Сорок мучеников севастийских

Сорок мучеников Севастийских

Память Сорока мучеников Севастийских Церковь совершает 22 марта (9 марта по старому стилю). Сорок Севастийских мучеников — это воины-христиане, которые приняли мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году при Лицинии. Сорок мучеников очень почитаются православными христианами.
 

Содержание

Сорок мучеников были родом из Каппадокии. Они входили в состав римского войска, которое находилось в городе Севастии. Военачальник-язычник Агрикола потребовал от них принести жертвы языческим богам. Сначала он уговаривал их, обещая повышение по службе и денежные средства. Затем стал угрожать тюрьмой и убийством.

Но воины отвергли все предложения и угрозы военачальника Агриколая, и тогда он заключил их в темницу. Спустя время в город приехал знатный сановник Лисий и повелел побить воинов-христиан камнями. Камни, брошенные в воинов, летели мимо, а камень, который бросил Лисий, угодил в лицо Агриколаю. Мучители смутились произошедшим и возвратили христиан в заточение.

Ночью в темнице воины услышали утешающий глас Господа:

Мучители отвели воинов на озеро, раздели и поставили их на лед. Рядом была установлена теплая баня, чтобы, если кто отречется от Христа, мог согреться в ней. Один из воинов спустя несколько часов мучений забежал в баню, однако тут же  умер. Ночью стражники дремали, не спал только один из них, по имени Аглай.

Обратите внимание

Он удивлялся, как воины-христиане, несмотря на жуткие мучения, не прекращают молиться. В третьем часу ночи он увидел, как  над озером разлился яркий свет. Стало очень тепло, так что лед растаял. Аглай не понимал, что происходит. Он взглянул наверх и  увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — для каждого мученика.

Тогда Аглай скинул с себя одежду, разбудил стражников и побежал к воинам-христианам: «И я христианин!» Он молился:

Римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не могли их собрать. Согласно Житию, спустя три дня мученики явились во сне святителю Петру, епископу Севастийскому (IV в.), и повелели ему совершить погребение их останков. Епископ с несколькими клириками ночью собрал кости мучеников и с честью похоронил.

 Имена Севастийских мучеников: Кирион, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Кандид, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Доментиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирил, Сакердон, Никола, Уалерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

 
 

Тропарь, глас 1

Страстьми святых яже по Тебе прияша, умолен буди Господи, и вся наша страсти и болезни исцели, Человеколюбче, молим Тя.

Тропарь, глас той же

Страстоносцы всечестнии, воини Христови четыредесяте, твердии оружници, сквозе огнь и воду проидосте, и ангелом сограждане бысте, с ними же молитеся Христови, с верою о хвалящих вас. Слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Дающему вами всем исцеление.

Кондак, глас 6

Все воинство мира оставльше, и на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпци Господни, четыредесяте, сквозе бо огнь и воду прошедше блаженнии, достойно приясте славу с Небес, и венец множество.

День памяти 40 Севастийских мучеников в народе называется «сороки», а иногда «кулики». Согласно народному поверью, в этот день из теплых стран прилетают сорок птиц, и первая из них — жаворонок. «Бывает, — уверяют опытные старики-крестьяне, — что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может.

А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет». «Сороки» считались детским праздником, потому что накануне празднования женщины пекли из ржаной муки «жаворонков», а утром раздавали их детям. «Жаворонков» пекли с раскрытыми крыльями, как бы во время полета.

Жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле — крестьяне объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Господом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Бога, в глубоком благоговении склоняется вниз.

Так жаворонки изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Господу Исусу Христу.     

Также утром женщины делали в своем дворе сорок соломенных гнезд и в каждое клали кусочек теста в форме яйца (это делалось для того, чтобы куры неслись дома, а не заходили на чужой двор). Когда «жаворонки» из теста были готовы, дети бежали с ними в сарай заклинать жаворонков.

Там они сажали своих птиц всех вместе, на высокое место, и несколько раз хором начинали кричать песню: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Текст этой детской песни менялся в зависимости от региона.

Затем ребята разбирали своих жаворонков и с той же песней бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда. Вдоволь набегавшись, ребятишки собирались вместе и начинали есть своих ржаных «жаворонков». Съедали обычно всю птицу, оставляя голову, — ее дети берегли каждый для своей матери.

Важно

В конце празднования ребята поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. Дома каждый ребенок отдавал голову «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был».

Также считалось, что по той погоде, какая была на Сороки, можно определить погоду весны и лета. Если на Сороки было морозное утро, то, значит, жди весной сорок «утренников». 
 

Иконографическая традиция начинает складываться с IV в. Одна из первых сохранившихся икон — в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, датируемая VII–VIII вв. Изображения мучеников Севастийских встречаются в миниатюрах Псалтырей. Известны миниатюры Хлудовской Псалтыри IX в., Лондонской Псалтыри 1066 г., Псалтыри Барберини 1060 г., Киевской Псалтыри 1397 г.     

К X веку складываются два основных типа иконографии сорока Севастийских мучеников: сцена мучений в ледяном озере (они стоят вместе нагие, поддерживая друг друга) и отдельные изображения святых в медальонах, где мученики изображены с крестами в руках, реже — как воинов с оружием в руках.

Фрески, представляющие одиночные изображения воинов с оружием и в доспехах, встречаются в храмах Каппадокии. В соборе Святой Софии в Киеве мозаичные изображения Севастийских мучеников расположены на подпружных арках главного купола.

Часть из сохранившихся мозаик представляет мучеников совсем юными, без бород; есть среди них также и старцы. Согласно краткой редакции: мученики со скрещенными руками стоят в воде, поддерживая друг друга, а над их головами сияют венцы.

