР, на котором протоиерей Сергий Стрельников был приговорён к расстрелу. Приговор привели в исполнение в тот же день, в 15 часов. Похоронен отец Сергий в братской могиле на так называемой Мендурской дороге неподалёку от Йошкар-Олы.

16 июля 2005 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было принято решение о включении имени протоиерея Сергия Стрельникова в Собор новомучеников и исповедников российских. В декабре того же года были обретены мощи новопрославленного святого, которые в настоящее время находятся в домовом храме в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в здании Йошкар-Олинского епархиального управления и в Предтеченском храме села Оршанка.

Использованы воспоминания о священномученике Сергии Стрельникове, собранные приходом церкви посёлка Оршанка. Фото из архива семьи Стрельниковых.

+ + +

Тропарь, глас 1:

Оршанския веси отрасль доброцветную и Марийския земли благолепное украшение, новаго мученика Христова Сергия почтим, житие бо многоскорбное в гонениих лютых добродетельне совершив и славне в подвиге скончав, Божественною славою на Небесех обогатился есть. Ныне же предстоя престолу Подвигоположника Христа Бога нашего, молит непрестанно о всех нас.

Кондак, глас 2:

В молитвах твоих не оскудевая, отче святый, и предстательством ограждая притекающих к тебе, буди нам всем, верою чтущим память твою, просвещение совести и очищение нравов, яко да и мы, божественною благодатию вооружившеся, возлюбим, якоже и ты, узкий путь, священномучениче преблаженне Сергие.

http://mari.eparhia.ru/churches/hollyes/?ID=5220

Источник: https://rusk.ru/st.php?idar=75610

6. Сщмч. Сергий Стрельников, пресвитер (Память 8 августа)

Сер­гий Стрель­ни­ков ро­дил­ся 24 сен­тяб­ря/7 ок­тяб­ря 1887 го­да, в ка­нун празд­ни­ка пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, в се­ле Шул­ка Вят­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Алек­сандра Стрель­ни­ко­ва.

14 июня 1911 го­да Сер­гий Алек­сан­дро­вич окон­чил по пер­во­му раз­ря­ду Вят­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, и 12 ян­ва­ря 1912 го­да он был опре­де­лен учи­те­лем в Бо­го­род­ско-По­лян­скую цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу Яран­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии, а 1 сен­тяб­ря то­го же го­да пе­ре­ме­щен на ана­ло­гич­ную долж­ность в се­ло Му­шу, рас­по­ла­гав­ше­е­ся в том же уез­де. Вско­ре С.А. Стрель­ни­ков был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 14 но­яб­ря 1912 го­да — во свя­щен­ни­ка с на­зна­че­ни­ем в Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­скую цер­ковь се­ла Ко­ля­нур Яран­ско­го уез­да. На дан­ном при­хо­де ба­тюш­ка про­слу­жил до 7 ян­ва­ря 1916 го­да, а за­тем по лич­но­му про­ше­нию был пе­ре­ве­ден в Пред­те­чен­скую цер­ковь се­ла Ор­шан­ка, где и под­ви­зал­ся до кон­ца сво­ей жиз­ни.

На про­тя­же­нии сво­е­го слу­же­ния в до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя отец Сер­гий, как и боль­шин­ство свя­щен­ни­ков то­го вре­ме­ни, за­ни­мал­ся ак­тив­ной про­све­ти­тель­ской де­я­тель­но­стью: пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Ба­бин­ском зем­ском учи­ли­ще (1912–1915 гг.

), Ви­дя­нин­ском зем­ском учи­ли­ще, Ор­шан­ском двух­класс­ном зем­ском учи­ли­ще, Ор­шан­ском выс­шем на­чаль­ном учи­ли­ще (1916–1917 гг.).

Важно

С де­каб­ря 1912 го­да ба­тюш­ка со­сто­ял чле­ном Мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства, с 1915 го­да вхо­дил в Брат­ство свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, об­ра­зо­ван­ное в Вят­ской епар­хии.

Тру­ды свя­щен­ни­ка Сер­гия Стрель­ни­ко­ва на ни­ве Хри­сто­вой по­лу­чи­ли при­зна­ние.

7 мар­та 1915 го­да, к празд­ни­ку Свя­той Пас­хи, Прео­свя­щен­ней­шим Ни­кан­дром (Фе­но­ме­но­вым), епи­ско­пом Вят­ским и Сло­бод­ским за от­лич­но-усерд­ную служ­бу он был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком, в 1919 го­ду — ску­фьей. В со­хра­нив­ших­ся кли­ро­вых ве­до­мо­стях тех лет о нем за­пи­са­но: «По­ве­де­ния очень хо­ро­ше­го».

В Пред­те­чен­ской церк­ви се­ла Ор­шан­ка отец Сер­гий про­слу­жил бо­лее 20 лет.

В го­ды со­вет­ской вла­сти, как и все свя­щен­но­слу­жи­те­ли, он был ли­шен граж­дан­ских прав, не раз об­ла­гал­ся непо­силь­ны­ми на­ло­га­ми, под­вер­гал­ся дру­гим при­тес­не­ни­ям.

Храм се­ла Ор­шан­ка несколь­ко раз ока­зы­вал­ся под угро­зой за­кры­тия, но тру­да­ми свя­щен­ни­ка и ве­ру­ю­щих при­ход­скую жизнь уда­ва­лось со­хра­нить. В 1933 го­ду за рев­ност­ное слу­же­ние Церк­ви Бо­жи­ей отец Сер­гий был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.

В 1936 го­ду цер­ковь в Ор­шан­ке все-та­ки за­кры­ли, пе­ре­дав зда­ние под зер­но­склад. Ба­тюш­ка сно­сил все это тер­пе­ли­во, про­дол­жал ис­пол­нять свой пас­тыр­ский долг, со­вер­шая бо­го­слу­же­ния на до­му, а в ян­ва­ре 1937 го­да бла­го­сло­вил сбор под­пи­сей за от­кры­тие хра­ма.

И до сей по­ры вспо­ми­на­ют об от­це Сер­гии на Ор­шан­ском при­хо­де как о че­ло­ве­ке со­стра­да­тель­ном, тру­до­лю­би­вом и от­зыв­чи­вом.

В са­мых обыч­ных жи­тей­ских де­лах он был под­держ­кой для сво­их од­но­сель­чан: по­мо­гал лю­дям хле­бом, участ­во­вал в об­щих сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ра­бо­тах, вме­сте со все­ми ту­шил по­жа­ры в се­ле.

Совет

Ко­неч­но, отец Сер­гий пред­ви­дел свою судь­бу, об­щую для всех ис­тин­ных слу­жи­те­лей Церк­ви то­го вре­ме­ни. По вос­по­ми­на­ни­ям оче­вид­цев, ба­тюш­ке неод­но­крат­но пред­ла­га­ли скрыть­ся, но он ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся оста­вить паст­ву.

26 июля 1937 го­да про­то­и­е­рей Сер­гий Стрель­ни­ков был аре­сто­ван по лож­но­му об­ви­не­нию в си­сте­ма­ти­че­ском ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и за­клю­чен под стра­жу в ка­ме­ру пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния Ор­шан­ско­го от­де­ла ми­ли­ции с по­сле­ду­ю­щим на­прав­ле­ни­ем в Йош­кар-Олин­скую тюрь­му.

В хо­де след­ствия ба­тюш­ка был до­про­шен два­жды 29 июля 1937 го­да и ви­нов­ным се­бя не при­знал. 8 ав­гу­ста 1937 го­да со­сто­я­лось за­се­да­ние трой­ки НКВД по МАССР, на ко­то­ром про­то­и­е­рей Сер­гий Стрель­ни­ков был при­го­во­рен к рас­стре­лу. При­го­вор при­ве­ли в ис­пол­не­ние в тот же день, в 15 ча­сов.

По­хо­ро­нен отец Сер­гий в брат­ской мо­ги­ле на так на­зы­ва­е­мой Мен­дур­ской до­ро­ге непо­да­ле­ку от Йош­кар-Олы.

16 июля 2005 го­да на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви под пред­се­да­тель­ством Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о при­чис­ле­нии про­то­и­е­рея Сер­гия Стрель­ни­ко­ва к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

Чин про­слав­ле­ния был со­вер­шен 19 сен­тяб­ря 2005 го­да в Ми­ро­но­сиц­ком мо­на­сты­ре Йош­кар-Олин­ской епар­хии.

В де­каб­ре 2005 го­да бы­ли об­ре­те­ны мо­щи но­во­про­слав­лен­но­го свя­то­го, ко­то­рые в на­сто­я­щее вре­мя на­хо­дят­ся в до­мо­вом хра­ме ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Тро­е­ру­чи­ца» в зда­нии Йош­кар-Олин­ско­го епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния.

Сво­ей жиз­нью, за­вер­шив­шей­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ной, свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий Стрель­ни­ков явил при­мер кро­то­сти и тер­пе­ния, вер­но­сти пас­тыр­ско­му дол­гу. Мо­лит­ва­ми его да укре­пит Гос­подь и нас в тер­пе­ли­вом несе­нии жиз­нен­но­го кре­ста и ис­пол­не­нии хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей.

Ис­точ­ник

Источник: http://vdschool.ru/6-sshchmch-sergiy-strelnikov-presviter-pamyat-8-avgusta

Священномученик Сергий (Мечев), пресвитер

Священномученик Сергий (Мечев), пресвитер (+ 1942)

ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ 24 ДЕКАБРЯ / 6 ЯНВАРЯ;ДЕНЬ ПРОСЛАВЛЕНИЯ 7/20 АВГУСТА;ПАМЯТЬ ПРАЗДНУЕТСЯ 24 ОКТЯБРЯ / 6 НОЯБРЯ;СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ;СОБОР РОСТОВО-ЯРОСЛАВСКИХ СВЯТЫХ;

СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

Священномученик иерей Сергий Мечев родился в Москве 17 сентября 1892 года в семье известного священника отца Алексия Мечева, настоятеля храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке.

Обратите внимание

Батюшка отец Алексий очень любил своего сына Сережу и желал иметь его своим преемником, но он не хотел оказывать на него давления и поэтому дал возможность сыну получить светское образование.

Читайте также:  Священномученик александр сидский (памфлийский)

В 1910 году Сергей окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на медицинский факультет Московского университета. Вскоре он перешел учиться на словесное отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1917 году.

Во время войны в 1914 году Сергей работал на Западном фронте братом милосердия в одном из санитарных поездов. Там же он познакомился со своей будущей супругой, которая также трудилась сестрой милосердия.

Одновременно с учебой в Университете Сергей принимал участие в работе студенческого богословского кружка имени святителя Иоанна Златоустого, организованного наместником Чудова монастыря епископом Арсением (Жадановским). На заседаниях кружка читались и обсуждались доклады на различные темы богословского характера.

В 1917 году Русской Православной Церковью была создана комиссия по сношению с гражданской властью. В число членов комиссии вошел и Сергей Алексеевич. В этот период ему пришлось часто бывать у Святейшего Патриарха Тихона, который очень его полюбил.

Решение принять священство было связано у Сергея Алексеевича с поездкой в 1918 году в Оптину пустынь, где он получил на это благословение преподобных старцев Анатолия и Нектария.

В 1919 году, по окончании историко-филологического отделения Московского университета, он был рукоположен в диакона, а затем в иерея. Рукополагал его в Даниловском монастыре священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский).

Служил отец Сергий вместе со своим отцом в храме на Маросейке. Этот приход называли «мирским монастырем», имея в виду не монастырские стены, а паству-семью, связанную узами любви и единым духовным руководством.

Послушание духовному отцу, очищение совести покаянием («сущность исповеди есть самопосрамление; исповедь есть страдание кающегося и сострадание ему священника», – говорил отец Сергий), частое причащение, ежедневные уставные службы, которые начинались в 6 утра, благодаря чему маросейские прихожане могли вовремя попадать на работу.

Важно

Все это создавало условия для подлинной духовной жизни. «Христианство – не учение, а жизнь», – часто повторял отец Сергий.

После кончины своего отца, святого праведного Алексия Московского (1923), отец Сергий принял на свое пастырское попечение «покаянно-богослужебную семью», как он называл приход, и окормлял его до самой своей мученической кончины. «Вы мой путь ко Христу, как же пойду без вас», – писал он в 1930 году своим духовным чадам.

Богослужение отца Сергия отличалось от богослужений батюшки Алексия: в нем не было той растворенности в любви, того покаянного плача, но все же оно было прекрасно: в нем была строгость, стройность, сосредоточенность.

Проповеди его были насыщены волевым началом так, что, слушая их, нельзя было оставаться пассивным, а хотелось действовать.

Духовных чад привлекала его личность, пламенность веры, требовательная, чуткая и неподкупная совесть, отсутствие всяких поз, знание святоотеческого учения, и, наконец, доброта и отзывчивость.

Предвидя мученический подвиг отца Сергия, преподобный старец Нектарий Оптинский как-то раз сказал о нем своей духовной дочери: «Ты знала отца Алексея? Его знала вся Москва, а отца Сергия пока знает только пол-Москвы. Но он будет больше отца».

После захвата обновленцами храмов, лишь единичные приходы в Москве сохранили верность Патриарху Тихону, в числе их были Даниловский монастырь и «Маросейка».

Отец Сергий был до конца верным Русской Церкви. После появления Декларации 1927 года он не поминал митрополита Сергия (Страгородского); правда, позже он глубоко раскаялся в своем отношении к нему.

В 1929 году батюшку арестовали и сослали; в 1932 году закрыли храм на Маросейке.

Совет

Отец Сергий был сослан на Север, в маленький городок Вологодской области Кадников. Там в 1933 году последовал повторный арест и осуждение на 5 лет лагерей, которые он отбывал сначала на Кубенском озере на лесопилке, затем на реке Шелексе, затем в Усть-Пинеге. В 1935 году его переводят в Свирские лагеря, на Лодейное Поле, а затем под Рыбинск (станция Переборы), на строительство плотины.

В колонии на Шелексе батюшка сильно голодал. Его постоянно обкрадывали уголовные. Духовные дочери, приехавшие навестить его, заметили, что, несмотря на крайнее истощение, в нем исчезла всякая раздражительность, он стал очень мягким, не было от него ни единого упрека.

В 1937 году отец Сергий освободился из лагеря. Он поселился в окрестностях города Калинина (Твери) и работал в одной из поликлиник, а дома тайно совершал литургию. К нему постоянно приезжали духовные дети, и он им писал письма: «…Молитесь Господу, просите Его, чтобы снял Он с вас тесноту, замыкание в себе, чтобы получили вы расширенное сердце!» – так он наставлял их.

В это время все единомысленные батюшке архиереи были в лагерях и ссылках. Он же в желании иметь архипастырский покров открыл одному епископу свою церковную позицию и нелегальное положение своей общины. Этот епископ, Мануил (Лемешевский), согласился тайно рукоположить нескольких человек из общины отца Сергия. Вскоре архиерей был арестован и сразу же последовали аресты маросейских прихожан.

Отцу Сергию советовали скрыться в Средней Азии, но он отказался оставить своих духовных детей. Около года батюшка скитался без прописки. Летом 1941 года он с некоторыми духовными чадами скрытно проживал в деревне близ Тутаева. Там он каждый день служил литургию. В связи с всеобщей подозрительностью, возникшей с началом войны, местные жители приняли их за немецких шпионов и выдали НКВД.

24 июня / 7 июля 1941 года батюшку арестовали и поместили в Ярославскую тюрьму. После четырех месяцев допросов и пыток, на которых он вел себя очень мужественно, стараясь, чтобы не пострадал никто из общины, в ночь на 24 декабря 1941 / 6 января 1942 года батюшка был расстрелян в тюрьме Ярославского НКВД и захоронен в братской могиле.

Иерей Сергий Мечев был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. С 2005 года в календарях издательства Московской Патриархии около его имени печатается добавление о принадлежности к Соборам Ростово-Ярославских и Московских святых.

Святый священномучениче Сергие, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 4:

От корене праведнаго прозябл еси, / Православия наставниче и ревнителю, / пред Богом во узах и до смерти предстоя, / гласом немолчным паству наставлял еси, / священномучениче Сергие, / моли Христа Бога / / спастися душам нашим.

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=sviashennomuchenik-sergii-mechev-presviter

Династии святых. Святой праведный Алексий и священномученик Сергий Мечёвы | Журнал для настоящих пап “Батя”

Великие отцы / Отцы великих

В жизни Православной Церкви очень многое значит традиция, и многие традиции живут уже не одну сотню лет. И это очень важно, потому что народ, не знающий своей истории, подобен ребенку – он заново должен познавать все. Традиция сохраняет то, что является неизменным на протяжении долгого времени, она является связующим раствором между поколениями.

Наша семья, например, уже много лет собирается на Рождество и Пасху у бабушки, и сколько я себя помню, это было так. Сейчас уже мои дети, и дети моих родных и двоюродных братьев и сестер собираются с нами. Бог даст, будут собираться и наши внуки. И я знаю, что когда мы собираемся, мы чувствуем себя одним целым, несмотря на то, что все такие разные.

В священнических династиях тоже существуют традиции, и в том числе традиции воспитания. Давайте прикоснемся к опыту жизни и воспитания, который явил нам двух святых: отца и сына.

Жизнь святого праведного Алексия Московского

Святой праведный Алексий Мечёв

Святой праведный Алексей Алексеевич Мечёв родился в 1859 году, его отец был регентом кафедрального Чудовского хора, а его дед протоиерей Иоанн Мечёв служил в Коломенском уезде.

Вот так описывается жизнь семьи, где воспитывался святой Алексий, в его житии: «В двухкомнатной квартирке в Троицком переулке в семье регента Чудовского хора царила живая вера в Бога, проявлялось радушное гостеприимство и хлебосольство; здесь жили радостями и горестями каждого, кого Бог привел быть в их доме. Всегда было многолюдно, постоянно останавливались родные и знакомые, которые знали, что им помогут и утешат».

Когда у сестры матери умер муж, они приняли ее вместе с тремя детьми к себе жить, несмотря на то, что пришлось очень сильно потесниться.

Обратите внимание

Алексей Мечёв хотел после окончания Московской духовной семинарии стать врачом, чтобы как можно больше пользы приносить людям. Но мать решительно воспротивилась этому: «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником». Пойти против воли матери, которую так уважал и любил, он не мог. Впоследствии батюшка понял, что обрел свое истинное призвание, и был очень благодарен ей.

Послушание родителям, даже уже в достаточно взрослом возрасте, вознаграждается Богом.
Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. (Кол. 3:20)

Семья

В семье диакона, а затем священника (с 1893 года) Алексия Мечёва и его супруги Анны родились пятеро детей: Александра (1888), Анна (1890), Алексей (1891), Сергей (1892) и Ольга (1896), но Алексей умер на первом году жизни.

Храм святителя Николая на Маросейке в Москве

Отец Алексей практически ежедневно служил в небольшом храме Святителя Николая в Кленниках, что на Маросейке. И в течение восьми лет храм часто бывал пуст, — люди еще не знали…

В 1902 году умерла супруга отца Алексея Анна (в девичестве Молчанова).

Община

В это время купеческая семья Алексей и Клавдия Беловы, с которыми был близок отец Алексей, пригласили к себе бывшего тогда в Москве отца Иоанна Кронштадтского.

— Вы пришли разделить со мной мое горе? — спросил отец Алексий, когда вошел отец Иоанн.

— Не горе твое я пришел разделить, а радость, — ответил отец Иоанн. — Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты радуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего… А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет.

Икона святого правденого Алексия Московского

Со временем к батюшке за советом стали приходить все больше и больше людей, уставших от дрязг, неустроенности жизни, тяжелых обстоятельств, пребывающих в унынии и отчаянии, жаждущих получить совет в трудной жизненной ситуации. И всех отец Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием.

Он не порицал никого, не укорял, а старался, приводя яркие случаи ошибок и заблуждений, доводить слушающих до сознания своей вины, вызывать у них чувство раскаяния.

За свою веру и труды отец Алексий получил от Бога благодатный дар прозорливости. Приходящие люди понимали, что ему уже известна их жизнь, их мысли и душевные устремления. Но по своему смирению, он старался скрывать этот дар, косвенно наводя на правильное решение или давая совет через рассказ об «аналогичных случаях, которые недавно были».

В конце 1917 года людей, приходящих к старцу Алексию, за советом стало еще больше – по стране кроваво зашагала революция.

Дети

Нельзя забывать, что все это время отец Алексий продолжал воспитывать четверых своих детей.

В 1902 году старшей Александре было только четырнадцать лет, Анне – двенадцать, Сергею – десять, а младшей Ольге – только шесть.

Кроме того, в нижнем жилом этаже храма батюшка открыл начальную церковно-приходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. Дети осваивали там полезные для них ремесла.

Сергей был единственным сыном в семье, он с детства помогал отцу в алтаре, пел на клиросе, и батюшка Алексий очень хотел увидеть его своим преемником. Но  будучи убежденным противником любого проявления насилия, он никогда ему этого не высказывал, предоставляя свободу выбора.

В 1910 году Сергей Алексеевич поступил в Московский университет на медицинский факультет, но не смог побороть неприятие к практическим занятиям в анатомическом кабинете, и вскоре перевелся на историческо-филологический факультет.

Читайте также:  Священномученик александр иерусалимский, епископ

В конце 1914 года Сергей Мечёв ушел добровольцем на фронт и до июня 1916 года служил санитаром и братом милосердия в прифронтовой зоне во втором Подвижном Лазарете Красного Креста Московского купеческого и биржевого общества.

Это был ближайший к полю боя медицинский пункт, где все числившиеся санитарами выполняли в первую очередь работу братьев милосердия.

Важно

Здесь он познакомился со своей будущей супругой, тогда слушательницей Высших женских курсов Евфросинией Николаевной Шафоростовой (1890-1959), происходившей из благочестивой купеческой семьи.

По возвращении с фронта, он закончил свое обучение в Университете, затем некоторое время служил в армии.

Священство

Сергей с детства воспитывался, живя при храме и помогая на богослужениях, которые совершал отец, видя его праведную, устремленную к Богу жизнь. Он с детства знал, что подвиг священства – это огромный ежедневный труд, потому что помимо совершения богослужений, Таинств и приходских треб, нужно всех приходящих за духовным советом утешать, помогать словом и молитвой.

Оптина пустынь в начале XX века

Необходимость принятия священнического сана Сергею Алексеевичу чувствовал его отец, принять сан ласково, но настойчиво уговаривал его святитель Тихон, да и сам Сергей тоже чувствовал свое призвание.

Окончательное решение он принял после поездки в Оптину пустынь, с которой у отца Алексия было глубокое духовное родство, его даже называли «оптинский старец в миру».

В Оптиной старец Анатолий (Потапов) наставил и укрепил молодого человека в его стремлении принять священнический сан.

О подвиге пастырства отец Сергий впоследствии говорил, что он «почитается в Церкви выше подвига мученичества… Подвиг пастырства так труден, что многие из пастырей, по слову Иоанна Златоуста, не спасут свою душу».

В Лазареву Субботу 1919 года Сергей был рукоположен в диакона, а в Великий Четверток – в иерея. Рукоположение совершил архиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Свято-Данилова монастыря.

Началась насыщенная священническая жизнь отца Сергия с того, что в день хиротонии он должен был совершать таинство Елеосвящения, потому что отец Алексий очень устал после пешего возвращения из Свято-Данилова монастыря (были перебои с транспортом).

Совет

Помимо регулярных богослужений, в храме часто проводились духовные беседы, куда охотно собирались слушатели.

Отца Алексия и его сына отца Сергия связывала глубокая отцовская и сыновняя любовь, но молодой отец Сергий, имея более горячий нрав, будучи более строгим и волевым, во многом его не понимал. Отец Алексий часто становился выше дисциплинарных требований устава, много исповедовал во время литургии.

«Ну, как я откажу в исповеди, — говорил он, — может быть, она последняя надежда человека, может быть, оттолкнув его, я причиню гибель, вред его душе. Христос никого не отталкивал от Себя. Вы говорите: «Закон». Но там, где нет любви, закон не спасает, а настоящая любовь есть исполнение закона!»

Священномученик Сергий Мечёв

Отец Сергий очень хотел послужить сам, один, чтобы все делать строго по уставу, так, как казалось правильным. И вот когда батюшка приболел, такой случай представился.

«Ну, думаю», — рассказывал он, — «теперь-то я не допущу никаких непорядков».

На исповедь приходит девушка.

— Вы исповедаться?

— Да.

— А на вечерне были?

— Нет, батюшка, у меня работа вечерняя.

Что же делать? Пришлось ее допустить до исповеди и причастия. Следующая была старушка.

— Ты на вечерне была?

— Нет, батюшка, не могла.

— Как же не могла? Ведь ты не работаешь, всегда дома. Не могу я тебя исповедовать!

— Батюшка, я едва выбралась. Ведь мне приходится с детьми сидеть, и так меня еле отпустили.

Икона священномученика Сергия Мечёва

Пришлось и ее исповедать. Только она отошла, вдруг какой-то незнакомый мужчина без спросу летит чуть не прямо в алтарь. Тут уж он не стерпел: досталось этому мужчине. Он и из храма ушел. Только ушел, а следом бежит к нему женщина: «Отец Сергий! Не приходил ли сейчас муж мой? Его батюшка хотел видеть. Я его едва уговорила!»

Этого-то человека, которого привести к батюшке стоило многих хлопот, а отцу Алексею, может быть, многих молитв, он, можно сказать, прогнал. Долго потом его нельзя было уговорить придти к батюшке. Это был первый урок, показавший отцу Сергию, как прав был батюшка со своими «непорядками», и какую беду наделал бы отец Сергий строгим соблюдением своего «устава».

К отцу Сергию духовных чад привлекала его пламенная вера, воля, сосредоточенность, неподкупная совесть, а также доброта и отзывчивость.

Предвидя мученический подвиг отца Сергия, старец Нектарий Оптинский как-то сказал своей духовной дочери о нём: «Ты знала отца Алексея? Его знала вся Москва, а отца Сергия пока знает только пол-Москвы. Но он будет больше отца».

9 (22) июня 1923 года протоиерей Алексий Мечёв отошел ко Господу. Хоронила его вся Москва, день и ночь приходили священники и миряне, чтобы попрощаться со старцем, служили литии и панихиды. В день похорон на Лазаревское кладбище прибыл только что освобожденный Святейший Патриарх Тихон.

Настоятельство

Отец Сергий остался один. На его плечи лег тяжелый крест настоятельства. Но кроме просто управления приходом, на нем теперь была ответственность и за духовных чад батюшки, которые привыкли к тому, что старец Алексий уже все знает, и всегда прозорливо подскажет, как поступить.

Отец Сергий горячо молился, чтобы Господь открыл ему Свою волю. Скорый свой арест за неподчинение обновленческому ВЦУ (Высшему Церковному управлению) он почти воспринял как промысел Божий о том, что нужно оставить общину.

Но на сороковой день после кончины батюшки, в Бутырской тюрьме, он явно ощутил присутствие и родительскую ласку отца. «Если меня освободят сегодня», — подумал отец Сергий, — «значит, это благословение принять Маросейку». Но освободили его позже, в другой памятный для семьи день – памяти преп.

Обратите внимание

Феодора Тотемского, особо чтимого Мечёвыми, и день рождения его матери. Отец Сергий поехал на могилку к батюшке Алексию и вернулся домой.

Архим.Борис (Холчев), крайняя слева Елизавета Сергеевна Мечёва

Он продолжил служить в храме на Маросейке, но сомнения не оставляли его, и в конце концов за советом он отправился к старцу Нектарию Оптинскому, проживавшему тогда уже не в Оптиной пустыни, а в селе Холмищи. Но впервые доехать ему туда не удалось.

И в этот день он понял, что во что бы то ни стало, должен продолжать служить и продолжать дело отца.

Одна из духовных дочерей отца Сергия, рассказав старцу Нектарию о неудачной попытке отца Сергия приехать в Холмищи, получила следующий ответ: «И хорошо сделал, что не доехал, — я бы все равно не благословил его на оставление паствы».

Община маросейского храма продолжала жить и воспитывать своих членов, членов «покаяльно-богослужебной семьи», откуда вышли и многие замечательные пастыри, в том числе, архимандрит Борис (Холчев). Но это тема для отдельной книги.

Священномученик Сергий Мечёв (фото из дела)

Мученичество

В 1929 году батюшку Сергия арестовали, отец Сергий был сослан в городок Кадников в Вологодской области. В 1932 году закрыли храм на Маросейке (возвращен Церкви в 1990 году), о чем он очень переживал.

В 1933 году его снова арестовали, и дали 5 лет лагерей в Вологодской области. Здесь он сильно болел и исхудал, в том числе и от того, что уголовники постоянно его обкрадывали.

В 1937 году отец Сергий был досрочно освобожден и поселился в окрестностях города Калинина, куда приезжали его духовные дети, и где он сам встречался с иеромонахом Павлом (Троицким), считая его своим духовником.

Важно

В 1940 году отец Сергий переехал в Рыбинск, где 7 июля 1941 года он был вновь арестован, а 6 января 1942 года расстрелян в тюрьме Ярославского НКВД.

Храм святителя Николая на Маросейке в наши дни

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Алексий Мечёв и иерей Сергий Мечёв были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Мощи святого праведного Алексия Московского сейчас находятся в храме Святителя Николая в Кленниках на Маросейке, там, где он служил вместе со своим сыном.

В статье также использованы следующие материалы:
Житие св.праведного Алексия (Мечёва) Московского
Житие сщмч.Сергия Мечёва на сайте храма мч.Татианы
Житие сщмч.Сергия Мечёва на сайте Православие.ру
«Сын мой будет больше меня», А.Грубе, «Московский журнал» №8-2005
Жития Новомучеников и Исповедников Российских XX века Московской епархии. Декабрь. Под.

ред. Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Тверь: «Булат», 2004
Духовное наследие архимандрита Бориса (Холчева): проповеди, дневниковые записи, беседы и письма / Сост., предисл. и жизнеописание А.Ф.Грушиной, диакона Серафима Чуракова. — М.:ГУП «Редакция журнала «Московский журнал. История государства Российского« при участии ООО «Издательсво Акант«, 2006. — 400 с., илл.

Иллюстрации:
Сайт Православие.ру
База данных Новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви XX века ПСТГУ
Panoramio.com

Источник: http://rusbatya.ru/dinastii-svyatyih-svyatoy-pravednyiy-aleksiy-i-svyashhennomuchenik-sergiy-mechyovyi/

8 августа Украинская Православная Церковь отмечает день памяти священномученика Сергия (Стрельникова) – Главновости

Мы продолжаем писать о тех, кого уничтожила безбожная власть.

24 сен­тяб­ря/7 ок­тяб­ря 1887 го­да, то есть, непосредственно, перед празднованием дня памяти пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, в семье диа­ко­на Алек­сандра Стрель­ни­ко­ва, которая проживала в Вятской губернии, родился сын. Естественно, что назвали его в честь Сергия Радонежского.

Жизнь этого мальчика складывалась довольно традиционно для выходцев из семей священников. Церковно-приходская школа, духовное училище, духовная семинария, работа, служба.

В 1912 го­ду, по окончании семинарии, Сер­гия Алек­сан­дро­вича отправили учительствовать в церковно-приходские школы. В том же году его рукоположили во священника и назначили настоятелем храма в честь Михаила Архангела села Колянур, той же Вятской губернии.

Чуть позже, его перевели в другой храм, в честь Иоанна Предтечи се­ла Ор­шан­ка, где он и служил до своей мученической смерти.

Человеком он был очень активным. Преподавал Закон Божий, служил миссионером, занимался благотворительностью. Именно поэтому, в клировых ведомостях о священнике Сергии написали, что он «поведения очень хорошего». Это была серьезная похвала для того времени.

Когда пришла советская власть его, как и всех священников, лишили гражданства, пытались выжить из храма, угрожали арестом и расправой. Иоанно-Предтеченский храм несколько раз пытались закрыть, облагали огромными налогами, но, отец Сергий и его прихожане не давали этого сделать.

Несмотря на крайне тяжелое положение Церкви, церковная жизнь продолжалась и в 1933 го­ду, в разгар гонений от безбожников, священника Сергия возвели в сан протоиерея.

Однако, несмотря на все попытки сохранить церковь, сделать это не удалось. В  1936 го­ду храм в Ор­шан­ке превратили в зер­но­склад.

Совет

В свою очередь, ба­тюш­ка с этим не смирился, а, сначала, служил в своем доме, а потом инициировал сбор подписей за открытие храма. В то время это могло означать только одно — подписать себе смертный приговор.

Об отце Сергии люди помнили долго. Уже в наше время в том селе, в котором он жил, рассказывали о нем, как о человеке чрезвычайно скромном, простом, милосредном. Так, он вместе с односельчанами и прихожанами участвовал в сельхозработах, тушил пожары, помогал другим всем, чем мог.

Священник прекрасно понимал, что такая его деятельность не останется незамеченной органами госбезопасноти, перед которыми была поставлена задача физического уничтожения Церкви. Ему неоднократно предлагали скрыться, поменять имя и фамилию, переехать в другое место. Но, отец Сергий каждый раз отказывался оставлять паству.

26 июля 1937 го­да про­то­и­е­рея Сер­гия Стрель­ни­кова все-таки обвинили постоянном ведении контрреволюции и по этому ложному обвинению, арестовали.

Уже 29 июля его допрашивали в Йош­кар-Олин­ской тюрь­ме. Допрашивали «с пристрастием», то есть били и издевались над ним. Но, несмотря на это, он виновным себя не признал.

8 ав­гу­ста 1937 го­да тройка НКВД по МАССР,  приговорила отца Сергия Стрельникова к расстрелу. В тот же день, в 15 часов, приговор привели в исполнение.

Читайте также:  Священномученик харлампий магнезийский

Тело отца Сергия, вместе с другими расстрелянными в тот же день и днем раньше, было брошено в братскую могилу на так на­зы­ва­е­мой Мен­дур­ской до­ро­ге недалеко от Йош­кар-Олы.

Сво­ей жиз­нью, за­вер­шив­шей­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ной, свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий Стрель­ни­ков явил при­мер кро­то­сти и тер­пе­ния, вер­но­сти пас­тыр­ско­му дол­гу. Мо­лит­ва­ми его да укре­пит Гос­подь и нас в тер­пе­ли­вом несе­нии жиз­нен­но­го кре­ста и ис­пол­не­нии хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей.

Источник: https://glavnovosti.com/8-avgusta-ukrainskaya-pravoslavnaya-cerkov-otmechaet-den-pamyati-svyashhennomuchenika-sergiya-strelnikova/

Священномученик Сергий (Кротков)

Главная > Благочиние > Новомученики Ивантеевского благочиния > Священномученик Сергий (Кротков)

В 1922 году в Никольский храм был назначен протоиерей Сергий Кротков, который прослужил в Царево до 1930 года.

Родился отец Сергий в 1876 году в селе Подлесная Слобода Зарайского уезда Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области) в семье священника.

Отец его умер, когда мальчику исполнилось три года, и с этого времени Сергей стал жить у родственников. Как сирота Сергей был отдан в Рязанскую духовную семинарию для обучения за казенный счет.

Обратите внимание

По окончании семинарии Сергей Михайлович был определен преподавателем Закона Божия в церковноприходской школе.

Сочетавшись браком с девицей Марией, дочерью протоиерея Палладия Афанасьевича Орлова, служившего в селе Луховичи Рязанской губернии (ныне город Луховицы Московской области), он был назначен на его место и рукоположен в сан священника в 1903 году.

Когда началась Первая мировая война, отец Сергий был направлен полковым священником в 139-й Моршанский полк, который воевал на Австрийском фронте. Он прошел всю войну вместе с частью, занимавшей позиции на передовой.

За безупречное пастырское служение во время военных действий отец Сергий был награжден орденом Анны 3-й степени, Георгиевским крестом и возведен в сан протоиерея.

Отец Сергий прослужил полковым священником до большевистского переворота в 1917 году, и лишь после того, как полк был расформирован, он уехал в Воронежскую епархию, где получил место настоятеля в храме в селе Валуйчик Бирюченского уезда (ныне Красногвардейский район Белгородской области).

Перед его отъездом с фронта епископ Кременецкий Дионисий предложил священнику не возвращаться в Россию, где в то время начинала бушевать революция, и поселиться в Западной Европе, но тот отказался.

В 1922 году протоиерей Сергий был назначен настоятелем Никольской церкви в село Царёво. Это было тяжелое время для православных, но священник был непоколебим в своем пастырском служении, которое было в те времена исповедничеством.

Даже внешняя бытовая сторона жизни была нелегка. Чтобы истопить, например, печь, нужно было искать дрова, а их не было. Отец Сергий шел на реку Талицу, нырял в холодную воду и вылавливал тяжелое мокрое бревно.

И ныряя, бывало, говорил: «Благодать-то какая!»

Прихожане любили пастыря за благочестие, за серьезное отношение к богослужению, которое и всех присутствующих в храме настраивало на сосредоточенную молитву.

Важно

Ко всем — и к верующим, и к неверующим — отец Сергий относился ровно, с христианской любовью и приветливостью встречая каждого приходящего к нему.

По мере своих небольших возможностей он старался помочь всем нуждающимся, иногда отдавая свои последние деньги. Кто не имел средств, с тех отец Сергий денег за требы не брал.

Храм святителя Николая был одним из самых посещаемых в округе, здесь всегда было много молящихся, что и послужило причиной возникновения для отца Сергия неприятностей.

Неподалеку в селе Нагорном служил священник Николай Веселовский; он, преследуя свои цели, часто бывал у гостеприимного отца Сергия и, в конце концов, решил попытаться занять его место. Ему удалось склонить на свою сторону двух певчих из Никольского храма и выхлопотать себе назначение в этот храм.

Однажды из окна своего дома отец Сергий увидел сани, в которых рядом с купелью сидел отец Николай, получивший назначение на его место.

В 1930 году отец Сергий был назначен в храм Покрова Божией Матери в село Покровское Московской епархии рядом с Царицыном, находящимся ныне в черте Москвы. Отец Сергий с семьей остался жить в своем доме в селе Царёво, и добираться до нового места служения ему было крайне неудобно.

Нужно было доехать по железной дороге от Красноармейска до станции Софрино, от Софрино до Москвы, от Москвы до станции Царицыно, а затем пешком до села Покровское.

От Красноармейска до станции Софрино в те годы ходил паровоз «кукушка», к нему прицеплялся небольшой состав, на котором возили хлопок для Красноармейской текстильной фабрики.

Совет

Состав состоял из маленьких голубых вагончиков и таких же маленьких открытых платформ; на них перевозили пассажиров, которые задолго до подхода «кукушки» старались занять себе места. Отец Сергий вместе с другими ехал на такой открытой платформе, нахлобучив шапку-ушанку, срок носки которой давным-давно кончился, прижав к груди сплетенную из камыша сумку.

Однажды на платформу вскочили лихие молодчики и остановились напротив священника. Один из них, криво улыбнувшись, сказал: «Смотрите, поп сидит». Все притихли. Отец Сергий только посмотрел на них, но ничего не сказал, и они, смутившись его открытого решительного взгляда, отошли.

В Покровском храме отец Сергий прослужил более семи лет.

Одна из женщин, знавшая его в то время, вспоминала о нем: «Мы знали о материальных трудностях батюшки и старались ему помочь, предлагали деньги, но батюшка говорил, что ему ничего не нужно, а деньги просил опустить в кружку, висящую на стене.

На исповеди хотелось все рассказать отцу Сергию, хотя он никогда не настаивал, чтобы мы были откровенны. Совершая требы, он никогда не требовал денег и, если видел, что человеку трудно заплатить, совершал требы безплатно. Так мы и остались ему должны за крестины, венчания и отпевания».

В конце 1937 года власти приняли решение храм закрыть. Один из жителей села по распоряжению сельсовета стал собирать подписи под заявлением о закрытии храма, но ему не удалось собрать много подписей.

Вскоре после этого, в конце февраля 1938 года отца Сергия вызвали в НКВД, где предупредили о готовящемся закрытии храма, а также намекнули на то, что и его собственное положение представляется в данный момент угрожающим. Несмотря на предупреждение о грозящем ему аресте, отец Сергий не оставил служения в храме.

«Что же, — сказал он своим домашним, — прихожане придут молиться, а я окажусь дезертиром, предавшим Бога и паству».

2 марта 1938 года, отслужив Литургию, отец Сергий вышел из храма. На улице его ждал извозчик, который отвез священника в районное отделение НКВД, а затем в Таганскую тюрьму. 14 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу.

Протоиерей Сергий Кротков был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Матушка отца Сергия, их дети, отец матушки Марии протоиерей Палладий Орлов похоронены в с. Царёво на кладбище возле церкви.

В 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Сергий Кротков был причислен к лику Святых как священномученик. Память его совершается 11 февраля и 1 июля.

Источник: http://ivblagochinie.ru/blagochinie/novomucheniki-ivanteevskogo-blagochiniya/svyashhennomuchenik-sergiy-krotkov.html

8 августа – день памяти священномученика Сергия Стрельникова – Храм святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы г. Хабаровск

Сергий Стрельников родился 24 сентября/7 октября 1887 года, в канун праздника преподобного Сергия Радонежского, в селе Шулка Вятской губернии в семье диакона Александра Стрельникова.

14 июня 1911 года Сергий Александрович окончил по первому разряду Вятскую Духовную семинарию, и 12 января 1912 года он был определен учителем в Богородско-Полянскую церковно-приходскую школу Яранского уезда Вятской губернии, а 1 сентября того же года перемещен на аналогичную должность в село Мушу, располагавшееся в том же уезде. Вскоре С.А.

Стрельников был рукоположен во диакона, а 14 ноября 1912 года — во священника с назначением в Михаило-Архангельскую церковь села Колянур Яранского уезда. На данном приходе батюшка прослужил до 7 января 1916 года, а затем по личному прошению был переведен в Предтеченскую церковь села Оршанка, где и подвизался до конца своей жизни.

На протяжении своего служения в дореволюционное время отец Сергий, как и большинство священников того времени, занимался активной просветительской деятельностью: преподавал Закон Божий в Бабинском земском училище (1912-1915 гг.

), Видянинском земском училище, Оршанском двухклассном земском училище, Оршанском высшем начальном училище (1916-1917 гг.). С декабря 1912 года батюшка состоял членом Миссионерского общества, с 1915 года входил в Братство святителя Николая Чудотворца, образованное в Вятской епархии.

Труды священника Сергия Стрельникова на ниве Христовой получили признание. 7 марта 1915 года, к празднику Святой Пасхи, Преосвященнейшим Никандром (Феноменовым), епископом Вятским и Слободским за отлично-усердную службу он был награжден набедренником, в 1919 году — скуфьей. В сохранившихся клировых ведомостях тех лет о нем записано: «Поведения очень хорошего».

Обратите внимание

В Предтеченской церкви села Оршанка отец Сергий прослужил более 20 лет. В годы советской власти, как и все священнослужители, он был лишен гражданских прав, не раз облагался непосильными налогами, подвергался другим притеснениям.

Храм села Оршанка несколько раз оказывался под угрозой закрытия, но трудами священника и верующих приходскую жизнь удавалось сохранить. В 1933 году за ревностное служение Церкви Божией отец Сергий был возведен в сан протоиерея.

В 1936 году церковь в Оршанке все-таки закрыли, передав здание под зерносклад. Батюшка сносил все это терпеливо, продолжал исполнять свой пастырский долг, совершая богослужения на дому, а в январе 1937 года благословил сбор подписей за открытие храма. И до сей поры вспоминают об отце Сергии на Оршанском приходе как о человеке сострадательном, трудолюбивом и отзывчивом.

В самых обычных житейских делах он был поддержкой для своих односельчан: помогал людям хлебом, участвовал в общих сельскохозяйственных работах, вместе со всеми тушил пожары в селе. Конечно, отец Сергий предвидел свою судьбу, общую для всех истинных служителей Церкви того времени.

По воспоминаниям очевидцев, батюшке неоднократно предлагали скрыться, но он категорически отказался оставить паству.

26 июля 1937 года протоиерей Сергий Стрельников был арестован по ложному обвинению в систематическом ведении контрреволюционной агитации и заключен под стражу в камеру предварительного заключения Оршанского отдела милиции с последующим направлением в Йошкар-Олинскую тюрьму.

В ходе следствия батюшка был допрошен дважды 29 июля 1937 года и виновным себя не признал. 8 августа 1937 года состоялось заседание тройки НКВД по МАССР, на котором протоиерей Сергий Стрельников был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение в тот же день, в 15 часов.

Похоронен отец Сергий в братской могиле на так называемой Мендурской дороге неподалеку от Йошкар-Олы.

Важно

16 июля 2005 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было принято решение о причислении протоиерея Сергия Стрельникова к лику святых Новомучеников и исповедников Российских.

Чин прославления был совершен 19 сентября 2005 года в Мироносицком монастыре Йошкар-Олинской епархии.

В декабре 2005 года были обретены мощи новопрославленного святого, которые в настоящее время находятся в домовом храме иконы Божией Матери «Троеручица» в здании Йошкар-Олинского епархиального управления.

Своей жизнью, завершившейся мученической кончиной, священномученик Сергий Стрельников явил пример кротости и терпения, верности пастырскому долгу. Молитвами его да укрепит Господь и нас в терпеливом несении жизненного креста и исполнении христианских добродетелей.

Источник: http://www.st-elizabeth.ru/2017—god-novomucenikov-i-ispovednikov-cerkvi-russkoj-uroki-100-letia/8avgusta-denpamatisvasennomucenikasergiastrelnikova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector