Пророк иеремия

Пророк Иеремия: биография. Книга «Плач Иеремии» :

Святого пророка Иеремию считают ветхозаветным предтечей Христа, обладающим даром свыше предвидеть и провозглашать грядущие события. И поведал ему Господь многое из будущего, в особенности святой описал разделение Библии (Священного писания) на две книги: Ветхий и Новый завет.

Входит в четверку главных пророков, которые почитаются православными и католическими канонами, пророк Иеремия. Что означает имя святого? В переводе с древнеиудейского имя Иеремия обозначает «Господь возвеличит». Его имя знаковое среди верующих, как величайшего святого, который проявил все мужество и усердие, чтобы отвратить свой народ от погибели и изгнания с родной земли.

Предзнаменования для Иерусалима

В суровое время жил пророк Иеремия. Биография его будет поведана читателю в статье.

Предзнаменования гласили, что пойдут на Иерусалим все племена северных царств, поставят свои троны на входе в город, а также вокруг его стен.

Рухнул величественный град из-за неверия жителей, отвернувшихся от поклонения Богу. Иеремия пытался удержать надвигающуюся трагедию.

Обратите внимание

Он безостановочно проводил время в молитвах Богу, взывал его о прощении любимого народа, орошал горькими слезами землю, которую ожидала кровавая участь.

Пророк бродил по улицам родного города, останавливал богатых и бедных, чтобы отвратить от греховных действий хотя бы одного человека. Иеремия одинаково бесстрашно мог войти в царские хоромы или в горшечную мастерскую, чтобы провозгласить волю Яхве.

Его любовь к своему городу и народу не нашла отклика в сердцах сограждан, его считали изгоем и изменщиком, предателем и шпионом. Он решил разделить участь своего изгнанного народа, а не оставаться на попечении язычников. И в самом конце он упал поверженный под ударами своего народа, которому служил всю жизнь.

Это был великий человек и пророк Божий – святой праведник Иеремия.

Биографические данные

Когда жил пророк Иеремия? Житие его относят к 650 году до Рождества Христова. Пророк Иеремия родился в семье священника Хелкии в городе Анафофе недалеко от Иерусалима на 13-м году правления иудейского царя Иосии.

Символом вестей Иеремии служил образ его собственной жизни: безысходность, тоска, неотвратимость Божьей кары за содеянные грехи.

Семь царей Иудеи пережил пророк, хотя служение больше всего пришлось на годы правления царей Иоаса, Иоакима, Иехонии и Седекии.

Пророческий дар открылся ему совершенно неожиданно в юном возрасте. И было Иеремии всего 15 лет, когда явился к нему Господь и прикоснулся к его губам, пообещал свое покровительство и помощь.

Юноша испугался и отказывался от тяжелой миссии, но ему пришлось со смирением принять свою участь, предопределенную ему еще с рождения.

Первое откровение от Господа звучало о том, что будут царства появляться одно за другим и так же вскорости погибать.

Важно

С этого пророчества и началась нелегкая судьба Иеремии, которого впоследствии назовут «плачущим пророком». Для изображения горестных стенаний и жалоб придумали термин «иеремиада». Он никак не мог добиться успеха на поприще проповедования, поэтому горько взывал к Яхве, что поставленная задача слишком тяжела для него, и все над ним смеются и издеваются над его речами.

В самом начале деятельности Иеремия стал на сторону царя Иосии, который желал восстановить культ поклонения Яхве. Он на некоторое время отказался от предзнаменований, ведь считал свою миссию бесполезной. Хотя со временем понял, что только он может спасти народ израильский от трагической судьбы, грозившей изгнанием и бесславием.

Как изображает святого икона?

Пророк Иеремия на иконах изображен не белобородым стариком, а мужчиной средних лет. У него могучее телосложение, темные волосы, округлая недлинная борода, которая подчеркивает правильные пропорции лица. Правая ладонь сложена в перстосложении, а в левой находится свиток.

В свитках можно прочесть слова пророка Варуха, который был писцом и другом пророка. Именно Варух занимался записью предзнаменований пророка, когда тот находился в темнице.

Если сравнивать с другими пророками (Исаей, Иезекилем и Малахием), он производит впечатление могучего воина с целеустремленным взглядом, которому пришлось пройти ряд испытаний и не сломаться под ударами судьбы.

Миссия: провозглашение бедствий

Иеремия всю жизнь нес нелегкую миссию, ведь ему следовало наследовать дело отца, служить при храме, жениться и заниматься воспитанием детей. Но Господь предопределил ему иное служение, обозначающее отречение от себя, от своих желаний, от жизни в комфортных условиях.

Самой тяжелой жертвой для Иеремии стало предрекать бедствия родному народу. Вместо слов о радости и блаженстве он вынужден был пророчествовать о разрушении, рабстве и погибели. Господь призвал его проповедовать в Иерусалиме, чтобы люди обратили взоры к истинному богу.

Ветхозаветный пророк старался везде доносить вести до людей, поэтому проповедовал везде, где только имел малейшую возможность. И видели плачущего пророка у городских ворот, и в храме, и в долине сынов Енномовых, и в тюрьме. У него был секретарь Варух, записывающий проповеди и откровения, а после в письменном виде отсылающий их старейшинам Иудеи.

Проповеди Иеремии не находили отклика в сердцах людей, хотя они с пугающей быстротой сбывались. Народ не желал слушать трагические новости, святого даже называли изменником веры. Священник Пасхор решил разобраться с пророком: ударил его и заключил в колоду, чтобы прекратить разговоры о тяжкой судьбе народа израильского.

О чем предсказания иеремии

Главной идеей предсказаний Иеремии было подчинение новому государству Вавилонии, которое быстро росло и набирало военную силу. Святой предлагал правителям и знатным гражданам отказаться от Египта, чтобы не навлечь страшные наказания на Иудею. Никто не желал внять его словам.

Перешептывались, что он на самом деле является вавилонским шпионом, поэтому пытается внести смуту. В те времена Египет был сильнейшим государством, а Вавилония только начинала развитие, поэтому никто не видел от нее никакой опасности.

Выступления Иеремии вызывали раздражения у соплеменников, настраивали их против его же самого.

Ужасное пророчество

Взывали к народу о подчинении Богу, чтобы не навлечь кару небесную, многие библейские пророки. Иеремия не был первым святым на этом поприще. На троне Иудеи после Иохала появляется Иоаким, который поклялся в вечном сотрудничестве Египту.

Во времена правления этого царя для пророка наступили черные времена.

Святой посещает Иерусалим, где вещает о том, что если люди немедленно не вернуться к Божьим заповедям и не смирятся, повернув взгляды к Вавилонии, то в городе появятся чужаки, а все население окажется в рабстве на 70 лет.

Ветхозаветный пророк гласит о неминуемом горе – уничтожении Иерусалимского храма, главной еврейской святыни. Среди священников такие слова произвели ропот недовольства. Его схватили и предоставили на судилище знати и народа, требовавших немедленной казни. Иеремии удалось спастись. Вот уже скоро его отведут на казнь, но в трудную минуту его выручили друг Ахикам и другие князья.

Пророчества сбываются

Несмотря на постоянные лишения и унижения, пророк чувствовал, что его слова нужны народу. Власть в Ассирии постепенно ослаблялась, но чувствовать спокойствие перед угрозой вторжения других государств было слишком рано. Политики считали Вавилон несерьезным противником, искали поддержки в Египте, а позже в Ассирии.

Египетские правители решили стравить два государства: они предложили Иудее выступить против Навуходоносора, перестать выплачивать ему дань. Это послужило началом карательной операции вавилонского царя, собравшего огромную армию, призванную стереть с лица земли непокорных иудеев.

Все эти события предсказывал Иеремия: кровавая война и уничтожение родной страны. В то время считать это пророчеством было не совсем правильно, все предшествующие события не предсказывали хорошего исхода при правлении недальновидных царей.

Для любого гражданина было очевидным – отказ платить дань Вавилону повлечет за собой кровавую расплату.

Пророк Иеремия критиковал заключение политических союзов, подверг осуждению решение отказаться от платы дани. Он говорил о неминуемом наказании, падении Иерусалима и разрушении храмов. За это его обвинили в богоотступничестве и предательстве.

Ведь Яхве обещал защиту своего народа, а пророк сомневается в божьих словах. Иеремия не успокоился, решил написать послание царю Иоакиму. Правителю зачитали грозное послание, но он разорвал его и сжег.

Иеремия пишет очередное послание вместе с помощником Варухом, наполнив свиток новыми пророчествами и угрозами.

Лишения Иеремии: наказание за пророчества

Даже самые близкие люди отказались от родства с ним, а соседи замыслили его убить. Народ два раза требовал у властей казнить его. Среди древних иудеев он произносил пророчества в течение 23 лет, за это время изобличал их грехи, отступничество от истинного Бога, предсказывал несчастья и горе.

Все обходили его стороной, подвергали насмешкам и гонениям. Иеремия решил продемонстрировать слова буквально, он желал поведать о необратимости покорения Вавилонским царством. Его поступки были полны символизма, но они подчеркивали неправильное направление политики царей, наступление ужасной катастрофы.

Яхве повелел ему взять глиняный кувшин и разбить его. Разлетелись в стороны тысячи осколков, что свидетельствовало о разрозненности народа израильского по всему миру. В следующий раз пророк получил наставление от бога взять льняной пояс и отнести к речке Евфрат, чтобы спрятать в расщелины скалы.

Совет

Со временем пояс полностью сгнил, это предрекало подобную участь иудеям. Иеремия надевает на шею деревянное ярмо и появляется перед царем Седекией, чтобы подчеркнуть рабское будущее соотечественников.

Слуги снимают с шеи пророка ярмо, но тот не успокаивается – надевает железное ярмо и снова является к царю.

Тяжелая судьба пророка

Чтобы он перестал пророчествовать, его бросают в темницу, а позже пытаются утопить в тине крепостного рва. Сейчас нельзя судить: сбылось ли пророчество или правители вели неправильные переговоры, но для Иудеи настали тяжелые времена.

Вавилоняне действительно отправились войной на родину Иеремии. Армия вавилонского царя Навуходоносора смела с лица земли иудейское царство, покорила местных жителей и угнала их в рабство.

Сам Навуходоносор проявил жалость к Иеремии, освободил его из заключения и дал личное разрешение проповедовать, где только святой пожелает.

Во времена осады Иерусалима пророк с грустью говорил о наступлении суда Яхве. Также он сказал, что это не конец, наступят светлые времена, когда Бог подарит благословение народу израильскому. В то благодатное время все законы будут написаны не на скрижалях, а в сердцах верующих людей.

Иудейская администрация решила сбросить гнет вавилонян, последовал бунт и попытка скрыться у союзника, то есть у фараона Египта.

К тому времени пророк успел написать знаменитый труд «Плач Иеремии» – произведение в стихах, где описывается судьба иудейского народа и разрушение величественного Иерусалима.

Он успел спрятать в тайнике Ковчег Завета и Скрижали, чтобы они не достались на растерзание врагам. Иудеи бежали, но вместе с собой взяли и Иеремию, хотя он неустанно предрекал кары на головы египтян.

Вынужденное бегство

Пророк поселился в городе Тафнисе, где прожил около 4 лет. При нем в Ниле вымерли все крокодилы, чему население Египта очень обрадовалось. Тяжела судьба пророка – все его предсказания сбылись и на новом месте жительства. Это уже послужило последней каплей терпения для иудеев – они убивают Иеремию, чтобы предотвратить очередные несчастья.

Другие народы относились с почитанием к своим пророкам, а тех, чьи предостережения имели свойство сбываться, возносили в ранг святых. После убийства иудеи опомнились, по египетским канонам мощи пророка решили сохранить.

Прошло 250 лет после смерти Иеремии, и Египет был завоеван Александром Македонским, который перенес мощи пророка в свою столицу Александрию.

Послание потомкам

Очень почитается христианами пророк Иеремия. Библия содержит написанное им произведение. В священной книге описано пять песней. Название им “Плач Иеремии”.

Первая, вторая и четвертая песни включают в себя по 22 стиха, каждый начинается на букву еврейского алфавита в строгой последовательности.

В третьей песне – 66 стиха, разделенных на три группы, в пятой песне тоже 22 стиха, но они не упорядочены по алфавиту.

Первая песнь плача рассказывает о горькой участи иудейского народа, о его пленении вавилонянами и погибели Сиона. Во второй песне Иеремия пытается анализировать случившуюся трагедию, он считает это карой Господа за грехи.

В третей песне пророк скорбит о своем народе, который не внял его словам, за что и был наказан. Четвертая песня уже более спокойная: пророк осознает неисправимую вину перед лицом Бога.

В пятой песне слова наполнены скорбью и успокоением, надеждой на светлое будущее.

Толкование на книгу пророка Иеремии – это тернистый путь смирения после разгрома Сиона. Главенствующей мыслью является наказание Господа, направленного на его народ. В жалобах книги этот гнев описывается как справедливое возмездие, ввиду того, что царство Иудейское погрязло в несмываемых грехах.

Книга пророка Иеремии не содержит недоумения или растерянности перед наказанием, как в Книге Иова. Здесь находится подтверждение слов других пророков, которые задолго предрекали наступление дня расплаты. Хотя параллельно с пониманием Божьего гнева идет эмоциональное неприятие такого наказания.

Обратите внимание

Иеремия пытается понять, не слишком ли велика цена за грехи? Пройдя через все страдания и метания, автор находит в себе мужество согласиться с Божьей волей.

Книга пророка Иеремии отображает абсолютную веру в Господа, надежду на искупление, скорое наступление радостной будущности для гонимого народа Иудеи.

Источник: https://www.syl.ru/article/315968/prorok-ieremiya-biografiya-kniga-plach-ieremii

Иеремия

ИЕРЕМИ́Я (יִרְמְיָה; Ирмеяху, יִרְמְיָהוּ, `да возвысит Господь`; согласно Библии, родился, видимо, в 645 г. до н. э. — умер в начале 6 в. до н. э.), еврейский пророк. Книга Иеремии является второй в разделе поздних пророков Библии (см. Пророков книги).

Иеремия родился в левитском городе (см. Леви) Анатоте в 7 км от Иерусалима, в семье, принадлежавшей к жреческой династии Эвиатара, отстраненной царем Соломоном от служения в Иерусалимском храме. Уже в ранней юности Иеремия чувствует себя призванным Богом к пророчеству.

Пророческая деятельность Иеремии приходится на самый бурный период истории Иудейского царства (см. Иудея). Северное (Израильское) царство уже было разрушено Ассирией (см.

Месопотамия), и его территория присоединена к Ассирийской империи, границы которой проходили теперь несколько севернее Анатота. Царствование Менашше ознаменовалось распространением в Иудее языческих культов из западных областей Ассирийской империи. Пророческое движение (см.

Пророки и пророчество) усматривало в падении Израильского царства Божью кару за служение чужим богам и за упадок нравов.

Иеремия был глубоко сведущ в исторической и литургической литературе — книга Иеремии изобилует цитатами из Торы и Псалмов, а в особенности — из произведений предшествовавших ему пророков.

Уже в ранних проповедях Иеремия беспощадно обличает евреев за отступление от Завета, требуя сосредоточить все помыслы и усилия на нравственном совершенствовании, на осуществлении социальной справедливости и истинного правосудия, и предвещает Иудее долю, постигшую Израильское царство: полное разрушение «народом, который явится с севера».

Важно

Иеремия считает себя призванным Богом «искоренять и разорять, губить и разрушать», и лишь затем сызнова «созидать и насаждать» (Иер. 1:10, 14–15). Суровость его пророчеств, ужасающие картины разрушений, бедствий и голода, уготованных Иудее, вызывают к нему ненависть окружающих даже в его родном городе.

В глубоко личных поэтических «исповедях» Иеремия горько сетует на одиночество и обреченность быть всю жизнь человеком, «который спорит и ссорится со всей землею» (Иер. 15:10), однако не считает себя вправе отступиться от выполнения возложенной на него Богом миссии.

Читайте также:  Преподобный иоанн лествичник

В 20-е гг. 6 в. до н. э. начинается упадок Ассирии, и ее влияние в Иудее прекращается. Царь Иошияху (Иосия) осуществляет религиозную реформу, очищает Храм от символов языческого богослужения и производит окончательную централизацию культа, запретив жертвоприношение вне Иерусалимского храма.

Во время очищения Храма была найдена так называемая «Книга завета» (по мнению многих исследователей — библейская книга Второзакония), и Иошияху торжественно обновил Синайский союз Бога с еврейским народом.

Найденная книга, в которой перечисляются блага, предназначенные Израилю за соблюдение Завета, и жестокие кары, которые постигнут народ в случае его нарушения, оказала огромное влияние как на содержание, так и на стиль пророчеств Иеремии. Однако результаты деятельности Иошияху глубоко разочаровали пророка.

Культовая реформа не сопровождалась нравственным возрождением народа, хотя только оно, по мнению Иеремии, могло возобновить союз, который Бог «заповедал отцам… когда вывел их из земли Египетской… сказав: слушайтесь гласа Моего и делайте все, что Я заповедаю вам, — и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иер. 11:4).

После гибели Иошияху в бою, Иеремия с новой силой обрушивается на народ, погрязший, по его мнению, в грехах. С особой суровостью он порицает высшие круги общества — вельмож, священников и служителей Храма, потворствующих социальной несправедливости и беззаконию.

Простой народ верит, что существование Храма и жертвоприношения в нем защитят Иудею от бедствий и невзгод, но именно это ослепление приведет, по словам Иеремии, к разрушению Храма и страны (Иер. 7).

У ворот Храма Иеремия выступает с пламенными обличениями, не щадя даже царя, и всенародно объявляет о надвигающейся опасности.

Совет

Иеремия вступает в конфликт с другими пророками, не разделявшими его взглядов о неминуемой гибели царства и Храма и об их восстановлении лишь после того, как народ, приняв заслуженную кару, обратится к покаянию.

Пророчества Иеремии не только вызывают неприязнь народа, но и навлекают на него преследования. Иеремия подвергается заточению, а одна из его проповедей в Храме едва не стоит ему жизни. Вместе с тем непрерывно растет его авторитет как пророка, возвещающего слово Божье; вельможи и сам царь начинают все внимательнее прислушиваться к его проповедям.

В 605 г. до н. э. (после поражения египетской армии при Каркемише) Вавилония овладевает всей территорией Ассирийской империи и становится самой могущественной державой на Ближнем Востоке. Иеремия приходит к убеждению, что вступивший на вавилонский престол Навуходоносор является орудием Божьей кары.

Он предсказывает завоевание Иерусалима Вавилонией, видя в этом подтверждение своих пророчеств.

Оценивая политическую ситуацию и видя могущество Вавилонии, ставшей новой мировой державой, Иеремия приходит к выводу о нецелесообразности какого-либо сопротивления Вавилонии, и с тех пор вся его деятельность направлена на убеждение в необходимости полного и безоговорочного повиновения Навуходоносору. Он продиктовал своему другу и секретарю Баруху избранные места из своих пророчеств, включая предсказание о захвате Иерусалима Навуходоносором, и отправил его прочесть рукопись в Храме (Иер. 36:1–10). Царь Иехояким пожелал услышать пророчества Иеремии и, выслушав, бросил свиток в огонь (36:21–23). Иехояким и его советники полагались на мощь соперничавшего с Ассирией Египта, и когда в 601 г. до н. э. вавилоняне предприняли окончившийся неудачей поход против Египта, Иудея восстала против Вавилонии.

В 597 г. до н. э. Иерусалим был занят войсками Навуходоносора, и царь Иехояхин и тысячи виднейших граждан, военачальники и мастера-ремесленники были уведены в Вавилонию.

Иеремия отправляет изгнанникам послание, в котором возвещает о грядущем избавлении, но вместе с тем советует им обжиться в Вавилонии («Стройте дома и живите в них и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей» — Иер. 29:5–6), т. к.

изгнание будет продолжительным, Иерусалим будет разрушен и срок наказания определен в 70 лет (символическое число, связанное у ближневосточных народов с представлением об историческом цикле).

Обратите внимание

Сдача Иерусалима и увод видных граждан в Вавилонию рассматривались многими как начало осуществления пророчеств Иеремии. Последний царь Иудеи Цидкияху советуется с Иеремией, хотя и отказывается принять его мнение, идущее вразрез с существовавшими в придворных кругах антивавилонскими настроениями.

На совещании представителей союзных стран, которые, опасаясь непрерывного усиления Вавилонии, послали в Иерусалим делегатов для обсуждения возможности совместного восстания против Вавилонии, Иеремия предстает с ярмом на шее, увещевая покорно нести власть Навуходоносора. Когда восстание разразилось и в 588 г. до н. э.

вавилонские войска осадили Иерусалим, Иеремия во всеуслышание заявил, что сам Бог сражается за вавилонян. В самый разгар осады он призывал народ и воинов сдаться противнику. Иеремия был пойман в воротах Иерусалима и заподозрен в попытке пробраться к осаждавшим.

Неудивительно, что в глазах народа Иеремия казался врагом; он был заключен сначала в темницу, а затем опущен в высыхающий колодец. Однако царь приказал вызволить его оттуда и имел с ним тайную беседу, пытаясь убедить его не подрывать дух осажденных; но Иеремия упорно настаивал на своем и требовал полного покорения вавилонянам.

Пророк был переведен в «дом стражи», где оставался в заключении вплоть до падения Иерусалима (Иер. 37:15–38:28). И здесь он продолжал высказывать свои взгляды, но в этот период разрухи и бедствий в его проповедях преобладают мотивы будущего избавления, а его пророчества утешения (Иер.

30, 31) рисуют яркую картину возвращения изгнанников Иудеи и Израиля на цветущую родину, их духовного обновления после нравственного очищения.

Вавилонские завоеватели освободили Иеремию и разрешили ему остаться в стране (Иер. 40:2–6). Однако после того, как был убит вавилонский наместник Гдалия бен Ахикам, сторонники Иеремии из страха перед репрессиями бежали в Египет, уведя с собой пророка.

Беженцы нашли пристанище в Дафне в восточной части египетской Дельты; там были произнесены последние пророчества Иеремии, записанные в его книге (43:8–13; 44). Иеремия умер в Египте; о его жизни в Египте и обстоятельствах смерти ничего не известно.

Почти все мотивы пророчеств Иеремии имеются в проповедях предшествовавших ему пророков Амоса, Исайи и других. Даже часто используемое им уподобление Израиля в его отношении к Богу жене, изменяющей своему супругу, заимствовано у Хошеи (Осии). Однако Иеремия доводит идеи пророков до логической и эмоциональной крайности.

Важно

Так, например, основную мысль всех поздних пророков о примате этических норм над культовыми Иеремия выражает словами: «…отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве» (Иер. 7:22).

Такое категорическое отрицание жертвоприношений как таковых выражает личный подход Иеремии как потомка Эвиатара (см. выше).

Не менее категорично у Иеремии и оправдание самого факта изгнания, в угрозе которого его предшественники усматривали лишь потенциальную возможность Божьей кары.

Эта возможность претворилась во времена Иеремии в действительность, и Иеремия, активно участвовавший в политической жизни своего времени, трезво оценивал совершающиеся на его глазах события, стараясь ввести их в рамки своего мировоззрения.

Иеремия правильно оценил мощь Вавилонской империи, унаследовавшей Ассирийскую, и справедливо предвидел, что строптивость Иудеи навлечет на нее судьбу Израильского царства. Однако союз между Богом и Израилем нерушим, как нерушимы вовеки законы мироздания (Иер. 31:36–37).

Поэтому по истечении срока наказания между Богом и избранным Им народом вновь будет заключен Завет, законы которого будут начертаны в сердцах людей.

Тогда не будет надобности в таких внешних символах, как Ковчег Завета и Скрижали Завета, так как зло будет искоренено и человеческая природа в корне изменится так, что каждый человек, познав Бога, направит свои помыслы и поступки только к добру.

Обновленный завет будет основан на исходе из северных стран, подобно тому, как первый завет основан на исходе из Египта (Иер. 16:14, 15). Не только пленники Иудеи, но и изгнанники Северного царства вернутся на родину.

Совет

Царство Израиля будет восстановлено в Иерусалиме во всем величии и будет пребывать в безопасности и покоиться на правде и справедливости. Храм будет вновь отстроен и династия Давида — «отрасль справедливая» — будет править вечно (Иер. 33:15–18, 20–22). Дети не будут наказываться за грехи отцов, и каждый будет ответствен за свои собственные поступки (Иер. 31:29–30). В противоположность величественной грозности обличений Иеремии его пророчества утешения нежны и проникнуты любовью к своему народу. Эти пророчества и по сей день остаются одним из лучших образцов лирической поэзии на иврите, а некоторые образы этих пророчеств: обещание оплакивающей своих сынов праматери Рахили их возвращения (Иер. 31:15–16), обращение Бога к Израилю (Эфраиму) как к любимому сыну (Иер. 31:20), — стали в народе символами надежды на будущее.

Эсхатология Иеремии носит универсальный характер. Подобно Исайе, Иехезкелю и другим поздним пророкам, Иеремия предсказывает судьбу (Иер.

46–51) окружающих Израиль государств, предвещает гибель язычеству и идолопоклонству и обращение всех народов к единому Богу, властелину Вселенной, во всеобщем царстве мира и добра, во главе которого будет стоять возрожденный Иерусалим (Иер. 10:11; 12:14–17; 25:15–29).

Иеремия занимает одно из центральных мест в еврейском национальном самосознании. Осуществление его устрашающих предсказаний вселяло на протяжении многих веков галута в сердца евреев уверенность в том, что сбудутся также и его пророчества утешения («…

так говорит Господь: как Я навел на народ сей все это великое зло, так наведу на них все благо, которое Я изрек…» — Иер. 32:42). Особенно велико было его влияние в период возвращения вавилонских изгнанников в Сион (после 538 г. до н. э.

), когда ожидалось полное избавление в предсказанный им срок — 70 лет. Иеремия первый указал на реальную возможность существования народа в галуте после крушения государственности и без храмового культа в ожидании мессианского избавления.

Традиция приписывает Иеремии книгу Плач Иеремии, потрясающего траурного гимна, в котором оплакивается разрушение Иерусалима и Храма.

В современной библейской науке Иеремия зачастую рассматривается как важнейший пророк древнего Израиля, затмевающий собой всех остальных пророков.

Этот взгляд является в большой мере результатом влияния протестантских исследователей, которые с особым сочувствием относились к двум мотивам пророчеств Иеремии: критике жертвоприношений и предсказанию падения Иудеи и разрушения Храма.

Обратите внимание

Иеремия, подчеркивающий примат нравственности и гонимый правящими кругами, предстает как предтеча Иисуса. Такая интерпретация привела некоторых христианских критиков к необоснованному отрицанию принадлежности Иеремии пророчеств утешения.

Эти исследователи закрывают глаза на то, что пророчества утешения неоднократно повторяются в его проповедях и, по существу, являются неотъемлемой частью его мировоззрения, ибо мессианское видение нравственно усовершенствованного мира неразрывно связано у Иеремии с возвращением еврейского народа, возрождением Иудеи и Израиля и восстановлением царства Давида.

Личность Иеремии служит темой многих произведений искусства и литературы со времен Ренессанса до наших дней. Иеремии посвящены фрески и скульптуры во многих европейских соборах (скульптуры Донателло во флорентинской колокольне, фреска Микеланджело в Сикстинской капелле и другие).

В еврейском искусстве особого внимания заслуживает картина Л. Ури «Иеремия». В литературе Иеремии посвящены драма С. Цвейга, романы Ф. Верфеля и Я. Добрачинского (на польском языке), на русском языке — поэмы Д. Мережковского и С. Фруга. В литературе на иврите Иеремия — главный персонаж романа М. З.

 Вольфовского «Бет ха-рехавим» («Дом рехавитов», 1962).

Источник: https://eleven.co.il/bible/prophets/11704/

Пророк Иеремия (VI в. до Р. Х.) – Лампада

Память святого пророка Иеремии Православная Церковь отмечает 1 / 14 мая

Почему начинается война или наступает экономический кризис? Историки и экономисты назовут множество причин, а вот ветхозаветные пророки обратят внимание на одну-единственную — нравственное состояние людей.

Имя Иеремия в переводе с еврейского языка означает – возвышенный Богом.

Святой пророк Иеремия, один из четырех великих пророков, сын священника Хелкии, родился в городе Анафофе. Город Анафоф был в пределах колена Вениаминова, недалеко от Иерусалима.

К пророческому служению он был призван на 15-м году своей жизни. Предызбран и предназначен Иеремия к пророческому служению был еще прежде своего рождения, как сказал о том Сам Господь: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1, 4-5).

Иеремия отказывался от пророческого служения, указывая на свою молодость и неимение дара слова, но Господь обещал всегда быть с ним и охранять его; «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.

Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить, и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1, 9-10).

Пророков подобных Иеремии в среде еврейского народа было немного, и их называли  призванными посланниками Бога. Пророки были своего рода «совестью нации»: они прямо говорили соотечественникам об их недостатках и пороках, чтобы те признали свои ошибки, раскаялись и начали вести праведную жизнь.

Несмотря на высокий титул божьих посланников, большинство иудеев к пророкам   относились враждебно: мало кому понравится, когда его постоянно обличают, да еще и советуют делать совершенно непонятные вещи!

Важно

Святой пророк Иеремия начал свое пророческое служение в 630 году до Рождества Христова при израильском царе Иосии и пророчествовал более 40 лет. Цель пророчества пророка Иеремии – обращать отступивший от Иеговы народ к Богу, зная хорошо, что его призывы к покаянию останутся безрезультатными.

Он должен был постоянно говорить о страшной опасности, угрожающей иудейскому государству, и оставаться непонятным никем, потому, что его не хотели понять. Он очень страдал, видя непослушание народа, который он любил и которому, однако, не мог помочь.

То обстоятельство, что Господь не желал даже принимать его молитв за иудейский народ (Иер.

11,14; 14,11; 18, 20) и неприязненное отношение к нему всех иудеев, даже родных – все это доводило пророка до отчаяния и он думал только о том, как бы ему уйти в далекую пустыню, чтобы там оплакивать участь своего народа (Иер. 9,1; 13,17).

Источник: http://lampada.in.ua/2018/05/prorok-ieremiya-vi-v-do-r-h/

пророк иеремия

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. (Евр.11:32—38)

Не знаю почему, но меня всегда очень привлекала фигура одного библейского пророка, его имя — Иеремия. Иереми́я (ивр. יִרְמְיָהוּ‎, Йирмея́ху, «Бога возвеличит») — второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета. – Ну еще бы! – скажете вы. – Это же ВТОРОЙ по величине из четырех великих пророков! Что ж тут странного?

Однако его история привлекла меня задолго до того, как я узнала о его важности. Узнала я о нем, прочитав 2 его книги, вошедшие в канон Библии (книгу пророка Иеремии и плач Иеремии), признаюсь, сначала они навевали на меня скуку, но примерно на второй раз, что-то неуловимо коснулось моего сердца.

https://www.youtube.com/watch?v=4vmdd2-yfP8

История его такова. Он был призван Богом на служение, будучи совсем молодым человеком.

Иеремия был из священнического рода и в первой главе он, в достаточно простых и сдержанных словах, рассказывает о необыкновенной встрече, которая произошла с ним — встрече с Господом, Который сказал Иеремии:
«И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать». (Иер.1:9,10)

– Вот это да! Любой, наверное хотел бы услышать такое от Самого Творца. Это попахивает наделением молодого Иеремии невиданной властью и силой, – подумал бы любой из нас…
Но нет. Последующая жизнь пророка была очень-очень суровой и сложной.

Читайте также:  Элладская православная церковь

Всегда то, что он говорил — шло вразрез с мнением большинства, а также мнением духовенства и власти. Над ним смеялись, его сажали в темницы, били. Никто не слушал слова, которые вкладывал в его уста Бог.

И одним из самых страшных испытаний было то, что Иеремию, искренне любившего свой народ, Иерусалим, Бога, обвиняли на протяжении всей его жизни в предательстве… «Прихвостень персидского царя!» – презрительно кидали ему вслед.

Практически в начале служения Бог сказал Иеремии, что ему лучше не обзаводиться семьей, потому что его близких будет ожидать смерть, вследствие ненависти, которую будут питать к нему…
Он увидел исполнение своих самых печальных пророчеств — разрушение Храма и Иерусалима… Был уведен в плен и там убит за то, что продолжал говорить обличающие слова Божьи к Израилю… Такая вот судьба у одного из самых почитаемых библейских пророков — не позавидуешь.

Когда я думаю о нем, перед моими глазами предстает образ усталого и печального человека, он сутул, как будто какая-то тяжелая ноша лежит на его плечах.

Но если заглянуть в его глаза…то ты увидишь незримый обычному глазу огонь…Примерно в середине своего служения Иеремия не выдерживает такого давления и в прямом смысле возопил к Господу:
«Ты влек меня, Господи, – и я увлечен; Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, – кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние.

И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог». (Иер.20:7—9)

Совет

Меня всегда занимал вопрос — почему Иеремия мог вынести все тяготы своего служения: постоянное отвержение, насмешки, побои, стыд? Как это было возможно??? Его служение не было таким драматичным, как у Илии, который сводил с неба огонь, он не останавливал течение рек, как Елисей, не высекал воду из камня, как Моисей… Можно сказать, с человеческой точки зрения, его жизнь была сплошной неудачей… и он не мог этого не понимать. Очень долго я мучилась этим вопросом, пока однажды… мне не посчастливилось заглянуть в его глаза (да, это так, как бы странно и самонадеянно ни звучали мои слова…) – в них светился огонь, огонь Христовой любви, дающий силу и мир посреди бушующего шторма, посреди сомнений и ненависти, которая окружала Иеремию всю его жизнь.

Думаю, Иеремия был замкнутым, печальным, даже мрачным человеком, привыкшим не доверять людям (не могла не сказаться на его характере вся эта травля), и только свет, тихонько струящийся из его глаз, говорил о том, что в нем живет дух победителя… Уверена, он не один раз встречался с Господом, это были личные встречи и разговоры…а может, они просто молчали. Но после этого Иеремия знал — у него есть Друг, Спаситель и Царь — и это давало ему силы идти против всех.

«Те, которых весь мир не был достоин»….

Источник: http://yuol.ru/prorok-ieremiya/

7.4. Пророк Иеремия – МолитвослоВ

МолитвослоВ

В первой трети VII в. до Р.Х. в Израиле начал пророческое служение великий Иеремия, происходивший из священнического рода местечка Анатот. Ягвэ предвидит душу Иеремии, его призвание не случайно: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя и … освятил тебя; пророком для народов поставил тебя.

А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне… ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и всё, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их, ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя.» /Иер. 1, 4-8/.

И действительно, Иеремия, движимый Богом, всю жизнь ходил туда, куда Он повелевал, и говорил каждому нелицеприятные слова, которые Он повелевал произнести, за что подвергался всевозможным страданиям; затем происходило его освобождение, и вскоре он становился свидетелем наглядного возмездия своим ненавистникам.

Неоднократно Иеремия жалуется на то, что хотел бы он спокойной жизни, хотел бы вовсе не говорить людям горькие и обличительные слова, ему не доставляет радости его знание, но он не может иначе, ведь пророк себе не принадлежит и утаить слова Ягвэ не в состоянии.

Видя, как коротка историческая память народа, Иеремия вновь напоминает об особом избранничестве и полном несоответствии ему реальной духовной жизни, и в связи с этим от имени Бога призывает народ к покаянию в выражениях, понятных со времен пророка Осии:

«… отступница, дочь Израиля… ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево, и там блудодействовала.

Я говорил: «возвратись ко Мне»; но она не возвратилась… и когда … Я отпустил ее и дал ей разводное письмо /синоним прекращения союза-завета/, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла, и сама блудодействовала … осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом… при всем этом … Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь… Я милостив, не вечно буду негодовать. Признай только вину твою… возвратитесь, дети-отступники, потому что Я сочетался с вами» /3, 6-14/.

Призывы Иеремии в начале его деятельности, как ни странно, легли на благодарную почву, ибо почти всю первую половину VII в. в Иудее правил Иосия, унаследовавший духовную ревность и благочестие от своего прадеда Езекии.

Обратите внимание

И в то время как Иеремия призывал народ обратиться от идолопоклонства к истинному Богу, царь Иосия совершал походы по стране, разрушал высоты и жертвенники, даже посвященные Богу, и приучал народ к тому, что единственным местом жертвоприношения Ягвэ является Иерусалимский храм.

Среди деяний этого царя, записанных в летописи, мы узнаём о несколько странной истории.

Однажды священник Хелкия доложил царю об обнаружении при ремонте храма священной книги, прочитав которую Иосия был потрясен тем, что народ не живет по заповедям своего Творца, и повелел отныне каждую Пасху собирать весь народ в Иерусалиме и прочитывать вслух ее отдельные главы. Этой книгой оказалась… Тора.

Косвенным образом это означает, что в течение довольно длительного времени народ Израиля позабыл о существовании Торы — о ней знали только священники, и народная память примешала к древнему Закону множество суеверий.

Так или иначе, но Иосия содействовал возобновлению Закона Моисеева (некоторые исследователи считают, что именно в это время было написано Второзаконие — применение древнего Завета к новым условиям Храма и Иерусалима). Реформы Иосии, направленные на централизацию политической и религиозной жизни, далеко не у всех встретили одобрение. К примеру, провинциальные священники вынуждены были переселяться в Иерусалим, но там они часто не поднимались в служебном отношении выше простых левитов. Вместе с царем начинали ненавидеть и Иеремию, хотя он вовсе не был вдохновителем царя, и понимая всю ненадежность внешних мер в отношении веры, значимых только пока жив царь, продолжал обличать мужей Израиля во всех грехах:

«… между народом Моим находятся нечестивые; ставят ловушки и уловляют людей … дома их полны обмана … сделались тучны … переступили даже всякую меру во зле … не разбирают судебных дел сирот… это откормленные кони,каждый из них ржет на жену другого» /5, 26-28; 5, 8/.

Иеремию не любили священники и придворные пророки, которых он называл лицемерами, у него были враги среди царских советников, но народ всегда слушал его со вниманием и интересом, ибо Иеремия славился своими необычными поступками, в которых он пытался символически передать драматизм Божественных слов и привлечь к ним внимание (подобным же образом будут поступать уже в новозаветное время юродивые «Христа ради»). Однажды он купил себе льняной пояс и препоясал им чресла свои, а вскоре снял его и на длительный срок спрятал его среди скал и затем снова вытащил пояс, весь уже сгнивший к тому времени. Столь странные на первый взгляд действия он сопроводил от имени Ягвэ замечательным комментарием: «как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин /»из чресл» — намек на сыновство/ … чтобы они были Моим народом и Моею славою … но они не захотели» / см. 13 гл/. В другой раз он наблюдал за тем, как горшечник делал из глины сосуд, который, будучи негоден, развалился у него в руках, после чего мастер сделал другой сосуд. «Так и Господь поступит с вами, — сказал Иеремия, — если вы будете негодными, и Он возьмет Себе другой народ». В третий раз по слову Господа Иеремия купил у горшечника кувшин, собрал старейшин, и на глазах у всех со всей силы разбил его оземь, пояснив: «Так поступит Господь с неверными детьми, не будет в Израиле даже места, где хоронить убитых». /см гл. 18-19/. В четвертый раз Иеремия объявил о повелении ему Господом остаться безбрачным. Для израильтянина это было ненормальным, и Иеремия поясняет: мужья и жены и дети их в скором времени будут истреблены, так что жениться теперь уже ни к чему /см. 16 гл/.

Иеремия не только возвещал о грядущем, но он самым тесным образом оказался вовлечен в одну из страшных трагедий древнеиудейской истории, называемой вавилонским пленом. После гибели царя Иосии в совершенно не нужной войне с египетским фараоном на иерусалимском престоле уже не было достойных людей. В 36-ой гл.

описано, как ученик Иеремии Варух приносит нечестивому сыну Иосии Иоакиму свитки с очередным предупреждением о неотвратимой гибели Израиля, если не будет веры и покаяния; царю их читают, затем прочитанный фрагмент он отрезает ножичком и бросает в огонь. (К этому времени казнен сподвижник Иеремии пророк Урия, а сам он скрывается от царского гнева.

) Но Иеремию такая реакция не удивляет: ты дерзко сжигаешь слова Божии — ну что ж, и Он сожжет тебя в огне.

«Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень»… Как! Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу … и потом приходите и становитесь …в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены!», чтобы впредь делать все эти мерзости!… отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших…» /7, 4,9,10,15/.

Важно

Иоакима и его недолговечных преемников успокаивали придворные пророки, которых цари, по-видимому, стали себе заводить в противовес «безродным» обличителям.

Пророки от имени того же Ягвэ говорили царям то, что ласкало бы их слух, и благословляли на все их замыслы /впрочем, не неся за это ответственности и сбегая в случае беды/. О них говорит Иеремии Сам Ягвэ: «пророки пророчествуют ложное именем Моим.

Я не посылал их … и не говорил им; они возвещают вам видения ложные, и гадания, и пустое, и мечты сердца своего…» /14, 14/.

Как истинный пророк, Иеремия всегда говорил вопреки досужим мнениям, он видел всегда дальше, и будучи популярен в народе, терпел не только издевательства и пытки от царедворцев, но горделивое и от того в трагических обстоятельствах тех лет нелепое непонимание со стороны официального священства и вышеупомянутых «пророков».

В самые благополучные с политико-экономической точки зрения годы, посреди веселья, он неустанно предостерегал от надвигающейся катастрофы, а при последних царях прямо предсказывал семидесятилетний плен. Следует заметить, что в надвигавшейся катастрофе были виновны не только цари, но и многие влиятельные представители народа.

Когда, к примеру, богатые иерусалимляне вняли Иеремии, призывавшему их вспомнить Закон и отпустить на свободу рабов ради субботнего года, то раскаявшихся хозяев хватило на несколько дней, и вскоре они снова отловили своих отпущенников.

В период между волнами вавилонских нашествий он кричал о необходимости подчиниться вавилонскому царю, чтобы избежать ненужных теперь уже жертв, за что некоторые называли его предателем.

Наконец, когда пророчества были исполнены, и царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и храм, и увел почти всё население в плен, Иеремия, оставшийся среди немногих в Израиле, купил себе в Анатоте землю, чтобы показать, что эта земля возродится, и когда всё те же лжепророки, всё потеряв, горестно возвещали о конце, Иеремия писал переселенцам письма, в которых описывал открытое ему знание о возвращении из плена и славном будущем истинных чад Израиля. В последних пророчествах он описывает суд над Вавилоном и над всеми народами. Воистину в глазах мирских людей он был ненормальным, но правдой оказывались только его слова!

Совет

Но если Иеремия по-особому переживал события, коих современником он был, то и гибель Иерусалима он тоже воспринял очень необычно.

Можно было бы предположить, что евреи больше не смогут восстановить Иерусалим, но тогда остается только одна надежда: сохранить последнее сокровище — закон Моисеев, религию Завета, возобновленного как раз в пору молодости Иеремии. Но великий пророк задумывается совсем о другом.

С одной стороны, он видит грядущее чудо избавления из плена, это как будто и не проблема для него. Но с другой стороны, он видит, что многократные призывы Ягвэ к Израилю в целом остаются безответными.

И веря в то, что обетования Божии неизменны, Иеремия начинает догадываться, что разрушение Иерусалима и храма означает прекращение времени действия Завета, который позднее назовут Ветхим. С ясностью, до которой не поднялся ни один пророк в Израиле до или после него, Иеремия возвещает главную из открывшихся ему тайн:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля … Новый Завет, не такой завет, какой Я заключал с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними … Но вот завет (будущих дней): вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга … и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого … потому что я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более… В те дни уже не будут говорить:

«отцы ели кислый виноград,а у детей на зубах оскомина»;

но каждый будет умирать за своё собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет… В те дни Я посещу всех обрезанных и необрезанных, Египет, и Иудею, и Едома, и сыновей Аммоновых, и Моава и всех … обитающих в пустыне …» /31, 31-34; 31, 29-30; 9, 25-26/.

Читайте также:  Священномученик макарий (гневушев), епископ

Иеремия, раньше уже говоривший, почти как св. ап. Павел о необходимости обрезать крайнюю плоть с сердца /4, 4/, изнутри Ветхого Завета сообщает нам о Завете Новом, принципиально ином:

  1. Закон Божий будет не внешним, а «написан» в душе
  2. Каждый будет нести личную ответственность за свои поступки /к сожалению, до сих пор многие христиане не знают о том, что древние представления о родовом благословении или проклятии отменены еще до Евангелия, Иеремией, и ныне могут рассматриваться только в генетическом, а не в сотериологическом аспекте/. Этот постулат отражал пробуждавшееся личностное сознание, которому надо будет научиться выделять себя из общенародного и родового.
  3. Каждый будет иметь личное познание Господа /подобное познание — это синоним причастия/
  4. Господь простит все грехи
  5. Все народы, а не только Израиль, будут приведены к истинному Богу.

Это удивительное откровение, предвосхитившее НЗ, и явилось кульминацией служения пророка-страдальца.

Источник: http://www.molitvoslov.by/2014/7-4-prorok-ieremija.html

Иеремия: невежливый пророк

Почитание святого предполагает, что мы не только знаем его житие, но и пытаемся откликнуться на его жизнь своей собственной.

Возможно ли это вообще, если человек отделён от нас пространством и временем, принадлежал к другому народу и несхожей культуре? Удивительно, но часто, несмотря на географическую и хронологическую отдалённость, святой вдруг оказывается нам очень созвучным, а его призыв – абсолютно современным. Таков и наш сегодняшний герой – пророк, живший в Иерусалиме в VII-VI веках до Рождества Христова.

Нередко мы представляем себе библейских пророков эдакими Нострадамусами, предсказателями грядущих событий. На самом деле ветхозаветный пророк – в первую очередь тот, кто сообщает соплеменникам нечто об их нравственном облике в глазах Божиих.

Господь не даёт точного указания на будущее через Свой рупор, но предлагает версии развития событий, зависящие от этического выбора людей: «Если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» (Иер 18, 8).

Эта нефиксированность будущего – возможность покаяния, предотвращающего гнев Божий, – общая для всех пророков Библии, и для Иеремии она является важнейшим элементом его пророческого слова.

Споря с Богом

Первое, что бросается нам в глаза в образе Иеремии, – глубочайшее одиночество, которое он пронесёт через всё своё служение, отторжение его всем иудейским обществом: «Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился: под тяготеющею на мне рукою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодования» (Иер 15, 17). Иеремия предстаёт перед нами маргиналом, который не тратит слова на пустые формы вежливости, но говорит каждому правду, какой бы страшной она ни была.

Эта «социопатичность» Иеремии не от него – от Бога: Господь прямо запрещает пророку сочувствовать иудеям, катящимся всё глубже в пропасть национальной катастрофы: «Не входи в дом сетующих и не ходи плакать и жалеть с ними» (Иер 16, 5).

Почему Бог не позволяет Иеремии проявить простую человеческую солидарность со своим народом? Человек, скованный приличиями и предрассудками общества, оказался бы не столь решительным вестником, как бросающий всем вызов и рвущий с традициями маргинал.

Но не только с людьми не находит согласия Иеремия. Прямым вызовом, сомнением в праведности путей Всевышнего являются его речи к Богу: «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен?..

» (Иер 12, 1). Некоторые его речи наполнены не просто сомнением, они граничат с прямым богохульством: «Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою?» (Иер 15, 8).

Обратите внимание

Он бросает Богу вызовы довольно дерзкие, аналогом которых в Библии является лишь «судебный процесс» Иова, а в ближневосточной литературе того периода мы и не встретим такого непочтительного отношения к божеству.

Иеремия препирается с Богом, оспаривает Его решения, сомневается в правильности и нужности своей миссии: «Я не спешил быть пастырем у Тебя и не желал бедственного дня» (Иер 17, 16).

Мало о ком из пророков мы можем сказать, что знаем об их внутреннем борении.

Нам известны истории призвания перво-Исайи, Даниила, Иезекииля, Амоса, но в их словах мы не находим явных свидетельств внутренней жизни, предшествовавшей «устоявшемуся», «пророческому» духовному состоянию.

Кажется, что им всё понятно, что, получив от Господа задание возвестить людям те или иные нравственные истины, они более или менее успешно с ним справляются, оставив позади все колебания и сомнения. Иеремия не таков. Он озадачен вопросом оправдания Бога и собственной миссии.

Однако парадоксальным образом честный в своей дерзости пророк оказывается праведнее внешне благочестивых, спокойных до равнодушия слушателей. Гораздо более, чем ропот Иеремии, страшно душевное расположение безразличных жителей Иерусалима, не желающих даже выслушать пророческий призыв, которые говорят: «Не надейся; мы будем жить по своим помыслам» (Иер 18, 12).

Нельзя пророкам о пороках…

И в наши времена Иеремия был бы фигурой эпатажной, если не скандальной. Он прославился рядом поступков, которые в гораздо более поздней христианской традиции получат название «юродство». Целью их было привлечение внимания к своему призванию и к серьёзности своих слов.

В начале своего служения при царе Иоакиме Иеремия изготавливает хомут (ярмо), который кладёт себе на шею; такие же хомуты он посылает царькам окрестных государств в знак того, что все они будут порабощены Вавилоном.

В Иудее такая проповедь воспринимается однозначно как вражеская пропаганда и паникёрство.

Важно

Его соседи-священники по «дачному» пригороду Иерусалима, Анафофу, пытаются запретить ему: «Не пророчествуй во имя Господа, чтобы не умереть тебе от рук наших» (Иер 11, 21), но настоящий пророк не остановится в выполнении своей миссии даже перед лицом угроз.

Другой акт юродства Иеремия совершает близ городской свалки в Ге-бней-Хинном (там и сейчас свалка, по крайней мере в 2005 году я её видел: в арабских районах принято мусорить где попало). В присутствии высшего духовенства он разбивает глиняный кувшин, чтобы наглядно продемонстрировать полномасштабность разорения Иудеи и Иерусалима.

Проповедь против «частных» грехов не вызывала серьёзной реакции со стороны правящих кругов.

Но слова о руководящей роли царских придворных и жрецов в нравственном разложении Иудеи стали поводом для применения к нему меры пресечения в виде заключения под арест в тюрьме у Вениаминовых ворот храма (если пойти по нынешней виа Долороза в город со стороны Львиных врат, то примерно в 150 метрах от входа на левой стороне улицы будет арабская школа – вот там и сидел Иеремия). У жречества имелось много поводов не любить его – одобренные ими елейно-официозные «пророки», как, например, Анания, возвещавший о конце халдейской оккупации, регулярно получали отповедь Иеремии. В итоге арестовавший негодного пророка Пасхор бен-Эммер окончит дни свои среди депортированных иудеев в Вавилоне, вопреки своим шапкозакидательским настроениям относительно Навуходоносора и халдеев…

Публичная проповедь Иеремии, его обличение царей, государственных и религиозных деятелей достигают одного из наиболее ярких моментов, когда ученик Иеремии Варух читает первую версию книги Иеремии в иерусалимском храме в присутствии значительной аудитории.

Новости об этом доходят до царя иудейского, и вот уже Варуха приглашают устроить закрытые чтения свитка в администрации Иоакима в кругу высших чиновников.

Те получают культурный шок – при них ещё никто из иерусалимского истэблишмента не произносил таких слов о царе – и спешат известить Иоакима. Затем свиток зачитывают царю. Реакция его показательна: по ходу чтения царь отрезает по три-четыре колонки от свитка и сжигает в огне.

Ну и правильно: чего слушать этих антигосударственных паникёров и халдейских агентов, грозящих: «Придет царь Вавилонский и разорит землю сию, и истребит на ней людей и скот» (Иер 36, 29).

Воля свободна

Ближе к концу служения Иеремии, пока тот ещё на свободе, несмотря на ненависть к нему верхушки жречества и армии, царь иудейский Седекия посылает к пророку запрос о дальнейшей судьбе Израиля.

Царь хочет чуда, которое, вопреки нежеланию менять себя, свою жизнь по доброй воле, отвратило бы от жителей Иерусалима несчастье.

Тут Иеремия очень ясно сообщает царю о двух вариантах развития событий: что будет, если тот покается (и в чём конкретно должно заключаться деятельное покаяние), и что будет, если тот продолжит игнорировать пророческую весть.

Этот эпизод замечателен для прояснения библейского учения о свободе воли. Ни об одном из вариантов судьбы Иерусалима Господь не говорит как о заранее определённом факте.

Оказывается, всё в руках человека, и мы даже знаем, как его зовут, – Седекия, царь иудейский; от его нравственного выбора зависит участь нации, Господь не решает за него без него: «…Производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя… и невинной крови не проливайте на месте сем.

Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида… А если не послушаете слов сих… дом сей сделается пустым» (Иер 22, 5).

Совет

Небольшими усилиями над собой и чуть большими – над всем иудейским обществом Седекия и его приближённые могли отвратить гнев Божий. Не молитвами Иеремии – тому было чётко сказано, что молиться за этот народ бесполезно, пока он не изменится внутренне, – а обращением своего сердца к законности и правде.

Нет никакой предрешённости, и именно этим богословие Библии и апостольской Церкви отличается от учения многих других религий и философских систем.

Библия не знает ни «плохой кармы», заработанной в «прошлой жизни», которая действует даже если человек уже давно сменил расположение своей воли от зла к добру; ни материалистического детерминизма, когда по изначальному состоянию Вселенной мы можем рассчитать волновую функцию любой частицы; ни Кальвиновского предопределения некоторых к раю, а других к аду. Оказывается, всё в наших руках!

И на вопрос о причинах национального бедствия Иеремия получает ответ в конце своего пути, уже после разрушения Иерусалима: Господь «не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих. Но когда… неправедно судят человека пред лицем Всевышнего, когда притесняют человека в [судебном] деле его: разве не видит Господь?» (Плач Иер 3, 33-36).

Тот, кто занимает высокое общественное положение, в своих руках держит не только свою жизнь, но и судьбу вверенного ему народа – скатится ли тот в пропасть безнравственности или будет ходить по путям правды.

Если царь оказывается властителем только по внешним атрибутам, то Иеремия пригвождает его ехидной иронией: «Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо» (Иер 22, 15).

Тут имеется в виду роскошный дворец, выстроенный из кедра, в южном пригороде Иерусалима, близ деревни Рамат Рахель, остатки которого раскопаны археологами в настоящее время. Поскольку у иудейского царя кончились средства (всё ушло на дань фараону), то население на строительстве этого дворца отбывало повинность бесплатно.

Такой государь оказывается не помазанником Божиим, но узурпатором короны и захватчиком всех этих красивостей, принадлежавших иудейским царям до и после Седекии: кедрового дома в Иерусалиме, зимнего дворца, где царь собственноручно сжёг свиток Иеремии, города Давидова, развалины которого сегодня показывают туристам, высоченной башни «Мигдаль Давид» у Яффских врат старого города, замка на скале на Мёртвом море… И как заканчивается такое «славное» царствование, тоже предупреждает Иеремия: «Не будут оплакивать его: «увы, государь!» и: «увы, его величие!». Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима» (Иер 22, 18-19).

Победившая жертва

В течение всего служения Иеремии его периодически обвиняли в том, что он – агент халдеев, т.е. вавилонян. Перед вторым взятием Иерусалима он решает скрыться от возможных военных действий в «земле Вениаминовой» (на самом деле в ближнем пригороде Иерусалима, там где сейчас находится Еврейский университет, на холме Гиват Шауль).

На «блокпосту» при выходе из города его задерживают по подозрению в переходе на сторону вавилонян, и тут репрессивная машина иудейских царей закручивается со всей силой. Задержание происходит довольно грубо, причём операцией руководят уже не священники, а армейские начальники.

Затем его надолго помещают в частный дом некоего клерка Ионафана, превращённый в тюрьму.

Обратите внимание

Царь Седекия вызывает Иеремию к себе – не на допрос, а как духовного советника и всё ещё как пророка. Иеремия по-прежнему говорит царю всё, что думает, но просит его сменить условия заключения на более терпимые.

В этом коротком эпизоде видна вся трагичность последних лет Иудейского царства – царь больше не контролирует своих военных, которые бросают авторитетного для него же самого человека в тюрьму.

Седекия явно стесняется своих придворных (ведь он испрашивает совета у политзаключённого – агента халдеев и паникёра Иеремии!) и открыто признаётся жрецам, чиновникам и военным: «Царь ничего не может делать вопреки вам» (Иер 38, 5).

Седекия поначалу смягчает условия содержания Иеремии, переместив того из частной тюрьмы в государственную. Однако элита требует для него уже смертной казни.

Лишившийся реальной власти царь не в силах противостоять и поэтому для начала бросает Иеремию в яму с грязью.

Вряд ли бы он протянул там долго, но у него находится сторонник среди чиновников царской администрации, который добивается извлечения пророка из ямы.

На очередной вопрос царя: что, мол, предскажешь? – следует вполне традиционный для проповеди Иеремии ответ. Бессилие царя противостоять дворцовой верхушке проявляется ещё раз – он просит пророка притворно сообщить знати, что просил за себя, а не пророчествовал о народе и государстве.

Миссия Иеремии, с точки зрения внешнего наблюдателя, закончилась полным провалом. Цари делались только хуже, что в религиозном отношении, что в правовом – продолжались идолопоклонство, внесудебные расправы, в том числе, в отношении самого Иеремии. Пророк-неудачник? С точки зрения земной истории – да.

Важно

Но если мы подумаем о том, что свидетельство Иеремии о возможности в любой ситуации разного нравственного выбора, с разными последствиями, происходящими из этого выбора, блестяще подтвердилось ещё при его жизни, наша оценка будет совсем другой.

Хотя современники Иеремии не последовали его словам, чтобы избрать правду, а не ложь, правда Божия восторжествовала через его слово. Чиновники Седекии и Иоакима, оптимистически вравшие в угоду царю, «пророки», священники, допустившие идолослужителей в храм, воины, выкручивавшие руки пророку, – все они не оставили нам даже своих имён, а Иеремия почитается теперь всеми христианами.

Андрей ЗАЯКИН

Источник: http://pravlogos.ru/ieremiya-nevezhlivyj-prorok/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector