Житие Святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского
Память 18/31 января
Память 2/15 мая
Свт. Афанасий Александрийский. Сербия. 1209
Святитель Афанасий Великий родился в конце III века в столице Египта Александрии незадолго до Диоклетианова гонения. Родители его были люди богобоязненные и добродетельные. Уже с рождения будущий святой был отмечен особым Божиим помазанием.
Все его детские устремления и поступки были окрашены верой и церковностью. В дни отрочества Афанасия, когда патриархом Александрийским был святитель Александр, произошел знаменательный случай. Афанасий вместе с детьми играл на берегу моря, изображая епископа, который совершает крещение.
Случайно взглянув из окон своего дома, святой Александр увидел эту игру и приказал привести всех детей к себе. Подробно расспросив детей, патриарх узнал, что они в своей игре совершали все согласно церковному уставу.
После того, посоветовавшись с клиром своим, он признал совершенное Афанасием крещение языческих детей истинным и довершил его миропомазанием, родителям же посоветовал, чтобы они воспитали их для священства.
Александрия представляла тогда много средств для образования ума, и Афанасий изучал “круг наук”. Главное же внимание было обращено им на изучение Священного Писания под руководством опытных наставников.
Как можно полагать по одному из первых сочинений святого Афанасия, это были преподаватели знаменитого Огласительного училища в Александрии, да тому же исповедники за веру.
Духовное образование Афанасия довершено было в обществе египетских пустынников, чьей аскетической жизни он подражал даже в сане архиерея.
Когда Афанасий достаточно изучил науки, родители привели его к святому патриарху Александру, где он занял место в качестве любимого члена семьи, живя со святителем, как сын с отцом.
Таким образом Афанасий провел несколько плодотворных лет под кровлей уважаемого всеми первосвятителя. В сан диакона святой Афанасий был рукоположен в 319 году.
Уже в это время Афанасия сделали известным его сочинения: “Против язычников” и “О воплощении Бога Слова”.
С самого начала своего церковного служения Афанасий мужественно боролся с еретиками и много от них претерпел, особенно от ариан. Вместе со святителем Александром он еще будучи диаконом присутствовал на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году.
На этом Соборе была изобличена и осуждена ересь александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий не рождается предвечно из существа Бога Отца, а сотворен Им из небытия во времени, не единосущен Ему и не равночестен.
Арианская ересь заключала в себе отрицание Божества Иисуса Христа и нашего искупления Им, то есть этой ересью ниспровергалось само христианство.
Безумный Арий был отлучен от общения с Церковью Христовой и осужден на заточение. Однако, низверженный и еле живой, он, обуянный диавольской гордыней, не прекращал своей борьбы против православия.
Имея за себя пред царем многих ходатаев, особенно Евсевия, епископа Никомидийского, Арий через них испрашивал у Константина Великого себе милости, говоря, что спор якобы идет не о вере, а только из-за пустых, отвлеченных слов.
Еще на Первом Вселенском Соборе ариане предлагали такой Символ веры, в котором неопределенность выражений о Сыне Божием давала место перетолкованиям ариан.
Но святые отцы, исповедуя Сына Божиего “из сущности Отца” рожденным и “Отцу единосущным”, включили эти выражения в свой Символ, и тем утвердили древнюю веру “в Бога истинна от Бога истинна”.
Символ этот подписали все члены Собора, даже державшиеся стороны ариевой, – но эти подписали неискренно и греческий термин, выражающий единосущие Сына Божия “омоусиос”, читали как “омиусиос” (подобосущный). Евсевий и хотел представить царю дело так, что между православными и арианами происходит лишь недоразумение из-за различного понимания терминов и выражений Символа, а не из-за сущности веры, и что Арий совершенно согласен с символом Никейского Собора. Царь поверил ложным уверениям и позволил Арию возвратиться в Александрию.
Это обстоятельство было весьма тяжело для святого Афанасия как твердого защитника православия. В то время он был удостоен уже архидиаконского сана. Сей воин Христов преследовал опасного еретика, изобличая его и писаниями своими, и проповедью.
Афанасий также побуждал и святейшего архиепископа Александра Александрийского написать послание к царю, и сам вместе с ним писал.
Но Константин Великий, по внушению Евсевия и не желая раздоров, уже отвечал им резким посланием, угрожая даже извержением от сана.
Свт. Афанасий Великий, Александрийский. Афон, 1546
Вскоре святитель Александр преставился. Кончина последовала пять месяцев спустя по возвращении его с Первого Вселенского Собора. Афанасия в то время не было в Александрии. Оставляя свою паству, умирающий старец искал вокруг блуждающим взором, кому бы поручить ее. “Афанасий, Афанасий! – взывал Александр.
– Ты думаешь убежать. Нет! не убежишь”. Действительно, Афанасий долго отказывался от этой высоты, но не избежал жребия, предназначенного ему Свыше. Едва он явился в Александрию, как народ неотступно стал требовать от собравшихся епископов, чтобы посвятили ему в епископа Афанасия, и не успокоился, пока не получил желаемого, хотя и против воли самого Афанасия.
Это произошло в 326 году.
https://www.youtube.com/watch?v=P1Y6X9ruf4Y
В то время преподобный Пахомий Великий предрек о святом своим ученикам: “Когда был поставлен Афанасий в епископы, то нечестивые люди не одобряли определения Божия, над ним свершившегося, указывая на молодость его лет, и покушались разделить Церковь Божию.
Но мне Дух Святой сказал: “Я воздвиг его, как столп и светильник Церкви. Много скорбей и оклеветаний человеческих ждет его за благочестивую веру во Христа.
Но, победив все искушения, укрепляемый Им до конца, он возвестит Церквам евангельскую истину!” Пророчество святого подвижника сбылось полностью в жизни пламенного Христоносца, от чьего орлиного ока не сокрылась ни одна неправда.
Одним из первых дел святого Афанасия было обозрение своего обширнейшего округа. Святитель Афанасий предпринял путешествие до самых отдаленных пределов епархии по Нилу.
Епископы раскрывали перед ним свои нужды, иноки многочисленных монастырей встречали святителя-аскета славословием и были первыми помощниками в его трудах.
В житии преподобного Пахомия описывается посещение Тавеннского монастыря святым Афанасием. В то время там находился епископ Тентирский Серапион.
Однако возобновившиеся смуты ариан вскоре вновь привлекли пристальное внимание Александрийского архиепископа и уже не отпускали до конца его дней.
Ни в ком ариане не имели такого страшного и неумолимого противника, как в святителе Афанасии, который вел с ними беспощадную борьбу проповедями, сочинениями и окружными посланиями, – и вынес из этой борьбы победоносное знамя православия невредимым.
Он мгновенно вооружался на врагов Бога Слова одним только оружием – словом истины. “Не мечом и стрелами, – говорил он, – не с помощью воинов возвращается истина, но убеждением и советом”. В продолжение этой борьбы он сам подвергался бесчисленным опасностям, самой дикой клевете и смертельным гонениям со стороны ариан.
Его неоднократно силой изгоняли из Александрии арианствующие правители и еретики-царедворцы. Годами он вынужден был вести жизнь странника, скрываясь в Галлии и Италии, а также в пустыне – у святых подвижников или даже среди зверей.
При этом каждый раз Господь чудесным образом предупреждал святого об опасности, укрывал его от преследователей и соделовал невидимым даже перед взором врагов. В изгнаниях он неутомимо писал свои бессмертные творения во славу Святой Троицы и наносил решительное поражение еретикам, какие бы изощренные интриги они не плели, особенно после устрашающей смерти Ария.
Испытывая Своего воина в горниле страданий, Господь посылал святому Афанасию и многочисленных заступников. Например, в Галлии он пользовался почетом и уважением императора Константина Младшего, который и годами, и первородством был первым среди братьев. Ему неизменно помогали и верные духовные чада, подвергая опасности свои собственные жизни.
Так он какое-то время скрывался у одной добродетельной девицы, которая была посвящена Богу и жила, как истинная раба Христова. Он пребывал в тайной комнате ее дома до самой кончины царя Констанция, и никто о нем ничего не знал, кроме Бога и той девицы, которая сама прислуживала ему и приносила книги, какие ему требовались.
Во время пребывания там Афанасий написал много сочинений против еретиков. А в другой раз он довольно продолжительное время провел в глубоком рве запустевшего колодца, куда один боголюбец приносил ему еду. Когда святой Афанасий жил в Риме в продолжение трех лет, то пользовался уважением царя Константа и папы Юлия.
Имел он там себе другом и святителя Павла, архиепископа Цареградского, также изгнанного нечестивыми еретиками со своего престола. В Александрию на защиту православия от ариан приходил Антоний Великий, с которым святитель Афанасий был дружен. Великим подвижником было составлено письмо императору Константину Великому в поддержку святого Афанасия.
Благоговел перед святителем и преподобный Павел Фивейский, испросивший у Антония Великого мантию святителя для своего погребения.
Свт. Афанасий Великий. Новгород. XV. Фрагм.
Не раз святитель Афанасий находил во время гонений приют у других египетских пустынножителей, переходя с места на место, чтобы не подвергать братию опасностям. Одним из таких его друзей-подвижников был авва Памво, имеющий монастырь в Антиное.
Святой Афанасий пребывал в этом монастыре в то время, когда туда явился святой Феодор Освященный, Тавеннский настоятель. Оба аввы всегда помогали святителю укрываться от преследователей и сами вызывались быть спутниками.
Позже эти прозорливые старцы утешили опального святителя своим предречением о скорой гибели нечестивого Юлиана.
В Святом граде Иерусалиме святитель Афанасий с любовью был принят святейшим Максимом Исповедником. Это было во время третьего возвращения святого Афанасия на Александрийский патриарший престол после трех его изгнаний. Позже против Афанасия снова начались наветы и гонения, и все прежнее зло возобновилось.
О характере гонений и о том, что происходило в это время в Александрии, святой Афанасий сам рассказывает следующее: “Снова некоторые, ища убить нас, пришли в Александрию, и наступили бедствия, жесточайшие прежних. Воины внезапно окружили церковь, и, вместо молитв, раздались вопли, восклицания и смятение; все это происходило в Святую Четыредесятницу.
Завладев патриаршим престолом, Георгий Каппадокийский, избранный македонянами и арианами, еще более возрастил зло. После пасхальной седмицы девицы были заключаемы в узы, епископы связанными уводились воинами, дома сирых и вдовиц расхищались, и в городе происходил совершеннейший разбой.
Христиане ночью выходили из города, дома запечатывались; клирики же бедствовали за своих братий… После Святой Пятидесятницы, народ постился и собрался помолиться при гробнице священномученика Петра…
Стратилат Себастиан, державшийся манихейской ереси, с множеством воинов, вооруженных обнаженными мечами, луками и стрелами, ворвался в самую церковь и напал на бывший там народ… Тем же, которые находились в церкви, Себастиян причинил жесточайшую скорбь. Он приказал разжечь огромный костер и, поставив дев близ огня, принуждал их исповедать ариеву ересь.
Но когда Себастиан оказался не в силах принудить их к этому, так как увидел, что они совсем не обращают внимания ни на огонь, ни на угрозы, – обнажил их и повелел бить без пощады, лица же их иссек настолько, что, по прошествии продолжительного времени, родные едва могли узнавать их.
Мужей же, которых числом было 40 человек, предал новому мучительству: их бичевали жесткими и колючими ветвями только что срубленной финиковой пальмы и содрали им плечи, так что у некоторых пришлось несколько раз вырезать тело, вследствие того, что иглы глубоко вонзились в него; другие же, не вытерпев боли, умерли от язв.
Всех же тех дев, которых с особенною жестокостью мучил, послал в заточение в великий Оасим (оазис Ливийской пустыни, где с давнего времени существовала греческая колония, служившая также местом ссылки), а мертвые тела убиенных ни православным, ни своим не позволил взять…
Вслед за тем из Египта и Ливии были сосланы на изгнание епископы: Аммоний, Моин, Гаий, Филон, Ермий, Павлин, Псиносир, Линамон, Агафон, Агамфа, Марк, еще другие Аммоний и Марк, Драконтий, Аделфий, Афинодор и пресвитеры Иеракс и Диоскор; мучители так жестоко угнетали их, что некоторые умерли в пути, а другие в местах заточений. На вечное же заточение ариане осудили более 30 епископов, ибо злоба их была настолько сильна, что если бы было возможно, они готовы были бы изгнать и истребить истину с лица всей земли”.
По смерти Констанция на царский престол вступил Юлиан. Утвердившись на царстве, он пред всеми отрекся от Христа, поклонился идолам, соорудил повсюду капища.
Обличаемый великими столпами и учителями церковными, Юлиан воздвиг на Церковь жестокое гонение, и в самом начале гонения вооружился против святого Афанасия как главного столпа христианства. Снова в Александрию было послано войско, но разыскивали только одного Афанасия, чтобы убить его.
Он же, как и прежде, пройдя незамеченным среди толпы, избег рук ищущих его. И такие гонения продолжались почти до тех пор, пока сам народ, подняв мятеж, не заставил правителей вернуть святого на Александрийскую кафедру.
Таким образом, святитель Афанасий, престарелый воин Христов, после долгих трудов и многих подвигов за православие, перед самою уже кончиною своею, наступившей в 373 г., пожил непродолжительно в тишине и мире на своей кафедре.
Всего же он епископствовал 47 лет и преемником по себе на Александрийской кафедре поставил за пять дней до своей кончины святителя Петра, блаженного друга своего, участника во всех своих бедствиях.
Позже святой Петр, архиепископ Александрийский, мученически пострадает в 311 году.
Святитель Афанасий, по отзывам современников, отличался непреклонной твердостью, геройским мужеством и пламенной ревностью в православной вере. Все испытания он переносил с великим терпением, борясь с противниками исключительно духовным оружием. Святитель имел редкое знание людей и обладал искусством проникать в самые сокровенные изгибы их мыслей.
Он выработал замечательный такт в обращении с людьми. “Приятный в беседе, ангелоподобный наружностью”, святой Афанасий, по свидетельству святителя Григория Богослова, “имел в себе все добродетели, его жизнь и нравы – правило для епископов, его догматы – законы для православия”.
Все, кому было дорого православие, обращались к нему за советом, сообразовывали свое учение с его учением.
Святой Афанасий Великий был одним из величайших богословов Древней Церкви после апостола Павла. Так как он всю жизнь свою провел в борьбе с арианами, то и сочинения его носят отпечаток этой борьбы.
Важнейшие из сочинений святого Афанасия: четыре Слова против ариан; Послание к Епиктету, епископу Коринфскому о божественной и человеческой природе в Иисусе Христе; четыре Письма к святому Серапиону, епископу Тмуитскому, в которых он доказывает Божество Святого Духа и равенство его с Отцом и Сыном (против македониан, учивших, что Святой Дух есть служебная тварь, не имеющая участия в Божестве и славе Отца и Сына); Послание об определениях Никейского Собора в защиту “единосущия”; книга о Святом Духе. Высокий образец пастырской апологии составляет письмо святого Афанасия к императору Констанцию. Кроме того, известны сочинения святителя, относящиеся к объяснению Священного Писания. К числу нравоучительных сочинений относятся послание его к Аммуну против порицающих супружество и послание к Руфиниану о том, как принимать еретиков в Церковь.
Одно из самых назидательных сочинений святого Афанасия есть Житие Антония Великого, которое повлияло на тысячи желающих спасения. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать это Житие не только монашествующим. Сам святитель Афанасий также хотел, чтобы пример иноческой жизни сиял всем христианам.
Воспитанников пустыни, всегда готовых на лишения ради веры, он поставлял в епископы, подражая примеру святителя Александра Александрийского. Впоследствии и в других Церквах, глядя на строгую, ревностную жизнь иноков, именно их старались выбирать на епископские кафедры.
Такие архиереи, “которые от юности до преклонных лет подвизались в путыни”, и доселе наиболее ненавидимы еретиками и другими врагами Церкви за их непреклонность в христианском шествии и соблюдение святоотеческих преданий.
Святитель Афанасий имел духоносных преемников, вдохновляемых полетом его богословской мысли и ревностью о православии.
Прошло не более пяти или шести лет после написания им первого письма против ариан, как вступил на то же поприще будущий святитель Василий Кесарийский, затем святители Григорий Богослов, Григорий Нисский и другие.
Таким образом, шестидесятилетний старец, из пустыни поражавший врага, отнявшего у него все, кроме его веры, стал предводителем этой священной дружины. Своим высочайшим богословием святитель Афанасий Великий заложил основы ответам на все вопросы, которые рассматривались на семи Вселенских Соборах.
Сам же святитель Афанасий преставился для получения светлых венцов и воздаяния неизреченных благ от Христа Господа своего, ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков.
Источник: http://podvorie-alexandria.ru/aleksandrijskoe-podvore/zhitiya-svyatykh-aleksandrijskoj-tserkvi/item/46-78.html
Главная страница
Святой Афанасий Великий: герой среди святых и святой среди героев (Часть 1)
Введение
Святой Афанасий, прозванный Святой Церковью Великим за свои выдающиеся добродетели, за непоколебимый характер и за отважную борьбу, которую он вел, спасая Православие от опасности, которую несла в себе ересь антихриста Ария, был крупной исторической фигурой одного из самых важных периодов истории человечества.
Именно тогда Римская империя, осознав свою неспособность задушить христианство варварскими гонениями, была вынуждена признать его и опереться на него в попытках продлить свое существование.
Подробности жизни и деятельности Афанасия Великого дают нам наглядное представление о той смутной эпохе, когда древняя языческая религия находилась уже на последнем издыхании, а государство перестраивалось на новой религиозной основе – на основе христианства.
Одновременно в Церкви шли споры, и созывались местные и Вселенские соборы по вопросам формулировки догматов веры и регулированию проблем, касающихся организации и управления Церкви.
Происхождение и образование Афанасия Великого
Святитель Афанасий родился в Александрии в 295 г. после Р.Х. от греческих родителей-христиан, вскормивших и вспоивших его на источниках христианского и греческого образования. С младых лет Афанасий выделялся острым умом, преданной любовью к Церкви и жаждой знаний.
Получив светское образование, он продолжил более углубленно изучать богословие и философию в переживавших тогда свой расцвет Александрийских школах, досконально изучил Святое Писание и посвященные ему труды святых отцов Церкви и церковных писателей, а также древнегреческих поэтов, философов, риторов и историков, прежде всего Гомера, Платона и Аристотеля.
Таким образом, он приобрел глубокие знания в христианской и светской (древнегреческой) науке и философии.
Одновременно с получением образования Афанасий подвизался в праведной жизни, в любви и преданности Христу, Церкви и Православию, во имя которого он испытал неслыханные преследования, гонения и изгнания.
О его безграничной любви ко Христу и Церкви свидетельствует следующее предание: некогда, еще в детском возрасте, играя на берегу моря, Афанасий крестил несколько детей язычников, и поскольку он точно соблюдал при этом все правила этого церковного Таинства, Александрийский патриарх Александр Первый (313-328) признал это крещение, совершенное маленьким Афанасием, действительным, а самого Афанасия взял под свое покровительство, заботясь с тех пор о его образовании.
В дальнейшем патриарх Александр, высоко ценя праведность, ученость и выдающиеся личные качества Афанасия, дал ему должность секретаря Патриархата, посвятив его в церковный сан чтеца. Позже, в возрасте двадцати четырех лет, патриарх рукоположил его в диаконы.
Еще в юном возрасте Афанасий познакомился с прославленным аскетом пустыни Антонием Великим (250-355 после Р.Х.), жил некоторое время рядом с ним, стяжав от общения с ним богатые духовные плоды.
Его уважение и почитание Антония Великого были настолько велики, что впоследствии он написал подробнейшее житие великого аскета пустыни.
Битвы за Православие, преследования и гонения
В 318 г., когда Афанасию Великому было 23 года, в Александрии возникла ересь Ария, провозгласившего в своих проповедях и книгах, что Христос был не Богом, а творением Божием.
Три года спустя эта ересь появляется и в философском обличье, начав собирать вокруг себя толпы последователей и колебать основы евангельской веры. По этому поводу было решено созвать Собор в Александрии, что и произошло в 321 г.
Во время Собора Афанасий, вооруженный богословскими и философскими знаниями, оказал неоценимую помощь патриарху Александру в борьбе с лжеучением Ария.
Однако главная битва православной веры против ереси Ария произошла несколько лет спустя, на Первом Вселенском Соборе, созванном в 325 г. после Р.Х. в вифинском городе Никее. Юный иеродиакон Афанасий принял участие в этом Соборе, сопровождая престарелого патриарха Александра и «несущих с ним служение игуменов» (Сократ Схоластик. Церковн. История. I 25).
Там Афанасий, благодаря учености и, прежде всего, горячей вере, стал самым мужественным и непобедимым воином за православную веру против нападок «антихриста Ария». Именно он, главным образом, поразил недуг арианства, поддержав всей своей богословской и философской ученостью и ораторским искусством термин «Единосущный» (Отцу) для второй ипостаси Святой Троицы, Иисуса Христа.
Основываясь на учении святого Афанасия, Собор сформулировал семь первых членов Символа Веры, начинающегося со слов «Верую…». (Остальные пять членов Символа Веры были сформулированы на Втором Вселенском Соборе, состоявшемся в Константинополе в 381 г. после Р.Х.).
Так имя Афанасия стало с тех пор символом Православия в его борьбе против нападений ариан, многие из которых занимали высокие руководящие посты.
Первый Вселенский Собор столь сильно упрочил славу и влияние святого Афанасия, что уже три года спустя, то есть в 328 г. после Р.Х.
, когда отошел ко Господу престарелый Александрийский патриарх Александр Первый (313 – 328 гг. после Р.Х.
), он в возрасте тридцати трех лет взошел на патриарший трон по «приговору всего народа», как точно отмечает Григорий Назианзин в «Похвальном Слове Афанасию Великому».
Афанасий нес патриаршее служение на Александрийском троне на протяжении сорока шести лет и за все время своего длительного архиерейства оставался «столпом Церкви» и величайшим «отцом Православия».
Непосредственно после своего восшествия на патриарший престол он начал деятельно заботиться об устроении Церкви.
Путешествуя по своей архиерейской епархии, он посетил Фиваиду, Пентаполь, оазис Аммона (Сива) в Южном Египте, чтобы на месте ознакомиться с нуждами своей паствы, которая везде встречала его с неописуемой радостью и любовью.
В посещенных им городах он поставил достойных епископов, в числе которых был и Фрументий – выдающийся человек, обладавший горячим миссионерским пылом. Его Афанасий рукоположил в епископы Аксума и предоставлял ему всемерную помощь и поддержку в работе по распространению христианства в Абиссинии.
Между тем Арий, несмотря на то, что он был низложен Первым Вселенским Собором, вместе со своими последователями причинял много горя святому Афанасию и не переставал сеять смуту в Церкви.
Активная деятельность Афанасия по решению церковных вопросов в его обширной епархии, его особый интерес к распространению христианства в Абиссинии, его непревзойденная богословская, филологическая и философская ученость и образование, сила его личности и несгибаемость его характера, а также беспредельное уважение со стороны его паствы обеспокоили предводителя еретиков Ария и его единомышленников. Они пришли к заключению, что, оставаясь на патриаршеском троне Александрии, Афанасий мог нанести смертельный удар их ереси.
По этой причине антихристы ариане начали возводить наветы на святого, пытаясь при помощи интриг и козней скинуть его с патриаршего престола. Он же, сохраняя твердыми и неизменными свои убеждения и непоколебимой веру в Божественную природу Иисуса Христа, выносил с необыкновенным мужеством жестокие гонения со стороны своих противников и их нечестивые интриги и наветы, возводимые на него.
Ариане, склонившие к своему мнению даже самого императора, с небывалой ловкостью плели мириады интриг и наветов, лживость которых обнаруживалась постоянно, так что сами интриганы подвергались осмеянию. Однако эти наветы привели к тому, что святого низлагали с патриаршего престола пять раз, и из сорока шести лет своего патриаршего служения шестнадцать он провел в изгнании.
Поводом для жестокой полемики ариан против святого Афанасия послужил тот факт, что святитель отказался принять в лоно Церкви Ария, несмотря на его исповедание веры, которое он представил в 330 или 331 г. Константину Великому, где лукавейший еретик, конечно, старательно избегал говорить о своих еретических и лживых взглядах на Иисуса Христа.
Константин Великий, несмотря на все свое уважение и восхищение, которое он питал к Афанасию Великому за его бескомпромиссный нрав, ученость и храбрость, попал под влияние козней ариан против святого и созвал в 335 г. после Р.Х. Собор в Кесарии Палестинской для изучения обвинений против Афанасия.
Собор, в конце концов, собрался в финикийском городе Тире.
Источник: https://apologet.spb.ru/ru/1632.html
Святитель Афанасий Великий
Святитель Афанасий Великий родился в конце III века в египетском городе Александрия незадолго до начала страшных гонений на христиан со стороны императора Диоклетиана.
Эти преследования были одними из самых жестоких за все время существования христианской Церкви. Целью их было полное физическое уничтожение всех верующих во Христа.
Святитель Афанасий вспоминал впоследствии, что «даже язычники, жалея христиан, укрывали их от воинов, чем подвергали себя смертельной опасности за помощь гонимым».
Уже после прекращения гонений будущий святитель получил образование в своем родном городе. Александрия считалась в то время средоточием учености и славилась своими школами.
Как и все ученики, Афанасий традиционно изучал античную философию, литературу, риторику, а также Библию. Именно в Александрии впервые появилась школа по изучению христианских Священных книг.
Большинство учителей особо выделяли Афанасия среди прочих учеников обширностью его познаний, глубиной рассуждений, бесстрашием и бескомпромиссностью в отстаивании своего мнения.
В тот период в Александрии появилось новое учение, подрывавшее основы христианской веры. Один из александрийских священников по имени Арий стал проповедовать о том, что «Иисус Христос по своему существу не Бог, а всего лишь человек».
Этот священник славился своей ученостью и многие люди с большим доверием относились к его словам. Сомневавшиеся же в его правоте боялись открыто вступать с ним в споры.
Александрийский епископ старался вразумить лжеучителя проповедью и наставлениями, надеясь, что тот послушается авторитета епископа и прекратит смущать неученый народ. Однако Арий упорствовал и даже привлек на свою сторону некоторых священников.
Тогда епископ собрал собор Александрийской Церкви, который осудил учение Ария как ересь и низложил как самого пресвитера Ария, так и всех его последователей. Поставил свою подпись под осуждением арианства и Афанасий, к тому времени бывший уже диаконом Александрийской Церкви и помощником престарелого епископа.
Афанасий оказался одним из немногих соратников Александрийского епископа в борьбе против ариан, как стали называть последователей Ария. Именно в споре с ними родилось бессмертное произведение Афанасия Великого «О воплощении Слова».
Он сумел противопоставить Арию целостное учение, которое связывало насущные проблемы жизни Церкви и учение Апостолов прочной цепью духовного опыта и церковного Предания.
«Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом» — эта простая истина, высказанная Афанасием, на многие века стала «маяком» православного богословия.
Заблуждение Ария было столь опасно для всего христианства, что в 325 году в Никее Византийский император Константин Великий созвал I-й Вселенский собор для общецерковного разрешения вопроса с Арием. На нем от лица Александрийской Церкви выступал диакон Афанасий.
318 епископов-участников Собора из разных частей света осудили арианство, а сам Арий по повелению императора был сослан в заточение. Принеся на родину радостную весть об осуждении ереси, Афанасий нашел своего престарелого епископа умирающим. «Афанасий, Афанасий! — взывал старец. — Ты думаешь убежать.
Нет! Не убежишь! Только тебе я могу поручить эту кафедру». Афанасий был потрясен этими словами. Ведь он был еще слишком молод и неопытен в управлении огромной Александрийской Церковью. Зная волю почившего и личность Афанасия, народ поднял волнение.
Люди скандировали: «Афанасия в епископы! Это — христианин, муж благоговейный, один из подвижников, истинно епископ», и не успокаивались до тех пор, пока епископы не дали согласия на поставление 27-летнего дьякона Афанасия на Александрийскую кафедру.
Однако ариане не хотели сдавать своих позиций. Возобновились смуты, причиной чему послужило ходатайство за Ария его давних друзей. Они обладали влиянием при императорском дворе и сумели убедить василевса простить притворно кающегося Ария, вернув его из ссылки. Эта милость к обманщикам обернулась страшной бедой и неразберихой в Церкви.
В городах стали ходить по рукам книги арианского содержания. На рынках и в домах стала слышна клевета на православных. И основным объектом ложных наветов и доносов стал новый Александрийский епископ Афанасий — главный противник ариан. Они делали все возможное, чтобы повсюду распространять любую клевету на Афанасия.
Несмотря на следовавшие одно за другим оправдания святителя, он стал известен как лицо, замешанное во множестве скандалов. Десять лет ариане добивались суда и ссылки Афанасия по ложным обвинениям и, наконец, достигли желаемого.
Император сознавал, что, как ни значительна личность Афанасия, связанные с его именем скандалы свидетельствуют о противоречиях церковной жизни, что является угрозой для авторитета самой Церкви.
Около 50-ти лет святитель Афанасий Великий управлял Александрийской кафедрой. В течение этого времени его четырежды пытались сместить с кафедры. В общей сложности более 12-ти лет он провел в ссылках и заключении.
Уже глубоким старцем его опять хотели удалить с кафедры, но город пришел в смятение. Народ отказался отпустить любимого архипастыря в ссылку. И его оставили. Это вызвало невиданный всплеск народной радости.
И даже враги Афанасия, в конце концов, устрашились народной любви к нему.
Множество богословских и исторических трудов написал Афанасий Великий для наставления своей паствы. Неизмеримы его заслуги и в умиротворении Церкви. Претерпев гонения и ненависть клеветников, святитель Афанасий Великий сохранил для Церкви главное —чистоту христианской веры.
Источник: http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/20/svyatitel-afanasij-velikij/
Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
Житие
Святой Афанасий родился в Александрии; мать его, подобно Анне, которая привела сына своего Самуила в храм Господень (1Цар.1:28), так же привела его к св. Александру, патриарху Александрийскому, и отдала в храм на служение Богу. И он стал при храме проводить свою жизнь, ревностно исполняя заповеди Божии.
В 319 г. патриарх рукоположил его в диакона Александрийской Церкви. Уже в это время святитель Афанасий стал писать сочинения.
Будущий святитель видел, что нет у новопришедших в Церковь Христову ревности, нет у них истинного благочестия, многие из них искали славы для себя, пустословили, празднословили и все языческие обычаи, которые были раньше у них, переносили в христианскую жизнь.
Объявился некий Арий, который хулил Христа, уничижал Матерь Божию и возмущал народ, уча народ добиваться чести, славы, проникать и в Церковь, достигать священства и даже архиерейства. И многие его слушали и становились последователями этой ереси – арианами.
И эта ересь так распространилась, что чуть не захлестнула всю Церковь – великая была брань. В 325 г. святитель Афанасий был на Никейском Соборе, где выступал против Ария.
В 326 г. по смерти патриарха Александра святитель Афанасий был избран на Александрийскую кафедру. Епископом Афанасий объезжал церкви, много выступал, боролся против ариан, писал, обличал их, и восстали против него все неистинные христиане и стали на него клеветать.
В то время царствовал Константин Великий (306–337 гг.), он считался покровителем Церкви Христовой.
Он хорошо понимал военную стратегию, дипломатию, государственные дела, но дел церковных и проповеди Евангелия не знал, поэтому колебался между арианством и православием.
Пользуясь добротой и простотой императора, еретики окружили весь его двор, проникли во все должности и стали нашептывать ереси и неправды и вводить расколы.
Они обвиняли архиепископа Афанасия, что он плохой человек, что он не слушается царя, взимает налоги отдельно от царской казны и совершает нехорошие дела, что он и чародей, и преступник, и блудник.
Император видел великую распрю, вражду, старался водворить мир, но бывали такие времена, что могла открыться война, тогда он предлагал святителю Афанасию на время удалиться куда-нибудь.
И большую часть своего долгого правления святитель провел в изгнании, и тогда нередко он пользовался поддержкой монахов, был в дружбе с обоими отцами монашества – святыми преподобными Антонием и Пахомием.
В особенности старались еретики и злые люди обвинить святого Афанасия в том, что он не слушает повелений императора, не обращает внимания на его предписания, не принимая Ария в церковное общение, что он колдун и чародей, сами будучи явными чародеями, и что посредством какой-то мертвой руки, якобы принадлежавшей клирику Арсению, творит чарования. Император повелел провести расследование. Арсений был клириком, чтецом, совершив какой-то проступок, он долго скрывался, а когда молва об этом стала распространяться везде, то у него проявилось чувство правды, справедливости, потому что невиновен был святитель Христов Афанасий, да и сам Арсений совершенно не пострадал, не ему отрубили руку, другого человека где-то нашли судьи-злодеи, хотя многие из них были епископы. Соболезнуя о своем отце и благодетеле и скорбя сердцем о том, что истина беззаконно побеждается ложью, он тайно пришел к самому Афанасию, припадая к его честным ногам Блаженный Афанасий, радуясь прибытию Арсения, повелел ему до суда никому не показываться.
Между тем злобная ненависть противников Афанасия так возросла, что к одной лжи они приложили еще новую: подкупили одну бесстыдную женщину возвести клевету на святителя Афанасия, что он совершил с нею беззаконие. Когда начался суд, судьи сели на своих местах и клеветники предстали, была введена и эта женщина.
С плачем долго жаловалась она на святителя, которого никогда не видала и даже не знала, каков он по виду. Все слушали в недоумении. А она и не хотела знать благочестия евангельского, радуясь, что много денег ей дали.
В то время друг Афанасия пресвитер Тимофей, стоя с ним за дверями и все слыша, возмутился духом и, неожиданно войдя внутрь судилища, с поспешностью стал перед глазами той клеветницы, как будто он был сам Афанасий; он смело обратился к ней: «Я ли совершил над тобою ночью насилие, как ты говоришь?» И она еще с большим бесстыдством возопила к судьям: «Сей, сей человек мой растлитель и злоумышленник против моей чистоты; он…» Судьи рассмеялись, увидев подлость, разыгранную комедию, и прогнали ее. Но противники св. Афанасия, хотя и устыдились, но не успокоились и стали обвинять его в убийстве Арсения, показывая какую-то страшную на вид мертвую руку. Святой Афанасий терпеливо слушал их и молчал, потом спросил: «Есть ли среди вас, кто хорошо знал Арсения? Кто из вас может подтвердить действительно ли это его рука?» И поднялись большинство неправедных судей, подскочили и стали утверждать, что действительно это рука Арсения. И тогда, когда они показали свое грязное сердце и коварство свое, святитель отодвинул занавеску, за которой стоял Арсений, вывел его перед собранием и спросил: «А это кто стоит перед вами? Вы сказали, что Арсения нет в живых, это его рука». И все пришли в ужас. «Вот, мужи, и Арсений! – объявил святитель Афанасий. – Вот и руки его, которые совсем не были отсечены! Покажите же и вы своего Арсения, если такого имеете, и поведайте, кому принадлежит отсеченная рука, которая осуждает вас самих, как сделавших это преступление». Но судии продолжали проводить суд, истощая все свои клеветы. И святитель Афанасий, не вынося совершаемой несправедливости, вслух засвидетельствовал всему собору: «Угасла правда, попрана истина, погибло правосудие, исчезло у судей законное расследование и осторожное рассмотрение дел! Разве законно, чтобы желающий оправдаться содержался в узах, а суд всего дела был бы поручен клеветникам и врагам, и чтобы сами оговорщики судили того, на кого клевещут?» Императором святитель был оправдан и послан на свою Александрийскую кафедру.
Когда умер Константин Великий и престолом завладел его второй сын Констанций, то весь двор императорский перешел на сторону ариан.
Они стали гнать христиан православных, епископов ссылать, ставить на престолы нечестивых людей, коварных, блудников, еретиков, которые Иисуса Христа не признавали за Бога.
И пришлось святителю Афанасию бежать в Рим, где три года находился.
Потом Господь рассудил все судом Своим: наказал Ария и еретиков, и нечестивый царь погиб.
После него два года царствовал Юлиан Отступник, за ним вступил Иовиниан благочестивый, потом Валент, который, хотя и много зла творил Церкви, но, испугавшись мятежа александрийцев, позволил святителю Афанасию вернуться и безбоязненно управлять Александрийской Церковью. И описывается в житии святителя Афанасия, что последнее время своей жизни он жил в мире и спокойствии, почил о Господе 2 мая 373 г. в возрасте 76 лет.
46 лет святитель Афанасий был епископом города Александрии и много раз изгонялся с кафедры и возвращался обратно, потому что ариане, называющие себя христианами, верующими в Евангелие, искали, придумывали вину, чтобы осудить и предать смерти святителя. А Господь, возвещая Евангелие, не проповедовал убивать врагов своих; эти же злодеи притворно приняли Крещение, христианство и веровали без благочестия.
Цитаты из бесед свт. Афанасия на Евангелие от Матфея:
«Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф.5:8)
Потому что очистивший сердце свое от всякого страстного расположения в собственной лепоте своей видит образ Божия естества. А душевная чистота достаточна к тому, чтобы, как в зеркале, изображать в себе Бога.
А если сказано: «никтоже чист… от скверны, аще и един день житие его» (Иов. 14:4,5); то еретики не знают, что разумеется это о скверне естественной, какую младенец приносит с собою, исходя из матерней утробы.
Потому и законописатель Моисей сказал, что жена рождающая нечиста; и родив мужеский пол, нечиста сорок дней, а родив женский пол, по причине большей удобоподвижности естества, нечиста восемьдесят дней (Лев. 12:2-5). А если бы не было того, что содержится в законе Моисея, то естественный порядок дал бы доказательство с другой стороны.
Какой грех может совершить младенец, имеющий лишь один день жизни? Прелюбодеяние? Конечно, нет; ибо он не силен еще в чувственной похоти. Блуд? также нет, ибо он чужд такого желания. Убийство? но он не в состоянии поднять смертельного орудия. Клятвопреступление? но он пока еще не способен к членораздельным звукам.
Лихоимство? но он не имеет понятия ни о чужом имуществе, ни о собственном. Напротив, младенцы исполнены непамятозлобия; ибо, пока не возмужают, они умоляют, когда терпят побои, и не защищаются, когда подвергаются преследованиям. Почему и Господь сказал верующим в Него: «аще не обратитеся и будете яко дети, не внидите в царство небесное» (Матф. 18, 3).
И так как младенцы не подвержены таким грехам, то какой же грех имеет дитя в первый день по рождении, кроме телесной, как сказали мы, скверны? Потому и не сказано: «никтоже чист от греха» (ἀπὸ άμαρτίας), но сказано – от скверны (ἀπὸ ρ´ύπον).
Тропарь,
глас 3
Столп был еси́ правосла́вия,/ Боже́ственными догма́ты подтвержда́я Це́рковь,/ священнонача́льниче Афана́сие:/ Отцу́ бо Сы́на Единосу́щна пропове́дав,/ посрами́л еси́ А́рия./ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́,// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Кондак,
глас 2
Правосла́вия насади́в уче́ния,/ злосла́вия те́рния изсе́кл еси́,/ умно́жив се́мя ве́ры одожде́нием Ду́ха, преподо́бне,// те́мже тя пое́м, Афана́сие.
Молитва святителю Афанасию Великому, Александрийскому
О, всехва́льный и пресла́вный святи́телю Афана́сие Вели́кий, за ве́ру Правосла́вную ты был еси́ в до́лзех труде́х, мно́зех по́двизех, в пятикра́тных изгна́ниих и бе́гствех, претерпе́л еси́ мно́ги клеветы́ и оболга́ния, мно́гажды за ню хоте́ша врази́ твои́ уби́ти тя, и то́кмо Сам Бог чуде́сно сохрани́ тя от сме́рти.
И все сие́ ты претерпе́л еси́ от нечести́вых еретико́в – ариа́н, с ни́ми же и боро́лся еси́, и и́хже, в пучи́не слове́с погрузи́в, терпе́нием твои́м препобеди́л еси́, и, злове́рие их от Це́ркве отгна́в и правосла́вное уче́ние насади́в, умно́жил еси́ се́мя ве́ры Христо́вой.
Вои́стинну ты еси́ хра́брый во́ин Христо́в, я́ко во́ин бо, до конца́ дний твои́х сла́вно боро́лся еси́ за пра́вую ве́ру со еретики́.
Вои́стинну ты еси́ столп ве́ры Правосла́вныя, и́бо ника́коже поколеба́ся ве́ра твоя́ Правосла́вная от сих гоне́ний ерети́ческих, но па́че утверди́ся и укрепи́ся, и не то́кмо у тя и у па́ствы твое́й, но и во всей Це́ркви Христо́вей.
К тебе́ мо́лимся, уго́дниче Бо́жий, испроси́ у Христа́ Бо́га на́шего и нам име́ти ве́ру непоколеби́му и не уклони́тися от пра́ваго пути́ ея́, но до конца́ дний свои́х пребы́ти на нем, не боя́щеся ни ле́сти, ни преще́ния, ни да́же гоне́ния, и унасле́довати Ца́рство Небе́сное во сла́ве Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, иде́же ты и вси святи́и пребыва́ют. Ами́нь.
Дни памяти: 31января, 15 мая.
Источник: https://voskr.orthpatr.ru/node/231503
Афанасий Великий: один против всех
Наследник
IV век уникален для истории Церкви. За всю ее историю не было века, в который было бы явлено столько святых людей, прозванных позднее «Великими».
Императоры Константин Великий и Феодосий Великий, основатель монашества Антоний Великий, ну и, конечно, величайшие святители, из которых великими были названы только двое: Афанасий Великий и Василий Великий.
Старшим из них был Афанасий, епископ города Александрия. За что же он был удостоен столь высокого звания?
Жизнь Афанасия Великого обладает драматургией, достойной приключенческого фильма с его бесконечными погонями и преследованиями. Он прожил долгую жизнь. Родившись в самом конце III в., он отошел ко Господу только в 373 году.
По некоторым данным он дожил практически до восьмидесяти лет! При этом всю жизнь с ним происходили удивительные сальто-мортале: то он возглавляет Александрийскую кафедру, то, используя очередные инсинуации и интриги, его противники добиваются его свержения, и он снова оказывается вне закона, органы государственной власти его разыскивают, близкие люди его спасают.
Александрийская кафедра, возглавляемая Афанасием, в то время была одним из важнейших богословских центров христианского мира.
Оттуда вышли такие известные личности как Климент Александрийский, уже упомянутый Выше Антоний Великий, Ориген, а несколько позже и Кирилл Александрийский.
Оттуда же происходил и небезызвестный дьякон Арий, который стал родоначальником самой большой ереси в истории Церкви, впоследствии получившей название «арианство».
Кстати, не нужно думать, что арианство закончилось в IV веке, ведь, с точки зрения крайних ариан, Христос – всего лишь человек, поэтому современные ариане – это мусульмане (а их еще в XIV веке называли христианской сектой).
Афанасий отлично знал Ария и всю его систему аргументации. И даже в тот момент, когда практически вся Восточная Церковь склонилась к ереси Ария, оставался единственный человек, твердо верующий в божественную природу Иисуса Христа.
Обычно, когда хотят показать стойкость духа в борьбе за истинную веру, приводят пример Максима Исповедника, который единственный не принял ересь монофелитства. На самом деле, первым в истории Церкви человеком, готовым идти против всего клира ради сохранения истины, был именно Афанасий Великий.
Ему постоянно угрожали расправой, ссылками, арестами, но Афанасий был человеком, против которого угрозы не работали. Для него Страх Господень был всегда выше, чем мирские страхования.
В качестве секретаря Александрийского епископа Александра, в 325 году, он присутствовал на первом Вселенском Соборе в городе Никея, и некоторые считают, что он даже принимал участие в составлении Символа Веры. В 326 году Афанасий занимает Александрийскую кафедру, и несмотря на то, что Арий, некогда также претендовавший на это место, находился в ссылке, значительная часть клира по-прежнему разделяла его взгляды.
В свою очередь один из ярых ариан, Евсевий Никомидийский, будучи возвращенным из ссылки императором Константином, сумел сделать все, чтобы именно арианская версия христианства стала поддерживаться государством. Константин, действуя, прежде всего, как государь, пытался таким образом примирить враждующие партии.
Единственным, кто отказывался признавать равноправие истинного христианства и арианской ереси, был Афанасий Великий.
Именно поэтому, имея огромное влияние в высших кругах власти, ариане сделали все, чтобы добиться осуждения своего непримиримого противника. В 335 году Тирский собор обвинил его ни много ни мало в убийстве Мелитианского епископа Арсения.
При этом вещественным доказательств служила отрубленная рука Арсения, хотя, по некоторым данным, он вообще был на тот момент жив.
Афанасия сложно было удивить подобным – поток клеветы против него со стороны ариан был глобальным. Они понимали, что для окончательной победы им необходимо избавиться только от одного человека.
По решению Тирского собора Афанасий был сослан в Трир. Трир находится в Германии, в северной части Европы. Кстати, он существует до сих пор (около границы между Францией и Люксембургом).
Так что получается, что Афанасий был отправлен в одну из самых отдаленных частей Римской Империи.
После смерти императора Константина Афанасий возвращается из ссылки, более того, его снова избирают на Александрийскую кафедру. Однако в 340 году он был снова изгнан – ариане делают для этого все возможное. Александрийскую кафедру занимает арианин Григорий.
Но в 345 году он умирает, и епископом снова становится Афанасий. Причем нужно помнить, что каждый раз, когда Афанасия свергали, арианам удавалось добиться решения о том, что он должен был быть помещен в тюрьму. С помощью самых близких людей святитель скрывался и тем самым избегал тюремного заключения.
Его искали по всей империи как опасного преступника, однако он был неуловим.
Стоит отметить, что Арий пользовался огромной поддержкой не только за богословские взгляды (ведь в те времена даже не все епископы имели возможность получить хорошее образование, а богословская терминология, который мы пользуемся, была сформирована во второй половине четвертого века). Арий был человеком харизматичным, ярким, умеющим убеждать.
И Афанасий не уступал ему в этом. Каждый раз, когда Афанасий возвращался из очередной ссылки, чтобы занять кафедру, он возвращался отнюдь не потому, что добивался расположения очередного императора, а потому, что был любим клиром и народом.
Каждый раз его звали занять место епископа Александрии. Именно его харизматичность делала очевидным для ариан то, что именно уничтожение Афанасия приведет к окончательно победе арианства.
Он был человеком, которого было сложно обвинить в заигрывании с властью, он был аскетом.
С другой стороны, Арий тоже был известен непримиримостью и аскетизмом, но ужасная смерть Ария в тот момент, когда он возвращался из ссылки, была интерпретирована многими как кара Господня, хотя ариане активно продвигали идею о том, что эта смерть была подстроена православными.
Одним из самых интересных эпизодов противостояния Афанасия Великого и ариан был момент, когда императором стал Юлиан Отступник, который радовался расколу в христианской Церкви и хотел, чтобы этот раскол продолжался.
Удивительно, но так получилось, что Афанасий был обязан своему возвращению из ссылки анти-христианину. Юлиан был уверен, что таким образом он сможет усилить раскол в Православной Церкви. Но вскоре Юлиан погиб, и к власти пришел император Валент, убежденный арианин.
В годы его правления произошло последнее преследование, постигшее Афанасия. И все же в конце жизни Афанасий вновь возглавил Александрийскую кафедру.
Афанасий был на целое поколение старше Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Ему не было дано создать богословскую терминологию, но можно с уверенностью сказать, что отцы-каппадокийцы шли по его стопам.
Можно наблюдать, как менялась борьба с арианством с постепенным уточнением формулировок и принятием все новых и новых богословских терминов. Афанасий Великий не дожил до второго Вселенского Собора, прошедшего в Константинополе, всего восемь лет. Он не увидел, как окончательно было побеждено арианство. Святитель тихо умер в ночь со 2 на 3 мая 373 года, а Василий Великий скончался в 379 году.
На Соборе присутствовал только Григорий Богослов. Борьба с арианством продолжалась более шестидесяти лет, и Церковь, которая была на грани полного погружения в пучину ереси, закалилась и стала намного сильнее.
За это время сформировалось православное монашество, Церковь усвоила античное наследие, разобравшись, что оттуда было нужно брать, а что не нужно, достигла вершин богословия, недаром в Церкви появился второй человек, названный позднее Богословом.
Победа над арианством была тем более триумфальной, что на втором Вселенском Соборе, который окончательно вывел ересь Ария за рамки Церкви, был подтвержден и уточнен императорским эдиктом 380 года, благодаря которому православная вера стала главенствующей в Римской империи. Борьба, проходящая перед лицом не только императора, но и всей аристократии, убедила этих людей в истинности православия, аскетического подвига его представителей, глубине и истинности философии и богословия.
Подготовил Анатолий Медведев
Наследник
Источник: https://pravlife.org/ru/content/afanasiy-velikiy-odin-protiv-vseh