В полном варианте изображается куполообразная баня, куда скрывается не выдержавший испытания воин. Иногда изображают стражника Аглая, который вошел в прорубь вместо сбежавшего воина.

Иконы, хранящиеся в музее в Реклингхаузене, представляют примеры полной редакции иконографии Сорока мучеников: это фрагмент Минеи годовой (первая половина XVI в.) и греческая икона 1600 г. Миниатюра середины XI в. из греческого Минология, которая хранится в  Государственном историческом музее, является краткой редакцией.

В Константинополе было около восьми храмов в честь 40 Севастийских мучеников, построенных царицей Пульхерией (399-453 гг.) и императором Анастасием. Также известно о существовании церкви Сорока мучеников у Золотых ворот.

В честь Сорока Севастийских мучеников освящена церковь в г. Велико-Тырново в Болгарии. Храм был построен в 1230 году по повелению Ивана Асеня II в честь победы при Клокотнице над эпирским деспотом Феодором Дукой 22 марта 1230 года.

Свою победу царь посчитал заступничеством Сорока Севастийских мучеников, в честь которых и была освящена церковь. Она являлась соборной церковью Великой Лавры в Велико-Тырново, устроенной в крепости Царевец на левом берегу реки Янтра. В этой церкви первоначально был похоронен святой Сава, архиепископ Сербский (ок.

1169-1236 гг.). В мае 1237 года его мощи были перенесены в Сербию. В годы османского правления, до начала XVIII века, церковь оставалась христианской, но затем здание переделали в мечеть, в результате чего были уничтожены практически все фрески. Несколько изображений сохранились только на северо-западной стене притвора.

Совет

В здании бывшей церкви 22 сентября 1908 года болгарским князем Фердинандом (1861-1948 гг.) была объявлена полная независимость Болгарии от Османской империи. Церковь продолжительное время использовалась как царская усыпальница. Здесь были погребены цари Калоян (1197-1207 гг.), Иван Асень II, Михаил Шишман (1280-1330 гг.

), царицы Анна Мария и Ирина, а также многие члены царской семьи и представители болгарской аристократии.

В честь Сорока мучеников Севастийских освящена церковь у Новоспасского монастыря в Москве. Вероятно, еще в XVI веке на этом месте стоял деревянный храм. Церковь неоднократно перестраивалась. В 1932 году храм был закрыт советской властью, колокольня была частично срублена. В 1993 году храм передан местной общине РПЦ и отреставрирован.

В честь Сорока Севастийских мучеников освящен храм в г. Переславль-Залесском. Церковь располагается в устье реки Трубеж в исторической Рыбной слободе на берегу Плещеева озера. Церковь существовала уже в начале XVII столетия.

Она упоминается в  патриарших окладных книгах под 1628 годом: «церковь святых Четыредесять мученик, на посаде, дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничих гривна». В 1652 году при этой церкви была построена Покровская. В 1726-1727 годах обе церкви оказались ветхи и были устроены новые деревянные церкви.

В 1755 году вместо двух деревянных был построен каменный храм, ныне существующий. В церкви два престола: в честь Сорока мучеников и в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Источник: http://ruvera.ru/40_muchenikov

Икона сорока Севастийских мучеников

Святые мученики Севастийские — одни из последних христиан, принявших мучения в годы гонений. Уже правил равноапостольный царь Константин Великий — император Византии.

Однако соправителем его был некий Лициний (или Ликиний), бывшим не только язычником, желавшим уничтожить христианство в областях, подвластных ему, но и интриганом.

Он планировал идти войной на Константина Великого и, конечно, опасался измены: ведь христиане могли встать на сторону своего единоверца.

Обратите внимание

Поэтому обращение христиан в язычество он решил начать со своих воинов, ведь дисциплину и послушание высшим чинам даже для христиан никто не отменял. Сам Лициний знал, что не так-то легко склонить христиан к вероотступничеству, но был готов уничтожить собственных воинов.

После указа Лициния военачальник из армянского города Севастии Агриколай, знавший о том, что под его началом служат христиане, потребовал от них принести жертвы языческим богам, доказав преданность правителю.

Эта Севастийская дружина состояла из сорока человек, прославившихся своим героизмом и многими победами. Конечно, они отказались предать свою веру, и были заключены своим начальником в тюрьму.

Однако той же ночью, встав на молитву, все воины услышали голос Ангела или Самого Христа, говоривший, что спасется в Царствии Небесном тот, кто будет терпеть муки до конца.

Когда воины вновь предстали перед Агриколаем, тот изменил свою стратегию. Он стал льстить им, хвалить их смелость и силу, призывать подумать о молодой жизни, которая может оборваться. Он предлагал им, приняв язычество, получить внимание и милость императора, а там и блестящую карьеру. И вновь все воины отказались от почестей и были заточены.

Через неделю на суде Севастийские воины вновь исповедовали Христа, добавив, что готовы отдать и чины, и звания, и славу воинов, и саму свою жизнь ради сохранения верности Господу Иисусу, Который Один ценнее всего для них. Их хотели казнить избиением камнями.

Возглавил казнь прибывший из Рима вельможа Лисий, однако ни один камень не попал в целую толпу казнимых воинов; по свидетельству очевидцев, разгневанный Лисий сам бросил камень, но попал прямо в лицо начальнику Севастийской дружины, Агриколаю.

Даже палачам стало ясно, что их оберегает благодать Неведомого Бога. Вновь воинов-мучеников заключили в тюрьму, где ночью на молитве они услышали Голос Божий, укрепляющий их словами: «Тот, кто верит в Меня, даже если умрет — оживет на Небесах.

Идите и не бойтесь, вы примете венцы небесные».

Важно

На следующий вечер, после очередных угроз и обещаний, воинов раздели и отвели к городскому озеру, покрытому льдом. Босыми ногами, без одежды они стояли на морозе, охраняемые стражниками.

Чтобы заставить их изменить Богу, на берегу озера растопили баню, обещая сразу обогреть каждого, кто откажется от христианства. И действительно, после полуночи, когда холод стал ужасающим, один из дружинников бросился в баню… и упал мертвым на пороге ее.

Возможно, Господь не попустил ему стать мучителем своих товарищей, взяв хотя бы на окраину рая за перенесенные мучения. Остальные же продолжали подбадривать друг друга и петь молитвы.

Читайте также:  Священномученик кирилл, митрополит казанский

После трех утра Бог облегчил муки невинных страдальцев: в зимнюю ночь небо просияло светом, лед растаял и превратился в теплую воду, в которой мученики теперь стояли по пояс. На головы их зримо опустились сияющие венцы.

Это чудо, как и бегство одного из дружинников, видел стражник Аглаий.

Он сам снял с себя одежду и, разбудив остальных воинов охраны, исповедовал себя перед ними христианином, а затем вошел в озеро с молитвой: «Господь и Бог, в Которого верят эти воины, присоедини меня к их сонму, чтобы и я с Твоими рабами достойно пострадал».

Утром палачи увидели живых мучеников вместе с присоединившимся к ним охранником. Тогда их вывели из воды и казнили, перебив голени. Они скончались быстро, но в муках. Жизнь теплилась лишь в одном, самом юном — Мелитоне.

Его мать, пришедшая на место казни, умоляла его терпеть страдания до конца. А когда тела всех мучеников сложили и повезли на костер, мать Мелитона понесла его за ними, чтобы пытки над ее сыном не продолжились и он не предал Бога.

У костра скончался и он.

Тела Севастийских мучеников были сожжены на костре в тайном месте, а останки пущены в воду — ведь палачам было известно, что христиане почитают мощи мучеников как великую святыню.

Совет

Но сами святые явились через три дня в сияющем сонме главе церкви Севастийской епископу Петру, указав на место, где пребывали их мощи.

Владыка Петр со священниками Севастии ночью предал погребению останки мучеников.

Источник: https://www.o-vere.ru/ikona-soroka-sevastijskih-muchenikov.html

40 мучеников Севастийских

Дорогие братья и сестры!

9 (22) марта Святая Православная Церковь отмечает память сорока мучеников-воинов, в Севастийском озере пострадавших. Этот день в 2016 г. приходится на вторник второй седмицы Великого поста, не предполагающего служение Литургии и обязательное строгое воздержание в пище. Однако издревле Церковь взяла за правило торжественно прославлять этих святых, поэтому в наших храмах будет служиться Литургия Преждеосвященных Даров для свидетельства великого подвига севастийских мучеников, совершенного Христа ради. Ослабляется и только начавшийся строгий пост: разрешается вкушать вино и елей

Благочестивым обычаем считается выпекание накануне дня праздника из постного теста «жаворонков» — песнь этих птиц символизирует молитву страстотерпцев к Богу. По наблюдениям, поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле.

Объяснялось это особым дерзновением и смирением их пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз.

Так жаворонки, по мысли наших предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

Сорок мучеников севастийских являют нам пример истинной жизни в Боге, ради которого не страшны страдания и смерть.

Своим подвигом они освящают всю спасительную Четыредесятницу, по слову протоиерея Александра Шаргунова: «сорок мучеников — сорок дней, каждый день дается нам возможность рождаться и умирать.

Умирать для греха, быть исповедниками Христовой истины и правды — теми, кто целует смерть со Христом и готов оплевать жизнь, в которой нет Христа».

Сорок — число, часто встречающееся в Священном Писании: сорок дней постился пророк Моисей перед получением скрижалей Закона; столько же дней Господь наш Иисус Христос провел в пустыне в посте и молитве; на сороковой день после воскресения Христос вознесся на небеса.

Обратите внимание

Севастийских мучеников также было сорок. Несмотря на разность характеров, внешности, полученного воспитания — у них была одинаково сильная любовь к Богу, которая помогла преодолеть им обрушившиеся на них испытания.

Их подвиг схож с подвигом новомучеников и исповедников Российских, которые также единым порывом отдавали свои жизни за веру.

В Беседе 19 «На день святых четыредесяти мучеников» святитель Василий Великий говорит: «Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая доблестным из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке.

Ибо несомненно, что восхваляющий мужей превосходных не преминет и сам подражать им в сходных обстоятельствах. Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград.

А нам предстоит подивиться не одному, и не двум только, даже не десятью ограничивается число ублажаемых, — но сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину.

Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы».

Подвиг Сорока севастийских мучеников напоминает нам о том, что в нашей земной жизни христианину рано или поздно придется сделать выбор между временным скоро проходящим мирским благополучием и распятым Господом с Его вечной полной любви жизнью. Один из воинов, мучившихся с остальными в холодном озере, оставил братьев и убежал в натопленную баню.

Другой, воин-язычник, живший вне Христа, в мгновение переменил свои убеждения и последовал на смерть ради Господа. Видя мученические венцы, он закричал: «И я христианин!» — и присоединился к ним, чтобы разделить и страдания, и славу. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют.

Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

«Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором.

Важно

Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа. Ни один человек не может обойти этот выбор. Но бывают такие испытания, которые охватывают всю Церковь.

И те гонения, которые были в древней Церкви, и те, что были в самое недавнее время, были отмечены этим: одни избирали Христа, а другие отрекались от Него. Некоторые отрекались, когда как будто были уже близки к тому, чтобы получить мученический венец.

А среди людей, которые были к Церкви безразличны, и даже среди её гонителей внезапно обретались исповедники веры» — свидетельствует протоиерей Александр Шаргунов.

Мучению верных Христу воинов в севастийском озере предшествовал изданный в 313 г. Святым Константином Миланский эдикт, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками.

Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

40 мучеников севастийских — это святые, пострадавшие именно в это время от Ликиния. Первоначально им предложили отречься от Христа, на что воины ответили отказом. Святых пытались побить камнями, но камни пролетали мимо. Затем их привели к озеру и оставили замерзать на морозе.

Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. Лед стал таять, и воины погружались в воду. Над ними появлялись святые венцы.

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца.

Совет

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный мученик еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда он испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников.

Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не могли собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки.

Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Праздник в честь Сорока Севастийских мучеников, пострадавших при императоре Лицинии, впервые засвидетельствован благодаря проповедям святителей Василия Великого и Григория Нисского.

Родители святителей очень почитали Сорок мучеников Севастийских и в одном из своих селений, недалеко от Севастии (Сиваса), погребли святые мощи этих мучеников, а над местом погребения устроили церковь.

Позже святитель Григорий Нисский похоронил тела своих родителей рядом с мощами Сорока мучеников.

Преподобный Ефрем Сирин составил пять гимнов в их честь. Дьяконом Владимиром Василиком сделан их перевод с сирийского языка. Вот текст одного из гимнов:

Мученики, хлад терпевшиеИ лед от своих гонителей, —Их память запечатленаВенцами Царя Самого.Воспламенилась любовьУ мучеников СорокаК Божию Сыну (Христу).Поднялись и встали ониПред судом тиранов земли.Принудили их стоятьВсю ночь в ледяной воде.Но не устрашились ониНи вод, ни хлада, ни льда.Посеял лукавый злоВ сердце языков царя,Чтоб пытками он терзалСлужителей Царя (Небес).В озере, исполненном вод,Всю ночь повелел им стоять.И повелел их телаЛютому ветру предать.Когда совлекли ониОдежды со (бренных) тел,То в ризы славы СвоейОдел их Всевышний Царь.Когда терзал их хладИ лед, Жених ХристосИм на главы венцыСлавы Своей возлагал.Спустились сонмы СилНебесных, чтоб укрепитьБлагословенный отрядМучеников Сорока.Возликовали они,Когда узрели их ум,Настроенный для любвиК Иисусу, Царю Небес.

Известно множество случаев благодатной помощи мучеников после своей святой кончины. Приведем лишь один из них, который произошел с митрополитом Иосифом (Чернов; 1893–1975) 1 .

Владыко свидетельствует:
«В Таганроге, в архиерейских покоях висела икона 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.

Я, будучи еще молодым иеродиаконом и келейником владыки Арсения, часто проходил мимо этой иконы, но не оказывал должного почитания этим 40 страдальцам и даже немного сомневался в их существовании: то ли были они, то ли их не было…

И вот, зимой 1943 года, в Умани я сидел в гестаповской тюрьме, где окна были без рам, а на улице стоял страшный мороз. Я был почти раздет — на мне только подрясник. И тогда, в этом каменном мешке, я просил смерти: „Господи, дай мне умереть!“ Невозможно было, не было сил терпеть эту стужу.

Обратите внимание

Тогда-то я вспомнил о 40 мучениках Севастийских и стал им молиться, просить прощения за то, что не оказывал им должного почитания, не понимал их мученического подвига. Молился горячо, усердно — и вскоре от души отступило отчаяние, по телу разлилось тепло, и я согрелся.

И после того, как холод и отчаяние отступили, открылась дверь камеры и мне принесли передачу — Святые Дары, хлеб и теплую одежду.

К городу подступали советские войска, и немцы стали расстреливать заключенных. И вот, я взял в ладони Святые Дары и всю ночь перед ними молился. Верующие Умани собрали золото и подкупили помощника начальника тюрьмы. Он дал слово, что оставит меня в живых, и действительно, тогда как пленных немцы — одних угнали с собой, других расстреляли, — я же остался жив».

В завершении нашего небольшого повествования приведем слова Василия Великого, сказанные им в честь Сорока мучеников севастийских: 

Трощинский Павел

Источник: http://tihvinskiy.ru/40-muchenikov-sevastiyskih/

40 мучеников севастийских — история, значение иконы, в чем помогает молитва

1001molitva.ru > Иконы > 40 мучеников севастийских — история, значение иконы, в чем помогает молитва

Первая четверть 4 века была ознаменована переломами между Римским государством и христианами.

Римским правительством проводились враждебные действия по отношению к верующим во Христа, настаивая на возврат в веру предков.

Именно в такой борьбе, нашли свои страдания за христианскую веру молодые воины, 40 мучеников Севастийских.

Житие 40 мучеников Севастийских

При правлении Святого Константина, произошли изменения, решающие проблемы христиан, дающие возможность исповедовать свою веру и строить помещения для молебна.

Но другой правитель, Лициний, примыкал к жестким антихристианским деятелям, полностью поддерживая языческую веру и преследования христиан.

Эти разногласия спровоцировали между двумя правителями военный конфликт, который разразился в городе Севастия.

Войска Константина состояли сплошь из верующих христиан, а вот войска Лициния были смешанных вероисповеданий, христиане и язычники. Лициний, испугавшись, что воины христианской веры предадут его или не станут воевать против единоверцев, решился на уговоры поклонения и жертвоприношения идолам.

Этими воителями были 40 каппадокийских солдат под руководством командира Агриколая, ярого язычника. Они ответили отказом на отречение от Христа, что привело к заключению под стражу, в пещеру, где страстно предавались молитвам. В ночное время воинами был услышан глас, говоривший о смиренном терпении ими испытаний, и о грядущем спасении.

Следующий день принес испытания лестью. Воинов всячески восхваляли, указывая на юность, смелость и доблесть, пытаясь тем самым расположить их к себе и подвигнуть на отречение от Христа, но вновь получили отрицательный ответ.

По прошествии недели, прибыл известный крупный чиновник Лисий, свершавший суд над 40 воинами, которые смело говорили об отказе всех своих званий и заслуг, и о твердости в вере своей. Суд присудил воинам быть битыми камнями, но исполнить казнь оказалось невозможным делом.

Важно

Все булыжники пролетали, не задев воителей, что позволило судьям понять, что их охраняет мистическая сила. В ночное время, при чтении молитв, воины вновь услышали глас Господень: «Поверившие в меня, умерев воскреснут. Не бойтесь, ибо венцы воспримете от меня.»  Следующий день не принес никаких изменений.

Изощренные мучители придумали новые испытания для воинов. Так как время было зимнее, морозы стояли лютыми, судьи приказали отвести 40 мучеников на озеро, где раздели их донага и поместили на замерзшем льду. А напротив, на берегу, установили теплые бани и развели костры, дабы это помогло скорее сломить их волю.

В полночное время, каппадокийский воин не выдерживает холода, сломился душой, и бежит к дверям бани, где мгновенно же умирает. Всевышний свершает отраду для воинов, рассеивая ночной мрак, делая ледяной пласт мягким, а воду теплой. Над самими же 39 воинами воссияли венцы.

Все это видел один из стражников, Аглаий, который из всей охраны бодрствовал.  Увиденное им чудо подвигло его отказаться от веры языческой, и всей душой обрести веру христианскую. Он разбудил спящую стражу, скинул одежду и со словами: «Я теперь верю во Христа», присоединяется к святым.

С рассветом стражники увидели невредимых святых, подле которых был и Аглаий, прославлявших Бога живого. Тогда они получают приказ казнить 40 мучеников, и не теряя времени приводят его в исполнение, выведя воинов из озера и перерубив им ноги. Упокоившихся 40 мучеников Севастийских были преданы сожжению на огромном кострище.

Епископ Севастийский получил известие во сне от святых мучеников, велевшие ему пойти к месту казни и захоронить как полагается их останки.

Читайте также:  Школа веры: седьмая заповедь: «не прелюбодействуй»

Икона 40 мучеников Севастии

Икона «40 мучеников Севастии» хранит в себе наследие тех времен, напоминая о стойкости духа пред лицом страшных испытаний.

На ней изображены сорок святых воинов христовых, составляя из себя плотную композицию из нескольких рядов. Позы мучеников неповторимы, лики святых отличаются своим многообразием, на одних читается вдохновение, на других трогательность или заботливость, сдержанность или сосредоточенность.

Пластичная самоценность ликов и обнаженных тел не нарушается нанесенными четкими контурами. Несмотря на всю лаконичность сочетания синих, красных и золотисто — охристых цветов икона выглядит богато.

Помогает икона в обретении силы в вере, мужества, стойкости в посланных испытаниях и горестях.

Икона написана в конце 12 и начале 13 веков. Находится в Местии (Грузия).

Молитва 40 мученикам Севастийским

Молитвенное обращение к святым мученикам помогает в обретении святых помощников при заточениях и преследованиях, при тягостных моментах жизни, и для получения покровительства и защиты людей, находящихся в горячих точках.

Так же обращение помогает в моменты отчаянья и в приобретении стойкости перед страшными неурядицами в жизни.

Церковь 40 мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря

Первая церковь, посвященная 40 мученикам Севастийским, была построена в Московской области, предположительно в 16 веке. Она была деревянной, и спустя век на ее месте была построена каменная, которая стала просторней за счет расширенной трапезной, с примыкающими по сторонам приделов Петра и Павла и святителя Николая.

В 19 веке была пристроена колокольня, в стиле позднего классицизма, и началась перестройка трапезной, на пожертвования купца Маслова. Чуть позже трапезную снова начали перестраивать, добавляя в нее более современный декор.

В 30-х годах 20 века советские власти закрыли церковь, и по их приказу колокольня была обезглавлена, от нее остался только первый нижний ряд. В 90-х годах церковь вернули во владение православным, которые совместными усилиями сумели восстановить колокольню и предать церкви прежний образ.

День памяти 40 мучеников Севастийских

Памятный день: 22 марта.

В такой день в православных храмах совершаются таинственные богослужения, литургии.

Местонахождение Севастийского озера

Севастийское озеро, послужившее местом испытания, где нашли свою смерть сорок святых великомучеников Севастийских, находится на территории Турции, в Сивасе. Но самого озера, в обычном понимании, уже нет. Оно высохло много столетий назад.

Рядом с этим местом сохранился свод, в котором находились арестованные воины, заполненный родниковой водой, проникающей из разных источников.

Источник: https://1001molitva.ru/ikony/40-muchenikov-sevastijskih.html

Икона 40 святых мучеников: в чем помогает

Когда нужно проявить стойкость и мужество, чтобы перенести все, что выпадает на долю, верующие просят помощи у иконы 40 Севастийских мучеников, которая есть во многих храмах, а праздник в их память глубоко почитается верующими. Явившие непревзойденный образец стойкости и мужества, они и сегодня служат нам примером.

В чем подвиг 40 севастийских мучеников?

Этот подвиг был совершен в 320 году в городе Севастии на территории Малой Армении, ныне относящейся к Турции. За семь лет до того Св.

Константин Великий повелел своим указом разрешить христианам исповедать их религию.

Однако его соправитель Ликиний погряз в язычестве и, замыслив свергнуть Константина, решил заставить всех воинов, служивших под его началом и исповедавших Веру Христову, отступиться от нее и вернуться к язычеству.

Совет

Были среди них и каппадокийцы-христиане числом 40. Их начальник, язычник Агриколай, хотел сподвигнуть их на языческие жертвоприношения. Но храбрые воины ответили отказом, и их бросили в темницу. Вознося молитву Господу, как-то ночью они услышали глас с небес, поддержавший их в вере.

На следующий день Агриколай попытался действовать не силой, но лестью: он стал восхвалять победы воинов в сражениях, их силу и воинские доблести.

Он обещал, что за отказ от своего Бога получат милость императора, но воины не сдавались и вновь были брошены в темницу.

При этом Агриколай хотел заковать их в оковы, но Кирион, старший в отряде, заявил, что император не давал ему такого права, и Агриколай вынужден был отступить.

Спустя семь дней, проведенных ими в заточении в непрестанных молениях Господу, они были вызваны на суд к Лисию, знатному сановнику, прибывшему в город. Он также пытался заставить их отречься от Господа Вседержителя, и вновь воины ответили отказом.

Тогда Лисий повелел побить их камнями. Но тут вмешалась Десница Господня: камни в них не попадали, а один камень, пущенный Лисием, даже угодил в голову Агриколая.

Тут начальники-язычники почувствовали, что некая Высшая Сила хранит и оберегает  мужественных воинов.

И вновь после ночи, проведенной в молитвах, получив Господне утешение, воины предстали перед своими неправедными судьями. После нового отказа смириться им велели раздеться и бросили в воды Севастийского озера.

Обратите внимание

Стоял трескучий мороз, вода была ледяная, а на берегу специально растопили баню и поставили стражника. Если бы кто-то из мучеников согласился отступиться от Христа, ему нужно было бы только заявить об этом, чтобы отогреться в бане и тем самым спастись.

Но и теперь мужественные страдальцы не пали духом и простояли в ледяной воде до утра, вознося молитвы.

Однако один из воинов все же не смог вынести таких мук и кинулся к бане, но, едва только он к ней приблизился,  как пал замертво.

Стражник Аглаий, который охранял страдальцев, увидел в это мгновение, как над озером с неба стали опускаться сорок 40 мученических венцов.

Но ведь после гибели товарища их осталось только 39! И тогда, впечатленный мужеством воинов-христиан, он возгласил: «И я христианин!». Таким образом, число 40 было восполнено.

Начальники, явившиеся после этого, обнаружили, что их жертвы живы и по-прежнему крепки в своей вере. Тогда им молотами перебили голени, а тела сожгли. Чтобы единоверцы не смогли захоронить останки, кости были брошены в реку.

Прошло три дня, и блаженный Петр, епископ Севастийский, узрел во сне явление страстотерпцев, которые повелели похоронить свои останки. Но собрать останки можно было только тайно, и тогда ночью епископ, взяв с собой несколько клириков, собрал их кости и провел обряд захоронения по церковному чину.

Такова история невероятного мужества и верности Господу, которую отражает икона 40 святых мучеников.

Что изображает икона?

Икона сорок Севастийских мучеников изображает полуобнаженных воинов разного возраста, стоящих в ледяной воде и обхвативших себя руками от холода. Однако  на их лицах нет уныния, а лишь твердая решимость вынести все муки до конца, но не поступиться своей верой. Видно, как на переднем плане один воин поддерживает другого, лишившегося сил. Никто из них не станет отступником.

Икона сорока святых, замученных язычниками, пользуется особым почитанием. В их честь возводились храмы по всему миру. Один такой храм находится по левую сторону Храма Гроба Господня в Иерусалиме; в Москве им посвящена Сорокосвятская церковь, возведенная в 1645 году напротив Новоспасского монастыря.

О том, как чтят икону 40 святых и саму память об этих мужественных воинах-христианах, свидетельствует и тот факт, что в день их памяти 22 марта, приходящийся на Великий пост, служат Литургию, а верующим дозволяется ослабление поста. Издавна крестьяне пекли к этому празднику булочки-жаворонки, поддерживается эта традиция и в наши дни.

В чем помогает икона 40 святых мучеников?

Ниже приведен тропарь, который считается мощным оберегом. Особую силу он приобретает в день поминовения святых, 22 марта. Зажгите свечу, поставьте ее перед иконой и прочтите тропарь 7 раз, крестясь после каждого раза.

Молитва Севастийским мученикам

(5

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-40-sevastiyskih-muchenikov/

Сорок мучеников Севастийских

празднование святым 9/22 марта

«В царство Лициния нечестивого»— так начинается житие 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.

Лициний (Ликиний) (308—324) — зять и соправитель императора Константина I Великого (306—337), вместе с ним подписавший эдикт 313 года о свободе исповедания христианской веры.

Но если императора Константина отличали государственная мудрость и благочестие, то для лицемерного и коварного Лициния это был вынужденный политическими обстоятельствами шаг. И после эдикта 313 года гонения на христиан в подвластных Лицинию областях продолжались.

В описываемое время (ок. 320) в городе Севастии (Малая Армения, в то время римская провинция) стояло римское войско во главе с военачальником Агриколаем, ревностным язычником.

Важно

Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения (после эдикта 313 года соблюдение этого ритуала целиком зависело от военачальника).

В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии (область, входившая в состав Византийской империи, ныне на территории Турции), отличившихся в боях мужеством и стойкостью. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.

Но воины отказались, сказав, что если в боях за царя земного они были неустрашимы (как он и сам говорил), то насколько тверже надо им стоять за Царя Небесного.

Агриколай пригрозил им бесчестием и велел отвести в темницу. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго».

В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22).

Наутро, уговаривая воинов отречься от Христа, Агриколай начал с похвал и обещаний. Услышав решительный отказ, он велел заковать их и бросить в темницу. Один из воинов, святой Кирион, остановил его, напомнив, что он не имеет права налагать оковы на воинов императора.

Агриколай смутился и приказал отвести их в темницу, сняв оковы, сам же стал ждать прибытия правителя области, знатного сановника Лисия.

Тем временем святой Кирион в тюрьме наставлял своих товарищей: «Сдружившись на войне,— говорил он,— мы теперь становимся друзьями о Господе, чтобы не разлучаться во веки и вместе совершить христианский подвиг».

Совет

Прошло семь дней. По прибытии Лисия святых воинов вызвали на судебное разбирательство. Им вновь предлагали почести и награды, чтобы они совершили языческие жертвоприношения.

Но святые ничуть не поколебались, твердо исповедуя веру в воплотившегося Сына Божия — Господа Иисуса Христа. В тюрьме, куда их увели, воины стали петь 122-й псалом: «К Тебе возведохом очи наши. Живущему на Небеси».

В 6-м часу утра был им свыше глас Господень: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11, 25—26). Дерзайте, и не бойтесь мук кратковременных».

Когда их вновь привели на допрос, они заявили: «Мы, христиане, идолам не поклонимся, делайте с нами что хотите». И видели они, как диавол, с мечом в правой и змеей в левой руке, наклоняясь к Агриколаю, шепнул ему: «Ты уже мой, старайся».

Агриколай велел связать всех воинов и вести их к озеру, бывшему близ города Севастии. Стояла зима, дул сильный ветер. Воинов раздели донага и поставили на льду посреди озера (в числе стражников был и тюремный сторож). День уже клонился к закату.

На берегу топили баню: на случай, если кто не выдержит и захочет отречься, чтобы сразу мог и согреться в этой бане.

Ночью от мороза и сильного ветра тела воинов обледенели. Один из них в первом часу ночи не выдержал и, бросив своих товарищей, пошел к бане, но как только он с мороза очутился в тепле, так сразу «оттаял» и пал замертво. Святые же мученики молили Господа укрепить их. В третьем часу ночи заблистал над ними теплый свет, настолько теплый, что растопил лед.

В это время вся охрана спала, кроме тюремного сторожа по имени Аглаий. Он слышал их молитвы и размышлял про себя, как это тот, прибежавший из холода в тепло, помер, а эти, на таком морозе стоя, еще живы. Пораженный внезапным светом над мучениками, он возвел глаза к источнику света и увидел тридцать девять венцов, сходивших с неба.

Аглаий догадался, что тот, прибежавший в баню, отвержен от лика святых. Он немедленно разбудил спящую стражу, сбросил с себя одежду и побежал к тем 39-ти, громко крича: «И я христианин!» И, став между ними, воззвал: «Господи, в Тебя верую, причти меня к числу этих мучеников Твоих!» И снова их стало сорок человек — сошел и сороковой венец, и посрамлен был диавол.

Они же стояли все вместе и пели 11-й псалом: «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный».

Обратите внимание

На следующий день, удивленные тем, что святые не замерзли за ночь, мучители приписали это особому искусству, которому они где-то научились. Когда же увидели тюремного сторожа и узнали от других охранников, в чем дело, то пришли в ярость. Святым мученикам перебили голени железным молотом.

Читайте также:  Пророк иезекииль

Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться.

Святые мученики, умирая, свидетельствовали, что души их избежали работы вражией и что умирают они со Христом и во Христе.

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте.

Собрав все кости, их перенесли в подобающее место.

Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.

Источник: https://akafist.ru/saints/40-mch-sevastijskih/

22 марта — день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся / Статьи / Патриархия.ru

21 марта 2009 г. 18:00

В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками.

Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там.

Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

Важно

В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества.

Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами.

Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть.

Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов.

Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через 7 дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями.

Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет.

Совет

Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, войны же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Для обольщения мучеников на берегу устроили баню.

В первом часу ночи, когда холод достиг крайней лютости и тела святых обледенели, один из сорока не выдержал подвига и побежал в баню. Но только он вступил на ее порог и ощутил теплоту, как сразу же упал и умер.

Видя это постыдное бегство святые мученики стали усиленно молиться, чтобы Господь укрепил их.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере потеплела. В это время сторожившие мучеников спали, бодрствовал только один темничный сторож Аглаий.

Он размышлял над тем, что видел: отделившийся от мучеников тут же погиб, а остальные при лютом холоде оставались живы и невредимы. Поразившись светом, который осиял святых мучеников, он поднял голову вверх и увидел 39 пресветлых венцов, которые опускались на головы страдальцев.

Удивившись, что их не 40, по числу подвергшихся страданиям, а 39, он понял, что не достает одного венца, потому что бежавший в баню отвержен от лика святых.

Немедленно разбудил он спавших стражников, сбросил с себя одежду и на глазах всех побежал в озеро, восклицая: «И я христианин!» Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Обратите внимание

Утром пришли мучители и увидев, что святые живы и не пострадали от холода приписали все это волшебству. Они удивились, что среди них оказался темничный страж и впали в ярость. Святых мучеников приговорили вывести из озера и подвергнуть новому истязанию — перебить им голени молотами.

Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение.

Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей.

Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников.

Но когда костер сгорел до тла, кости святых мучеников остались целы. Но мучители не успокоились, боясь что христиане будут поклоняться святым мощам, они решили бросить их в реку. Господь сохранил в воде все кости мучеников в целости.

По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас».

Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки.

Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.

Важно

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/98955

Сорок Мучеников Севастийских — житие, молитва, икона, храм

Христианская вера настолько великая, что многие отдавали за нее жизнь. Очень вдохновляющая история произошла в начале 4 в. — сорок мучеников севастийских показали стойкость и мужество, которые служат примером до сего дня. Их страдания послужили к вечной славе, также способствовали распространению благой вести во все пределы земные.

История

Римская империя была настолько велика, что завоевала почти весь мир. Однако, несмотря на свою просвещенность в вопросах наук, искусства, римляне долгое время оставались идолопоклонниками.

Но постепенно христианство настолько утвердилось, что один из императоров сделал его государственной верой. Но и тогда не все проходило гладко.

Во времена правления Константина существовали и другие правители (они поделили империю на части), самым жадным и коварным был Лициний. Он хотел править один.

Чтобы подготовиться к бунту, Лициний подбил своего военачальника на уничтожение войска — сорок мучеников севастийских были солдатами родом из г. Севастия. В той местности начальником был Агриколай.

Он пытался уговорить воинов принести жертву языческим богам, но те отказались. Тогда их заключили под стражу.

Во время молитвы пленные получили откровение — они будут мучимы, но те, кто проявит стойкость, получат в награду от Христа венцы на небесах.

  • Целую неделю отважные солдаты провели в заключении, но не переменили своего мнения, они готовы были расстаться с жизнью, но только не предать Иисуса: «Он нам дороже всего!» — сказали они на суде.
  • Тогда к воинам применили старую казнь — решили забросать камнями. Однако, невидимая сила отводила из в сторону, ни один осужденный не пострадал.

Житие сорока мучеников севастийских

Такой вид казни показывает, что были у палачей опасения насчет христиан — поскольку и до этого случались неоднократные случаи воскрешения людей, чудесного избавления от самых страшных ран. Довольно часто мучеников удавалось умертвить лишь отсечением головы. Кости солдат были выброшены в воду, но местная община верующих собрала их и с почетом похоронила.

Праздник

В России день сорока мучеников севастийских стал в народе одним из любимых весенних дней. Он приходится на великий пост, согласно народным приметам, весна в этот день начинает вступать в свои права.

Поэтому символика этого дня связана с пробуждением природы. Из теста пекли круглое печенье (в форме светила), а также булочки в виде птичек (жаворонки, тетерки).

Называется день — сороки (ударение на первый слог) — в память о сорока святых.

Приметы и традиции:

  • Во двор, где ласточка свила гнездо, придет удача.
  • Прилетают с юга первые птицы.
  • Выпеченных из теста птиц высаживали на открытое окошко — зазывали весну.
  • Также давали их детям, а те устраивали игры, пение особых «веснянок».
  • Вечером девушки выходили на озеро петь песни.

У некоторых народов в этот день принято наводить порядок, жечь мусор и прыгать через костер. Молодежь до утра шла гулять, возвращалась домой с листьями вербы, которыми надо было похлопать всех домашних с пожеланиями здоровья. Народные традиции праздника сорока севастийских мучеников — не церковные, хотя имеют древнее происхождение.

Храмы сорока севастийских мучеников

Во имя сорока севастийских мучеников возведен не один храм. Средневековая постройка имеется на территории Болгарии. Царь Иван, одержав победу в день памяти святых в 1230 г. посчитал, что этим он обязан молитвам доблестных воинов. Вскоре после постройки церкви в ней был захоронен святой по имени Савва, родом из Сербии. Правда, его останки потом вернулись на родину.

Московская церковь сорока мученикам севастийским была основана в 1645 г., находится на Динамовской ул., 28. Занятые на строительстве рабочие на захотели покидать столицу, откуда появились улицы с названием Каменщики. Вот так история воинов оказалась связана с развитием Москвы. В церкви можно заказать молебен святым, почитать акафист.

Иконография, молитвы

Православную икону, посвященную подвигу солдат из Севастии узнать довольно просто:

  • в центре находятся 40 мужчин, обнаженных до пояса, они стоят бок о бок;
  • некоторые падают, обессиленные, но товарищи поддерживают их;
  • под ногами воинов — вода;
  • над композицией — Иисус Христос, посылающий благословение с небес;
  • с неба спускаются короны (венцы).

Такова композиция большинства икон сорока мучеников севастийских. Иногда святые изображаются погруженными по пояс в воду. На многих образах можно увидеть и предателя, который уходит прочь. Иногда рисуют и обратившегося стражника, который, наоборот, приближается к мученикам.

Молиться сорока мученикам севастийским можно о даровании терпения, помощи в различных неурядицах, при ослабевшей вере. Помогут они также воинам с честью исполнять свой долг перед Родиной и Господом.

Совет

Написаны в память мученического подвига несколько молитв, которые вы найдете на этой странице.

Удивительно, но история донесла до нас все имена святых, среди них много таких, которые используются и в наше время:

  • Николай.
  • Валерий.
  • Илий (Илья).
  • Иоанн (Иван).
  • Кирилл.

Поэтому если дата крещения приходится на 22 марта (или рядом), можно выбрать одно из них в качестве небесного покровителя.

Молитвы сорока мученикам севастийским

Молитва первая 

Молитва вторая

Сорок Мучеников Севастийских — житие, молитва, икона, храм was last modified: Июнь 22nd, 2017 by Bogolub

  1. Главная
  2. /
  3. Описание икон
  4. /
  5. Сорок Мучеников Севастийских —…

Загрузка…

Источник: https://bogolub.info/sorok-muchenikov-sevastijskix-zhitie-molitva-ikona-xram/

Ссылка на основную публикацию